1 Комедия «Горе от ума». Любовный конфликт в комедии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Автор- Дмитриева М.В., учитель МОУ Лицей-интернат города Балашова.
Advertisements

Художественные особенности пьесы Материалы к урокам литературы в 9 классе по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Учитель Чевдарь Л.К.
А. С. Грибоедов. Портрет работы И. Н. Крамского (фрагмент) г. Третьяковская галерея.
Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А.С. Грибоедова «Горе от ума» Бавижева Хабиба Ибрагимовна Учитель русского языка и литературы 2015 год.
Мои любимые афоризмы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «…О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу…» А.С.Пушкин Муниципальное.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829). Родился 4 января 1795 года в Москве в родовитой дворянской семье. Дворянский род Грибоедовых - шляхетского.
Размышления над комедией Размышления над комедией Александра Сергеевича Грибоедова « Горе от ума »
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Тест на знание текста комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Грибоедов: личность и судьба ( ) Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего же пережила тебя любовь моя! Н.А. Грибоедова.
Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Обобщающий урок.
Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») Урок литературы в 9 классе.
1 А. С. Грибоедов. Страницы биографии
Крылатые фразы в комедии «Горе от ума» Грибоедова. Работа учителя русского языка и литературы : Бакаевой Л.В. Школа 581 Приморского района.
Три судьбы в одной Судьба творца Судьба героя Судьба книги Час с очень умным человеком…
А. С. Грибоедов «Горе от ума» Подготовка к ЕГЭ по литературе.
А.С.ГРИБОЕДОВ комедия «Горе от ума» Викторина по комедии.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829). Родился 4 января 1795 года в Москве в родовитой дворянской семье. Дворянский род Грибоедовых - шляхетского.
Иллюстрации Д.Н. Кардовского к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Моя любимая книга: А. С. Грибоедов «Горе от ума» Подготовила: ученица 10 «А» кл. Олейник Кристина.
Транксрипт:

1 Комедия «Горе от ума». Любовный конфликт в комедии.

Летние месяцы юноша проводил у богатого дяди А. Ф. Грибоедова в имении Хмелита, Смоленской губернии, в аристократической среде; встречался там с семействами Якушкиных, Пестелей и других будущих общественных деятелей.А. Ф. Грибоедова Центром заповедника является усадьба Хмелита, родовое имение Грибоедовых с 1680 года. С Хмелитой связаны детские и юношеские годы Александра Грибоедова, которые он каждое лето проводил в доме своего дяди А.Ф. Грибоедова. Хмелита – не случайное место в его судьбе. Это родовое гнездо, устроенное его дедом, освещенное памятью и могилами предков, семейными традициями и преданиями, сохранившее грибоедовский ландшафт 2

3

В 1828 году Грибоедов принимает участие в Туркманчинском мирном договоре, заключенном с Персией. Затем он назначается полномочным министром в Персию. Александр Сергеевич Грибоедов рассматривал это не как «монаршую милость», а как «политическую ссылку», как «чашу страданий», которую ему предстояло испить. В августе 1828 года в Тифлисе, перед отъездом в Персию, Грибоедов обвенчался с Н. А. Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. 4

Обращение к нему за помощью двух женщин- армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с деятельным и удачливым дипломатом. 30 января 1829 толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский посланник был убит. 5

6

7 Конф ликт Иллюст рации

«Горе от ума» стихотворная комедия А. С. Грибоедова произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Комедия «Горе от ума» сатира на аристократическое московское общество того времени одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. 8

После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему Грузией А. П. Ермолову (февраль 1822). Там были написаны 1 и 2 акты «Горя от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора В. К. Кюхельбекер. Ф. Булгарин рассказывал со слов Грибоедова о каком-то сне, виденном им в Персии, вследствие которого он написал «Горе от ума» Весной 1823 Александр Грибоедов отправляется в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он проводит лето, создаются 3 и 4 акты «Горя от ума». К осени 1824 комедия завершена. Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре Александр убеждается, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 Ф. В. Булгариным в альманахе «Русская Талия » ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОМЕДИИ 9

Из истории создания комедии известно, что вначале это была драма с названием «Горе уму» и только потом стала комедией «Горе от ума». При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить - отсюда драматический конфликт, во втором названии - ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон. Грибоедов стремился представить такую парадоксальную, но, увы, типичную ситуацию, в которой положительное качество личности ум приносит несчастье. Именно такая ситуация отразилась в новом названии «Горе от ума». СМЫСЛ НАЗВАНИЯ КОМЕДИИ 10

