1 Организация и управление исследовательской деятельностью учащихся Директор МОУ Лицей 37 г. Саратова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ Кузькин Николай Петрович
2 В старших профильных (8 - 11) классах по наиболее сложным темам проводится опрос лицеистов, преподавателями вузов г. – 82% оценок «5» и «4» ПРОФЕССОРСКИЙ ОПРОС ПРОФЕССОРСКИЙ ОПРОС Выпускников начальной школы 29 человек. Результаты тестовых работ: русский язык – процент качества 79%; математика – процент качества 100%. Выпускников основной школы (9 класс) человека. Написано 364 тестов по предметам: химия, биология, история, алгебра, физика, русский и иностранный языки. Процент качества выше 87%. Региональное для учащихся 8 х и 10 х классов тестов. Процент качества выше 77%. ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
3 Аттестационное тестирование (94 выпускника, написано 190 тестов). Процент качества выше 87% по предметам: химия, литература, биология, алгебра, физика, русский и иностранный языки. Вузовское (абитуриентское) тестирование Компьютерное - 69 тестов, процент качества по всем предметам выше 83% Бланковое тестов, процент качества выше 96% по предметам: математика, математика II, физика, русский язык. Результаты: русский язык (% качества) в среднем по городу (% качества) ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЕГЭ 90,5 %90,5 %90,5 %90,5 % 90,5 %90,5 %90,5 %90,5 % 51 %
4 Исследовательская деятельность учащихся различными авторами рассматривается неоднозначно и трактуется как: возможный путь вхождения в пространство культуры (А.С. Обухов); свойство человеческой природы (М.Г. Сергеева); фактор формирования научного мышления (А.В. Леонтович); способ освоения действительности (П.Г. Щедровицкий); условие учебной активности учащихся (И.Ф. Харламов); способ реализации потребности в познании (В.А. Энгельгард); форма построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества (Н.Г. Алексеев, П.Г. Щедровицкий); образовательная технология (А.В.Леонтович).
5 Многими исследователями признается тот факт, что развитие исследовательских способностей является средством разностороннего развития личности, а результатом является ее культурное самоопределение и самоидентификация.
6 Учебно-исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
7 Учебно-исследовательская деятельность, по нашему мнению, должна способствовать выработке следующих знаний и умений: самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления, закономерности; классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности; находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный; проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи и отношения; применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, математического моделирования и т.д.); рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей. рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;
8 Наиболее эффективными формами организации учебно- исследовательской деятельности учащихся являются: выполнение учащимися выпускных работ по профилю обучения, научно-практические конференции, практикумы, специализированные практики.
9 Школьная научно-практическая конференция «В науку первые шаги»
10 Управленческая информация инновационного содержания, дающая представление о целенаправленности деятельности педагогического и ученического коллективов и оптимальности управления: информация о развитии у учащихся общеучебных умений и навыков; информация о личностном росте учащихся (включая развитие ключевых компетенций); информация о профессиональном росте педагогов (изменение уровня методического мастерства учителей); информация о связях уровней методического мастерства педагогов со степенью обученности учащихся и развитием у них общеучебных умений и навыков, творческого потенциала и т.д. информация об отношениях учителей к изменению ключевых установок в образовательном процессе; информация о мнениях социальных заказчиках об уровне и качестве образовательного процесса в учреждении.
11 Школьная научно-практическая конференция «В науку первые шаги»
12 Имеет статус областной олимпиады. Проводится с 1999 года ежегодно год – VIII РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: 2006 год – VIII РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: 27 секций, более 650 участников из 92 образовательных учреждений региона.
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26 Выявление талантливых и одаренных учащихся в области научного творчества, оказание им поддержки в овладение опытом исследовательской деятельности является одной из приоритетных задач педагогического коллектива нашего Лицея и создает основу для осуществления преемственности и непрерывности образования в системе школа-вуз.