Куда и откуда плывут деньги в системе здравоохранения? Mapping финансовых потоков Давид Мелик-Гусейнов к.фарм.н., директор ЦСЭ +7 903 7 555 4 66.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обязательное медицинское страхование: актуальные проблемы модернизации здравоохранения Челябинской области Вербитский Михаил Григорьевич Челябинский областной.
Advertisements

О формировании территориальной программы государственных гарантий на 2013 г. Начальник отдела экономического анализа и формирования сводного бюджета здравоохранения.
Новации бюджетной политики в сфере здравоохранения 1. Переход с 2013 года преимущественно на одноканальное финансирование оказания медицинской помощи (внедрение.
Применение различных способов оплаты в системе обязательного медицинского страхования.
«В годах за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов, осуществляется.
Модернизация здравоохранения Амурской области на годы.
Об основных изменениях в системе обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге.
1 «Модернизация здравоохранения Амурской области на годы» г. Благовещенск 2010 г.
Презентацию подготовили: Ученики 11 «Б» класса МОУ СОШ 2 Смирнов А. Щербаков И. Медведев Д. Кудряшова М. Смирнова А.
Обеспечение населения Тюменской области высокотехнологичной медицинской помощью. Финансирование скорой медицинской помощи за счет средств ОМС. Директор.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЯ 2010.
Региональный проект «Качественное здравоохранение» Министр здравоохранения Пермского края Тришкин Д.В.
Региональный проект «Качественное здравоохранение»
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (Система медицинского страхования была введена Законом РФ «О медицинском страховании граждан в.
Основы медицинского страхования граждан РФ Преподаватель: Помазанова Е.В.
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Новосибирск, 12 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Об устранении замечаний по результатам проверки прокуратурой Иркутской области реализации мероприятий долгосрочной целевой Программы модернизации здравоохранения.
1 МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
Транксрипт:

Куда и откуда плывут деньги в системе здравоохранения? Mapping финансовых потоков Давид Мелик-Гусейнов к.фарм.н., директор ЦСЭ

К 2012 году суммарные расходы, связанные с оказанием медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет государственных источников и источников системы социального страхования, должны дойти до 6.7% ВВП. Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов, 2007г. 29-й сессия Генеральной ассамблеи Международной организации социального обеспечения

Концепция развития здравоохранения к 2010 году реально изменит ситуацию в лучшую сторону, устранит разобщенность и раздробленность государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и воссоздает вертикаль управления. Провозглашены принципы государственной политики в области здравоохранения, согласно которым определяется ответственность Правительства РФ за здоровье населения и обеспечивается доступность и бесплатность гарантированных объемов медицинской помощи. Ставится задача повысить долю государственных расходов на здравоохранение до 5,5 % ВВП Министр здравоохранения Ю. Л Шевченко 2001г. Коллегия Министерства Здравоохранения

Финансовые потоки в сфере здравоохранения – сегодня, завтра и послезавтра Расходы бюджетов всех уровней (трлн. руб) 2,22,22,72,72,94,24,54,85,15,45,7 Доля от ВВП 3,8%4,28%4,13%5,5% Источник: расходы на здравоохранение вырастут по всем источникам, включая федеральный и региональные бюджеты, а также средства Федерального фонда ОМС. С января 2012 года вступил в силу закон о страховании в регионах неработающего населения и введении за них фиксированного платежа в систему ОМС. (+40 млрд. руб ежегодно). В среднем на 30% будут увеличены зарплаты медицинских работников. Средства, полученные от повышения на 2% тарифа страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования (около 230 млрд руб. ежегодно), с 2013 года будут направлены на обеспечение стандартов медицинской помощи, включая зарплату медперсонала, лекарства, питание пациентов. Расходы Федерального бюджета на здравоохранение с 2012 по 2015 годы снижаются с 554,7 до 383,3 млрд. руб. (-30,9%). При этом, предполагается что регионы увеличат расходы на медицину 812,3 млрд. до 1131,3 млрд. руб. (+39,2%)

Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи гражданам России, включая обеспечение лекарствами Типы помощиФедеральный бюджетРегиональный бюджетСредства ОМС Первичная медико- санитарная помощь Медицинская помощь населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций Медицинская помощь при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулез, ВИЧ, психические расстройства, наркология Помощь, входящая в территориальные программы ОМС Специализированная помощь Федеральные мед организации, не входящие в ОМС Помощь, входящая в территориальные программы ОМС за счет федеральных и региональных ассигнований (до 2015г) ** Скорая медицинская помощь Федеральные мед организации, не входящие в ОМС * Санитарная специализированная медицинская помощь (санавиация) Медицинская помощь, входящая в территориальные программы ОМС Санаторно-курортное лечение Медицинская помощь отдельных категорий граждан в подведомственных организациях Медицинская помощь для отдельных категорий граждан Паллиативная помощь В рамках территорильных программ гос гарантий * С 1 января 2013 года финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи в мед организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств ОМС в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования ** До 1 января 2015 года финансовое обеспечение высокотехнологической медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассиогнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средств обязательного медицинского страхования в соответствии с территорипльными программами обязательного медицинского страхования

В настоящее время Россия переходит от одной организационной модели к другой Характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные обеспечивается за счет государства путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Значительная (исключительная) роль государства. Финансирование осуществляется из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Социально-страховая система. Сочетает в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий. Наличие ОМС всего населения страны при участии государства в финансировании страховых фондов. Государство играет роль гаранта в удовлетворении необходимых потребностей всех граждан в медицинской помощи. Роль рынка мед.услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня. Наиболее ярко модель представлена в США, где основа организации здравоохранения - частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных "Medicade" и пенсионеров "Medicare". Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда - системой частного страхования. Рынку здесь отведена второстепенная роль. Эта модель с 1948 г. существует в Великобритании. Она характерна также для Ирландии (1971 г.), Дании (1973 г.), Португалии (1979 г.), Италии (1980 г.), Греции (1983 г.) и Испании (1986 г.). Ее называют государственной, бюджетной, госбюджетной. Наиболее ярко данная модель представляется здравоохранением ФРГ, Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии.

