Планы модернизации социального государства Лекция 8.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация на тему: «Безработица» Подготовила Боровец Светлана.
Advertisements

Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
Выбор социальной модели государства для России. новой социальной модели государства Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила.
Экономика труда и социально трудовые отношения Литература: Литература: 1. Есинова -«Экономика труда и СТО» 1. Есинова -«Экономика труда и СТО» 2. Богиня.
Равенство в коллективных переговорах. Включение или отсутствие положений о недискриминации и/или положений о равенстве в коллективные договоры является.
Социальная структура и стратификация общества. Социальная мобильность Лекция 4.
ЛЕКЦИЯ 2 ТЕМА: Политическая система общества. Государство – базовый элемент политической системы.
Домашнее задание: §31-32, записи в тетради.. Что такое безработица? - Это наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся.
Презентация по экономике на тему: Причины безработицы.
Лекция 5. Регулирование социального развития и уровня жизни.
Понятие, назначение и состав государственной политики
Систематизация норм осуществлена в соответствии с юридико-техническими канонами Укрупнение статей дает более полное представление о цели и результате правового.
Заработная плата – стандарты и принципы МОТ Равенство обращения Установление минимальной заработной платы Охрана заработной платы Трудовые статьи в договорах,
Генеральными установками выступают: - Принцип достойной оплаты труда(заявленная позиция Международной организации труда); - Принцип комплексного подхода.
Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного Бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета.
Безработица
Заработная плата элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Сущность заработной.
ТЕМА 1. C УЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Кафедра: «Экономика » Предмет: экономика социальной сферы Лектор: ст.преп. Керимова Т.Г.
Раздел 1 Введение в экономическую теорию Тема 4. Экономические системы и институты. 1.Типологизация хозяйственно-экономических систем. Критерии типологизации.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Наша задача: сформировать представление о типах и функциях социальных институтов; рассмотреть социальную инфраструктуру Домашнее задание:
Транксрипт:

Планы модернизации социального государства Лекция 8

Варианты I. Оставление без внимания продолжающейся деградации положения наемного труда Условия развития: -полное признание идеи гегемонии рынка: необходимость укреплять рентабельность и конкурентоспособность экономики Условия трансформации социальной политики: -сопротивление социальных групп, получивших привилегии -инерция институтов (политически рискованно проводить перерегулирование слишком быстро и резко) Фактор: всегда существует расхождение между теоретическими позициями либеральных идеологов и их политической реализацией

Возможность отмены социального государства: Рынок – это стихия, естественное состояние, в отсутствии юридических норм он превращается в джунгли, становится законом сильного, производит расслоение и жестокость. К.Поланьи: «Саморегулирующийся» рынок – чистая форма реализации экономической логики, предоставленной самой себе, - строго говоря, не может существовать, потому что он не имеет ни одного элемента, необходимого для создания социального порядка». Вывод: Отмена сложившихся форм социальной защиты является отменой не только более или менее оспариваемых социальных завоеваний, сколько разрушение современной формы социальной сплоченности.

II. Стабилизация сложившейся системы социальной защиты (умеренное решение) Условия: если изменения не приводят к социальным потрясениям и в это время укрепляется столько же позиций, сколько и разрушается*. Цель: усовершенствование управление проблемными ситуациями: -государство еще не исчерпало ресурсы в деле контроля за состоянием нынешней ситуации**; -общественные организации обладают большим потенциалом в борьбе с исключением. Одна из главных проблем – недостаточное присутствие их в некоторых территориях; -государство могло бы усилить роль гаранта социальной сплоченности (вмешательство в вопросы управления персоналом на предприятии, усиление политики занятости, решение жилищных проблем и мобильности); -цель городской политики должна заключаться в координации и согласовании государственных мер на местном уровне.

Это решение направлено на одну из двух конечных целей: 1) дождаться экономического роста, неминуемого в постиндустриальном обществе; 2) процветающее общество «просто» поддерживает некоторое число «лишних людей» (наиболее вероятное будущее)*.

