ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛГ МБОУ «СОШ 4» г. Лангепаса ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ МАТЕЙКОВИЧ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Advertisements

Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Система работы в логопункте ГОУ Борский психологический центр Автор: учитель- логопед Денисова Лариса Геннадьевна Государственное образовательное учреждение.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Новокузнецкий филиал Тема: Несформированность зрительного восприятия как одна причин школьной неуспеваемости у младших.
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед МОУСОШ 34 г. Владимира Агафонова Татьяна Валерьевна.
Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми Результаты коррекционной.
Виды клинической рефракции: 1. Эмметропия. 2. Миопия (близорукость). 3. Гиперметропия (дальнозоркость).
Составила: учитель – логопед высшей квалификационной категории МОУ СОШ 31 г. Новочеркасск Попова Г.В.
Логопедическое сопровождение младших школьников в условиях МКОУ Центр диагностики и консультирования Ступинского муниципального района Платонова И.П. Жданова.
создается в общеобразовательно м учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО СОЦИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА АДРЕС ЦЕНТРА: НАБЕРЕЖНАЯ ЧЕРНОЙ РЕЧКИ, ДОМ 16.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных.
В советском обществе идеалом работника был исполнитель. Современная эпоха требует созидателя В советском обществе идеалом работника был исполнитель. Современная.
Предметная область : обучение грамоте, литературное чтение, логопедия. Участники проекта: обучающиеся первых классов (7 – 8 лет) МОУ СОШ 3 г. Киренска,
Муниципальное образовательное учреждение Шарьинский Центр диагностики и консультирования Обобщение опыта работы учителя – логопеда Соловьевой Людмилы Владимировны.
Фестиваль педагогических идей учебный год «Повышение качества образования через саморазвитие педагога»
Могутова Ирина Константиновна учитель-логопед I квалификационной категории.
Транксрипт:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛГ МБОУ «СОШ 4» г. Лангепаса ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ МАТЕЙКОВИЧ

Татьяна Сергеевна Матейкович Образование: высшее, Минский государственный пединститут им. А.М.Горького, 1993 г. Специализация: учитель-логопед Должность по месту работы: учитель- логопед Стаж работы: с 1996 г. по настоящее время Дата аттестации: 2 мая 2006 г. Приказ УО от г. 226 Категория: первая

Сведения о повышении квалификации: с 1 сентября 2009 г. по 30 мая 2010 г. прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе» (Удостоверение )

Организация логопедического воздействия в МОУ СОШ 4 г. Лангепаса Цель: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование Задача 2. Организация коррекционных логопедических занятий с учетом типических и индивидуальных проявлений речевого недоразвития Развитие звуковой стороны речи Формирование лексического и грамматического строя речи Формирование связной речи Задача 3. Взаимодействие в сферах логопед-педагоги, логопед-родители Задача 4. Оптимизация коррекционной логопедической работы

Нормативный документ: Письмо Министерства образования РФ от г. 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Цель логопедического воздействия – обеспечение образовательного процесса и оптимальной социальной интеграции обучающихся, имеющих различные формы речевых нарушений, путем их коррекции и формирования речи как средства коммуникации. Задачи логопункта: Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ; Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Принципы логопедического воздействия принцип этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. принцип учета «зоны ближайшего развития» принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы (на начальных этапах работы). принцип учета психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности. принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма принцип комплексности принцип системности принцип деятельностного подхода онтогенетический Педагогические принципы: принцип от простого к сложному, принцип учета объема и степени разнообразия материала (объем должен быть «комфортным», не загружать внимания, лучше работать на малом объеме и при малом разнообразии материала); принцип учета эмоциональной стороны материала (вербальный и невербальный материал должен создавать благоприятный фон, стимулировать положительные эмоции).

ТЕМА: Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников путем развития зрительного восприятия

Проблема воспитания и обучения учащихся с нарушениями в развитии устной и письменной речи, трудности в усвоении ими программного материала из-за нарушений зрительно- пространственного восприятия Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, их оптимальная социальная интеграция Задачи: - исследование теоретических вопросов, касающихся коррекции и развития зрительного восприятия; - своевременное выявление обучающихся с проблемами формирования зрительного восприятия; - отбор и систематизация специальных коррекционных приемов, направленных на предупреждение и коррекцию нарушений письма и чтения путем развития зрительного восприятия; - оказание методической помощи педагогам и родителям.

