Экспертиза программы. Написание рецензии.. Рецензия - аргументированный (критический) отзыв о (рецензия - оценка). Экспертиза - рассмотрение какого-нибудь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации к составлению программ элективных курсов.
Advertisements

Структура программы факультативного/элективного курса Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Информационное.
Ю.С.Шапакина, руководитель структурного подразделения перспективных образовательных технологий Учебно-методического центра Солнечногорск 2007.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Программа элективного курса : требование по оформлению и содержанию.
Объяснительная записка: Назначение программы и возможности курса для поддержки процессов саморазвития, самоопределения, самопознания. Цели учебной программы.
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Ю. Г. Петрученя, руководитель КММЦ, методист профильной сети Кировского района.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Содержание образования определенного уровня и направленности в конкретном образовательном учреждении определяется основной образовательной программой,
Смысло-ориентированные предметы Эти предметы потенциально богаты содержанием, помогающим вписать личность в национальный и мировой культурный процесс,
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Смысло-ориентированные предметы Эти предметы потенциально богаты содержанием, помогающим вписать личность в национальный и мировой культурный процесс,
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Требования к рабочим программам педагога. Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г р о Концепции модернизации российского образования на период.
Задача методической разработки раздела образовательной программы : показать знание учителем элементарных педагогических закономерностей и соответственно.
Транксрипт:

Экспертиза программы. Написание рецензии.

Рецензия - аргументированный (критический) отзыв о (рецензия - оценка). Экспертиза - рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения. Экспертиза - оценка, анализ, исследование специалистом/ экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний и подготовки в соответствующей области.

Рецензия - аргументированный, критический отзыв, т.е. высказывается мнение, дается оценка качества, степени, уровня.

В качестве эксперта могут выступать: специалисты, ученые в данной предметной области; методисты; специалисты органов управления образованием; учителя высшей квалификационной категории.

Порядок экспертизы Iэтап - внутренний. На этом этапе программу рассматривает методическое объединение учителей- предметников школы (района) или методический совет школы. Они выносят свое решение о соответствии программы существующим требованиям и образовательной программе учреждения, о целесообразности ее введения в учебный план (школьный компонент).

В результате оформляется выписка из решения заседания школьного (районного) методического объединения, методического совета.

Методическое объединение (методический совет) может принять решение о вынесении программы на внешнее рецензирование. Соответственно составляется заявка образовательного учреждения на проведение экспертизы программ элективных курсов для предоставления в муниципальный экспертный совет РОО. При положительной оценке программа может быть рекомендована для экспертизы в областной экспертный совет.

IIэтап - внешняя экспертиза. Внешнюю экспертизу могут осуществлять научные или методические учреждения, специалисты, работающие в данной предметной области, в учреждениях среднего, средне- специального и высшего образования.

Критерии экспертизы программ 1. Соответствие требованиям ФГОС. 2. Новизна содержания программы для учащихся. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. 3.Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. 4.Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует: формированию теоретического, эмпирического мышления обучающихся, абстрактного мышления школьников, творческому, эмоциональному развитию обучающихся.

5. Полнота содержания учебного материала, включенного в программу. Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки. 6. Прогрессивность, научность содержания обучения. Содержание программы позволяет более полно сформировать представления о единой и предметной научной картине мира. Раскрывает способы профессиональной деятельности специалистов соответствующего профиля. 7. Инвариантность содержания программы. Включенный в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний;

8.Практическая направленность содержания программы. Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. 9. Связность или систематичность содержания учебного материала в программе. Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи. 10. Соответствие способа развертывания содержания учебного материала в программе поставленным целям и задачам.

11.Соответствие форм, методов и приемов обучения поставленным в программе целям. Программа дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения. 12.Наличие здоровьесберегающих характеристик. Соответствуют ли виды деятельности, предлагаемые в программе, возрастным особенностям обучающихся. Программа не создает учебных перегрузок обучающимся. 13.Контролируемость промежуточных и итоговых результатов реализации программы. Выраженность критериев и их показателей в программе. «Прозрачность» критериев и показателей для педагога и ученика.

14.Реалистичность программы. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы, временных затрат. 15.Наличие в структуре программы необходимых разделов. Выдержанность дидактической структуры программы.

Другие критерии: Степень интегрированности с другими образовательными программами, реализуемыми в образовательном учреждении. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей. Чувствительность программы к сбоям. Технологичность программы (доступность для использования на практике другими педагогами, независимость от личности учителя).

Критерий «Мотивирующий потенциал программы». Предлагается следующее его содержание: I вариант Программа имеет содержание, вызывающее познавательный интерес у учащихся II вариант Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.

III вариант Содержание курса ориентировано на развитие у учащихся мотивов образовательной деятельности, соответствует познавательным возможностям учащихся. IV вариант Содержание образования в программе может: - активизировать социальный или познавательный мотивы; - повысить уровень познавательного интереса учащихся старших классов; - способствовать самоопределению (уточнению профиля обучения профессиональному выбору); - способствовать формированию у учащихся классов ценностного отношение к собственному образованию.

Написание рецензии

Изложение рецензии должно иметь четкую смысловую группировку по разделам: заголовок; введение; констатирующая часть; аналитическая часть; заключение

Заголовок Заголовок рецензии должен содержать полное название учебной программы, определение ее вида, указание на то, кому она адресована, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы).

