Фармацевтический рынок в зеркале цифр Посткризисная экспансия аптечных сетей Демидов Николай Генеральный директор ЦМИ «Фармэксперт»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
The market Российский фармрынок в гг. Испытание на прочность Николай Демидов Генеральный директор «Фармэксперт» 16я международная выставка «Аптека»,
Advertisements

Ротация игроков на рынке аптечного ритейла Алексей Могила независимый консультант интернет-портала MAGAZAN.ru.
Шуляк Сергей Генеральный директор DSM Group. Источник: DSM Group 9месяцев, 2009 год (факт): рост есть.
ЦЕНА АПТЕКИ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ Шуляк Сергей DSM Group РАФМ 14 апреля 2009 года.
Влияние регулирования цен на ЖНВЛП на фармацевтический рынок Руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга ЦМИ «Фармэксперт» Беспалов.
Кузин Александр Генеральный Директор DSM Group февраля 2009г. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ МОЗАИКА.
Кузин Александр Генеральный Директор DSM Group февраля 2009г. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ МОЗАИКА.
Шуляк Сергей Генеральный директор DSM Group 3 декабря 2012.
Жизнь взаймы: Аптеки на фармрынке Шуляк Сергей Генеральный директор DSM Group.
Пути развития российской аптечной системы Н. Беспалов, руководитель отдела рейтинговых проектов ЦМИ «Фармэксперт »
© Информационно-аналитический центр при газете "Фармацевтический вестник" 1 Методика расчета объема российского рынка ЛС в денежном выражении.
ЖИЗНЬ замечательных аптек к.ф.н. Давид Мелик-Гусейнов, ЦМИ «Фармэксперт»
ДЛО и коммерческий рынок: взаимное влияние Спикер: Кузин Александр Генеральный директор DSM Group 25 октября 2006 года Ритейл из будущего взгляд из настоящего.
Кузин Александр генеральный директор DSM Group декабря 2008г.
Оценка влияния регуляторных изменений на российский фармацевтический рынок Велданова М.В., д.м.н., вице-президент Ипсен-Фарма по России х = ?!
Восемь лет настройки цен – от НДС к ЖНВЛС регулирование цен на ЛС, российский опыт Беспалов Николай руководитель департамента аналитических исследований.
Кузин Александр Генеральный Директор DSM Group 18 февраля 2008г. Фармрынок России: возможности и угрозы.
Беспалов Николай Директор по исследованиям и консалтингу ЦМИ «Фармэксперт» Российский фармацевтический рынок по итогам 1 полугодия 2012 г. Основные тенденции.
1 ДЛО и коммерческий рынок: взаимное влияние Спикер: Кузин Александр Генеральный директор DSM Group 25 октября 2006 года Фармрынок России: эволюция видов.
Рынок БАД в России: состояние и перспективы развития Нечаева Юлия DSM Group 17 апреля 2008 года.
Транксрипт:

Фармацевтический рынок в зеркале цифр Посткризисная экспансия аптечных сетей Демидов Николай Генеральный директор ЦМИ «Фармэксперт»

Тенденции в сфере сетевой розничной торговли ЛС Источник: ЦМИ «Фармэксперт» ставка на рост в ущерб прибыльности изменение потребительских предпочтений пациентов сложности с доступом к заёмным средствам резкий рост цен на ЛС, связанный с девальвацией рост доли небольших сетей, и неорганизованной розницы высокая долговая нагрузка низкий уровень сервиса регулирование цен на ЖНВЛС массовое закрытие убыточных точек снижение рыночной доли лидеров отрасли

Доля сетевого фармретейла размывается второй год подряд Источник: ЦМИ «Фармэксперт»

Точка роста сместилась в регионы Источник: ЦМИ «Фармэксперт» Прирост продаж 1-2 кв к 1-2 кв г. в рублях, %

