Мастер класс Р А Г У Л И Н А Т А Т Ь Я Н А Ф Ё Д О Р О В Н А, У Ч И Т Е Л Ь Г Е О Г Р А Ф И И ОБЛАДАТЕЛЬ ГРАНТА КОНКУРСА ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Advertisements

Малетина Елена Петровна. Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ Борисоглебская СОШ 5. Окончила Воронежский государственный университет,
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Каменская средняя общеобразовательная школа 1 с углублённым изучением отдельных предметов имени.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
«Призвание- Учитель» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 8» г. Канаш, 2009.
Работа МО в учебном году.. Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей- предметников, их эрудиции и компетентности.
МОУ СОШ 4 Город ЛИСКИ Воронежской области «Учить не всех, а каждого!» Учитель биологии МОУ СОШ 4 высшей квалификационной категории Стаж работы 19 лет Председатель.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
Портфолио МО учителей общественно-естественных дисциплин.
«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии.
Роль методических объединений в повышении познавательной активности учащихся.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПЛАНОВ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
"Внеурочная деятельность школьников по географии" Учитель географии Михайлова Светлана Николаевна Муниципального бюджетного общеобразоватьного учреждения.
Мартынова Татьяна Никлаевна. Учитель начальных классов МОУ СОШ с УИОП 16.
Транксрипт:

Мастер класс Р А Г У Л И Н А Т А Т Ь Я Н А Ф Ё Д О Р О В Н А, У Ч И Т Е Л Ь Г Е О Г Р А Ф И И ОБЛАДАТЕЛЬ ГРАНТА КОНКУРСА ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАМКАХ ПНПО (ОБРАЗОВАНИЕ). г. Оренбург 2007

Достижения: 1. Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года: Показатели уч. год уч. год уч. год 1.1 Общая успеваемость по предмету (в %) Качество знаний по предмету (в %)69,269,870,1 1.3 Количество учеников, принявших участие в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней(суммарно за 3 года) - школьный муниципальный региональный федеральный 112

2. Результаты внеурочной деятельности (факультатив, предметный кружок, творческое объедине­ние, иные формы) по преподаваемым предметам Учебный годНазвани е формы внеуроч ной деятель ности Участие школьников в научно- практических конференциях, олимпиадах, конкурсах; смотрах, выставках, спортивных соревнованиях Достижения учащихся ( первые и призовые места) Уровень мероприятия Название мероприятия Кол-во участ- ов (сумма рно за 3 года) Ф 1.Школ ьное научное обществ о «Наш дом - Земля» 2. Индиви дуальна я работа с одарённ ыми учащим ися 1Школьная научно-практическая конференция «Рычковские чтения» 161 место 2 место 21. Городской экологический смотр- конкурс, посвященный Дням защиты от экологической опасности и 260-летию г. Оренбурга 2. Городская IX открытая конференция учащихся «Интеллектуалы XXI века» 3. VI окружная конференция «Ты – Оренбуржец» секция «Полевая экология» 4. Городская олимпиада по географии 5. Городская олимпиада по экологии 6. Городская научно- практическая конференция «Первый шаг к Нобелевской премии» 7. Научно- практическая конференция студентов «Горизонты науки и образования XXI века» 8. Научно- практическая туристско – краеведческая конференция «Отечество» 1 место 3 место 2 место 1 место 2 место 1 место 2 место 3 место 2 место 1 место 2 место

3.1. IV областной конкурс исследовательских краеведческих работ «Мой край- моя история» 2. Областная олимпиада по экологии 3. Областная олимпиада по географии 42 место 3 место 5 место 8 место 4

Школьное научное общество «Наш дом - Земля» 2. Индивидуальная работа с одарёнными учащимися 1Школьная научно- практическая конференция «Рычковские чтения» 181 место 2 место 2 1. Городская X открытая конференция учащихся «Интеллектуалы XXI века» 2. Городская научно- практическая конференция «Первый шаг к Нобелевской премии» 3. XXVII научно- практическая конференция студентов «Горизонты науки и образования XXI века» 4. Научно- практическая туристско – краеведческая конференция «Отечество» 5. VII окружная конференция «Ты – Оренбуржец» в секции «Полевая экология» 6. Городская олимпиада по географии 251 место 4 место 2 место 3 место 1 место 5 место 3 место 2 место 1 место 2 место 3 место 3 V областной конкурс исследовательских краеведческих работ «Мой край – моя история» 15 место 4