Жанровые особенности комедии. 1. Комедия в высоком смысле слова. Противостояние одного человека и общества. Чацкий смешон в своих обличениях. 2. Стихотворная форма. Обилие пословиц и поговорок. 3. Приемы классицистической комедии (единства места, времени и действия), но в то же время характеры героев - реалистичны. 4. Обилие монологов, раскрывающих противостояние главных персонажей комедии. 5. С одной стороны, персонажи - это конкретные люди, но с другой стороны, - это знаковые фигуры. Фамусов - знаковая фигура, символизирующая устойчивость и благополучие материальной основы бытия. Чацкий - знаковая фигура, символизирующая бунтаря, противника безнравственных основ фамусовского бытия, символ романтического протеста. Молчалин - символизирует посредственность и согласие с большинством. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА 11

Конфликт имеет два уровня: социальный, вернее социально-философский, и личный (связанный с любовным сюжетом). С самого начала комедии мы наблюдаем конфликт личный, который затем приобретает социально- философский характер. 12

1) Чацкий приезжает в Москву, чтобы "заполучить" Софью 2) противоборство героя и антигероя. В действии III явлении 3 Чацкий вступает в диалог с Молчалиным, Молчалин не горит желанием "свое суждение иметь" и избегает конфликта. 3) кризис конфликта наступает тогда, когда все его участники сталкиваются лицом к лицу в одной из финальных сцен и узнается, что Молчалин был неверен Софье. Чацкий покидает Москву, Софью отец решает отослать к "тетке, в глушь, в Саратов". Молчалин и Лиза остаются на своих местах в доме Фамусова. 13

14 Комедия «Горе от ума». Социальный конфликт в комедии.

противостояние "века нынешнего" во главе с Чацким и "века минувшего" во главе с Фамусовым 1. Чацкий, образованный и просвещённый молодой человек, пытается привнести в фамусовское общество передовые идеи свободы, гуманности, ума и подлинной культуры, однако наталкивается на непонимание и отчужденность. Новый взгляд на мир и на человеческие отношения не принимается крепостниками, которые являются «образцом» безнравственности, произвола, подлости и невежества. 15

2. Возвращение Чацкого домой приносит ему немало неприятных сюрпризов: любимая предала, его идеи отвергают, а самого принимают за безумца. Чацкий понимает, что ему не место среди таких людей, он – лишний человек, здесь ему равных нет. В то же время, его личность противоречива – тут уместна цитата В.Белинского: «Что за глубокий человек Чацкий ? Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами значит быть глубоким человеком? Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть наслаждение выше вина есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер и Жан-Поль Рихтер?...». 16

Чацкий 1) Обличает, разоблачает нравы: «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом поболе, ценою подешевле?» «Служить бы рад, прислуживаться тошно» «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился?» 17

Чацкий 1) Обличает, разоблачает нравы: «Ведь нынче любят бессловесных» «Молчалины блаженствуют на свете» «А тетушка? все девушкой, Минервой? Все фрейлиной Екатерины Первой? Воспитанниц и мосек полон дом?» «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». 18

Чацкий 2) разочаровывается и отступает: «Ах! нет, надеждами я мало избалован» «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! Карету мне, карету! » 19

Объясните смысл и определите значение мо­нолога Чацкого о французике из Бордо. Монолог «Французик из Бордо» важная сцена в развитии конфликта между Чацким и фамусовским обществом. После того как герой вел разговоры отдельно с Молчалиным, Софьей, Фамусовым, его гостями, в которых обнаружилось резкое противостояние взглядов, здесь он произ­носит монолог перед всем обществом, со­бравшимся на балу в зале. Все уже поверили в слух о его сумасшествии и потому ждут от него явно бредовых речей и странных, быть может агрессивных, поступков. 20

Объясните смысл и определите значение мо­нолога Чацкого о французике из Бордо. Именно в таком ключе и воспринимаются гостями речи Чацкого с осуждением космополитизма дворянского общества. Парадоксально, что герой высказывает здравые, патриотические мысли («рабское слепое подражанье», «умный бодрый наш народ»; кстати, осуждение галломании порой звучит и в речах Фамусова), его принимают за безумного и покидают его, перестают слушать, старательно кружатся в вальсе, старики разбредаются по карточным столикам. 21

