Чимьяо Фан Всемирный банк Значение МСП и роль государственной поддержки для развития сектора МСП Формирование благоприятной нормативно-правовой базы для.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Малое предпринимательство в экономике России и Германии Роль сектора и меры государственной политики по его развитию Дни российской экономики во Франкфурте.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Регулирование и налогообложение как методы формирования инвестиционного климата. 1.Регулирование фирм 2.Налогообложение фирм 2.Налогообложение фирм.
Привлечение некоммерческих организаций к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ) и совершенствование институционально- правовых условий.
SME-Toolkit Project Ukraine Business Technologies Development Center Межрегиональная конференция Механизмы и новые направления в.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Современные технологии финансирования услуг в социальной сфере как инструменты повышения качества и результативности государственной и муниципальной социальной.
Инвестиционный проект с точки зрения инвестора». Основные шаги и принципы реализации инвестиционного проекта ЗАО «Октан-Брокер» Руководитель департамента.
Конференция РМЦ/НАУМИР Микрофинансирование в России на пороге перемен: уроки кризиса и новые возможности Ноябрь 2010 г. G20 и всеохватывающая финансовая.
О разработке Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» г. Пермь 1 Министерство промышленности, предпринимательства и.
С.В.Коровин, начальник экономического управления Национального банка Республики Башкортостан Банка России О проблемных вопросах стандартизации кредитных.
Кредитные бюро в глобальной перспективе Ганс Шрэдер МФК 24 марта 2003 г. Санкт-Петербург, Россия.
Предприятие и его экономическое окружение Предприятие как система.
ПРОГРАММА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗАО ВНЕШТОРГБАНК РОЗНИЧНЫЕ УСЛУГИ.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Анализ создания ресурсного центра в одном из регионов Нижегородской области ПУГ - Экономисты.
Транксрипт:

Чимьяо Фан Всемирный банк Значение МСП и роль государственной поддержки для развития сектора МСП Формирование благоприятной нормативно-правовой базы для развития малого и среднего бизнеса в России Научно-практическая конференция Санкт-Петербург, Россия, сентября 2003 г.

1 I.Что такое МСП? II.Значение МСП III.Характеристики МСП и основание для государственной поддержки IV.Роль государственного сектора в Формировании нормативно-правовой среды, благоприятной для МСП Формировании нормативно-правовой среды, благоприятной для МСП Обеспечении доступа к финансам Обеспечении доступа к финансам Предоставлении услуг, способствующих развитию предпринимательской деятельности Предоставлении услуг, способствующих развитию предпринимательской деятельности План выступления

2 I. Что такое МСП В разных странах используют разные определения В разных странах используют разные определения Последовательные сравнительные данные отсутствуют Последовательные сравнительные данные отсутствуют Определение МФК: Определение МФК: Mи Mи (Mикропредприятие) (a) Наёмные работники < 10 (б) Общие активы < US$ (в) Общая годовая выручка < US$ М (малое предприятие) (а) 10 < Наёмные работники < 50 (б) US$ < Общие активы < US$ 3 млн. (в) US$ < Общая годовая выручка < US$ 3 млн. С С (Среднее предприятие) (a) 50 < Наёмные работники < 300 (б) US$ 3 млн. < Общие активы < US$ 15 млн. (в) US$ 3 млн. < Общая годовая выручка < US$ 15 млн.

3 II. Значение МСП МСП как двигатель экономического роста МСП необходимы для формирования конкурентного и эффективного рынка МСП чрезвычайно важны для сокращения бедности Особенно важную роль МСП играют в развивающихся странах

4 МСП как двигатель экономического роста Сектор МСП в большинстве стран обеспечивает самое большое число рабочих мест (особенно новых) МСП – крупный источник технических инноваций и новых продуктов

5 МСП как двигатель экономического роста

6

7 МСП в России –Доля МСП (до 250 наёмных работников) в общем числе фирм составляет около 90% –Доля МСП в общей численности занятых - около 45% –Доля МСП в общем объёме выручки – около 40% МСП в Китае –Доля МСП в общем числе фирм составляет 99,9% –Доля МСП в общей численности занятых - 84% –Доля МСП в общем объёме выручки –71%

8 МСП как необходимое условие создания конкурентного и эффективного рынка Благодаря высокой текучести кадров и приспособляемости, МСП играют важную роль в устранении региональных и отраслевых диспропорций в экономике Лёгкость создания и закрытия МСП делает экономику более гибкой и конкурентоспособной Большое число МСП в отраслях способствует появлению рыночной конкуренции МСП также принадлежит важная роль в качестве субподрядчиков при разукрупнении, приватизации и реструктуризации крупных предприятий

9 МСП важны для сокращения бедности В МСП обычно работают бедные и малоимущие Иногда МСП являются единственным источником трудоустройства в депрессивных и сельских регионах Для многих бедных единственным источником дохода является самозанятость МСП играют особенно важную роль в развивающихся странах, где проблема бедности стоит особенно остро

