Правовые основы управления ОУ. Право нормативная основа существования общества, организованного в государство. регулирует наиболее значимые отношения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Законодательная база государственно- общественного управления.
Advertisements

Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
Локальные акты образовательного учреждения май 2012 года (мастерская для руководителей образовательных учреждений)
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (Постановление Правительства.
УТРАТЯТ СИЛУ: - Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года 3266-I «Об образовании»; - Закон Российской Федерации от 30 марта 1993 года «О.
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА. Право реально существует и функционирует в определенных формах. Внешнее выражение права в юридической литературе называют по-разному:
Источники права То, что помогает познать право То, чем руководствуется практика в решении юридических дел -Правовой обычай – Правило поведения, признанное.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ДЕПАРТАМЕНТ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ МО РС(Я) Государственная аккредитация образовательных учреждений Федоров Афанасий Протасьевич, руководитель отдела регламентации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Об итогах мониторинга соответствия содержания нормативных правовых актов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования,
2012 год Секретарь Профсоюза – заведующий правовым отделом Авдеенко М.В.
Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений Февраль 2011г.
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования май 2012 года.
Локальные акты общеобразовательного учреждения Учебный курс Рожков Артемий Игоревич Рожков Артемий Игоревич, зам. главного редактора «Юридического журнала.
Министерство образования и науки Республики Татарстан Нормативное правовое обеспечение ЕГЭ и ЕРЭ.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Исполнение полномочий при осуществлении.
Департамент образования администрации Владимирской области.
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 -ФЗ Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
1 Тема 2 Источники конституционного права (2 час.)
Транксрипт:

Правовые основы управления ОУ

Право нормативная основа существования общества, организованного в государство. регулирует наиболее значимые отношения в обществе, в том числе и сферу образования, которая, занимает важнейшее место в социализации человека и формировании его личности. обеспечивает упорядоченность и стабильность общественных отношений и создает, тем самым, условия для развития всего общества в целом

Объективное право – совокупность правил (норм), регулирующих поведение людей. Субъективное право - право как возникающая на основе норм поведения (права в объективном смысле) возможность человека действовать определенным образом (в том числе, требовать совершения тех или иных действий другими людьми) или, наоборот, не совершать тех или иных действий.

Нормативный правовой акт изданный в установленном порядке уполномоченным государственным органом (органом местного самоуправления) письменный документ, устанавливающий (изменяющий или отменяющий) те или иные правовые нормы (правила поведения). Например: Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ

источники права Способы объективного выражения и закрепления норм права в юриспруденции. Основной источник права - письменные документы, которые называют нормативными правовыми актами ( синонимы: «законодательство», «нормативная база» и т.д.). совокупность источников права: прецеденты (решения судебных и административных органов по конкретной ситуации), обычаи (нормы обычного права), религиозные нормы. В России, кроме законодательства, источниками права являются прецедент (ограничено, в части решений Конституционного Суда РФ) и обычное право (например, обычаи делового оборота в сфере гражданского права).

Правоприменительные акты документы юридического характера, носящих индивидуальный (распорядительный) характер. рассчитаны на однократное применение в отношении конкретных лиц и прекращают свое действие с реализацией конкретных указанных в них субъективных прав и обязанностей Например: правовой акт о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, который является результатом применения норм права, содержащихся в Положении, в отношении конкретного образовательного учреждения, и порождает возникновение у него субъективного права ведения образовательной деятельности.

Источники права в РФ Общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией. Ч.3 ст. 15 Конституции РФ: правовые нормы содержащиеся в них являются составной частью российской правовой системы и имеют высшую юридическую силу (если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора). Пример: норма международного права в сфере образования -Конвенция о правах ребенка, принятая единогласно 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и вступившая в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР 15 сентября 1990 г.

По юридической силе все нормативные правовые акты можно разделить на законы и подзаконные акты. Законы принимаются законодательными (представительными) органами власти, подзаконные акты – исполнительными органами власти.

Иерархия НПА Конституция РФ 1993 г. НПА органов власти субъектов федерации (п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ). НПА органов местного самоуправления (ст. 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление)

Судебная практика (судебные прецеденты Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Правовой статус Конституционного Суда определен ст. 125 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ. Конституционный Суд РФ обладает особой компетенцией, в которой центральное место занимают исключительные полномочия Конституционного Суда рассматривать по запросам уполномоченных должностных лиц и государственных органов дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, а также проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Право «негативного» правотворчества КС РФ - юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Решения судов высших инстанций (Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Решения не только по конкретным делам, но и содержащие обобщения судебной практики. Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда рассматривают вопросы применения норм права в какой-либо сфере жизни (например, вопросы применения Трудового кодекса РФ). Данные решения (по своей сути составляющие судебный прецедент) юридически не являются источником права в Российской Федерации, т.е. не содержат правовых норм, а являются неким ориентиром для судов более низкой инстанции при рассмотрении аналогичных дел. Они обеспечивают реализацию принципа единообразного применения законодательства на всей территории РФ, создавая тем самым обязательные варианты решения распространенных судебных споров и дел.