Парадоксы текущего финансирования современного здравоохранения России *В системе обязательного медицинского страхования осуществляет деятельность Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фонда, включая территориальный фонд обязательного медицинского страхования г. Байконура. Общая численность застрахованных по состоянию на 1 августа 2012 года составила 141,2 млн человек, в том числе 54,6 млн работающих граждан и 86,6 млн неработающих, то есть в структуре застрахованного населения преобладают неработающие граждане, доля которых составляет 61,4 %. Диспропорция участников системы ОМС, растущая доля неработающего населения заставляет государство идти на непопулярные меры: Внедрение стандартов лечения (обязательный гарантированный минимум) Закупка самых дешевых препаратов и изделий мед назначения Легализация платных медицинских услуг Разгосударствление собственности (автономные организации) Стимулирование частной медицины *Светлана Александровна КАРЧЕВСКАЯ, заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ В разрезе регионов самый высокий показатель неработающих граждан отмечается в Республике Ингушетия (90,8 %), самый низкий в г. Москве (35,9 %).

профилактика Первичное медицинское звено Специализированное медицинское звено Высоктехнологичное медицинское звено Приоритет - переход от лечения болезни к парадигме сбережения здоровья: в России во второй раз пилотируют систему фондодержания в 19 пилотных регионов население пациент больной финансирование Система фондодержания – это метод подушевой оплаты услуг амбулаторно-поликлинического звена за каждого прикрепленного человека. Этот метод предполагает, что в нормативе финансового обеспечения медицинского учреждения (этот норматив выполняет функцию тарифа) предусматриваются затраты не только на собственную деятельность, но и на оплату услуг других медицинских организаций (поликлиник, диагностических центров, стационаров, скорой помощи и проч.).

Новый подход организационно-правовых формам учреждений несет России кардинальные изменения в управлении инфраструктурой Согласно ФЗ 83 каждая бюджетная организация до 1 июля 2012 года должна была определиться со своим правовым статусом. Предусмотрены три организационно-правовые формы с тремя степенями финансовой свободы: казенные, бюджетные (нового типа) и автономные. При этом казенными учреждениями станут преимущественно учреждения Минобороны и пенитенциарной системы. Автономная и новая бюджетная формы предполагают возможность самостоятельно распоряжаться полученными вне бюджета средствами. подушевое финансовое обеспечение медпомощи с учетом половозрастной структуры прикрепленного населения законченный случай оказания медицинской помощи

Программа модернизации вкачала средства в региональные системы здравоохранения, но весь объем «не переварила» Обновление материально-технической базы – 318,6 миллиарда рублей, из которых 79,5 % – это деньги федерального фонда ОМС. Информатизация здравоохранения - 29 миллиардов рублей, из них 66 % из фонда ОМС. Внедрение стандартов миллиардов рублей, из которых субсидии фонда ОМС составили 41,4%. ДАНО: ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ 60% объёмов медицинской помощи ОПРЕДЕЛЯЕТ: заболеваемость населения и удовлетворённость медицинской помощью, отвечает за профилактику, диагностические скрининги, за оказание наиболее востребованной первичной медицинской помощи и внедрение стационарозамещающих технологий (это малая хирургия и амбулаторно-реабилитационные услуги). ВТОРОЙ УРОВЕНЬ Экстренная специализированная помощи. Задача – быстрая логистика: доставка пациента из любой точки могла осуществляться в течение 30–40 минут. Были созданы технопарки и концентрация высококвалифицированного персонала. В этих учреждениях проводилась помощь при основных причинах смерти. Таким образом, этот уровень отвечает в целом за показатели смертности населения страны. ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ: Плановое оказание преимущественно высококвалифицированной специализированной помощи, в том числе и высокотехнологичной, и, кроме того, за организационно-методическое руководство всей системой и оказание телемедицинских и выездных консультаций учреждений первого и второго уровня *Источник: Министерство Здравоохранения РФ

Государство видит эволюцию финансовой модели – вот такой:

Будущее зависит от тебя 2012 Год стандартов лечения Первый этап программы модернизации будет завершен. Ожидается пролонгация программы на 2013г.

Будущее зависит от тебя 2013 Год регистров пациентов Запуск первых программ лекарственного возмещения в регионах Первые программы risk sharing

Будущее зависит от тебя 2014 Год программ возмещения Первый выпуск врачей из ВУЗов в рамках новых программ образования

Будущее зависит от тебя 2015 Год «социальной приватизации» «Инвестиционный бум» в здравоохранении

Будущее зависит от тебя 2016 Год персонального лицензирования Появление саморегулируемых организаций

Будущее зависит от тебя 2017 Первые ласточки – резултаты программы «Фарма 2020»

Будущее зависит от тебя 2018 Полноценное внедрение стандартов GMP в России

Будущее зависит от тебя 2019 Расходы на здравоохранение не менее 5,5% от ВВП Объем фармрынка не менее 70 млрд $

2020 WE SHALL OVERCOME Давид Мелик-Гусейнов Будущее зависит от тебя