Использование нетрадиционных методик для определения психологического состояния учащихся на уроках изобразительного искусства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения Подготовила: педагог – психолог ГБОУ АО «СКОШ 5» Фоменко А. И.
Advertisements

Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
«Я среди других людей» программа по психологии для 7-8 классов.
Воспитатель: Диденко Е.А.. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые.
Автор работы: ученик 10 класса Мирошников Кирилл МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Детское объединение «Клуб любителей гитары» Влияние музыки на состояние.
МОУ Усть-Ордынская СОШ 1 им. В.Б. Борсоева. Баймеева Елена Никитична Васильева Надежда Владимировна.
Вот такие мы непоседы! Программа «Радуга» авторы: Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон. Программа в целом направлена на формирование.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
О. И. Куприянова учитель биологии и химии МКОУ СОШ пос. Николаевка Партизанского муниципального района.
Воспитатель Антипова Татьяна Равильевна Дети и родители I младшей группы 5 «Крохи»
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Программа дополнительного образования детей «Веселые петельки» педагога дополнительного образования Акошкиной Ирины Германовны.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 154 городского округа Красноуфимск Программа дополнительного образования.
ПСИХОЛОГИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЕ С ТАРТОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Авторы: Зотова Анастасия Неклеонова Елена.
Конкурс «Я- классный руководитель!» Номинация : «Классный руководитель- архитектор классного коллектива, где комфортно каждому» Из опыта работы классного.
Использование цвета и музыки в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Программа дополнительного образования детей «Вязание крючком» педагога дополнительного образования Абдуллаева Зарема Агамовна.
Школа для родителей. «Познание» Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие.
Векторы деятельности классного руководителя по созданию благоприятных условий во время адаптации пятиклассников к новой учебной ситуации.
Транксрипт:

Использование нетрадиционных методик для определения психологического состояния учащихся на уроках изобразительного искусства.

Цели: учебная : учебная : Познакомить учащихся с витражом, как видом декоративно – прикладного искусства. Познакомить учащихся с витражом, как видом декоративно – прикладного искусства. психологическая : психологическая : Определить психологическое состояния учащихся. Определить психологическое состояния учащихся.

Задачи учебные : обучающие: обучающие: -познакомить с историей и назначением техники витраж; -познакомить с историей и назначением техники витраж; -обучить упрощенным приемам выполнения витража; -обучить упрощенным приемам выполнения витража; развивающие: развивающие: -развивать познавательный интерес; -развивать познавательный интерес; -развивать моторику мелких мышц; -развивать моторику мелких мышц; -развивать двигательную сноровку; -развивать двигательную сноровку; -формировать навыки работы с художественными материалами; -формировать навыки работы с художественными материалами; воспитывающие: воспитывающие: -воспитывать интерес к произведениям искусства; -воспитывать интерес к произведениям искусства; -воспитывать интерес к творчеству; -воспитывать интерес к творчеству; -воспитывать уважение к человеку труда; -воспитывать уважение к человеку труда; -воспитывать рачительность; -воспитывать рачительность; -воспитывать аккуратность, усидчивость; -воспитывать аккуратность, усидчивость;

коррекционные задачи: развивать умение сравнивать и анализировать; развивать целенаправленность и устойчивость внимания; развивать зрительную и образную память; развивать целенаправленность восприятия цвета и формы объекта; развивать подвижность; увеличивать объем зрительного, слухового, моторного восприятия; увеличивать активный словарный запас; формировать стремление доводить начатое дело до конца; воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в учебе, труде; психологическая задача: Проведение быстрого теста Люшера.

