Бондаренко Елена Николаевна 18 мая 2012 г., Сургут Современные финансово-экономические механизмы реализации ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бондаренко Елена Николаевна 21 мая 2012 г., Димитровград Современные финансово-экономические механизмы реализации ФГОС.
Advertisements

Бондаренко Елена Николаевна Финансово-экономические механизмы в условиях ФГОС и бюджетной реформы - практика и перспективы внедрения.
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ МРСО ПО ВСЕМ ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ШАДРИНА Н.М. ИПОП «ЭВРИКА»
Переход на нормативно - подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Презентация Титиной Л. Н.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
«Модернизация финансово- экономических механизмов введения ФГОС НОО» Н.М. Шадрина, Заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики.
Эффективные механизмы и модели реализации комплексов региональных мер, направленных на увеличение заработных плат учителей общеобразовательных учреждений.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Финансово-экономические модели обеспечения достижения эффектов модернизации Шадрина Н.М., заместитель директора института проблем образовательной политики.
«Основные направления деятельности ФИП: новые экономические механизмы развития образования» Н.М. Шадрина эксперт ИПОП «Эврика» Н.М.Шадрина Эксперт ИПОП.
Анализ результатов мониторинга РКМ МРСО Р.В. Селюков, Институт проблем образовательной политики «Эврика», 29 октября 2011 г.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ МРСО ПО ВСЕМ ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ШАДРИНА Н.М., ЭКСПЕРТ, ИПОП «ЭВРИКА» ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Электронный мониторинг модернизации общего образования в ходе всей совокупности Федеральных проектов, программ и инициатив Петряева Е.Ю., к.п.н., руководитель.
Нормативное подушевое финансирование Рожков А.И., директор Центра нормативного правового обеспечения образования АПК и ППРО Краснодар, 17 июня 2007 г.
Современные финансово-экономические механизмы реализации ФГОС Селюков Р.В., зам. директора ИПОП «Эврика» 3 апреля 2012 г. г. Хабаровск.
Эффективные финансово- экономические механизмы реализации самостоятельности школ Эксперт ИПОП «Эврика» Сандакова Н.Ю.
Формирование муниципального задания и финансового норматива на услуги дошкольного образования, обеспечивающие развитие вариативных форм ДОУ Иванова А.В.
Модель управления развитием системы оценки качества общего образования 6 ноября 2011г., г.Москва.
Методика расчета нормативов подушевого бюджетного финансирования в системе общего образования.
Транксрипт:

Бондаренко Елена Николаевна 18 мая 2012 г., Сургут Современные финансово-экономические механизмы реализации ФГОС

Содержание Роль финансово-экономических механизмов Особенности формирования стоимости услуги, связь с финансовым обеспечением ФГОС; Изменения в финансово-экономических механизмах в связи с введением ФГОС; Риски реализации новых финансово-экономических механизмов; Качество образовательных услуг

Зачем образованию финансово- экономические механизмы? Для общества (потребителей): Обеспечить равенство стоимости образовательных услуг Понимание какие из образовательных услуг бесплатные для потребителя и ЧТО является результатом таких услуг Понимание соответствия стоимости образовательных услуг результатам и качеству образовательных услуг – принцип эффективных расходов Возможность оказывать влияние на систему образования ……….. 3

В России фактически возникают три системы школьного образования с разными нормативами финансирования и ожиданиями: –гимназии и специальные школы (примерно 20% детей) с высокими ожиданиями и конкурсом учеников –«обычные» школы со слабыми кадрами и условиями, но с высокими ожиданиями –маргинализирующиеся школы для «трудного» контингента (в том числе для мигрантов) и с низкими ожиданиями Неравенство 4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО: Дифференциация образовательных результатов (на примере 1 муниципалитета) В 1/3 школ не менее половины выпускников – слабые троечники по математике Подавляющее большинство хорошо сдавших математику учатся всего в 10-15% школ

Учреждения повышенного уровня Март 2012 г. 6 Динамика роста сети гимназий и лицеев в России противоположна достижениям российских школьников в PISA Результаты российских учащихся в PISA

7 Финансирование Условия предоставления услуги, ресурсы Результаты услуги, качество

Финансово-экономические механизмы в образовании 8 Нормативное (нормативно- подушевое) финансирование Бюджетный Кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании» Государственные (муниципальные) задания Бюджетный Кодекс РФ, Федеральный Закон 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный Закон 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» Новая система оплаты трудаТрудовой Кодекс РФ, ПП РФ 583.

Неактуальность финансово- экономических механизмов Проблема: Структура и содержание нормативов не соответствуют условиям реализации ФГОС: 1.Нет стандарта качества (регламента) оказываемой услуги в соответствии с ФГОС 2.Норматив финансирования в большинстве субъектов рассчитан на основании базисного учебного плана 2004 года. 3.Нормативы на создание условий, содержания здания рассчитываются на основе фактически сложившихся расходах 4.Нет норматива на повышение квалификации 9