Существует три причины, по которым едва ли в будущем возможно сохранение «статус-кво»: 1.Неминуемое ухудшение ситуации на рынке труда, нестабильность рабочих мест и нетерпение населением навязанной рынком ситуации*. 2.Невозможно провести границу между теми, кто становится проигравшим и теми, кому повезло. Термин «исключение» не предполагает, что кто- то находится за пределами общества. Исключенными называют тех, кто имеет более слабые позиции в общем континууме позиций по линии «периферия – центр»: малообразованные, имеющие плохое жилье, получающие плохое медицинское обслуживание, которых не замечают. Между ними и теми, кто чуть менее обездолен, но также уязвим не существует четкой границы.**

III. Попытки найти для наемного труда лазейки, компенсации или альтернативы Ритм индустриального общества (идеально- типическая профессиональная траектория): Вопрос: Может быть традиционную последовательность жизненного цикла разрушают более глубокие культурные трансформации, а не только кризис? В результате, общество становится более подвижным, институты менее косными, а организация труда более гибкой.* Школа профессиональное обучение брак вступление в постоянную профессиональную жизнь (к 40 годам) непродолжительная пенсия

Для этого случая рассматриваются следующие траектории будущего развития: -отказ от работы вообще*; -открытие «залежей рабочих мест» (множество различных видов занятости)**, в том числе таких, которые принято называть «домашними услугами»***; -создание квалифицированных и высококвалифицированных рабочих мест вследствие технологических изменений. Постиндустриальное общество – это общество, в котором преобладают новые отрасли промышленности (информационные технологии, здравоохранение, образование), распространяющие скорее символические, а не материальные блага и требующие высокой профессиональной компетенции (А.Турен)****; -модернизация означает, чтобы не только каждому найти занятие, но чтобы у человека был, прежде всего, статус. Требуется защита минимальной оплаты труда, поскольку в этом случае, работник отличается от имеющего любую другую работу, не вписанную в структуру наемного труда. Базовый уровень зарплаты является своего рода пропуском в общество наемного труда. Начиная с него, открывается целый набор позиций, сильно различающихся по з/п, интересу к труду, призванию, престижу, власти, но они сопоставимы. Эти позиции конкурируют друг с другом в рамках правил наемного труда, то есть включают коллективное регулирование, процедуры, защиту и конвенции, имеющие статус права. В целом, вокруг минимальной оплаты труда разворачивается ожесточенная борьба, смысл которой больше не экономический, а символический.*****

IV. Экономия «редких ресурсов», получаемых от социально полезной работы Общество наемного труда - это фундамент, на который опирается демократия западного типа: не консенсус, а урегулирование конфликтов; не равенство положений, а совместимость в различии; не социальная справедливость, а контроль и уменьшение произвола богатых и сильных; не правительство всех, а представление всех имеющихся интересов и включение их в повестку публичных дебатов.

Цель: сохранение этих «ценностей» и этого наследия. Средства: 1. Посредством сохранения связи с общественно полезным трудом. Работа имеет экономическое и социальное измерение. Наемный труд является главной формой труда.* 2. Но в новой «экономике дефицита» (А.Минк) необходим жесткий принцип распределения редких ресурсов, прежде всего, производительного труда, первичных и социализированных доходов. М.Альбер: «Что ограничено, так это общее количество рабочих часов». Соответственно, нужна модель распределения труда и минимальной социальной защиты.

Проект Р.Кастеля: -каждый должен иметь возможность найти, сохранить или снова обрести место в социальной структуре, с которым связано приличное существование и социальные права, опирающиеся на эффективный труд (за исключением общественных работ, подработок и пр.); -эта проблематика часто неправильно смешивается с идеями о распределении доходов*, которые сообщают совсем другую модель общества; -сокращение времени труда не должно проходить механически, поскольку конкретная работа все меньше поддается количественному определению, а работники все меньше взаимозаменяемы, поскольку в современных формах наемного труда увеличивается доля «невидимой» работы и личной инициативы, которые не могут быть измерены только временем присутствия**;