Школьное научное общество «Наш дом - Земля» 2. Индивидуальная работа с одарёнными учащимися. 1Школьная научно-практическая конференция «Рычковские чтения» 31 место 2 место 1 место 21. Городская XI открытая конференция учащихся «Интеллектуалы XXI века» 2. XXVIII научно- практическая конференция студентов «Горизонты науки и образования XXI века» 3. Научно-практическая туристско- краеведческая конференция «Отечество», посвященная100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Мусы Джалиля 4. Городской интеллектуально- творческий турнир «Самый умный» по естественно- географической образовательной области 5.Городская олимпиада по географии 6.Городская олимпиада по экологии 7.IX окружная научно-практическая конференция «Ты - Оренбуржец» 273 место Диплом за оригинальность темы 2 место 1 место Диплом «Самый умный» 2 место 5 место 3 место 1 место 2 место 3 место 31. Областная научно – практическая конференция «Юность. Наука- III тысячелетие» 2. VII областной конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» 3. Областная олимпиада по экологии 71 место 3 место 4 место 4XIV Всероссийская конференция туристско-краеведческого движения «Отечество» 11 место 1 – школьный уровень, 2 – муниципальный уровень, 3 – региональный уровень, 4 – федеральный уровень

4. Использование современных образовательных технологий: 4.1 В процессе обучения предмету (уровни отмечаются знаками +/-) Название образователь- ной технологии Учебный предмет КлассУровень использования на уровне методиче- ских прие- мов и педа- гогических техник на уровне отдельных компонентов системы на уровне цело- стной системы Технология развивающего обучения экология Личностно- ориентированное разви­ вающее обучение география6-9 + Проблемное обучениегеография Технология метода проекта география8-11 +

4.2. Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет технологий в деятельности учителя Уровень использования уч.год уч. Год уч.год 1.Использует фрагментарно Имеет собственные программы и презентации по пред­мету Имеет собственные программы и презентации в воспи­ тательной работе Использует авторские компьютерные программы в обра­ зовательной деятельности +++

4.3. Участие учеников и самого учителя в сетевых Интернет-проектах (на муниципальном, регио­нальном, федеральном, международном уровнях) Название Интернет-проекта (Интернет-педсовет, Интер­нет- олимпиада, Интернет-викторина, Интернет-конкурс и т.п.) Результативность уч.год уч. год уч.год 1Интернет-викторина по географии. Диплом участ­ника 2Интернет-олимпиада по экологии 5 место

5. Представление педагогического опыта Претендента : Наличие портфолио (паспорта) профессионального мастерства (+/-) + Наличие интеллектуального продукта + Название публикации, методической разработки, презентации и прочих форм, иллюстрирующих педагогический опыт' УровниОпубликование на Интернет-сайтах (+/-) Интегрированный спецкурс «Экология и краеведение». Рецензент к. п. н. старший преподаватель кафедры педагогики Н. М. Михайлова Исследование «Интеграция как фактор эколого- краеведческого образования школьников на уроке и во внеурочное время», рецензент кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники и методики преподавания биологии и экологии, Рябцов С. Н Проект «Экологическое образование школьников», рецензент доктор биологических наук, доцент кафедры ботаники и методики преподавания биологии и экологии, Сафонов М. А Исследование «Формирование профессиональной ориентации одарённых учащихся на уроке и во внеурочной деятельности», рецензент- заведующая кафедрой экономической географии и методики преподавания географии к. п. н., доцент, Родионова Л.И Календарно-тематическое планирование по географии и экологии 9-11 классы муниципальный уровень; 2 - региональный уровень; 3 - федеральный уровень, 4 - международный

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ УЧЕНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО МЕТОДА ПРОЕКТА ТЕМА: ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ ОРЕНБУРГСКОЙ УЧИТЕЛЬ: РАГУЛИНА Т.Ф., ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ, МОУ «СОШ 69», «ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ»

