КАК ПРОВЕСТИ АНКЕТНЫЙ ОПРОС Виды опросов: 1.Массовые (изучение общественного мнения) 2.Специализированные (опросы экспертов, целевой аудитории) 3.Очные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как делать социологическую анкету Структура анкеты 1.Преамбула («легенда», обращение, инструкция и пр.) 2.Содержательный блок (« развертки» основных.
Advertisements

Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.
Телефонный опрос: возможности и специфика реализации. Работу выполнила студентка 2 курса факультета социологии Ольга Ермакова.
Методы сбора социологической информации
1 Понятия выборочного исследования Генеральная совокупность – вся социальная группа, про которую необходимо собрать информацию. В большинстве случаев «генеральная.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
Лекция 6 Методы сбора первичной информации. Классификация методов сбора первичной информации Опрос Наблюдение Измерение Эксперимент Счет.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Доверительный интервал и доверительная вероятность.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Практикум 3. Разработка программы социологического / социального / маркетингового исследования Цель практикума – освоение студентами на индивидуальном.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Статистические методы обработки данных 22 слайда МОУ ДОД ДЮЦ «ЕДИНСТВО»
Краткая характеристика методов научного исследования.
Методы опроса в социологии Метод опроса Анкетирование и его виды Интервью и его виды.
ДОСТУПНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ Основные этапы исследования Москва
КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Выполнила: Мусаева Аида Хайдарова Тамина Группа РдиГБ-342.
Презентация НА ТЕМУ: «СОСТАВЛЕНИЕ АНКЕТЫ». Понятия анкета и анкетирование Анкета опросный лист, выполненный в виде таблицы, в столбцах и строках которой.
Проблема измерения в социологии Курс «Методология и методика социологического исследования», 2 семестр ©Пузанова Ж.В., 2013.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Транксрипт:

КАК ПРОВЕСТИ АНКЕТНЫЙ ОПРОС

Виды опросов: 1.Массовые (изучение общественного мнения) 2.Специализированные (опросы экспертов, целевой аудитории) 3.Очные (в непосредственном контакте с респондентом) 4. Заочные (почтовые, он-лайн)

Виды опросов Сплошные (при малой численности изучаемой группыСплошные (при малой численности изучаемой группы Выборочные (национальные, по категориям и пр.Выборочные (национальные, по категориям и пр. Качественные (интервюирование, тестирование)Качественные (интервюирование, тестирование) Количественные (анкетирование)Количественные (анкетирование)

Виды опросов Групповые (опрос в группе)Групповые (опрос в группе) Индивидуальные (работа с каждым респондентом индивидуально)Индивидуальные (работа с каждым респондентом индивидуально) Фокус –группа (фокусированное интервью в группе)Фокус –группа (фокусированное интервью в группе)

« Что»(объект и предмет) «как»(метод и методики) « Что»(объект и предмет) мы изучаем определяет «как»(метод и методики) мы это изучаем

Каждый вид опроса предполагает специфику в технике проведения и в инструментарии. Массовый опрос Массовый опрос – упрощенный, формализованный, универсальный инструментарий Специализированный опрос – более сложный, с открытыми вопросами… Индивидуальный опрос – больший объем анкеты, карточки Групповой опрос Групповой опрос – обеспечение анонимности И Т.Д….

Требования к вопросам: 1.Соответствие формулировок вопросов исследовательской задаче 2.Семантическая прозрачность (понятность, однозначность понимания) 3.Соответствие аудитории (адекватность) 4.Не содержать подсказок 5.Не содержать двух вопросов в одном 6.Шкала вариантов строится по одному основанию («…Что Вам больше нравится - Желтое или квадратное, громкое или сладкое? –

Логический контроль и апробация анкеты Не забыты ли "другое, затрудняюсь ответить, не помню», и пр. Относится ли вопрос ко всем или только к группе (фильтр нужен?) Достаточно ли объяснений по технике заполнения Нет ли логического несоответствия между смыслом вопроса и шкалой. Есть ли в вопросах непонятные слова? Не слишком ли много(мало) вариантов ответов Не слишком ли вопрос задевает чувства неприятные ассоциации, печальные воспоминания… Нет ли влияния предшествующих вопросов на последующие? Отделены ли смысловые блоки переключателями? Нет ли излишней монотонности? Нет ли ошибок и нарушений в верстке (переход таблиц и вопросов на другие страницы и пр.)

Полевое исследование методической частью программы, которая включает: Полевое исследование проводится в соответствии с методической частью программы, которая включает: 1.Обоснование выборки исследования 2.Обоснование метода(методов) сбора информации 3.Инструментарий (анкета, гайд, бланк… ) 4.Описание основных этапов полевого исследования: рабочий план, календарный план, инструкции и пр. 5.План и схема обработки и анализа данных 6.Структура аналитического материала

Анализ объекта Выделение значимых оснований для отбора единиц Определение типа выборочной совокупности Создание макета выборки Отбор единиц опроса (респондентов) Обоснование выборки исследования включает:

Анализ объекта ПРИМЕР: Объект: Студенты РГГУ. Структура объекта: Что еще? Что важно?Что не важно? курс,факультет,форма обучения место проживания

предметом гипотезой.Основания для отбора единиц определяются предметом исследования и гипотезой.ПРИМЕР: Предмет:отношение студентов к суевериям. Гипотеза: Студенты технических вузов более суеверны, чем студенты «гуманитарии». КАКИЕ ОСНОВАНИЯ ВАЖНЫ ДЛЯ ОТБОРА ЕДИНИЦ?