План первого урока. I.Организационная часть. I.Организационная часть. Организация рабочего места. Организация рабочего места. II. Основная часть. II. Основная часть. 1.Приветствие. 1.Приветствие. 2. «Погружение в тему урока. 2. «Погружение в тему урока. 3.Знакомство с витражом как видом ДПИ ( prezent.ppt witraq) 4.Зарядка для глаз. 3.Знакомство с витражом как видом ДПИ ( prezent.ppt witraq) 4.Зарядка для глаз. 5.Сравненительный анализ. 5.Сравненительный анализ. 6.Проведение быстрого теста Люшера. 6.Проведение быстрого теста Люшера. 7.Прокладка контура. 7.Прокладка контура. 8.Зарядка для глаз. 8.Зарядка для глаз. 9.Подбор цветов и раскрашивание эскиза. 9.Подбор цветов и раскрашивание эскиза. 10.Зарядка. 10.Зарядка. 11.Итог урока. 11.Итог урока. 12.Уборка рабочего места. 12.Уборка рабочего места. III.Заключение. III.Заключение.

План второго урока. I. Организационная часть I. Организационная часть Проверка готовности детей к уроку. Проверка готовности детей к уроку. II. Основная часть. II. Основная часть. 1.Мотивация на творчество. 1.Мотивация на творчество. 2.Мастер – класс учителя. 2.Мастер – класс учителя. 3.Выполнение работы под музыкальное сопровождение. 3.Выполнение работы под музыкальное сопровождение. 4.Зарядка для глаз. 5.«Я это знаю» (prezent.ppt witraq). 4.Зарядка для глаз. 5.«Я это знаю» (prezent.ppt witraq). 6.Сборка изделия, оформление работ. Любование. 6.Сборка изделия, оформление работ. Любование. 7.Подведение итога урока. 7.Подведение итога урока. 8.Уборка рабочего места. 8.Уборка рабочего места. 9. Домашнее задание. 9. Домашнее задание. III.Заключение. Прощание III.Заключение. Прощание

Четыре основные цвета (по Люшеру) отображают основные психологические потребности человека: синий -в спокойствии и удовлетворенности, синий -в спокойствии и удовлетворенности, зеленый – в самоутверждении, зеленый – в самоутверждении, красный –в активности, красный –в активности, желтый –в успехе. желтый –в успехе. Фиолетовый - желание очаровывать, высокая внушаемость. Фиолетовый - желание очаровывать, высокая внушаемость. В коричневом импульсивность красного ослаблена. В коричневом импульсивность красного ослаблена. Серый - психологически нейтрален. Серый - психологически нейтрален. Черный является отрицанием цвета. Черный является отрицанием цвета.

Пояснение к тесту. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета (по Люшеру) синий, зеленый, желтый и красный должны занимать преимущественно первые пять позиций. В случае, если первые места занимают дополнительные цвета (по Люшеру) фиолетовый, коричневый, черный, серый, то это символизирует тревожность, стресс, переживания страха, отвращение, огорчения. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета (по Люшеру) синий, зеленый, желтый и красный должны занимать преимущественно первые пять позиций. В случае, если первые места занимают дополнительные цвета (по Люшеру) фиолетовый, коричневый, черный, серый, то это символизирует тревожность, стресс, переживания страха, отвращение, огорчения.

Переход к тесту Люшера Учителю необходимо на каждом уроке найти «мостик», который позволит перейти к проведению быстрого теста Люшера. (инструкция для учащихся дана в prezent.ppt witraq) «Сейчас вы, ребята, будет подбирать цвета, которые хотите использовать в своей работе. У каждого из вас есть любимый цвет. А некоторые цвета вам может быть сегодня не особенно симпатичны. Давайте же узнаем, какие из представленных цветов вам сегодня нравятся больше всего. В В большом конверте вы найдете 2 маленьких конвертика и 8 цветных карточек

Обработка теста. Выбор ребят (16 ноября 2011 года) Кирилл Кирилл Андрей Андрей Коля Коля Саша Саша Таня Таня

Выбор 1 «Мой самый любимый цвет» (психологическое состояние, которого человек стремится достичь, чтобы добиться своей цели) Кирилл Андрей КоляСаша Таня

Выбор 2 (истинная цель) Кирилл Андрей КоляСаша Таня

Выбор 3 и 4 (действительное положение дел: ситуация, в которой находится человек, или то, как обстоятельства заставляют его действовать) Выбор 5 и 6 (показывает то, что сейчас для человека не актуально)

Выбор 7 (неприятие, антипатия) Кирилл Андрей КоляСаша Таня

Выбор «Мой самый нелюбимый цвет» (выражают существующую потребность, которую человек вынужден подавлять, чтобы не попасть в неблагоприятную ситуацию) Кирилл Андрей КоляСаша Таня

Кирилл, его работа (витраж) и выбор цветов (использованы 4 любимых цвета)

Итоги теста: Кирилл (ноябрь 2011 года) 1,2 - Деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям и удовольствиям. 3 - ощущает себя успешным, 3 - ощущает себя успешным, 4 - ощущает себя самоутвердившимся. 4 - ощущает себя самоутвердившимся.

