Бердникова Е.Г., методист ИДК Управление образования администрации Володарского района Информационно-диагностический кабинет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Advertisements

Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Экспертиза - совокупность действий, представляющих оценку содержания и качества какого-либо объекта.
Отчёт о ГЭП 1 и 2 уровня г.. Приоритетные направления в учебному году Обеспечение профессионального роста и совершенствование педагогического.
Структура программы экспериментально- исследовательской деятельности К семинару руководителей муниципальных методических служб.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
Определите уровень своего профессионального роста (И.Щербо) Нулевой уровень – слабая методическая подготовка. 1-й уровень - стабильные результаты при использовании.
ПРОЕКТ «Создание информационно- аналитического и научно- методического обеспечения инновационного управления образованием» БЕЗМАТЕРНЫХ ТАЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА,
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
Экспериментальная работа в школе Теоретические аспекты.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) ИЛИ ИСКУССТВЕННО.
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
Транксрипт:

Бердникова Е.Г., методист ИДК Управление образования администрации Володарского района Информационно-диагностический кабинет

Цели практико-ориентированного семинара: Расширить и систематизировать имеющиеся знания по методологии педагогического эксперимента. Приобрести опыт применения ключевых понятий экспериментальной деятельности для описания своего опыта экспериментирования.

Факторы, влияющие на эксперимент. Факторы Объективные Социальные нормы Субъективные Тип эксперимента Масштаб эксперимента Внутреннее самоопределение

Факторы успешности педагогического эксперимента Стратегическое планирование текущих, промежуточных, итоговых результатов, мониторинг успешности Правовое обеспечение ЭД Нормативное обеспечение ЭД Правовое обеспечение ЭД Нормативное обеспечение ЭД Согласование планов и программ ЭД по концептуальным позициям Стратегия последовательных эволюционных изменений инновационного образовательного пространства в режиме эксперимента Кадровая подготовка к профессиональному осуществлению педагогического эксперимента Мотивационные условия вхождения в эксперимент и его осуществления. Программа постепенного приобщения педагогического коллектива к освоению нового типа деятельности. Информационные условия о текущих результатах ЭД: опыт удач и затруднений. Материально- технические, финансово- экономические условия осуществления ЭД Научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности, воспроизводимости результатов эксперимента.

Требования к эксперименту. До начала эксперимента Необходимо разработать программу ЭД, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий должны быть собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом. По завершению этапа эксперимента Необходимо анализировать полученные результаты; вносить в учебный процесс необходимости, коррекцию (контролируемые изменения), а также оформлять результаты в виде рефлексивного отчета, аналитической справки, доклада, статьи и т.д.

Условия эффективного проведения семинаров в рамках ЭД Создание творческой атмосферы.Создание открытых отношений.Установление добрых отношений.Системность. Постепенность и поступательность.Анализ успехов и достижений.Наличие у педагогов личного плана проф. развития

Трактовки понятия «Эксперимент». Эксперимент - научно-обоснованный опыт. Эксперимент – проверка гипотезы. Эксперимент – воспроизведение кем-то разработанной методики (технологии, системы мер и т.п.) в новых условиях другим педагогом или управленцем. Эксперимент – строго направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления школой. (Подходы В.В. Краевского, М.М Поташника, А.М. Новикова)

Трактовки понятия «Эксперимент». Эксперимент Эксперимент –метод исследования, предполагающий выделение существующих фактов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факторы с целью достижения оптимальных результатов (Поташник М.М., 1991 г.). Эксперимент – естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является новое знание Эксперимент – это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности (Сиденко А.С., 2009 г.).

Понятие «Эксперимент» Кого из педагогов можно считать эксперимен таторами? 1. Какая деятельность считается эксперимента льной? 2. По каким критериям ЭД можно отличить от другой ? 3. В каком случае преподавание по оригинальной методике является экспериментом, деятельность педагога – эксперименталь- ной? 4.

Этапы и функции экспериментального процесса Подготовительный Обобщающий Внедренческий Практический диагностическая проектировочная организационная деятельностная контрольно- коррекционная аналитическая социализация Этапы Анализ состояния пед. процесса, выявление затруднений в деятельности управленцев, выявление образовательных потребностей и др. Реализуется система мер для достижения выбранной цели. Проверяется гипотеза. Анализ результатов эксперимента и соотнесение с целями, ожидаемыми результатами с данными контрольны х срезов, иных средств диагностики. Описание результатов. Что удалось и что нет? За счет чего? Какая закономерность подтвердилась и за счет чего? Какие шаги были предприняты и какова их эффективность? Прошедшие экспертизу результаты эксперимента внедряются в массовую практику. Разработка программы эксперимента ( цель, идея, замысел, гипотеза, ожидаемые результаты, критерии оценки результатов) Подготовка МТБ, распределение управленческих функций, организация подготовки кадров, методическое обеспечение.

Диагностическая функция подготовительного этапа. Анализ индивидуального опыта и выявления затруднений в деятельности педагога, завуча, директора. Анализ состояния педагогического процесса в школе. Выявление образовательных потребностей педагогического коллектива школы. Анализ индивидуального опыта и выявления затруднений в деятельности педагога, завуча, директора. Анализ состояния педагогического процесса в школе. Выявление образовательных потребностей педагогического коллектива школы. Формулирование противоречий образовательного процесса ОУ. Постановка и обоснование проблемы, на поиск решения которой и будет направлен эксперимент..