Взаимосвязь зрительного восприятия с процессом формирования устной и письменной речи Устная речь осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов. Письменная речь является зрительно- слухомоторным образованием. В письменной речи моделируется звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится (через зрительное восприятие) в пространственную последовательность графических изображений. Обучающиеся начальной школы очень часто смешивают Е - З, б-д, ш-т, и-п. Нередко обучающиеся не могут выделить ту сторону, с которой нужно начинать писать. На основе зрительного восприятия и в тесном взаимодействии с ним происходит не только дифференцирование зрительных образов букв, сходных по начертанию, но и формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений, лежащих в основе отработки стабильных графических буквенных форм(соблюдение высоты, ширины, наклона букв). Чтение тоже начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Выработка навыка правильного чтения во многом зависит от точности зрительного восприятия длины, графического начертания букв, характера элементов, составляющих букву. ВЫВОД: коррекция дисграфии и дислексии не достигнет максимального эффекта, если у обучающихся отмечается недоразвитие основы процессов письма и чтения – зрительного восприятия.

Трудности в обучении проявляются с началом освоения чтения, счета и особенно письма. Типичные ошибки : Явление зеркальности; Замены букв по количеству элементов, по пространственному расположению; Длительное неусвоение некоторых из букв. Сложной задачей является правильное расположение букв в строке, определение границ слова.

Группы недостатков в развитии зрительного восприятия Недостатки зрительно-пространственного восприятия Трудности формирование зрительного образа буквы: об-ся нарушает соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, пишет лишние или не дописывает элементы. Трудное запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп, угадывание, возвратные движения глаз. Об-ся не видит строку, не может правильно расположить буквы в строке или переходит с одной строки на другую. Об-ся не может правильно скопировать букву, цифру, геометрическую фигуру. Недостатки зрительно-моторной координации Неспособность провести прямую линию без отрыва карандаша. Трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы) Тремор Очень медленный темп письма.

В связи с перечисленными нарушениями зрительного восприятия, которые в целом влияют на формирование процессов письма и чтения, возникает противоречие между требованиями программы общеобразовательной школы и возможностями обучающихся с речевыми нарушениями. Способ преодоления –коррекция нарушений письма и чтения через развитие зрительного восприятия.

Диагностика сформированности зрительного восприятия В основе диагностики – адаптированные материалы методики нейропсихологической диагностики Л.С.Цветковой. Обследование проводилось среди обучающихся 1-ых классов, зачисленных в СКк 5 вида и 1-2 вида. Предложено 16 диагностических проб, сопровождающихся словесной инструкцией и необходимым наглядным материалом. Обследование проводилось в два этапа: в начале и в конце учебного года.

Задания: Копирование куба Копирование по точкам Выбор картинки по слову, наименованию Копирование по клеточкам Называние контурных изображений Называние перечеркнутых изображений Конфликтные фигуры(«Кентавры») Выбор частей целого Опознание и выбор букв, цифр, геометрических фигур Рисование по слову Дорисовывание до целого Дорисовывание предметных изображений Определение недостающих элементов Дорисовывание до любого предмета «Змейка» Задание с кубиками Кооса

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДАННЫХ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ уч.год Критерии выполнения проб: 0 б.- 100% ошибок; 1 б.- 25%ош. и 75% правильн.выполн.; 2 б.- 50%ош. и 50% правильн.выполн.; 3 б.- выполнение без ошибок

Результаты диагностики сформированности зрительного восприятия учебный год Начало уч.года Конец уч.года Смешение и замена букв

Полученные результаты позволили лишний раз убедиться во взаимосвязи речевого нарушения с процессом развития зрительного восприятия и влиянии неречевых процессов на формирование и развитие речевой сферы. Работа в данном направлении помогла мне определить основные требования к коррекционно-развивающим занятиям: Темп и скорость работы обучающийся должен выбирать сам; Не начинать занятия с трудных задач, усложнять задания постепенно В ходе занятий необходимо положительно оценивать каждый правильный шаг. Уверенность в правильном выполнении дает ребенку свободу действия, стимулирует дальнейшую работу. Перед выполнением задания каждый обучающийся должен уметь объяснить, что он должен сделать и как, а также прокомментировать свои ошибки.

НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НЕДОРАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т.ч. буквенного Расширение объема зрительной памяти Формирование пространственных представлений Развитие зрительного анализа и синтеза Формирование речевых обозначений зрительно- пространственных отношений Дифференциация смешиваемых при письме и чтении букв

Примерные упражнения по развитию зрительного восприятия Рисование по клеточкам. Контурные рисунки

Раздели и раскрась пирамидку так, чтобы в ней поместились все разбросанные детали

Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Для этого ребенку предлагаются сначала парные картинки с изображением одного и того же предмета, потом картинки с 2-3-мя отличиями (типа домиков), Предлагаются задания на различение геометрических фигур по форме и величине и цвету, а также задания на различение зашумленных предметов. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ОТЗЫВЫ О РАБОТЕ...РОДИТЕЛЕЙ Уважаемая Татьяна Сергеевна! Хочу сказать Вам огромное спасибо и выразить благодарность за Вашу самоотверженную работу с моим сыном Константином! Спасибо за то, что открыли для него мир литературы и научили владеть русским языком. Ваш огромный педагогический талант помог моему сыну. А ведь мы пришли в школу с огромными проблемами. С каждым уроком у сына появляется огромный интерес к изучаемому предмету. Вы грамотный и требовательный преподаватель, глубоко знающий и любящий свой предмет. Когда закончился урок, дети хотели продолжать учиться дальше, такое редко можно увидеть. Искренне желаю Вам дальнейших творческих успехов в благородном педагогическом деле. С уважением Г.Ярош (папа К.Яроша) Я посетила урок русского языка. Урок проводила логопед Татьяна Сергеевна Матейкович. Урок мне понравился. Дети были активны,с удовольствием выполняли предложенные задания. Виден результат работы педагога, отмечается значительная динамика в развитии детей. С удовольствием мой ребенок посещает уроки русского языа и литературного чтения, логопедические занятия. С.А. Пушкарева (мама Д.Пушкарева)

…КОЛЛЕГ Логопед! Звучит так гордо. В школе нужный человек! Звуки все поставить может Где нет Р и где нет Ш. На уроки как на праздник Отправляем детвору Результат? Он виден сразу Не во сне, а наяву. Звуки, буквы и слова С логопедом пишут наши дети. И читают тоже Лучше всех на свете! (А.В.Молчанова, учитель 1 б класса)

Если очень вы «калтавы», То «мешаеть» это жить, Так трудней добиться славы, Так труднее объяснить. С этим недугом серьезным Поможет логопед бороться. Он любые отклоненья Не устанет исправлять, Он всегда найдет решенье, Как ваш уровень поднять.

В нашей школе есть квалифицированный специалист, сердце которого наполнено гордостью за свою профессию. Это Татьяна Сергеевна Матейкович, которая вкладывает в свою работу сердце и душу. У нее светятся глаза, когда она видит, что речь у ребенка исправляется, и он может чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников. Всегда можно постучаться в кабинет Татьяны Сергеевны за советом, и на любой вопрос она сумеет дать ответ. Она эрудированна, постоянно занимается самообразованием, с ней интересно общаться. (Е.Н. Мальцева,учитель 1 а класса)

…КОЛЛЕГ Татьяна Сергеевна компетентна во всех вопросах учебного процесса. По результатам работы можно сказать, что педагог в совершенстве владеет методикой работы, приемами обучения. Оказывает профессиональную помощь в коррекционной работе с обучающимися. (Е.В.Рожнова, учитель 4 а класса) Высокий уровень методической подготовки. Творчески подходит к своей деятельности. Учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Использует современные технологии и ИКТ. Высокий уровень результатов логопедической работы. Внимательное и доброжелательное отношение к детям. (Е.М.Клименченко, учитель 4в класса ) Отзывчивый, профессионально грамотный, добросовестный педагог. Использует различные методы и приемы работы с детьми, учитывает их возрастные, индивидуальные особенности. Занятия интересные, повышают учебную мотивацию, речевую активность. Сотрудничает с родителями. Отмечается положительная динамика корррекции речевых нарушений. (Н.В.Фурман, учитель 1в класса) Замечательный, чуткий, отзывчивый и внимательный педагог. Многие учащиеся имеют нарушения речи, с ними трудно работать на уроках и Татьяна Сергеевна, как талантливый, творческий логопед оказывает помощь педагогам в устранении проблем в обучении. (Н.В.Смирнова, учитель 3в класса)

… детей Мне нравится ходить к логопеду. Потому что там интересные занятия. Я люблю читать. ( А. Валиев, ученик 2 б класса) Я люблю литературное чтение. Мне нравится читать и пересказывать. (И.Патин, ученик 4в класса) Мне нравится учитель. На логопедических занятиях я научилась хорошо говорить. (М.Намозова, ученица 2 б класса) Мне нравится русский язык, я получаю знания, развиваю ум. Я обожаю читать, писать диктанты и получать хорошие оценки. Татьяна Сергеевна добрая, объясняет, как выполнять задания. (Д.Пушкарев, ученик 4в класса) Мне очень нравится ходить на логопедические занятия. Там интересно. Татьяна Сергеевна научила меня правильно произносить все звуки. (П.Дыбаль, ученик 2б класса) Мне нравится Татьяна Сергеевна. Она нас учит писать без ошибок. (М. Серпиков, ученик 2а класса) Татьяна Сергеевна учит меня писать без ошибок. Я люблю учиться! (А. Соловьев, ученик 2 б класса) Татьяна Сергеевна дает мне знания. Я знаю словарные слова, хорошо работаю на уроке русского языка. Я научился учить стихи, быстро читать. Люблю писать диктанты и изложения. (К.Ярош, ученик 4в класса)