5 - Не актуально : потребность в 5 - Не актуально : потребность в безопасности и комфорте. безопасности и комфорте. 6 - Не актуально : соблюдать нейтралитет, необходимость в защите. 6 - Не актуально : соблюдать нейтралитет, необходимость в защите. 7, 8 - Напряжение из - за ограничения 7, 8 - Напряжение из - за ограничения в самостоятельных решениях, в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мысли. откровенному выражению мысли.

Андрей, его работа (витраж) и выбор цветов (использованы 4 любимых цвета)

Андрей ( ноябрь 2011 года) 1, 2 - Деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности. 1, 2 - Деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности. 3 - Чувствует себя самоутвердившимся, 3 - Чувствует себя самоутвердившимся, 4 - Чувствует себя спокойным 4 - Чувствует себя спокойным

5 - Опасается стать жертвой своей 5 - Опасается стать жертвой своей доверчивости и требует от людей доверчивости и требует от людей полной искренности. Он способен к трезвому анализу ситуации, способен к отзывчивости, но очень жестко себя контролирует. полной искренности. Он способен к трезвому анализу ситуации, способен к отзывчивости, но очень жестко себя контролирует. 6 -Отвергает потребность в безопасности и комфорте. 6 -Отвергает потребность в безопасности и комфорте. 7, 8 - Стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем. 7, 8 - Стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.

Коля, его работа (витраж) и выбор цветов (использованы 3 любимых цвета и аутсайдер синий)

Коля (ноябрь 2011 года) 1, 2 - Чувство неудовлетворенности, 1, 2 - Чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие. направленность на рискованное действие. 3 - Считает себя самоутвердившимся, 3 - Считает себя самоутвердившимся, 4 - Считает себя успешным. 4 - Считает себя успешным.

5 - Не актуально: получить поддержку 5 - Не актуально: получить поддержку людей, воздействуя на них дружелюбием и обаянием. людей, воздействуя на них дружелюбием и обаянием. 6 - Не актуально : потребность в 6 - Не актуально : потребность в безопасности и комфорте. безопасности и комфорте. 7,8 – эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации. 7,8 – эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.

Саша, его работа (витраж) и выбор цветов (использованы 4 любимых цвета)

Саша ( ноябрь 2011 года) 1, 2 - Чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе. 1, 2 - Чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе. 3 - Считает себя успешным. 3 - Считает себя успешным. 4 - Чувствует себя активным или же сама 4 - Чувствует себя активным или же сама ситуация требует от него активности. ситуация требует от него активности.

5 - Не актуально: сохранять контроль 5 - Не актуально: сохранять контроль над своими решениями и действиями. над своими решениями и действиями. 6 - Не актуально : соблюдать нейтралитет, потребность в защите 6 - Не актуально : соблюдать нейтралитет, потребность в защите 7 - нарушением желательных 7 - нарушением желательных взаимоотношений, взаимоотношений, 8 - повышенная взыскательность к 8 - повышенная взыскательность к другим. другим.

Таня (опекун ребенка -бабушка), ее работа (витраж) и выбор цветов (использованы 2 любимых цвета, в т.ч. черный контур, 2 аутсайдера, 1 нейтральный)

Таня (ноябрь 2012 года) 1,2 - Настроение положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, 1,2 - Настроение положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимоподдержке. взаимоподдержке. 3 - Считает, что все идет не так, как надо 3 - Считает, что все идет не так, как надо 4 - Всегда стремится соблюсти нейтралитет, 4 - Всегда стремится соблюсти нейтралитет, нуждается в защите и хочет ее найти. нуждается в защите и хочет ее найти.