-в этом случае возникают не только сложные технические вопросы, но и фундаментальные политические проблемы: модернизация западных стран в течение почти 30 лет показывает, что главным недостатком является не объем выделяемых ресурсов, а выработка согласованной политики* в отношении социальной сплоченности общества; -сколько за это можно заплатить?** Любой способ распределения труда должен обсуждаться различными партнерами, работниками и т.п. Точно также, любая реформа социальной защиты не мыслима без договоренности о ее концепции и без переговоров при ее претворении в жизнь; -необходим рамочный закон об обязанностях в отношении рабочего времени, минимальной заработной платы и определенного социального минимума; -необходимо менять способы финансирования социального страхования, поскольку их сохранение приводит к тому, что меньшинство активных платит за большинство неактивных. Вместо этого предлагается общий социальный налог, который мог бы способствовать расширенной солидарности, затрагивающей в равном мере как работников, так и предприятия; -повлиять на ход событий трансформации социального государства и общества наемного труда могут два фактора: интеллектуальные усилия, направленные на понимание ситуации, и политическая воля, управляющая ситуацией и поддерживающая социальную сплоченность, являющуюся условием сохранения общества.

Выводы и уроки для России современное общество в основной своей массе остается обществом наемных работников в социальных государствах в XX веке осуществлен переход от «сообщества» к «обществу» со всеми его атрибутами: урбанизация, техническое освоение природы, развитие рынка и секуляризация, всеобщие права и демократия для того, чтобы нагнать время необходимо принять все правила игры общества наемного труда, которые, правда, сегодня нуждаются в модернизации поэтому необходимо осмыслить, какой должна быть защита людей в обществе, которое все больше становится обществом индивидов со всеми трудностями и рисками такого существования; как обеспечить хрупкое равновесие между развитием индивида и его принадлежностью к коллективам, дающим защиту; что вообще сегодня означает выражение «быть защищенным»?*

необходимо осмыслить понятие «негативный индивидуализм» (изъятие из членства в коллективах) и наметить пути по его преодолению* Негативный индивидуализм сегодня связан с недостатком социальных рамок: ослабляются и утрачиваются коллективные регуляторы и нарастает неопределенность положений; двухполюсность современного индивидуализма заключается в одновременном усилении позитивного индивидуализма и порождении массового индивидуализма, подтачиваемого неуверенностью и отсутствием социальной защиты;

в этих условиях социальное государство переживает глубокую трансформацию. При этом, с одной стороны, использование контрактов и локализованный подход к решению проблем возвращается в массовом масштабе: пособие и сопровождение предоставляется в обмен на проект (профессиональный проект или даже требование выстроить свою жизненную траекторию). Индивидам предлагается самим определить свою профессиональную идентичность и заставить других признать ее, вступая с ними во взаимодействие, мобилизующее в равной степени личные достоинства и общую техническую компетенцию.* С другой стороны, трансформация мер социального вмешательства сопровождается их новой привязкой к территории (местным органам власти дается мандат на самостоятельное определение иерархии целей, проектов);

само социальное законодательство партикуляризуется, индивидуализируется. Трудовое право дробиться и его отдельные части отливаются в контрактные формы. Умножение особых форм трудового договора порождает «балканизацию» типов занятости: контракт о временной работе, о временном замещении, на неполный рабочий день и т.п. Для того, чтобы получить доступ к некоторым видам помощи нужно снова доказать свою немощь – критерии, которые трудовое право, казалось, преодолело в XX веке;

в современном деверсифицированном обществе, снедаемом негативным индивидуализмом, не может быть социальной солидарности без социальной защиты; современная модель социальной защиты не может упасть с неба: история модернизации западных стран показывает, что социальное государство колеблется между двумя попытками реорганизации с целью противостояния проблемам, и попытками переложить ответственность за выполнение своего мандата гаранта социальной сплоченности на другие инстанции: предприятия, местные фонды, филантропию и даже на средства, которые простые люди наемного труда должны добывать самостоятельно.

Векторы модернизации социально-трудовых отношений при переходе к постиндустриальной экономике 1. Повышение мобильности рабочей силы 2. Легализация атипичных видов и форм труда 3. Снижение общего налогообложения, выраженности прогрессии налогообложения, издержек предприятий на труд, налоговые льготы 4. Либерализация регламентирования найма и увольнений, критериев «приемлемого труда», децентрализованное назначение з/п 5. «Базовое социальное обеспечение» для малодоходных групп трудящихся и для «исчерпавших» трудовые источники доходов 6. Бюджетное финансирование социальных пособий 7. Стимулирование образовательного и социального потенциала населения 8. Активные программы государства на рынке труда 9. Индивидуальное сопровождение «ищущих работу» (практики социальной работы вместо социальных прав)