ПАМЯТКА МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ Основные требования рекомендации. 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения (создание геологического проекта природного наследия Оренбургского района) через выявления проблемы - какие варианты эволюции фауны древних морей, протекавшие миллионы лет назад, можно наблюдать в окрестностях г. Оренбурга, имеются ли тому доказательства? 2.Практико-ориентированная и познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад на научно-практических конференциях, выпуск школьной газеты с репортажем о проведенных исследованиях, видеофильм и т.д.) 3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая деятельность учащихся). 4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования «мозговой атаки», «круглого») выдвижение гипотезы их решение обсуждение методов исследования (статистических, наблюдений и пр.); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, защиты творческих групп, просмотр видеофильмов) сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов; выводы, выдвижение новых проблем исследования. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учитель определяет тематику учебной ситуации, по своему предмету, исходя из естественных профессиональных интересов, возможностей и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Исследовательский проект требует привлечения знаний уч-ся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков, таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ РАЗДЕЛЫ НАУК - биология, геоморфология, экология, физика, история, краеведение, туризм. КЛАСС: 10В (профильный, химико-биологический) ТИП ПРОЕКТА: исследовательский, практико-ориентированный. ЦЕЛЬ И МЕТОД ПРОЕКТА: предоставить учащимся практику в разработке геологического проекта; изучение природного наследия геологических памятников; создание маршрутных карт для изучения этих геологических объектов на практике; защита лучшего проекта с выездной экспедицией. ВРЕМЯ РАБОТЫ: 3 месяца (проект долгосрочный). ТИП ГРУППЫ – 4-5 участников (групповой) ЗАДАНИЕ В ГРУППАХ: один исследователь, лекторы, стажеры МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ГРУППАМ: картограф - создавать и трансформировать карту туристско-краеведческого маршрута к геологическим памятникам. экскурсовод - набрать группу уч-ся, уметь проводить социологические опросы по теме проекта, проводить экскурсию. эколог - определять возможности пути развития территории, давать оценку экологической среды. геолог - описать геологические строение, стратиграфию, минералы данной территорий руководитель группы следит, чтобы каждый участник группы принимал активное участие в разработке проекта на всех стадиях, стимулируя к сотрудничеству МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ГРУПП: взаимопомощь: вы должны представить один проект от всей группы, с которым все согласны, и пусть у каждого будет своя роль в его разработке. индивидуальная ответственность: каждый из вас получит свою роль, которая важна для успеха работы всей группы, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. КРИТЕРИИ УСПЕХА: Ваша группа успешно выполнит задания, если вы разработаете проект такого маршрута, с которым вы согласны и который полностью соответствует поставленным целям, а ваши аргументы будут убедительны, экскурсия будет интересной, научной и недорогой (по возможности) ОЖИДАЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ - вы работаете дружно, совместно, помогая друг другу, если возникнут проблемы, решаете их самостоятельно в группе.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ ЧИСЛО, ГОД ТЕМА «Геологическая летопись Земли Оренбургской» (исследовательский интегрированный проект) ИДЕЯ ПРОЕКТА. «Идея эволюционной пластичности организмов -эволюционирование вслед изменениям условий обитания на земле; доказательства - геологические памятники бассейна р. Бердянка» ПРОБЛЕМА. Какие варианты эволюции растительного и животного мира фауны древних людей протекали миллионы лет назад на территории Оренбургского края, имеются ли тому доказательства в окрестностях г. Оренбурга. ГИПОТЕЗА. Реологическая наука располагает бесспорными доказательствами того, когда появилась наша планета и какие растения и животные населяли нашу Землю в разные периоды; коренные изменения в природной среде (резкие изменения в климате похолодание и аридация) способствуют эволюции видов. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ: геоморфология; геология; палеография; ученический исследовательский метод проведения; аридация; криптозой; фанерозои; геохронологические шкалы; радиогеохронологический метод; аммонитоты, беллемниты, брахиоподы, мшанки; «юрский период»; Мусихин, П.И. Рычков. Паллас. Работа в группах (см. инструкцию) Состав группы (4-5 чел.) Оценка творчества исследования по критериальной шкале (см. инструкцию) Форма отчета с урока: опорный тезисный конспект; «Вести» с заседания НОУ «Наш Дом - Земля» Критериальная шкала исследования: степень творчества работы; оригинальность; новизна; уровень профессионализма; полезность и значимость работы для автора и других людей; трудоемкость работы; качество оформления работы.