«Поле» проблемных вопросов Какие конкретные затруднения в профессиональной деятельности беспокоят вас в наибольшей степени и побуждают участвовать в эксперименте? Разрешение каких из них требует, главным образом, мыслительной деятельности? Чем конкретно не устраивает вас имеющееся программно-методическое обеспечение по предмету? Соответствует ли ранее разработанная программа, методика обучения, технология образования, дидактическое обеспечение целям современного образования? В чем состоит педагогическая (проблемная) ситуация, на решение которой направлен педагогический эксперимент?

Проблемная ситуация и противоречие в педагогике. Проблемная ситуация – это ситуация, связанная с наличием отрицательных признаков состояния образовательного пространства. Противоречие – понимается как несогласованность, несоответствие между какими- либо противоположностями.

Противоречие Несоответствие между желаемым состоянием образовательного пространства, отношений между субъектами, педагогических явлений, образовательного процесса, управленческого процесса и действительным реально существующим состоянием образовательного пространства. Несоответствие между желаемым состоянием развития отрасли педагогики и недостаточностью разработанностью в теории этого вопроса. Примеры: «противоречие между потребностью в применении природосообразных и здоровье сохраняющих технологий обучения и недостаточной разработанностью этой области знания в частных методиках преподавания». «противоречие между потребностью образовательной практики в создании авторских разработок и отсутствием методических рекомендаций по их разработке».

Проблема – конкретное «знание о незнании» Что надо изучить из того, что раньше не было изучено? «осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта» Примеры: «Каковы условия необходимые и достаточные для формирования у будущих учителей педагогического мышления?» «Каковы педагогические условия отбора содержания и реализации регионального компонента как в педколледже, так и в последующей деятельности учителя начальной школы?» «проблема состоит в преодолении противоречий на основе использования проблемно-ориентированного анализа для определения содержания, организационных форм и методов повышения квалификации педагогических кадров».

Как сформулировать противоречие? Признаки негативного состояния Проблемная ситуация Противоречие Проблема Потребностью, желаниями, необходимостью, требованиями социального заказа, новыми задачами, стоящими перед обществом… Противоречие между Недостаточной разработанностью этой области знания, низким уровнем, невысоким качеством, нереализованными возможностями, отсутствием адекватного содержания, неразработанностью необходимых методик, техник, технологий, диагностического инструментария….

Тема - визитная карточка исследования АКТУАЛЬНОСТЬ Выбирается с учетом актуальности и недостаточной проработанности конкретной заявленной проблемы ПРОЦЕСС ДВИЖЕНИЯ Должна отражать процесс движения от известного к новому. Формулировка темы отражает соприкосновение нового и старого, т.е. динамику научного познания

Примеры тем экспериментальной работы. Внедрение курса экологии для 1-3 классов средней школы с учетом регионального компонента как фактор раннего экологического сознания. Внедрение программы «Разговор о правильном питании». Формирование у педагогов сельской школы интереса и потребности к личностно- ориентированной педагогике.

Цель – представление автора о будущем результате 1.Цели должны быть реалистичны. 2. Цели должны быть ранжируемы по этапам исследования 3. Цели должны быть диагностируемы, т.е. должны иметь измерители (показатели, критерии, методики замера). Цель – это планируемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени.

Задачи – частные самостоятельные «подцели». Задачи исследования Желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени Результат, характеризующий ся набором количественных данных Конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование

Тема. «Формирование у педагогов сельской школы интереса и потребности к личностно-ориентированной педагогике». Противоречие: «между необходимостью работать в школе в условиях ЛОО и воспитания учащихся и отсутствием системы умений учителей работать в новом режиме по причине недостаточности у педагогов знаний основ личностно-ориентированной педагогики». Проблема: «как выявить пути и способы влияния на профессиональное самосознание педагога, уровень его профессионализма, интерес и мотивацию, необходимые для работы в парадигме личностно-ориентированной педагогики?» Цель эксперимента: разработка и внедрение программы повышения профессионального уровня учителей, работающих по ЛО педагогике. Задачи эксперимента: 1. Создание банка данных по личностно-ориентированной педагогике. 2. Разработать и апробировать систему педагогических советов, семинаров по личностно- ориентированной педагогике. 3. Внедрение в практику личностно-ориентированных технологий педагогами разных областей знаний. 4. Обобщить результаты проведенной работы.

Объект и предмет исследования Объект – педагогическое пространство (область), в границах которого будет проводиться исследование Предмет – тот аспект объекта исследования, относительно которого будет получено новое знание Что рассматривается? Как рассматривается объект?

Тема. «Формирование у педагогов сельской школы интереса и потребности к личностно-ориентированной педагогике». Объект экспериментирования: деятельность педагогического коллектива по внедрению инновационных личностно-ориентированных технологий в образовательный процесс. Предмет эксперимента: механизм внедрения теории и практики личностно- ориентированного обучения и воспитания в образовательный процесс. Объект – учебный процесс, предмет – формы его организации Объект – обучение старшеклассников приемам мыслительной деятельности, предмет- процесс формирования умения сравнивать, анализировать, обобщать. Объект –формирование у младших школьников информационно-ценностного отношения к чтению, предмет – педагогическая технология, формирующая мотивацию к чтению, эффективные приемы чтения. Объект –система воспитательной работы, предмет – процесс её оптимизации.