5 - Не актуально: критичность в 5 - Не актуально: критичность в отношении других людей и сдержанность выражении своих эмоций; отношении других людей и сдержанность выражении своих эмоций; 6 - Не актуально : потребность в 6 - Не актуально : потребность в физическом благополучии. физическом благополучии. 7, 8 - Состояние стресса, вызванное неадекватной самооценкой. 7, 8 - Состояние стресса, вызванное неадекватной самооценкой.

Ребята с работами (витраж)

Работы ребят

Фонарь стал краше прежнего!

Итоги теста 1 Кирилл : напряжение из - за ограничения в самостоятельных решениях (объяснить смысл ограничений для подростков). Кирилл : напряжение из - за ограничения в самостоятельных решениях (объяснить смысл ограничений для подростков). Андрей : стремление выйти из неблагоприятной ситуации (устал - 6-й урок). Андрей : стремление выйти из неблагоприятной ситуации (устал - 6-й урок). Коля : чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие (направить усилия в спорт). Коля : чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие (направить усилия в спорт). Состояние стресса, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации (устал - 6-й урок). Состояние стресса, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации (устал - 6-й урок). Саша : состояние стресса, вызванное нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим (выяснено – поссорился с другом; объяснить: к сожалению, все люди не идеальны, нужно уметь прощать). Саша : состояние стресса, вызванное нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим (выяснено – поссорился с другом; объяснить: к сожалению, все люди не идеальны, нужно уметь прощать). Таня : считает, что все идет не так, как надо (находится в сложной жизненной ситуации под опекой бабушки). Нуждается в защите и хочет ее найти (успокоить – решается вопрос о передаче девочки в другую семью).Таня : считает, что все идет не так, как надо (находится в сложной жизненной ситуации под опекой бабушки). Нуждается в защите и хочет ее найти (успокоить – решается вопрос о передаче девочки в другую семью). Состояние стресса, вызванное неадекватной самооценкой (классному руководитель провел работу, выяснил уровень самооценки, провел мероприятие с классом по теме). Состояние стресса, вызванное неадекватной самооценкой (классному руководитель провел работу, выяснил уровень самооценки, провел мероприятие с классом по теме).

Выбор ребят (3 марта 2012 года) Кирилл Кирилл Андрей Андрей Коля Коля Саша Саша Таня Таня

Кирилл, его работа (батик) и выбор цветов (использованы 3 любимых цвета)

Кирилл (март 2012 года) Деловое, слегка повышенное Деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности. контактам, расширение сферы деятельности. Стремление выйти из Стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем. неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем

Андрей, его работа (батик) и выбор цветов (использованы 3 любимых цвета)

Андрей (март 2012 года) Настроение положительное, Настроение положительное, стремление к позитивному стремление к позитивному эмоциональному состоянию, эмоциональному состоянию, взаимоподдержке. взаимоподдержке. Стремление уйти из Стремление уйти из подчинения, негативное подчинения, негативное отношение к различным отношение к различным запретам. запретам

Коля, его работа (батик) и выбор цветов (использованы 3 любимых цвета, 2 нейтральных)

Коля (март 2012 года) Возбуждение, направленность Возбуждение, направленность на сильное эмоциональное на сильное эмоциональное переживание. переживание. Стремление выйти из Стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем. неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем

Саша, его работа (батик) и выбор цветов (использованы 4 любимых цвета)

Саша (март 2012 года) Деловое возбуждение, активное Деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, стремление к деятельности, впечатлениям и удовольствиям. впечатлениям и удовольствиям. Стремление выйти из Стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем. неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем

Таня (опекун ребенка - чужой человек), ее работа и выбор цветов (использованы 1 любимый, 1 нейтральный и 1 нелюбимый цвет)

Таня (март 2012 года) Настроение положительное, Настроение положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимоподдержке. стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимоподдержке. Состояние фрустрации из – за Состояние фрустрации из – за ограничения амбициозных ограничения амбициозных требований, недостаточная требований, недостаточная целеустремленность. целеустремленность

