РЖД ПАРТНЕР Подготовила: Л. Грязнова
Транспорт в цифрах Представлены диаграммы и графики пе- ревалки сухих и наливных грузов в морских портах России в январе-сентябре 2012 г.
Вагонный парк: в ожидании чистки рядов Д. Ханцевич Дефицит подвижного состава как главный фактор, определявший конфигурацию рынка, ушел в прошлое. И все очевиднее становится, что действовавшие до недавних пор инструменты балансировки постепенно теряют свою эффективность. Необходим пересмотр как бизнес-стратегий его непосредственных участников, так и инструментов государственного регулирования системы в целом.
Ажиотажа больше нет К. Александрова С начала этого года на рынке наблюдает- ся падение спроса на подвижной состав, эк- сперты поговаривают даже кризисе в ваго- ностроении. Но есть ли он на самом деле?
Дешево и... открыто! Д. Ханцевич Мистическим образом большинство отрас- левых дискуссий, призванных найти перво- причину возникающих на сети проблем, так или иначе приходит к обсуждению ценооб- разования на новый подвижной состав. По большому счету бремя его приобретения не- сет каждый участник перевозочного процес- са, который включает данные издержки в се- бестоимость своих товаров и услуг. При этом в отношении стоимости вагонов мнения гру- зоотправителей и операторов совпадают поч- ти полностью. Иначе как запредельной ситу- ацию практически никто не называет.
От идеалов - к практике Г. Ведерников Идея о самоорганизации рынка предос- тавления железнодорожного подвижного состава под погрузку путем объединения в рамках некоего сообщества всех его участ- ников, а также регуляторов и экспертов пред- ставляется довольно утопичной. Каким обра- зом хозяйствующие субъекты, имеющие пря- мо противоположные интересы, будут выра- батывать единые условия оборота услуг по перевозкам грузов?
Независимые эксперты против приватизации тяги Е. Солнцев Целевая модель рынка грузовых железнодорож- ных перевозок до 2015 года предполагала проведе- ние исследований, в которых бы оценивалась целе- сообразность появления института локальных пере- возчиков и дальнейшего развития конкуренции меж- ду ними на отдельных маршрутах. В статье предос- тавляются точки зрения на эту тему независимых экспертов.
Контрейлеры: стадия эксперимента пройдет А. Солнцев Контрейлерные перевозки через Российско – Фин- ляндскую границу на регулярной основе ОАО "РЖД" планирует начать в 2013 году. Это выгодно с точки зрения государственных интересов, потому что поз- волит разгрузить автотрассы, связывающие две стра- ны. Это выгодно и ОАО "РЖД", поскольку предоставит грузовладельцам более качественный сервис.
Что он нам несет, новый поворот? А. Солнцев За 9 месяцев текущего года погрузка на сети железных дорог выросла до 967 млн т, что на 3,5% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Основную прибавку обеспечили нефть, уголь и строительные материалы. Вместе с тем произошла переориентация части грузопотоков с Дальнего Востока и Юга в направлении морских портов Северо-Запада.
Вызовы и риски для ФПК О. Перепелица Итоги летнего сезона показывают, что ОАО "Федеральная пассажирская компания" удалось переломить сложившуюся в последние годы тенденцию снижения пассажирооборота. Однако в обозримом будущем железнодорожному транспор- ту не избежать возрастающего конкурентного давления со стороны АВИА - и автоперевозчиков. Предотвратить риски потери доли рынка призвана Стратегия развития ОАО "ФПК" в период до 2030 года. Но ее реализация носит вариативный характер и во многом будет зависеть от макроэкономичес- ких показателей.
Налог на качество Е. Дмитриевская Начиная с сентября текущего года за все иност- ранные автомобили, ввозимые в Россию, придется платить утилизационный сбор. Введение нового нало- га, по мнению участников рынка, подтолкнет к росту ставки на услуги автоперевозчиков.
Порты наверстывают Е. Егорова Как и предполагали эксперты, ситуация в российских морских портах сегодня развивается по сценарию "в одном месте убывает, в другом - прибывает". Так, сухогрузы, выс- тупавшие в течение года основным драйвером роста, немно- го сдали позиции, тогда как нефтеналив впервые за долгое время показал положительную динамику. Однако обнаде- живает, что по итогам 9 месяцев 2012-го отечественные стивидоры вновь вышли на тот темп прироста, который де- монстрировали на протяжении I полугодия.
Стивидоры ждут у моря хорошей погоды А. Солнцев В III квартале года в сегменте подъемных кранов наблюдался рост спроса, а в секторе погрузчиков - снижение. Что объясняется общей неустойчивостью экономической ситуацией в мире. Подстраховываясь, стиви- доры вкладывают средства только в самые неотложные проекты.
Транзитный мост между Европой и Азией А. Салтанов ОАО "РЖД" намерено активизировать вза- имодействие с зарубежными партнерами для развития международных проектов, которые помогут привлечь дополнительные объемы транзита и стать основой для создания проч- ного моста между Европой и Азией через территорию России.
Главная проблема - подвижной состав Е. Дмитриевская Несмотря на падение производства в текущем году, рост объемов перевозок торфа ЗАО «ВяткаТорф" (компании с десятилетней исто- рией, входящей в ЗАО "Комплексные энерге- тические системы") составил 13%. Основная проблема, с которой компании приходится сталкивать- ся при отправке продук- ции по сети РЖД, - это морально и технически устаревший подвижной состав.
Спрос и предложение снова не сошлись К. Александрова В 2012-м, по прогнозам аналитиков, должен был практически полностью быть ликвидирован дефицит, наблюдавшийся в прошлом году на рынке складской недвижимости. Однако этого не произошло. Количество вакантных площадей уменьшается, а ставки аренды по-прежнему остаются на высоком уровне.
Бережливость - вежливость перевозчика А. Солнцев Проводимый в 2012 году энергетический аудит призван помочь ОАО "РЖД" уточнить программы энергосбережения. Без этого сложно представить дальнейшее развитие компании, как, впрочем, и всей экономики России.