1 Комедия «Горе от ума». Любовный конфликт в комедии.
Летние месяцы юноша проводил у богатого дяди А. Ф. Грибоедова в имении Хмелита, Смоленской губернии, в аристократической среде; встречался там с семействами Якушкиных, Пестелей и других будущих общественных деятелей.А. Ф. Грибоедова Центром заповедника является усадьба Хмелита, родовое имение Грибоедовых с 1680 года. С Хмелитой связаны детские и юношеские годы Александра Грибоедова, которые он каждое лето проводил в доме своего дяди А.Ф. Грибоедова. Хмелита – не случайное место в его судьбе. Это родовое гнездо, устроенное его дедом, освещенное памятью и могилами предков, семейными традициями и преданиями, сохранившее грибоедовский ландшафт 2
3
В 1828 году Грибоедов принимает участие в Туркманчинском мирном договоре, заключенном с Персией. Затем он назначается полномочным министром в Персию. Александр Сергеевич Грибоедов рассматривал это не как «монаршую милость», а как «политическую ссылку», как «чашу страданий», которую ему предстояло испить. В августе 1828 года в Тифлисе, перед отъездом в Персию, Грибоедов обвенчался с Н. А. Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. 4
Обращение к нему за помощью двух женщин- армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с деятельным и удачливым дипломатом. 30 января 1829 толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский посланник был убит. 5
6
7 Конф ликт Иллюст рации
«Горе от ума» стихотворная комедия А. С. Грибоедова произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Комедия «Горе от ума» сатира на аристократическое московское общество того времени одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. 8
После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему Грузией А. П. Ермолову (февраль 1822). Там были написаны 1 и 2 акты «Горя от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора В. К. Кюхельбекер. Ф. Булгарин рассказывал со слов Грибоедова о каком-то сне, виденном им в Персии, вследствие которого он написал «Горе от ума» Весной 1823 Александр Грибоедов отправляется в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он проводит лето, создаются 3 и 4 акты «Горя от ума». К осени 1824 комедия завершена. Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре Александр убеждается, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 Ф. В. Булгариным в альманахе «Русская Талия » ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОМЕДИИ 9
Из истории создания комедии известно, что вначале это была драма с названием «Горе уму» и только потом стала комедией «Горе от ума». При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить - отсюда драматический конфликт, во втором названии - ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон. Грибоедов стремился представить такую парадоксальную, но, увы, типичную ситуацию, в которой положительное качество личности ум приносит несчастье. Именно такая ситуация отразилась в новом названии «Горе от ума». СМЫСЛ НАЗВАНИЯ КОМЕДИИ 10
Жанровые особенности комедии. 1. Комедия в высоком смысле слова. Противостояние одного человека и общества. Чацкий смешон в своих обличениях. 2. Стихотворная форма. Обилие пословиц и поговорок. 3. Приемы классицистической комедии (единства места, времени и действия), но в то же время характеры героев - реалистичны. 4. Обилие монологов, раскрывающих противостояние главных персонажей комедии. 5. С одной стороны, персонажи - это конкретные люди, но с другой стороны, - это знаковые фигуры. Фамусов - знаковая фигура, символизирующая устойчивость и благополучие материальной основы бытия. Чацкий - знаковая фигура, символизирующая бунтаря, противника безнравственных основ фамусовского бытия, символ романтического протеста. Молчалин - символизирует посредственность и согласие с большинством. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА 11
Конфликт имеет два уровня: социальный, вернее социально-философский, и личный (связанный с любовным сюжетом). С самого начала комедии мы наблюдаем конфликт личный, который затем приобретает социально- философский характер. 12
1) Чацкий приезжает в Москву, чтобы "заполучить" Софью 2) противоборство героя и антигероя. В действии III явлении 3 Чацкий вступает в диалог с Молчалиным, Молчалин не горит желанием "свое суждение иметь" и избегает конфликта. 3) кризис конфликта наступает тогда, когда все его участники сталкиваются лицом к лицу в одной из финальных сцен и узнается, что Молчалин был неверен Софье. Чацкий покидает Москву, Софью отец решает отослать к "тетке, в глушь, в Саратов". Молчалин и Лиза остаются на своих местах в доме Фамусова. 13
14 Комедия «Горе от ума». Социальный конфликт в комедии.