Пример: РЕЦЕНЗИЯ на авторскую (комбинаторную) программу специального курса для обучающихся 8 классов «ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИКЕ», составленную Михайловой Еленой Александровной, учителем физики высшей квалификационной категории, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» Братского района

Введение Во введении указывается наличие в структуре программы необходимых разделов: пояснительной записки, учебно-тематического плана, ожидаемых результатов, списка литературы и других компонентов по факту.

Пример: Представленная к рецензированию программа (12 стр.) содержит: пояснительную записку с описанием актуальности, новизны, целей и задач курса; разработку структуры и содержания лекционных, теоретических и практических занятий; прогноз ожидаемых результатов; информационно-справочный и методический материал; рекомендации учащимся для выполнения творческих заданий; рекомендации по оформлению и презентации портфолио; лист саморефлексии; список литературы для учителя и учащихся.

Формулируется аргументированная оценка актуальности, новизны содержания программы в сравнении с действующей типовой учебной программой, актуальность, потребность в программе с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Пример: Предлагаемый автором курс, несомненно, актуален. Он дает учащимся представления об органической химии на уровне систематизации и обобщения, способствует объединению знаний, полученных на базовых уроках химии 9 и 10 классов. Актуальность программы обусловлена: практической и профориентационной направленностью; увеличением доли самостоятельной работы ученика; решением задач теоретической и прикладной химии; реализацией деятельностного подхода в обучении, опирающегося на психовозрастные особенности подростка.

Констатирующая часть В констатирующей части рецензии указывается объем рукописи учебной программы (хотя он может быть указан и в самом начале рецензии и в самом конце). Затем дается всесторонняя и объективная оценка по пунктам: соответствие названия и содержания учебной программы действующему учебному плану, государственным образовательным стандартам по предмету; соответствие указанных целей и задач предмету и содержанию программы; отличие от содержания базовых и профильных программ, реализуемых в рамках федерального компонента БУП:

Пример: Программа не дублирует содержание школьных курсов, а развивает их практическую значимость, опирается на доступные учебные и научно- популярные пособия и имеет реальный опыт успешной апробации.

научность содержания программы, соответствия его современному состоянию науки (отражение современных достижений науки по данной дисциплине); оптимальность соотношения между теоретическими и практическими компонентами; использование активных методов обучения, обоснованность их выбора:

Пример: Программа построена на использовании современных личностно- ориентированных технологий - исследовательских, групповых, информационных, которые позволяют подготовить учеников к выпускным экзаменам (ЕГЭ) и ознакомить их с основными видами деятельности в рамках будущих профессий, связанных с естественнонаучными методами исследования и решения задач в промышленности и области естественных наук.

Пример: Содержание программы соотносится с целями образования на современном этапе: способствует развитию у учащихся самостоятельности мышления и способности к самоорганизации; формированию у них готовности к творческому обучению, развивает познавательную активность, повышает мотивацию учению. - развивающий потенциал:

-связность и логичность структурирования учебного материала: Пример: Содержание программы отражает целостность системы учебного материала и позволяет показать его полноту, внутренние связи учебного материала в курсе.

-Диагностичность и критериальный аппарат для определения качества освоения данной программы учащимися: Пример: Требования, которые предъявляются к ученику в результате изучения материала спецкурса, описаны подробно и основательно. Это поможет учителю контролировать качество усвоения спецкурса.

здоровьесберегающие характеристики программы (соответствие содержания учебной программы уровню подготовленности учащихся; наличие/ отсутствие угрозы перегрузки учащихся, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его освоения; соответствие предполагаемых результатов обучения возрастным особенностям школьников возможности индивидуализации и дифференциации процесса обучения); учебно-методический комплект для реализации данной программы:

Пример: В программе спецкурса уместно даются рекомендации по подготовке рефератов и правила участия в дискуссии.

Аналитическая часть В аналитической части, по сути, указывается на наличие или отсутствие фактических ошибок, даются рекомендации автору по устранению замеченных недостатков.

Пример: Вместе с тем, программа требует определенной доработки по следующим аспектам: формулировка цели и задач; определение актуальности данного курса уточнение типа и вида программы

Обязательна оценка соответствия содержания программы представленному учебно-тематическому плану и обоснованности планируемого учебного времени для изучения тем, разделов, курса в целом.

Рецензенту следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию программы, например, исключения (сокращения, дополнения или переработки) отдельных частей, изменения учебно- методического комплекса, содержания практических работ и семинаров и др.

Заключение В заключении формулируется вывод о возможности утверждения программы для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в представленном виде либо после доработки по устранению указанных рецензентом недостатков. Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта программы.

Пример: Программа профильного курса (Ф.И.О. автора) «Органическая химия», рассчитанная на 68 часов, характеризуется комплексным, глубоким подходом к разработке УМК, является комбинаторной, соответствует требованиям, предъявляемым к профильным курсам, и может быть рекомендована к реализации в ходе профильной подготовки в 11 классах.

Эксперт высказывает свои предположения в форме одного из заключений: может быть использована в соответствии с целевым назначением; материалы программы требуют доработки по замечаниям и предложениям рецензента и последующей экспертизы; не рекомендована к использованию в учебном процессе.

Подпись эксперта Эксперт подписывает рецензию. Подпись должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества и должна быть заверена в установленном порядке по месту его работы должностным лицом и печатью организации, проводящей рецензирование программы.