Проблема: Структура и содержание нормативов не соответствуют условиям реализации ФГОС Риск 1. Экономическая необоснованность расходов на реализацию ФГОС (нецелевое, неэффективное использование бюджетных средств); Риск 2. Невведение ФГОС; невозможность обеспечения прежде всего выполнения требований к условиям реализации ООП, а значит и требований к самим ООП ступеней, и требований к результатам образования Риск 3. Расширение платных образовательных услуг Риск 4. Размывание принципов НПФ при нечетком определении категории детей под особые нормативы Риск 5. Формальное нормативное финансирование услуги Риск 6. Необеспеченность квалифицированными кадрами организации ФГОС. 10

Минимизация рисков: -Разработка стандарта качества оказания услуги (регламента) на основании ведомственного перечня услуг: 11 реализация основной общеобразовательной программы начальной ступни обучения (в соответствии с ФГОС); реализация основной общеобразовательной программы основной ступни обучения в соответствии с ФГОС; реализация основной общеобразовательной программы начальной ступни обучения (без учета ФГОС); реализация основной общеобразовательной программы старшей ступни обучения (в соответствии с ФГОС); реализация общеобразовательной программы дошкольного образования; Услуга по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста; реализация программ дополнительного образования; организация горячего питания школьников; организация перевозок учащихся; организация отдыха детей.

Минимизация рисков: -На основании стандарта определить структуру расходов, непосредственно связанных с реализацией услуги в соответствии с ФГОС: материальные, финансовые и кадровые потребности и источники их финансирования; -Изменение методики расчета норматива как основа для появления новых образовательных результатов - Разработка и утверждение нормативно-правовым актом субъекта РФ требований к минимальному оснащению общеобразовательных учреждений для реализации основной образовательной программы; - Размер норматива финансирования расходов, связанных с обеспечением образовательного процесса, таким образом, будет рассчитан как средневзвешенные расходы, исходя из минимальных требований к оснащенности, сложившихся цен в регионе на товары и услуги по установленному перечню. Средства на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений должны быть предусмотрены в структуре регионального норматива финансирования общеобразовательного учреждения.

Изменение методики расчета норматива как основа для появления новых образовательных результатов Норматив сегодня (учебный план, оплата труда – 18 часов, учебные расходы, внеурочные виды деятельности как довесок к учебному плану) Норматив на реализацию ФГОС (условия достижения новых типов образовательных результатов – оплата труда всех видов деятельности, нелинейное расписание, иные учебные расходы, оплата информационного ресурса, повышение квалификации …..)

Структура стоимости образовательной услуги Нормативные затраты на оказание услуги нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги – региональный норматив Норматив на ФОТ затраты на общехозяйственные нужды – муниципальный норматив Норматив на информатизацию Норматив на повышение квалификации Норматив на учебные расходы

Взаимосвязь норматива финансирования с величиной средней зарплаты по экономике региона 15

Причина: Различия в стартовых условиях внедрения и реализации ФГОС в разрезе школ Риски: Разрушение принципа НПФ – разная стоимость за одинаковую услугу повышение неэффективных расходов, НСОТ малоэффективна, Отсутствие стимулирования к конкуренции между ОУ, консервация действующей системы образования, как следствие снижение качества 16 Проблема: Финансирование учреждения по Г(М)З не увязано с нормативами финансирования

Пути решения: - применение других инструментов ФЭМ - анализ действующей сети, ее реструктуризация, использование ресурсов учреждений допобразования; система аутсорсинга; формирование финансово- экономической самостоятельности учреждений, повышение менеджерской и финансово-экономической квалификации руководящих кадров системы образования; – создание фонда развития, фонда качества образовательных учреждений. 17 Проблема: Финансирование учреждения по Г(М)З не увязано с нормативами финансирования

Под качественным образованием понимается совокупность тех образовательных результатов и необходимых условий, которые обеспечивают успешную социализацию ребенка в окружающем его мире. Тогда объектами экспертизы качества предоставляемых образовательных услуг населению являются: результаты образования (образовательных услуг), предоставляемого обучающимся образовательными учреждениями различных типов и видов; условия ведения образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа и вида; учебные планы и образовательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях; 18 Проблема: Установление взаимосвязи между финансированием и результатами образовательных услуг

Разработка инструментариев оценки как условий оказания образовательных услуг, так и самого качества образовательных услуг. Предлагаемые направления: -качество условий оказания образовательных услуг – это должно регулироваться условиями МЗ; -через уровень педагогических работников. Стимулирование повышения качества образования, оценка результатов должна быть заложена в положении об оплате труда; -через информацию о качестве образования в конкретном ООУ от центров оценки качества образования. Разработка изменений в Положение о формировании МЗ в части установления показателей и критериев оценки выполнения МЗ, связанных с реализацией ФГОС. 19

Проблема: Установление взаимосвязи системы оплаты труда и реализацией ООП в соответствии с ФГОС Муниципальный уровень: Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих систему оплаты труда в общеобразовательных учреждениях на предмет соответствия требованиям ФГОС Разработка порядка формирования фондов оплаты труда ООУ и положение об оплате труда работников ОУ с учетом: - Всех видов деятельности учителя (урочные виды деятельности; неурочные виды деятельности с учащимися; другие виды деятельности. - Разработки критериев оценки деятельности руководителя с позиции реализации ФГОС 20

Школьный уровень 21 Положение об оплате труда педагогических работников. Включение в базовый оклад оплату всех видов деятельности, как аудиторных, так и неаудиторных. Разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения в зависимости от детских результатов

Благодарю за внимание!