ПРОЕКТ «Экологическое образование школьников, через интеграцию предметов МО естественно - географического цикла»

I. Этапы освоения и внедрения новой концепции развития в МО естественно-географического цикла. МОУ СОШ 69 1 Этап ( г.) составление программ развития МО образовательных и воспитательных проектов (от каждого, учителя МО); защита проектов, апробация внедрения. 2 Этап ( г.) практическое корректирование проектов организация адаптивного-учебно-воспитательного процесса 3 Этап ( г.) результативный самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития. III. Модельное представление МО естественно-географического цикла. На протяжении нескольких лет в МО реализовывался личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании, сложилась определенная модель работы МО.

П. Модель работы МО естественно-географического цикла Ступени образованияОсновная школа лет Полная средняя школа лет Виды дифференциацииУровневая внутренняяУровневая профильная Содержание образованияПредметы, обеспечивающие федеральный стандарт образования с учетом регионального компонента экономики, географии, краеведении, экологии, биологии, валеологии, биотехнологии. Профили: химия, экология промышленная Особенности организации работы МО в школе Традиционные уроки с элементами развивающего обучения. 8-9 кл. география - краеведение (Орен. обл.) кл. экология - экономика - география 8-9 кл. биология - валеология кл. биология - биотехнология кл. химия - промышленная экология Школьный компонент. География, экология, химия, биология, экономика. Работа по системе «лекция - семинар - зачет». Внеклассная работа МО естественно-географического цикла, через личностно-ориентированный поход.

Рецензии к проекту

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА интегрированного спецкурса «Экология и краеведение» Рагулина Татьяна Федоровна-учитель - методист МОУ «СОШ 69» Дзержинского района г. Оренбурга

СПЕЦКУРС "ЭКОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ" Интегративный спецкурс «Экология и краеведение» показывает особенности экологических знаний и умений учащихся различных возрастных групп, в определение и обоснование направлений краеведческих исследований учащихся. Ценными в практическом аспекте являются определение путей реализации данного спецкурса. 1 класс. Тема: Экологическая тропа уголок моей Родины. (4 часа) (весна-осень) Знать, уметь: Название своего города, домашний адрес, знать и выполнять правила поведения дома в школе, на улице. Знать и выполнять элементарные правила поведения в природе, принимать посильное участие в сезонном труде; проявлять интерес к наблюдениям природы, родного края, знать характерные признаки времен года, названия нескольких представителей растительного и животного мира в районе экотропы, уметь описывать объекты природы. I занятие: "Путешествие в пленительный мир ее Величества Природы". "Научная работа" с открытием тайн и загадок: открытие тайны "муравейника", поведение паука у ловчей сети, хищные повадки кошки, сочинение, сказки, книжки-малютки, поделки. II занятие: Знакомство с экотропой, ее маршрутами, останов­ками, игры на экологическую тему. III занятие: Операция "Елочка" охрана участка тропы, где растут молодые елки. IY занятие: Фенология - любопытная наука знакомство с простыми Фенологическими наблюдениями с правилами проведения наблюдений, повторяемостью наблюдений в одних и тех же местах. Знать и выполнять элементарные правила поведения в природе, принимать посильное участие в сезонном труде: сбор плодов и ши­шек, семян лесных культур в районе экотропы.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ «Из опыта работы школьного научного общества «Наш дом- Земля»»

Исследовательская деятельность по экологии предполагает несколько этапов: ЭТАП I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Учащиеся изучают литературу. ЭТАП II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ В процессе полевых исследовании, экспедиций, практик, лагерей, учащиеся проводят системные наблюдения, сбор информации, закладывают опытные ключевые участки, делают их описание. ЭТАП III. КАМЕРАЛЬНЫЙ Осуществляется обработка образцов экспедиционных материалов, определяется видовой состав, создаются коллекции, составляются таблицы, производится построение карт, графиков, диаграмм. ЭТАП IV. АНАЛИТИЧЕСКИЙ Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения. ЭТАП V. ОТЧЕТНЫЙ Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам: актуальность темы; цели и задачи исследования; литературный обзор; экспериментальная часть (описание методик исследования, постановки эксперимента, использование и комментирование чертежей, диаграмм, таблиц, фотографий); Результаты исследования вносят в паспорт школьного мониторинга, заполненный экопасспорт микрорайона школы, направляется в экологический детский центр (Гагарина 25А), на основе полученных материалов готовится доклад на конференции, оформляются творческие работы на конкурсы в феврале и марте. ЭТАП VI. ИНФОРМАЦИОННЫЙ Этот этап деятельности предусматривает ознакомление коллектива школы, населения микрорайона, органов власти, печати, с полученными результатами, предложениями, рекомендациями. Так три работы (исследования) печатали в сборниках конференций Медицинской Академии и Педагогического Университета в г. (см. приложение). ЭТАП VII. ПРАКТИЧЕСКИЙ Личное участие ребят в практической работе по охране природы. Важным видом природоохранной работы учащихся, которые побуждает исследовательская деятельность, является: участие в реализации высказанных в работе предложений и рекомендаций; участие с докладами на научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, выставках; пропаганда экологических знаний, подготовка лекций, бесед, устных журналов, проведение экскурсий, разработка листовок, плакатов, издание стенных газет, проведение праздников ко Дню окружающей природы, Здоровья и т.д.; участие в озеленении улиц, парков; сохранение и использование эстетических ценностей природы; пропаганда здорового образа жизни; овладение знаниями основных законов природы.

