Профессиональное образование : состояние, проблемы, перспективы Т.М. Давыденко Директор Департамента профессионального образования МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональное образование России: проблемы, направления модернизации и эффективные модели взаимодействия в рамках объединений учреждений профессионального.
Advertisements

О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Модернизация системы педагогического образования Министерство образования и науки Российской Федерации Директор департамента государственной политики в.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Министерство образования и науки Красноярского края Подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена в контексте реализации инвестиционных.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Ректор ГОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Фёдоров М.В. Образование через всю жизнь – как способ реализации принципа преемственности поколений.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Департамент образования Тверской области О модернизации системы профессионального образования Тверской области в годах Куликов Д.А., заместитель.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Совместное заседание Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010.
Министерство образования и науки Красноярского края Никитина О.Н., заместитель министра образования и науки Красноярского края, председатель секции по.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Инновационно-образовательные кластеры системы непрерывного образования – современные инструменты повышения конкурентоспособности региона Вице-президент.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: Президент Союза директоров ССУЗ России Демин В.М год Доступность Качество Эффективность.
Транксрипт:

Профессиональное образование : состояние, проблемы, перспективы Т.М. Давыденко Директор Департамента профессионального образования МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 марта 2011 г.

2 Общие сведения в целом по России На 1 октября 2010 г. система высшего профессионального образования – образовательных учреждения система среднего профессионального образования – учреждений система начального профессионального образования образовательных учреждений более 7 млн. чел. более 2 млн. чел. 1 млн. чел. 0, 154 млн. чел. система дополнительного профессионального образования – 1547 учреждений ВПО и ДПО

3 Общие сведения в целом по России 2004–2009 гг. доля расходов консолидированного бюджета на образование в ВВП росла и превысила 4% в США доля расходов на образование в ВВП составляет свыше 5,5%, в странах Северной Европы 6–8 % доля неэффективных расходов на образование, определяемая в рамках оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, достигает в среднем 20%, а в некоторых регионах превышает 40%.

4 Внутрисистемные проблемы 1.Возможности современной системы профессионального образования не опережают потребности развивающейся экономики. 2.Сложившаяся сеть учреждений профобразования и структура оказываемых ими услуг не успевает реагировать на негативные демографические изменения. 3.Недостаточные темпы интеграции российского профессионального образования в мировую систему образования. 4.«Массовизация» высшего профессионального образования. 5.Отсутствие комплексной программы модернизации инженерного образования и стратегии его развития.

5 Приоритетные направления 1.Обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров; 2.Качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса; 3.Развитие кадрового потенциала системы профессионального образования; 4.Создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования; 5.Развитие сети учреждений профессионального образования и создание основы взаимодействия различных уровней управления профессиональным образованием

6 Особенности модернизации современного профессионального образования 1. Изменение структуры и порядка приема в учреждения высшего профессионального образования Проблема Решение изменение механизмов формирования и распределения государственного задания на подготовку кадров с ориентацией на подготовку кадров по инженерным специальностям (Федеральный закон 83-ФЗ) изменение механизмов формирования и распределения государственного задания на подготовку кадров с ориентацией на подготовку кадров по инженерным специальностям (Федеральный закон 83-ФЗ) дисбаланс структуры приема и выпуска по отношению к структуре спроса на рынке труда пока не преодолен, процедура формирования контрольных цифр приема не опирается в достаточной степени на перспективные потребности инновационной экономики

7 2. Принятие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех уровней профессионального образования Утверждено более 900 стандартов: 295 стандартов начального профессионального образования, 234 стандарта среднего профессионального образования, 425 стандартов высшего профессионального образования Компетентностный подход Участие ведущих работодателей в разработке и обновлении стандартов (разработка профессиональных стандартов) Обеспечение возможности реализации индивидуальной образовательной траектории Одобрено 70 профессиональных стандартов: около 100 проф.стандартов – в разработке Особенности модернизации современного профессионального образования

8 3. Экспериментальная апробация программ прикладного бакалавриата Количество участников эксперимента – 49 образовательных учреждений: 33 учреждения СПО, 16 учреждений ВПО 34 субъекта Российской Федерации: 18 – в Центральном федеральном округе, 11 – в Приволжском федеральном округе, 6 – в Северо-Западном федеральном округе, 5 – в Уральском федеральном округе, 4 – в Южном федеральном округе, 2 – в Сибирском федеральном округе, 2 – в Дальневосточном федеральном округе. «Металлургия, машиностроение и материалообработка» - 10 программ «Информатика и вычислительная техника» - 9 программ «Экономика и управление» - 8 программ «Образование и педагогика» - 6 программ «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» - 5 программ Особенности модернизации современного профессионального образования

9 4. Развитие системы непрерывного профессионального образования К 2013 году количество студентов уменьшится с 7,5 млн. чел. до 5,5–4,5 млн. чел. Экспертная оценка: в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет, 80% работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад Рост требований к качеству трудовых ресурсов, обусловленный обострением международной конкуренции, стремительными темпами развития технологий Необходимость непрерывного обновления знаний, умений и навыков 1 2 Особенности модернизации современного профессионального образования

10 4. Развитие системы непрерывного профессионального образования разработка и внедрение эффективных моделей непрерывного профессионального образования 1.Создание гибкой и диверсифицированной инфраструктуры непрерывного образования (образовательные учреждения профессионального образования различных уровней, учебные центры профессиональных квалификаций, центры обучения организаций, региональные институты развития образования, научные и исследовательские организации). 2.Внедрение принципов многоканальности финансирования образовательных программ (финансовые сертификаты, чеки, ваучеры). 3.Внедрение новых технологий, форм и методов обучения. 4.Улучшение кадровой ситуации. МЕРОПРИЯТИЯ Особенности модернизации современного профессионального образования

11 5. Формирование внешней независимой системы оценки качества профессионального образования МЕРОПРИЯТИЯ Создание Общественно-государственного совета системы независимой оценки качества профессионального образования Формирование системы сертификации профессиональных квалификаций выпускников Формирование моделей аккредитации образовательных программ и экспертизы результатов профессионального образования Особенности модернизации современного профессионального образования

12 6. Развитие сети учреждений профессионального образования и создание основы взаимодействия различных уровней управления профессиональным образованием МЕРОПРИЯТИЯ НПО и СПОВПО 1.Регионализация и диверсификация системы НПО и СПО 2.Оптимизация сети образовательных учреждений федерального подчинения (отраслевые кластеры, многопрофильные территориальные колледжи) 1.Развитие сети ведущих вузов: -Национальные университеты (МГУ и СПбГУ) -Федеральные университеты (8 вузов) -Национальные исследовательские университеты (29 вузов) Государственная поддержка разработки и реализации комплексных региональных программ развития профессионального образования Особенности модернизации современного профессионального образования

13 Развитие сети ведущих вузов Российской Федерации МЕХАНИЗМЫ 1.Возможность преобразования учреждений профессионального образования в автономные (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ). 2.Дополнительная поддержка ведущих вузов (постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. 218, 219, 220) 3.Возможность создания малых инновационных предприятий (Федеральный закон от 2 августа 2009 г. 217-ФЗ) Особенности модернизации современного профессионального образования

14 Перспективы дальнейшей модернизации системы профессионального образования выделение и поддержка среди учреждений профобразования группы лидеров, которые обеспечат ускорение модернизации всей системы; развитие устойчивых связей системы образования с лидерами модернизации экономики; усиление участия регионов в комплексной модернизации профессионального образования