Фармацевтические блокбастеры сетевого ретейла – сегодня и три года назад* ЖНВЛС/ЖНВЛП Источник: ЦМИ «Фармэксперт» *по данным розничного аудита «Фармэксперт» в 2010 (январь-октябрь) и в 2007гг. Торговая маркаДоля рынка, % Средневзвешенная розничная цена, руб. АРБИДОЛ4,4198,7 КОНКОР2,3273,5 МЕЗИМ ФОРТЕ1,896,3 НО-ШПА1,7127,9 СУМАМЕД1,4408,7 МЕКСИДОЛ1,4353,8 ГЕПТРАЛ1,31792,5 ДЮФАСТОН1,3533,1 ДИРОТОН1,2199,9 ВИФЕРОН1,2245,1 Торговая маркаДоля рынка, % Средневзвешенная розничная цена, руб. АРБИДОЛ3,7158,6 МЕЗИМ ФОРТЕ1,859,0 НО-ШПА1,887,1 МЕКСИДОЛ1,6421,8 КАВИНТОН1,4179,5 ГЕПТРАЛ1,41424,2 СУМАМЕД1,3338,4 КОНКОР1,3232,8 ВИФЕРОН1,2291,4 ЭНАП1,180, новый подход к регулированию цен не изменил существенно структуру потребления – в ТОП-10 вошло всего 2 новых торговых марки (Дюфастон и Диротон) лидером по темпам роста розничной цены стала самая «дешевая» ТМ в ТОП-10 – Мезим Форте – на 63% 2 из 3 российских ТМ в ТОП-10 показали снижение средней потребительской цены (Мексидол – на 16%, Виферон – на 16%)

Фармацевтические блокбастеры сетевого ретейла – сегодня и три года назад* ОТС Источник: ЦМИ «Фармэксперт» *по данным розничного аудита «Фармэксперт» в 2010 (январь-октябрь) и в 2007гг. Торговая марка Доля рынка, % Средневзвешенная розничная цена, руб. АРБИДОЛ2,85198,69 ЭССЕНЦИАЛЕ1,81475,60 НУРОФЕН1,39123,66 ЛИНЕКС1,37286,10 ПЕНТАЛГИН1,3582,53 ТЕРАФЛЮ1,30245,67 МЕЗИМ ФОРТЕ1,2096,29 ОЦИЛЛОКОКЦИНУМ1,18261,78 НО-ШПА1,01122,08 АНАФЕРОН1,00135,34 Торговая маркаДоля рынка, % Средневзвешенная розничная цена, руб. АРБИДОЛ2,57158,60 ВИТРУМ1,49245,65 ТЕРАФЛЮ1,41195,23 ЛИНЕКС1,40153,64 ПЕНТАЛГИН1,3675,60 ЭССЕНЦИАЛЕ1,27246,48 МЕЗИМ ФОРТЕ1,2659,02 НО-ШПА1,1180,49 АНАФЕРОН1,06113,19 ТЕРПИНКОД0,95115, За 3 года в ТОП-10 поднялись две новые ТМ – Нурофен и Оциллококцинум В ОТС динамика цены остается одним из важнейших драйверов роста продаж – розничные цены на все ТМ выросли от +9% (Анаферон) до +93% (Эссенциале) Витрум и Терпинкод потеряли свои позиции в ТОП-10. В первом случае неудача связана с возросшей конкуренцией в секторе, во втором – с изменением статуса препарата

Блокбастеры сетевого ретейла – сегодня и три года назад* БАД Источник: ЦМИ «Фармэксперт» *по данным розничного аудита «Фармэксперт» в 2010 (январь-октябрь) и в 2007гг. Торговая марка Доля рынка, % Средневзвешенная розничная цена, руб. ТУРБОСЛИМ4,25177,4 АЛФАВИТ3,06207,0 СЕАЛЕКС2,32673,8 СОФЬЯ2,25126,4 ГЕМАТОГЕН2,0611,9 КАПИЛАР2,04179,7 ФИТОЛАКС1,8194,6 ЧЕРНИКА-ФОРТЕ1,6098,3 ОВЕСОЛ1,58146,4 ПУСТЫРНИК1,4088,5 Торговая маркаДоля рынка, % Средневзвешенная розничная цена, руб. КАПИЛАР4,80159,2 ТУРБОСЛИМ3,20150,9 СОФЬЯ3,1389,4 АЛФАВИТ2,84133,5 ЧЕРНИКА-ФОРТЕ2,0575,4 ОВЕСОЛ2,04120,8 ГЕРИМАКС1,91277,6 ГЕМАТОГЕН1,848,4 СЕАЛЕКС1,56826,1 МУЛЬТИ-ТАБС1,51247, за 3 года в ТОП-10 поднялись две новые ТМ – Фитолакс и настойка Пустырника свои позиции в категории БАД сдали экс-ЛС препараты мультивитамины Мульти-Табс и Геримакс снижение цены зафиксировано только у ТМ Сеалекс; по другим участникам ТОП-10 рост составил от 13% (Капилар), до 55% (Алфавит)

На розничном рынке доля ассортимента ЖНВЛС сокращается январь-октябрь 2009 январь-октябрь 2010 ЖНВЛС не ЖНВЛС Источник: ЦМИ «Фармэксперт»