10 МСП важны для сокращения бедности

11 МСП играют особенно важную роль в развивающихся странах

12 III. Характеристики МСП и основание для государственной поддержки Отсутствие экономии от масштаба и высокая стоимость информации Невозможность влиять на политику и отсутствие коллективного «голоса» Ограниченные управленческие возможности / потенциал Малый размер Рассредоточенность Ограниченные ресурсы

13 Основание для государственной поддержки МСП Ситуации «несостоятельности рынка» ухудшают положение МСП Из-за малого размера МСП несут более высокие издержки Возможности развития потенциала МСП ограничены

14 «Несостоятельность рынка» ухудшает положение МСП Асимметричная информация о МСП- заёмщиках и несовершенная конкуренция на рынке кредита Более высокая стоимость НИОКР и обучения для МСП наряду с тем, что они не могут полностью воспользоваться выгодами от инвестиций. Ограничивается доступ МСП на рынок кредита Вызывает недостаток инвестиций в передачу технологий и обучение

15 Из-за малого размера МСП несут более высокие затраты В отличие от крупных фирм, МСП не могут влиять на ситуацию, меняя её в свою пользу Из-за нормативных положений МСП несут более значительные издержки в сравнении с другими предприятиями Частные институциональные положения обходятся МСП дороже из-за отсутствия экономии от масштабов Растут транзакционные издержки МСП Ограничивается способность МСП пользоваться открывающимися экономическими возможностями

16 Возможности развития МСП ограничены Из-за небольшого размера МСП обычно не имеют достаточного управленческого потенциала МСП не могут позволить себе дорогостоящих вспомогательных услуг (напр., финансовых, кадровых, юридических, обучающих) Возможности МСП в плане доступа к информации и её анализа особенно слабы МСП нередко «не знают того, чего они не знают» и их способность к восприятию низка Отрицательно влияет на производительность МСП Сдерживает их возможности по достижению деловых целей

17 IV. Роль государственного сектора Нормативная база Доступ к финансам Услуги по развитию бизнеса Решить проблемы «несостоятельности рынка» в условиях открытого доступа к рынку Повысить эффективность транзакций и сократить риск Сократить постоянные издержки Усилить конкуренцию на финансовых рынках Сократить риски и транзакционные издержки Расширить возможности финансовых учреждений по обслуживанию мелких клиентов Структура поддержки рынка в целях повышения конкурентоспособности МСП Побудить рынки предоставлять услуги, подходящие МСП и востребованные ими Разработать недорогие услуги и механизмы их предоставления, требуемые МСП Где нужна господдержка Цели

18 Роль государства в формировании благоприятной нормативной базы: основные принципы Стабильность правовой, политической и стратегической базы Публичность правил и законов Ясность и определённость законодательства Предсказуемость и применимость законов Справедливость, возможность правового разбирательства и обеспечение должного процесса Убеждает МСП в том, что государство не будет менять основные положения, на которых строятся их деловые решения, в ущерб интересам МСП Обеспечивает доступ МСП к соответствующим законам Позволяет МСП понять, какие законы применимы в и их ситуации, а также их конкретное содержание Сокращает риски, связанные с изменением интерпретации, реализации или применения закона Позволяет прибегнуть к независимому разбирательству и механизму разрешения споров

19 Роль государства в формировании благоприятной нормативной базы: значение для МСП По возможности позволяет бизнесу самостоятельно решать, как лучше достичь стоящих перед ним целей Основное внимание уделяется процедурам, упрощающим нормативные положения Содержит меньше нормативных положений, которые более просты Следует стратегии, которая акцентирует содействие/посредничество и соблюдение положений, а не контроль и санкции Обеспечивает честную конкуренцию

20 Роль государства в формировании благоприятной нормативной базы : стратегическое направление и основные вопросы Открытый доступ к рынкам и ускорение развития рынков Основные вопросы, требующие решения Стратегическое направление Пересмотреть подходы и внести поправки в законы и нормы, ухудшающие положение МСП с точки зрения конкуренции, совершения коммерческих сделок, прав интеллектуальной и коммерческой собственности, налогообложения, трудовых отношений, участия в государственных закупках, и т.д. Отменить некоторые нормы, выполнение которых сопряжено с высокими издержками Предусмотреть больше гибкости в выполнении норм. Сформировать инфраструктуру Облегчить доступ к информации Контролировать результаты работы МСП и воздействие той или иной стратегии Создавать партнёрские структуры между частным и государственным секторами на местном уровне Инвестиции в общественные блага, формирование институционального потенциала Сократить и оптимизировать традиционное вмешательство государства Пересмотреть подходы, согласно которым МСП получают особую защиту Стремиться к большей нейтральности по отношению к предприятиям разного размера при разработке и применении налоговых и трудовых законов