типа выборочной совокупности Определение типа выборочной совокупности Типы выборок: СЛУЧАЙНЫЕ НЕСЛУЧАЙНЫЕ ЧТО ЭТО?КАКИЕ? ЧТО ТАКОЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ЧТО ТАКОЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ?

Пример многоступенчатой выборки: Объект: Молодежь России Общая численность : По возрастным группам По возрастным группам : По гендерным группам По гендерным группам : Женщины на 1000 мужчин

По типу региона Возрастгородскаясельская 15=

городсело Женщины на 1000 мужчин 15= Женщины на 1000 мужчин 15= ЧТО ЕЩЕ? КАКАЯ получается выборка, как называется? как называется? Занятость в экономике.: государственный сектор - 24,4(37%) частный сектор - 25,2 (38%) из них лиц ненаемного труда 7,4 (11,2%) смешанная форма собственности -15,4 (23,4%)

Ремонт выборки Ремонт выборки состоит в устранении ошибок и максимальном приближении структуры полученного массива к «макету» выборки, запланированному в программе исследования. Ошибки выборки: -- случайные ошибки носят различный характер и распределяются по всему массиву, снижают репрезентативность, погрешность до 5% - систематические ошибки смещают выборку в сторону одного из полюсов выборочного параметра, могут привести к абсолютной нерепрезентативности

Обоснование метода сбора информации Нужно ответить на вопросы Нужно ответить на вопросы: Почему выбран тот или иной метод сбора информации?(тип опроса, форма анкеты, какие способы верификации и пр.) Какие плюсы и минусы?

Рабочий план (Рабочий план (Что нужно сделать?) -Разработать -Разработать… (Инструментарий, выборку, схему анализа…) -Подготовить -Подготовить…(работу опросной сети… -Провести -Провести (пилотаж, консультации с экспертами, инструктаж анкетеров… полевое исследование, обработку данных) -Проанализироват -Проанализировать данные, сдать аналитический материал

Календарный план (когда сделать) До 1 апреля – анкета До 15 апреля - полевое исследование До 1 мая –первичная обработка данных До 1 июня – общий ( по двум этапам) аналитический отчет КТО НЕ УСПЕЛ -ТОТ ОПОЗДАЛ….

Требования к инструментарию социологического исследования. Инструментарий должен отвечать требованиям : релевантности, надежности точности устойчивости. валидности,

Релевантность - это обоснование применимости измерителя к измеряемому признаку. Что мы измеряем? И можно ли это измерить таким образом? ТО ли мы измеряем на самом деле? ПРИМЕР: Продолжительность просмотра телепередач можно фиксировать со слов респондента. Можно вести дневник, Однако в том и другом случаях измерители могут содержать значительную ошибку релевантности. ПОЧЕМУ? ЧТО будет более релевантным в данном случае?

Надежность - это вероятность отклонения полученных значений от истинных значений соответствующих характеристик объекта. Степень надежности определяет уровень погрешности данных, вносимых за счет инструментария. Надежность является интегральной характеристикой инструментария, включающей точность, устойчивость и валидность

Как оценивается уровень надежности? Для решения этой задачи используются три техники косвенного оценивания: - 'тестретест', - параллельные измерения - деление шкалы

- 'Тест-ретест' – это повторный замер одного и того же объекта одинаковым инструментом. Если данные замеров сильно различаются – инструмент, скорее всего, ненадежен. НО! Не дает никаких сведений об источнике ошибки. НО! Повторный замер будет неточен уже в силу влияния первого замера на объект. КАК ИЗБЕЖАТЬ ВЛИЯНИЯ НА ОБЪЕКТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭТОГО МЕТОДА?

- Параллельные измерения - это когда измерительный инструмент используется в двух формах одновременно. Для измерения одной установки можно использовать два разных вопросника. Если полученные два ряда коррелируют, инструмент принимается… НО! Какая форма основная, какая «параллельная»? НО! Разработка параллельных инструментов увеличивает трудоемкость работы… КАК УВЕЛИЧИТЬ НАДЕЖНОСТЬ В РАМКАХ ОДНОЙ АНКЕТЫ?

- Деление шкалы – это интерпретация частей шкалы как отдельных шкал. Процедура деления шкалы помогает избежать «смещений» Смещения шкалы возникают при ранжировании объектов по списку. КАКИЕ ПОЗИЦИИ ОТМЕЧАЮТСЯ ЧАЩЕ? КАК ИЗБЕЖАТЬ СМЕЩЕНИЙ? ВАРИАНТЫ: - Предъявлять респондентам карточки в различном порядке - Половину анкет сделать с «перевернутой» шкалой, сохранив кодировку

Точность измерения - это количество градаций переменной, или количество делений шкалы. Чем больше градаций, тем выше точность НО! Снижается надежность, повышается вероятность отклонений… Если укрупнить шкалу – снижается точность, возрастает надежность.

Устойчивость - это воспроизводимость результатов при многократных замерах. НО! Устойчивость обратно пропорциональна точности - чем чувствительнее инструмент, тем больше отклонений в значениях получаемых данных. НО! - возникает ситуация, аналогичная смещению замера при использовании техники 'тест-ретест'.

Валидность инструмента связана с отношением между измерительным инструментом и результатами измерения. Какие значения получены? Что они могут показать? Какова степень их содержательности и определенности? ПРИМЕР: Психологический тест, где много средних значений не валиден, анкета, где много «не знаю» или незаполненных вопросов, не валидна и пр. КАК ПРОВЕРИТЬ ВАЛИДНОСТЬ АНКЕТЫ?

пилотажа После пилотажа будет видно, что один из наиболее очевидных признаков низкого качества вопроса большое число не ответивших, а также. число вопросов и замечаний, полученных интервьюэрами.