ЖНВЛП вместо ЖНВЛС, новый подход к регулированию ценообразования привел к отрицательной динамике маржи Источник: ЦМИ «Фармэксперт» ЦЕНА +25% ЖНВЛП не ЖНВЛП +25% МАРЖА +23,7% +1,6% +10% -13% -16% (апрель-октябрь) ЦЕНА МАРЖА

Динамика средних цен на ЛС Источник: ЦМИ «Фармэксперт»

Розничная наценка снижается по основным ассортиментным группам Источник: ЦМИ «Фармэксперт» Размер розничной наценки в 1-2 кв. 2010, %

Прибыль аптечных учреждений снижается – стимул для роста цен? Средняя валовая прибыль от продажи основных ассортиментных групп товаров в расчёте на одно аптечное учреждение, тыс. руб Источник: ЦМИ «Фармэксперт»

Прибыль аптечных учреждений снижается – изменение ассортимента? Национальные Межрегиональные Региональные Источник: ЦМИ «Фармэксперт»

Прибыль или развитие? Источник: ЦМИ «Фармэксперт» 144 тыс. руб. в месяц Аренда, коммунальные платежи Заработная плата Налоги и штрафы Инвестиции в оборотный капитал Чистая прибыль Среднемесячная валовая прибыль от продажи ЛС в расчёте на 1 аптеку по итогам 1-2 кв БАДКСИМН Мед. тех и т.д

Темпы экспансии крупнейших аптечных сетей России в 2008, 2009, 1-2 кв гг. Источник: ЦМИ «Фармэксперт»

Развиваются сети, имеющие доступ к стабильным (внешним) источникам финансирования Источник: ЦМИ «Фармэксперт» средства, вырученные от IPO компании Протек сотрудничество с крупнейшим российским продуктовым ритейлером X5 Retail Group капитал финского инвестора – дистрибьютора Ориола КД средства акционеров, в т.ч. дистрибьюторского подразделения компании средства фармдистрибьютора Катрен

ТОР-10 аптечных сетей по итогам 1-2 кв г. Источник: ЦМИ «Фармэксперт» Аптечная сеть Расположение головного офиса Количество аптечных учреждений на 1 июля 2010 Доля на рынке ЛС, 1-2 кв. 2010, % Доля на рынке ЛС, 1-2 кв. 2009, % Прирост продаж ЛС сетью, 1-2 кв. 2010/1-2 кв. 2009, % Аптеки 36,6 Москва 9992,263,29-24 Ригла (включая О3) Москва 6091,862,43-15 Фармакор Санкт-Петербург 4051,651,87-2 Имплозия Самара 6631,431,68-6 Фармаимпекс Ижевск 2320,980,6957 Радуга Санкт-Петербург 5230,90 11 Сеть аптек А5 Москва 3530,870,6940 Вита Самара 3090,820,97-7 Доктор Столетов Москва 4110,800,93-5 Первая помощь Санкт-Петербург 1600,770,7315

Развитие аптечных сетей в 2010г. Источник: ЦМИ «Фармэксперт» быстрое восстановление сегмента за счёт активного развития новых игроков, а так же крупных региональных сетей конкуренция за лидерство на национальном уровне - на первое место, кроме «36,6», претендуют такие компании как «Ригла», «Сеть аптек А5» и др. новая волна поглощений региональных аптечных сетей и (в приоритете сети от 10 до 50 АУ) приватизация аптечных сетей как инструмент быстрой экспансии увеличение активности сетей ассоциативного типа (Alphega и др.) увеличение инвестиций дистрибьюторов в сетевую розницу

Что ждет аптечные сети завтра? Определяющие факторы Источник: ЦМИ «Фармэксперт» Регуляторные аспекты законодательный статус аптечной сети влияние изменений регулирования в налоговой сфере на ситуацию в секторе в 2011г. антимонопольное регулирование, как возможный барьер для развития сетевого бизнеса долгосрочное влияние ограничений ценообразования на ЖНВЛП расширение/сужение ассортимента и возможная потеря эксклюзивности как канала продаж (БАД, ОТС)

Что ждет аптечные сети завтра? Определяющие факторы Источник: ЦМИ «Фармэксперт» Рыночные аспекты истории успеха важны для привлекательности секторов и инвесторов роль и значение аптечных сетей в товаропроводящей цепочки: политика в отношении производителей и дистрибьюторов постоянно трансформируется расположение и доступность аптек сети – движение «вместе с FMCG и продуктовым ретейлом» обеспечивает наиболее качественный контакт с потребителем важность формата и позиционирования сети: социальные и дискаунтеры, аптеки для среднего класса и аптечные супермаркеты – выбирая позиционирование сеть определяет свою нишу на длительный период

Спасибо за внимание!