противостояние "века нынешнего" во главе с Чацким и "века минувшего" во главе с Фамусовым 1. Чацкий, образованный и просвещённый молодой человек, пытается привнести в фамусовское общество передовые идеи свободы, гуманности, ума и подлинной культуры, однако наталкивается на непонимание и отчужденность. Новый взгляд на мир и на человеческие отношения не принимается крепостниками, которые являются «образцом» безнравственности, произвола, подлости и невежества. 15
2. Возвращение Чацкого домой приносит ему немало неприятных сюрпризов: любимая предала, его идеи отвергают, а самого принимают за безумца. Чацкий понимает, что ему не место среди таких людей, он – лишний человек, здесь ему равных нет. В то же время, его личность противоречива – тут уместна цитата В.Белинского: «Что за глубокий человек Чацкий ? Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами значит быть глубоким человеком? Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть наслаждение выше вина есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер и Жан-Поль Рихтер?...». 16
Чацкий 1) Обличает, разоблачает нравы: «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом поболе, ценою подешевле?» «Служить бы рад, прислуживаться тошно» «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился?» 17
Чацкий 1) Обличает, разоблачает нравы: «Ведь нынче любят бессловесных» «Молчалины блаженствуют на свете» «А тетушка? все девушкой, Минервой? Все фрейлиной Екатерины Первой? Воспитанниц и мосек полон дом?» «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». 18
Чацкий 2) разочаровывается и отступает: «Ах! нет, надеждами я мало избалован» «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! Карету мне, карету! » 19
Объясните смысл и определите значение монолога Чацкого о французике из Бордо. Монолог «Французик из Бордо» важная сцена в развитии конфликта между Чацким и фамусовским обществом. После того как герой вел разговоры отдельно с Молчалиным, Софьей, Фамусовым, его гостями, в которых обнаружилось резкое противостояние взглядов, здесь он произносит монолог перед всем обществом, собравшимся на балу в зале. Все уже поверили в слух о его сумасшествии и потому ждут от него явно бредовых речей и странных, быть может агрессивных, поступков. 20
Объясните смысл и определите значение монолога Чацкого о французике из Бордо. Именно в таком ключе и воспринимаются гостями речи Чацкого с осуждением космополитизма дворянского общества. Парадоксально, что герой высказывает здравые, патриотические мысли («рабское слепое подражанье», «умный бодрый наш народ»; кстати, осуждение галломании порой звучит и в речах Фамусова), его принимают за безумного и покидают его, перестают слушать, старательно кружатся в вальсе, старики разбредаются по карточным столикам. 21
V-GrI/AAAAAAAAClM/1t_CUYSStQw/s1600- h/bubblus_goreotuma.jpg V-GrI/AAAAAAAAClM/1t_CUYSStQw/s1600- h/bubblus_goreotuma.jpg /AAAAAAAAABs/SYqF83ws_0k/s1600- h/bubblus_123.jpg 22
Фамусов 1) консервативен во взглядах, не доверяет образованным людям: «И вот плоды от этих книг! / А все Кузнецкий мост, и вечные французы, / Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: / Губители карманов и сердец! » «Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди». 23
Фамусов 2) лицемерит: «А у меня, что дело, что не дело, / Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой». «Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел? Скажи сурьезно: Безумный! что он тут за чепуху молол! Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!» 24
Фамусов 3) боится: «Моя судьба еще ли не плачевна? Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! » «Нет! глупость на меня и слепота напала! Все это заговор, и в заговоре был Он сам, и гости все. За что я так наказан!..» 25
Язык «Горя от ума» значительно отличался от языка комедии тех лет. большинство критиков высоко оценили языковое новаторство драматурга. «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу,» так оценил мастерство Грибоедова Пушкин. «Что же касается до стихов, которыми написано «Горе от ума», в этом отношении Грибоедов надолго убил всякую возможность русской комедии в стихах. Нужен гениальный талант, чтоб продолжать с успехом начатое Грибоедовым дело…» писал в одной из своих статей Белинский. Действительно, очень многие реплики из комедии стали восприниматься как афоризмы, крылатые выражения, живущие своей самостоятельной жизнью. счастливые часов не наблюдают»; «шел в комнату, попал в другую»; «грех не беда, молва не хороша»; «а горе ждет из-за угла»; «и дым Отечества нам сладок и приятен»; «числом поболее, ценою подешевле»; «с чувством, с толком, с расстановкой»; «служить бы рад, прислуживаться тошно»; «свежо предание, а верится с трудом»; ЯЗЫК КОМЕДИИ 26
Софья: Ах! Чацкий, я вам очень рада. Чацкий: Вы рады? в добрый час. Однако искренно кто ж радуется этак? Мне кажется, так напоследок Людей и лошадей знобя, Я только тешил сам себя. Лиза: Вот, сударь, если бы вы были за дверями, Ей-богу, нет пяти минут, Как поминали вас мы тут. 27
Скалозуб: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы. Фамусов:И славно судите, дай бог здоровье вам И генеральский чин; а там Зачем откладывать бы дальше, Речь завести об генеральше? (Иллюстрация Д.Н. Кардовского) 28
Хлестова: С ума сошел! прошу покорно! // Да невзначай! да как проворно! // Ты, Софья, слышала? // Фамусов (входя): О чем? о Чацком, что ли? // Чего сомнительно? Я первый, я открыл! // Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет! (Иллюстрация Д. Н. Кардовского.) 29
30
Чацкий: Кричи, чтобы скорее подавали. // (Лакей уходит.) // Ну вот и день прошел, и с ним // Все призраки, весь чад и дым // Надежд, которые мне душу наполняли. // Чего я ждал? что думал здесь найти? 31
(Чацкий: Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил! А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд,- За двери прячется, боится быть в ответе. Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич!- Молчалины блаженствуют на свете! 32
А.С. Грибоедов "Горе от ума" (читать) Какую характеристику Чацкому дает А.А. Гончаров в статье "Мильон терзаний"? 1) Стр. 164 Задание 4 (цитаты обязательны) 2) Отношение Чацкого к фамусовскому обществу (схема) 3) Роль Репетилова в комедии «Горе от ума» (дополнительное задание) СДАЕМ 7.10 (письменный ответ на отдельном листе) 33
34 Подготовка к сочинению «Умен ли Чацкий?» Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова В.Г. Белинского : «Чацкий… хочет исправить общество от его глупостей: и чем же? своими собственными глупостями, рассуждая с глупцами и невеждами о «высоком и прекрасном». Аргументируя свой ответ, приведите минимум 2 примера из текста комедии «Горе от ума». Приводя примеры, применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
35