Разграничение полномочий в сфере образования осуществляется рядом федеральных законов: Федеральным законом от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. 12-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями).

Компетенция федеральных органов государственной власти разработка и утверждение типовых положений об ОУ; установление порядка лицензирования и государственной аккредитации ОУ; установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в т.ч. ЕГЭ, порядка проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрения апелляций; организация проведения ЕГЭ на территории РФ, в т.ч. разработка контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах РФ, организация и осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ, формирование и ведение федеральных баз данных об участниках и о результатах ЕГЭ;

установление порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения, в т.ч. порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования; установление перечня олимпиад школьников и порядка их проведения; установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием; утверждение федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

установление общих принципов финансирования образовательных услуг, образовательного ценза педагогических работников, федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; утверждение порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников; утверждение порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также утверждение перечня этих организаций;

информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), учебной литературы и учебных пособий. создание единой для РФ системы информации в области образования; формирование и ведение федеральных баз данных в области образования организация контроля качества подготовки выпускников (государственной (итоговой) аттестации) по образовательным программам среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОС.

Полномочия РФ сфере образования, передающиеся для осуществления органам государственной власти субъектов Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. 258-ФЗ (вступил в силу в этой части 1 января 2009 г.) внес ряд изменений в структуру разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ.

осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с ФГОС или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам, лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам, За исключением ВУЗов, ряда учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций и российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства РФ в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний

Ст. 281 Закона РФ «Об образовании » лицензирование, государственная аккредитация и осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере общего образования закрепляются как федеральные полномочия, но они передаются для осуществления органам государственной власти субъектов РФ При реализации данных полномочий органы государственной власти субъектов РФ могут издавать необходимые нормативные акты. Осуществление данных полномочий финансируется из федерального бюджета, и федеральные органы исполнительной власти (Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования и науки) имеют полномочия по нормативному правовому регулированию порядка осуществления данных полномочий и осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий.

Компетенция органов государственной власти субъектов РФ в сфере общего образования относится: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медикосоциальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством РФ), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;

организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения; обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в установленном порядке, формирование и ведение баз данных субъектов РФ об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена; установление порядка и осуществление создания, реорганизации, ликвидации и финансирования ОУ субъекта РФ;

установление для ОУ, находящихся в ведении субъекта РФ, дополнительных к федеральным требований к ОУ в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; информационное обеспечение в пределах своей компетенции ОУ, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений

Компетенция органов местного самоуправления организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования; утверждение порядка и осуществление создания, реорганизации, ликвидации, утверждения уставов (и изменений в них) МОУ; обеспечение содержания зданий и сооружений МОУ, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.

3 уровня для МОУ правовое регулирование деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы, не являющихся муниципальными (федеральных, субъектов РФ и негосударственных) - на двух уровнях: федеральном и региональном.

Система федерального законодательства об образовании Конституция РФ федеральные конституционные законы Федеральные законы: текущие и кодифицированные ( кодексы, содержащие комплексное правовое регулирование той или иной обособленной сферы правовых отношений) законы РФ, основы законодательства РФ и законы РСФСР

Порядок принятия Государственная Дума Совет Федерации Президент РФ Опубликование в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» В силу через 10 дней с момента опубликования

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие сферу образования Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прежде всего, приказы Министерства образования и науки РФ. Подзаконные акты базируются на нормах федеральных законов и не могут им противоречить.

постановлениями Правительства РФ утверждены все типовые положения об ОУ тех или иных типов и видов, в том числе Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. 196). Кроме того, постановлениями Правительства РФ регулируются вопросы труда и социальных гарантий педагогических работников (рабочее время, отпуска, досрочное назначение трудовых пенсий), вопросы создания автономных учреждений как типа государственных и муниципальных учреждений, правила оказания платных образовательных услуг, вопросы лицензирования образовательной деятельности и т.д.

НПА Президента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания. Если иное не предусмотрено самим нормативным правовым актом Президента РФ или Правительства РФ, то они вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. 314 (федеральные министерства, службы и агентства) функции по нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности осуществляют только министерства. Федеральные службы и агентства могут издавать нормативные правовые акты только в случаях прямо предусмотренных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. 1009, требования к процедуре и условиям издания НПА федеральных органов исполнительной власти

1. НПА издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание НПА в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. любые письма (инструктивные,методические и т.п.), исходящие от Минобрнауки России, Рособразования и Рособрнадзора или их структурных подразделений (департаментов, управлений, отделов), носят заведомо не общеобязательный (нормативный), а рекомендательный и (или) информационный (разъясняющий) характер.

2. НПА федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций (в т.ч. ОУ), имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

3. НПА, подлежащие государственной регистрации, приобретают юридическую силу только после их регистрации и официального опубликования в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» или «Российской газете» (опубликование осуществляется в течение десяти дней после регистрации). Без регистрации и опубликования такие документы не влекут правовых последствий, считаются не вступившими в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров