Сысоев А.В. Председатель Комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями, профессор, доктор технических наук О выполнении Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года 596 "О долгосрочной государственной экономической политике": задачи и направления действий государства и бизнес-сообщества
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года 596 поставлены следующие задачи : Создание высокопроизводительных рабочих мест в стране к 2020 году – 25 млн. мест Увеличение инвестиций в экономику: к 2015 г. – 25% к 2018 г. - 27%
Увеличение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции во внутреннем валовом продукте к 2018 году – в 1,3 раза против уровня 2011 года Увеличение производительности труда к 2018 году – в 1,5 раза против уровня 2011 года Повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.
Для достижения заданных параметров развития страны предлагается разработать и утвердить в течение 2012 г. и до г. ряд нормативных актов в сфере социально-экономической политики
1. Утвердить прогноз долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2030 года, а также госпрограммы по направлениям : здравоохранение образование культура социальная поддержка населения развитие науки и техники развитие транспортной системы
2. Мероприятия в области бюджетной и налоговой политики: формирование механизма использования нефтегазовых доходов использование средств Резервного фонда и Фонда благосостояния упрощение бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных категорий предварительное публичное обсуждение размещаемых заказов для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей
3. Мероприятия в области приватизации и управления госимуществом: утвердить план приватизации федерального имущества выход государства из капитала компаний "несырьевого сектора" ограничение приобретения государственными компаниями других хозяйственных объектов завоевания передовых позиций в отдельных сегментах мировых рынков авиационной, судостроительной, информационно- коммуникационной и космической техники
4.В области предпринимательской деятельности: сокращение сроков прохождения процедур и стоимости этих процедур в сферах государственного регулирования: строительство подключение к сетям меры налогового стимулирования и налоговое администрирование таможенное регулирование
внедрение системы оценки эффективности чиновников на федеральном, региональном, муниципальном уровне утверждение комплекса мер, направленных на подготовку и переподготовку управленческих кадров создание института уполномоченного по защите прав предпринимателей обязательный публичный технологический и ценовой аудит всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием
создание механизма государственных гарантий под инвестиционные проекты создание механизма привлечения иностранных организаций, владеющих новыми технологиями, в Россию для участия в строительстве автодорог исключение уголовного преследования при решении хозяйственных споров
5. По вопросу модернизации и инновационного развития экономики: до г. предусмотреть в государственных программах мероприятия по развитию национальной инновационной системы до 2020 года создание системы технологического прогнозирования, ориентированной на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики
утвердить до г. госпрограммы: развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности космической деятельности развития фармацевтической и медицинской промышленности развития судостроения развития электронной и радиоэлектронной промышленности развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции
осуществить корректировку стратегий, направленных на модернизацию и развитие ведущих секторов экономики представить до г. предложения по ускорению социально- экономического развития Сибири и Дальнего Востока, предусмотрев обеспечение транспортных связей труднодоступных территорий
В Указе установлены задания по экономическим и социальным параметрам В то же время, в нем только приводится перечь нормативных актов или будущих постановлений Правительства РФ, которые планируется разработать Необходимо активное участие делового сообщества в разработке этих документов с тем, чтобы принимаемые меры действительно заложили основу для модернизации экономики.
Проблемы, требующие внимания государства с целью обеспечения ускоренной модернизации экономики: 1. Первым условием успешной модернизации экономики является постановка цели. Для достижения поставленных задач нужен Федеральный закон «О государственном стратегическом планировании», который включал бы разделы, посвященные прогнозированию, стратегическому, индикативному и целевому планированию на 3,5,10 лет – в том числе по регионам, муниципальным образованиям, отраслям.
Практически во всех развитых государствах имеются агентства планирования, которые готовят долгосрочные планы развития: страны отраслей регионов Такое планирование должно быть привязано к территориям В Свердловской области есть опыт планирования, разработаны соответствующие программы. Их выполнение нужно контролировать, осуществлять мониторинг и добиваться их выполнения вне зависимости о того, кем и когда эти планы разработаны.
2. Финансовые источники модернизации экономики. Такими источниками могут служить: амортизационные отчисления кредиты банков собственная прибыль предприятий бюджетные средства иностранные инвестиции биржевые деньги Необходимо просчитать, какой объем инвестиций нам нужен для модернизации экономики до 2020 года, какова структура этих инвестиций и реальные возможности их получения.
Амортизационные отчисления в России не пересчитываются минимум с 1999 года. Сегодня доля амортизационных отчислений в инвестициях составляет: Европа – 51% Россия – 14-20% В связи с этим, необходимо принять отдельный Федеральный закон «Об амортизационной политике», чтобы амортизационные отчисления стали основой инвестиционного процесса и обязательным условием для развития промышленного бизнеса.
Стоимость банковских кредитов в России в 2-3 раза выше европейских показателей : в Европе - 3-5% в России – 12-15% При этом залоговые обязательства по кредиту превышают размер самого кредита в 3-4 раза. Таким образом, малому и среднему бизнесу абсолютно невозможно взять кредит. Поэтому необходимо либо снижать ставку рефинансирования ЦБ РФ до 3- 4%, либо субсидировать процентную ставку для вновь строящихся инновационных объектов.
В вопросе бюджетного инвестирования необходимо определить приоритетные отрасли для вложения бюджетных средств в инвестиционные проекты, которые бы формировали внутренний спрос и расширяли рынок для российских производителей. Биржевые деньги внутри страны не работают, и доступ к ним имеют не более 70 компаний. Механизм инвестирования биржевых доходов в экономику России совершенно не отработан.
В целом нам нужна государственная концепция, предусматривающая меры, которые обеспечивают доступность финансовых источников и приемлемую стоимость заемных средств («цену денег»).
3. Основой модернизации экономики должны стать промышленность и аграрный комплекс. В связи с этим необходимо принятие Федерального закона: «О государственной поддержке развития промышленности и аграрного комплекса».
4. Требуется разработка кластерной политики в стране, регионе, муниципальных образованиях и формализация отношений между государством и бизнесом в виде контрактной системы между отраслевыми, кластерными союзами и государством на уровне РФ, региона, муниципальных образований. В Австрии кластерные объединения дают 60% ВВП страны. В России кластерная политика только начинает обсуждаться
5. Решение процедурных вопросов для оживления инвестиционного климата Отсутствует прозрачность в вопросе количества и сроков прохождения процедур при реализации инвестиционных проектов на этапе до начала строительства. Необходимо разрабатывать «дорожные карты», в соответствии с которыми должно быть сокращено количество процедур и сроки их прохождения. Вся необходимая информация должна быть размещена в сети Интернет на сайтах государственных органов.
Документы должны подаваться в госорганы по принципу «одного окна» и через определенное время возвращаться инвестору полностью оформленными. По срокам и количеству процедур мы должны укладываться в рамки, установленные в Европе: 15 процедур и 150 дней на их прохождение. В России этот показатель составляет 51 процедуру и 705 дней на их прохождение.
5.2. Необходимо вернуться к проблемам: высокой кадастровой стоимости земли привязки роста тарифов естественных монополий к уровню инфляции.
5.3. Информация о стимулирующих мерах по реализации инвестиционных проектов также должна размещаться в сети Интернет в свободном доступе и давать полное представление о механизме их получения (т.е. также необходимо наличие «дорожной карты»)
6. Необходим отдельный Федеральный закон «О непрерывном профессиональном образовании взрослого работающего населения». Следует довести показатели ежегодной переподготовки работающего населения до 60-70% от общего числа работников. в России в 2010 г. этот показатель составил 7% в Австрии и Финляндии он достигает 82-87%
Для достижения таких показателей переподготовки кадров требуются: центры переподготовки методические документы по организации переподготовки обязательная отчетность предприятий и государственных служб по охвату переподготовкой работающего населения (от общего числа) и объему проводимых мероприятий
7. Вопрос о рынках сбыта и стимулировании внутреннего спроса Эта проблема не нашла отражения в Указе Президента России и практически остается не обсуждаемой. Между тем, при открытии новых производств необходимо всегда ориентироваться на наличие спроса с учетом цены и качества выпускаемой продукции. Следует изучить этот вопрос на уровне региона – он мог бы стать предметом обсуждения на заседании Комитета или на отдельной конференции.
Проблемы, требующие решения: государственное планирование и прогнозирование финансовые источники и их доступность господдержка промышленности и АПК кластерная политика контрактная система взаимоотношений между государством и бизнесом проблемы процедурных барьеров непрерывное профессиональное образование взрослого работающего населения моногорода рынки сбыта и стимулирование внутреннего спроса
Федеральные законы, которые необходимо принять: «О государственном стратегическом планировании и прогнозировании» «Об амортизационной политике» «О государственной поддержке развития промышленности и аграрного комплекса» «Об отраслевых контрактах между государством и бизнес-сообществом» «О непрерывном профессиональном образовании взрослого работающего населения»
Место России в Рейтинге Doing Business («Ведение бизнеса») Всемирного банка и Международной финансовой корпорации ПП Место в рейтинге Общее место Регистрация предприятий Получение разрешений на строительство178 4Подключение к системе электроснабжения Регистрация собственности4546 6Кредитование Защита инвесторов Налогообложение Международная торговля Обеспечение исполнения контрактов1311 Разрешение неплатежеспособности6053
Наша цель – обсудить существующее положение в экономике и подготовить свои предложения по совершенствованию экономической политики и принимаемых стратегических нормативно- правовых документов, как на уровне региона, так и на уровне России.
Эти предложения мы постараемся озвучить: на региональном уровне (через Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Губернатора и Правительство Свердловской области) на федеральном уровне (через Российский союз промышленников и предпринимателей).