21 Роль государственного сектора: доступ к финансам МСП – особая группа риска (уязвимость, недостаток собственных средств, зависимость от небольшого числа потребителей, отсутствие обеспечения или кредитной истории) МСП – «дорогие» клиенты (соотношение размеров финансирования и затрат на административную работу) Банки используют более высокие процентные ставки, отражающие стоимость риска и управленческих услуг Кредитные услуги МСП не предлагаются МСПБАНКИ

22 Доступ МСП к финансам: рыночная стратегия Ускорение темпов развития рынка посредством: стимулирования конкуренции в финансовом секторе пересмотра законов, регламентирующих порядок использования обеспечения пересмотра положений, регламентирующих лизинг, работу с венчурным капиталом, деятельность фондовых рынков Формирование институционального потенциала посредством: внедрения новых кредитных продуктов, способов кредитования, механизмов предоставления услуг, методик оценки риска (напр., рейтинг кредита) предоставления обучения и технической помощи финансовым учреждениям, работающим с МСП

23 Доступ МСП к финансам: примеры За последние 40 лет банк успешно профинансировал свыше МСП Приверженность конкретному рынку (МСП) и внимание ему Заинтересованность в получении прибыли для обеспечения устойчивости операций Новые подходы к управлению кредитным риском Упрощение операций, сохраняя акцент на том, что получается лучше всего С 1982 г. SOFARIS предоставляет гарантии под банковские ссуды МСП Доля, охваченная гарантией SOFARIS: 40% при инвестировании в существующие фирмы, до 70% - при инвестировании в фирмы, начинающие деятельность, или выше при условии долевого участия региона Опыт Planters Bank (Филипины) Опыт SOFARIS (Франция)

24 Роль государственного сектора: услуги развития бизнеса Прямое предоставление услуг Связь спроса и предложения Правительство Посредник МСП Госфинансирование, цель - развитиеЧастные платежи, коммерческая ориентация Посредник Благоприятные усл-я Предост. обществ. благ Ср-ва для проектов УРБ Поддержка поставщиков УРБ Обучение МСП Стимулы Достигается высокий охват МСП и институциональная устойчивость

25 Роль государства в поддержке развития МСП: передовой опыт Открытый доступ к рынку, более высокие темпы развития рынка Инвестиции в общественные блага, формирование инвестиционного потенциала Сокращение и оптимизация традиционного госвмешательства (когда это возможно) Деловая среда· Политика конкуренции · Требования к лицензированию и регистрации, административные сборы · Закон о коммерческих операциях, права интеллектуальной и коммерческой собственности · Налоговое, трудовое законодательство · Государственные закупки · Гибкость в применении норм · Инфраструктура (транспорт, порты, рыночные объекты, средства связи, ИТ) · Информация (рынки, стандарты, технологии) · Анализ результатов работы МСП и воздействия подходов и мер · Формирование партнёрских структур между государственным и частным сектором в целях совершенствования деловой среды · Пересмотр стратегий, согласно которым отдельные отрасли резервируются для МП или где им предоставляется особая защита · Требуется большая нейтральность в отношении размера предприятий с точки зрения налогового и трудового законодательства и применения его норм Финансовые услуги · Стратегия конкуренции в финансовом секторе · Законы об обеспечении · Пруденциальные нормы и надзор · Положения, регламентирующие лизинг, работу с венчурным капиталом, операции на фондовых рынках · Использование новых кредитных продуктов, способов кредитования, механизмов предоставления услуг, методик оценки риска (напр., рейтинг кредита) Кредитные бюро, реестры · Обучение и техническая помощь финансовым учреждениям, работающим с МСП · Сокращение прямого кредитования через государственные финансовые учреждения · Сокращение требований к финансовым учреждениями по кредитованию МСП (в портфеле) · Отказаться от субсидированного кредита и схемы гарантий кредитов Услуги развития бизнеса · Целевые дотации на развитие рынка в случае конкретных случаев «несостоятельности рынка» · Информация о поставщиках услуг, воздействии услуг · Контроль за соблюдением конкуренции на рынках услуг · Инновация в продуктах (особенно для самых малых фирм), механизмах предоставления · Выработка показателей результатов работы и воздействия · Обучение и техническая помощь частным поставщикам УРБ · Предоставление долгосрочных субсидий только в случае общественных благ (напр., информация, обучение управленцев и работников) · Повысить возмещ-е затрат в отнош. услуг, которые предостав. гос-вом или дотируются · Улучшить управл-е и контроль за издержками в гос. учрежд-ях УРБ · Обусловить выделение бюджетных ср-в достижением результата · Сократить дублир-е услуг разными ведомствами · Привлекать к предост. услуг частный сектор · При наличии финансовой устойчивости - приватизировать поставщиков услуг

26 Роль государства: программы помощи МСП и содействия предпринимательству