V-GrI/AAAAAAAAClM/1t_CUYSStQw/s1600- h/bubblus_goreotuma.jpg V-GrI/AAAAAAAAClM/1t_CUYSStQw/s1600- h/bubblus_goreotuma.jpg /AAAAAAAAABs/SYqF83ws_0k/s1600- h/bubblus_123.jpg 22

Фамусов 1) консервативен во взглядах, не доверяет образованным людям: «И вот плоды от этих книг! / А все Кузнецкий мост, и вечные французы, / Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: / Губители карманов и сердец! » «Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди». 23

Фамусов 2) лицемерит: «А у меня, что дело, что не дело, / Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой». «Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел? Скажи сурьезно: Безумный! что он тут за чепуху молол! Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!» 24

Фамусов 3) боится: «Моя судьба еще ли не плачевна? Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! » «Нет! глупость на меня и слепота напала! Все это заговор, и в заговоре был Он сам, и гости все. За что я так наказан!..» 25

Язык «Горя от ума» значительно отличался от языка комедии тех лет. большинство критиков высоко оценили языковое новаторство драматурга. «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу,» так оценил мастерство Грибоедова Пушкин. «Что же касается до стихов, которыми написано «Горе от ума», в этом отношении Грибоедов надолго убил всякую возможность русской комедии в стихах. Нужен гениальный талант, чтоб продолжать с успехом начатое Грибоедовым дело…» писал в одной из своих статей Белинский. Действительно, очень многие реплики из комедии стали восприниматься как афоризмы, крылатые выражения, живущие своей самостоятельной жизнью. счастливые часов не наблюдают»; «шел в комнату, попал в другую»; «грех не беда, молва не хороша»; «а горе ждет из-за угла»; «и дым Отечества нам сладок и приятен»; «числом поболее, ценою подешевле»; «с чувством, с толком, с расстановкой»; «служить бы рад, прислуживаться тошно»; «свежо предание, а верится с трудом»; ЯЗЫК КОМЕДИИ 26

Софья: Ах! Чацкий, я вам очень рада. Чацкий: Вы рады? в добрый час. Однако искренно кто ж радуется этак? Мне кажется, так напоследок Людей и лошадей знобя, Я только тешил сам себя. Лиза: Вот, сударь, если бы вы были за дверями, Ей-богу, нет пяти минут, Как поминали вас мы тут. 27

Скалозуб: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы. Фамусов:И славно судите, дай бог здоровье вам И генеральский чин; а там Зачем откладывать бы дальше, Речь завести об генеральше? (Иллюстрация Д.Н. Кардовского) 28

Хлестова: С ума сошел! прошу покорно! // Да невзначай! да как проворно! // Ты, Софья, слышала? // Фамусов (входя): О чем? о Чацком, что ли? // Чего сомнительно? Я первый, я открыл! // Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет! (Иллюстрация Д. Н. Кардовского.) 29

30

Чацкий: Кричи, чтобы скорее подавали. // (Лакей уходит.) // Ну вот и день прошел, и с ним // Все призраки, весь чад и дым // Надежд, которые мне душу наполняли. // Чего я ждал? что думал здесь найти? 31

(Чацкий: Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил! А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд,- За двери прячется, боится быть в ответе. Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич!- Молчалины блаженствуют на свете! 32

А.С. Грибоедов "Горе от ума" (читать) Какую характеристику Чацкому дает А.А. Гончаров в статье "Мильон терзаний"? 1) Стр. 164 Задание 4 (цитаты обязательны) 2) Отношение Чацкого к фамусовскому обществу (схема) 3) Роль Репетилова в комедии «Горе от ума» (дополнительное задание) СДАЕМ 7.10 (письменный ответ на отдельном листе) 33

34 Подготовка к сочинению «Умен ли Чацкий?» Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова В.Г. Белинского : «Чацкий… хочет исправить общество от его глупостей: и чем же? своими собственными глупостями, рассуждая с глупцами и невеждами о «высоком и прекрасном». Аргументируя свой ответ, приведите минимум 2 примера из текста комедии «Горе от ума». Приводя примеры, применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

35