ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ И ПРОГРАММАХ А.А. Шехонин, проректор В.А. Тарлыков, профессор Национальный исследовательский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных.
Advertisements

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ЗАВ. УМО СМИ РЕАВИЗ Е.Ю. СЫРЦОВА.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ В УНИВЕРСИТЕТЕ А.А. Шехонин – проректор, Санкт-Петербургский национальный исследовательский.
Особенности и изменения государственной аккредитации вузов Круглый стол РГПУ им. А.И. Герцена А.А. Шехонин, проректор НИУ ИТМО Санкт-Петербургский.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
© Подходы к разработке модели АПИМ для оценки освоения требований ФГОС Капустин А.В., Масленников А. С., Петропавловский М.В. Национальное аккредитационное.
Разработка ООП университетами, самостоятельно устанавливающими образовательные стандарты и требования А.А. Шехонин Проректор СПбГУ ИТМО.
Разработка и внедрение самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и инновационных программ Результаты анализа отчетов НИУ/ФУ за 2010 г.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии.
Разработка и внедрение самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и инновационных программ Результаты анализа отчетов НИУ/ФУ за
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет.
Формирование и оценивание компетенций выпускников в образовательных программах на основе ФГОС ВПО А.А. Шехонин, проректор НИУ ИТМО Санкт-Петербургский.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Основная образовательная программа: требования к содержанию и оформлению, порядок согласования и утверждения.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ И ПРОГРАММАХ А.А. Шехонин, проректор В.А. Тарлыков, профессор Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики НИУ ИТМО 9 февраля 2012 Санкт-Петербург

«ПИРАМИДА» КОМПЕТЕНЦИЙ КОМПЕТЕНЦИИ НАВЫКИ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА (психофизические особенности, мотивация, установки, дисциплина и др. УМЕНИЯ ЗНАНИЯ

Рамочный характер компетенций выпускника по ФГОС ВПО - по структуре два крупных класса – общекультурные и профессиональные, большое число до компетенций (есть в ФГОС до компетенций) - неоднозначность и сжатость формулировок - слабая дифференциация и операционализация по уровням освоения и образования - неадекватность связи требований к результатам обучения по циклам дисциплин и разделам ООП с компетенциями выпускника просто дублируют их или носят явно содержательный характер образования

Формирование и оценивание результатов обучения и компетенций КМВ вуза Укрупнение Кластеризация компетенций ООП ПОРТФОЛИОРО ВКР ИГА Защита ВКР ГосэкзаменДИПЛОМ Портфолио компетенций Тарификатор Дескрипторы РО З У Лк Кластеры компетенций Руководитель, Рецензент ФГОС ВПО

Реализация ООП на основе ОС КМВ вуза ФГОС ВПО ОС ВПО НИУ ИГА Защита ВКР ГосэкзаменДИПЛОМ РеализацияООП

Причины разработки НИУ образовательных стандартов (ОС) -несоответствие ФГОС ВПО целям и задачам программы развития НИУ, подготовки ООП конкурентоспособных специалистов по приоритетным направлениям -несоответствие требований к структуре ООП (результаты обучения, структура и объемы циклов и др.) -недостатки формулирования компетенций ФГОС ВПО

Построение КМВ по профилю ООП вуза - дополнить задачи профессиональной деятельности ФГОС ВПО за счет разработки вузовской части задач с учетом профиля подготовки бакалавра или специализации магистра - разработать совокупность компетенций для вузовской части структуры ООП с учетом профиля подготовки бакалавра (магистра) - объединить компетенции базовой и вузовской частей ООП и структурировать их по группам (кластерам) - операционализация компетенций в форме признаков их проявления на уровне умений и профессионально ориентированных действий - построить компетентностную модель подготовки бакалавра (магистра) для реализации ООП и ИГА.

Кластеризация компетенций выпускника для ИГА Укрупненная компетенция Компетенция К1 Компетенция К3 Компетенция К2 Компетенция К1,1 Компетенция К1,2 Компетенция К1,3 Кластер компетенций

1. Готовность структурировать знания, формулировать и обосновывать задачи исследования, разработки и управления. 2. Готовность использовать основные методы и прикладные программные средства для математического моделирования, инженерно- технологических расчетов и организационно- управленческих задач. 3. Способность решать комплексные инженерные задачи, достигая обоснованных результатов и выводов, используя знания математики, естественных и инженерных наук. 4. Умение проводить исследование научных и производственных задач, в том числе путем проектирования экспериментов, анализа и интерпретации данных, синтеза и обработки информации для получения обоснованных и корректных выводов. 5. Готовность критически оценить оригинальность и новизну собственных результатов, научных, конструкторских, технологических и управленческих решений. КЛАСТЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА

КЛАСТЕРЫ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА 1. Способность качественно оформить пояснительную записку и представить содержательную презентацию результатов исследований и разработки. 2. Понимание профессиональной этики и норм, готовность работать индивидуально и в команде, обладание профессиональным мировоззрением. 3. Демонстрирование понимания вопросов экологии, безопасности, энергосбережения и осознания последствий инженерной деятельности.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (умения, профессионально ориентированные действия) Компетенция Умения, действия УД1 Умения, действия УД3 Умения, действия УД2 Умения, действия УД1,1 Умения, действия УД1,2 Умения, действия УД1,3

Описание наблюдаемых признаков проявления компетенций выпускника для разработки ООП каково содержание и сущностные характеристики проявления каждой компетенции выпускника до уровня цикла, дисциплины (модуля) ООП; на каких уровнях, с помощью каких результатов обучения и оценочных шкал студент должен продемонстрировать владение компетенцией; как (с помощью какого содержания, объема в з.е., образовательных технологий и т.п.) можно формировать компетенции на основе реализации дисциплин ООП.

Структура компетенций и результатов обучения в ООП в соответствии с ФГОС ВПО КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА Знания Умения Владения Знания Умения Владения Знания Умения Владения Компетенции по дисциплинам (модулям) Знания Умения Владения З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк Компетенции по учебным циклам З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ГСЭ ЕН ОПДПроф. Уровень дисциплин (учебных модулей)

Формирование и оценивание проявления компетенций по дисциплине (модулю) Каково содержание и сущностные характеристики проявления каждой компетенции цикла, в формировании которой участвует данная дисциплина? На каких уровнях должен продемонстрировать студент компетенции и результаты обучения в рамках текущего и промежуточного контроля по дисциплине? Как, на каком содержании дисциплины и с помощью каких образовательных технологий, следует формировать компетенции выпускника вуза? С помощью каких фондов оценочных средств можно оценить уровень сформированности компетенций у студентов по дисциплине?

Спасибо за внимание