Ребята с работами

Итоги теста 2 Кирилл : Стремление выйти из неблагоприятной ситуации (усталость – 6-й урок). Кирилл : Стремление выйти из неблагоприятной ситуации (усталость – 6-й урок). Андрей : Стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам (объяснить суть запретов). Андрей : Стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам (объяснить суть запретов). Коля : Возбуждение, направленность на сильное эмоциональное переживание (выяснено : испортились отношения с мамой, а он готовит ей подарок). Стремление выйти из неблагоприятной ситуации (усталость – 6-й урок). Коля : Возбуждение, направленность на сильное эмоциональное переживание (выяснено : испортились отношения с мамой, а он готовит ей подарок). Стремление выйти из неблагоприятной ситуации (усталость – 6-й урок). Саша : Стремление выйти из неблагоприятной ситуации (усталость – 6-й урок). Саша : Стремление выйти из неблагоприятной ситуации (усталость – 6-й урок). Таня : Состояние фрустрации из – за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность (индивидуальная работа классного руководителя – девочку передали под опеку в чужую семью; для ребенка ситуация меняется к лучшему). Таня : Состояние фрустрации из – за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность (индивидуальная работа классного руководителя – девочку передали под опеку в чужую семью; для ребенка ситуация меняется к лучшему).

Какие предметы подходят для проведения быстрого теста Люшера? Изобразительное искусство. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Мировая художественная культура. Литература. Литература. История. История. Музыка. Музыка.

Темы уроков 7 класса (программа ИЗО YIII вида М.Ю.Рау), на которых можно проводить быстрый тест Люшера: Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи». средства живописи». Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса. Рисование объемных предметов округлой формы (фрукты). Рисование объемных предметов округлой формы (фрукты). Рисование объемных предметов округлой формы (овощи). Рисование объемных предметов округлой формы (овощи). Составление узора для вазы. Составление узора для вазы. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно- прикладное творчество». Городецкая роспись. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно- прикладное творчество». Городецкая роспись. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.

Специалисты по цвету соотносят человеческие темпераменты с определенными цветами, причем сами эти темпераменты они называют внутренним цветом человека. внутренним цветом человека. Внутренний цвет -холерика красный, -сангвиника желтый, -флегматика зеленый, -меланхолика синий.

Поэтому неравнодушный учитель изобразительного искусства может на своих уроках использовать возможности цвета не только для диагностики, но и для коррекции психологического состояния учащихся. Сине- зеленые цвета делают вспыльчивого, подвижного холерика сдержанным, а красно- оранжевые могут превратить обособленного меланхолика в контактного человека. Рекомендуя учащимся (дифференцированно) холодную или теплую палитру для выполнения работы, можно помогать ребятам корректировать свое психологическое состояние. Поэтому неравнодушный учитель изобразительного искусства может на своих уроках использовать возможности цвета не только для диагностики, но и для коррекции психологического состояния учащихся. Сине- зеленые цвета делают вспыльчивого, подвижного холерика сдержанным, а красно- оранжевые могут превратить обособленного меланхолика в контактного человека. Рекомендуя учащимся (дифференцированно) холодную или теплую палитру для выполнения работы, можно помогать ребятам корректировать свое психологическое состояние.

Вывод: Проведение на уроках изобразительного искусства быстрого теста Люшера позволяет учителю диагностировать и корректировать психологическое состояние учащихся, что в свою очередь ведет не только к сохранению, но и к улучшению здоровья детей, особенно имеющих отклонения в развитии. Поэтому проведение быстрого теста Люшера считаю результативным, обоснованным и необходимым.

Литература: М.Ю. Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Серия «Педагогика. Психология. Управление.». Москва «ВАКО» 2005 М.Ю. Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Серия «Педагогика. Психология. Управление.». Москва «ВАКО» 2005 Елена Егорова «Proцветание по Максу Люшеру» (сам себе психолог) изд.Питер Пресс Елена Егорова «Proцветание по Максу Люшеру» (сам себе психолог) изд.Питер Пресс 2007.