Состав НОУ «Наш Дом - Земля» Лучшие достижения на период с 1994 по 2007 гг. Лауреаты конференций ВсероссийскихОбластныхОкружныхГородских 1) Каманцева Людмила 1994г. (10 кл) I место Диплом научно-практической конференции «Отечество», секция - экология, тема: «Экологические тропы 13 микрорайона школы 69». Выступление по радио г.Москва. II место олимпиада по географии кл. (областное) 1) Манюхин Евгений (11 кл) II место Диплом научно- практической конференции «Юность, наука - III» секция -тысячелетие, экология, тема: «Влияние меда на здоровье». V место - областная олимпиада - экология, кл. 1) Долгих О. II место -экология (9 кл) 2001г. 1) Тепляшина Ольга (10 кл) I, II место «Интеллектуалы XXI века», секция - промышленная экология 2003г. Дегтярёв Максим, 11 кл., 14 апреля 2006 г. Диплом I степени XIV Всероссийская конференция туристко- краеведческого движения «Отечество», г.Москва. 2) Марышева С. (11 кл) I место - секция биология,областная научно-практическая конференция «Горизонты XXI века» Плотникова Н. I место - экология (11 кл) 2002г. Долгих О. II место - «Отечество» - экология, «Горизонты XXI века» (9кл) 2003г. 3) Малейкович Д. I место - «Растим патриотов», секция геология 3) Малейкович Д. I место - экология (10 кл) 2003г. 4) Котова Н. II место - экология (10 кл) 4) Плотникова Н (11 кл) I место - «Отечество», II место - «Первые шаги к Нобелевской премии» 2002г. Дегтярёв Максим, 11 кл., I место в VII областном конкурсе «Растим патриотов» 5) Рагулин Я. II место - экология(природное наследие) (11 кл) 5) Малейкович Д. (11 кл) I место - «Отечество» I место - «Горизонты XXI века», III - «Интеллектуалы XXI века», I место - «Первые шаги к Нобелевской премии» 2003г. Кулешова Н., 8 кл., диплом I степени в областной конференции «Юность, наука III тысячелетия», 9 января 2007 г 6) Козлова НII место - экология (9 кл) 6) Котова Н I место - «Ты - оренбуржец» I место - «Отечество» II место - «Отечество» III место - «Первые шаги к Нобелевской премии» (10 кл) 2003г.

7. Сотрудничество с учреждениями профессионального образования Сотрудничество с ВУЗами и учреждениями профессионального образования Работа со студентами ОГПУ на педагогической практике Участие в работе комиссий (экспертных, аттестационных и др.) (Суммарно за последние 3 года) Эксперт по проверке заданий блока С ЕГЭ Экспертиза практической деятельности учителей на первую квалификационную категорию Экспертиза практической деятельности учителей на высшую квалификационную категорию Эксперт теоретической части при аттестации на первую квалификационную категорию Жюри научно-практических конференций «Ты – Оренбуржец» Жюри научно-практическиой конференций «Горизонты науки и образования XXI века» Жюри научно-практических конференций «Отечество» Жюри городской олимпиады по географии муниципальный уровень; 2 - региональный уровень; 3 - федеральный уровень

Выступление на семинаре методического объединения учителей географии Северного округа города Оренбурга.

Круглый стол «Формирование профессиональной ориентации учащихся на уроках географии»

Выступление перед учителями РМО Северного округа города Оренбурга «Работа с одарёнными учащимися».

Городская олимпиада по географии, работа жюри.

Великая цель образования – это не знание, а действия! Г. Спенсер