Непрерывное образование в среде e-learning людей с ограниченными возможностями здоровья: концептуальные подходы и механизмы реализации. Габидуллин Руслан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Республике Казахстан ПРОЕКТ Ким Ирина 4-й курс, спец-ть «Логопедия»
Advertisements

Презентация на тему: «Система образования. Уровни образования» Московский Педагогический Государственный Университет Институт социально-гуманитарного образования.
Проект Intel «1 ученик: 1 компьютер». В феврале 2009 года в Киевском областном институте последипломного образования педагогических кадров прошло обучение.
Об основных результатах в области информатизации образования Хабаровского края и основных задачах в 2013 году Флейдер Наталья Геннадьевна, начальник отдела.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСГРАНИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ Тихомирова Н.В., Жук А.И., Мальченко С.Н., Бригадин.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
1 Реализация государственной политики по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Березина Валентина Александровна, начальник.
«Управление развитием единой информационной среды общеобразовательного учреждения для повышения качества образования»
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Министерство образования Российской Федерации «ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ» «ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ.
Ресурсы педагогического колледжа по подготовке и дополнительному образованию педагогов для системы дошкольного образования: современный аспект Кожекина.
Обеспечение и оценка качества образовательного процесса в рамках ФГОС-3 ВПО Проректор по учебной работе Суслова Г.А.
Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения для интеграции детей с ОВЗ Чабан Татьяна Леонидовна, директор школы МОУ СОШ 2 Г. Енисейск.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Обсуждение проекта © Патрина Е.А., 2009 г.
Об организации деятельности региональных инновационных площадок по апробации ФГОС дошкольного образования Паршукова Ирина Леонардовна, доцент кафедры психологии.
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Транксрипт:

Непрерывное образование в среде e-learning людей с ограниченными возможностями здоровья: концептуальные подходы и механизмы реализации. Габидуллин Руслан Фанзилевич Проректор по учебной работе и инновационному развитию Академии ВЭГУ, к.пед.наук, доцент. Автор и руководитель проекта в рамках Городской целевой программы «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования с применением дистанционных образовательных технологий на годы».

Статистические данные

Статистические данные по обучающимся детям-инвалидам Из 545 тыс. детей – инвалидов на август 2009г. (по данным Минздравсоцразвития) На 1 января 2010г. Обучается 3 тысячи 900 детей с применением ДОТ О,7%!!!

История вопроса 14 октября 1806г. В г. Павловске близ С.Петербурга открыто Опытное училище для 12 глухонемых детей; 1854г. В Риге открыто образовательное учреждение для умственно-отсталых детей; К 1917г. Вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, С.Петербурге, Саратове, Харькове (воспитывалось 2000 детей)

История вопроса (Советский период) 50-е гг. обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 1981г.- утверждено Положение о специальной школе для детей с задержкой психического развития 1991г. – в Москве первая школа инклюзивного образования «Ковчег»

История вопроса (постсоветский период) 1992 – реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья» - в результате в 11 регионах созданы экспериментальные площадки; С 1 сентября 1996г. В учебные планы педагогических вузов введены курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики», «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья»

Нормативно-правовое регулирование инклюзивного образования Конституция РФ ФЗ «Об образовании» Международная конвенция о правах ребенка Протокол 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенция ООН «О правах инвалидов»

Статья 24. Конвенции ООН «О правах инвалидов» Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни…

Традиционные подходы к «нетрадиционному образованию» Ресурзотратность (создание специальных учреждений, оборудованных помещений; доставка и обслуживание детей в данных помещениях) Отставание специальных методик и технологий от общепедагогических и общетехнологических Снижена мотивация детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей к обучению в специальных учреждениях или классах Отсутствует преемственность образовательных программ, методик и технологий, что создает особые трудности при переходе на другие образовательные уровни

Решения В области изменения технологий обучения (в первую очередь способов доставки образовательного контента): от учителя непосредственно к технологиям E-Learning (внимание! НЕ ДИСТАНЦИОННОЕ обучение) Безбарьерный доступ: к образовательным ресурсам, консультациям преподавателей, сообществу сверстников и др. Следствие: отсутствие необходимости строительства специальных образовательных учреждений (Центров, школ и т.п.)

Проблема перехода на другой образовательный уровень По данным исследований Крятовой (Астрахань) 74,85% инвалидов заявили о нежелании продолжать образование

Решения Преемственность технологий и методик при переходе на другой уровень образования Следствие: технологически и методически комфортная образовательная среда дополняет естественную мотивацию человека на развитие

Парадоксы С одной стороны РФ подписывает документы об инклюзивном образовании (т.е. об образовании «включенном») С другой – формируется линия на «отделение» специального образования теперь уже с формулировкой «дистанционное обучение детей- инвалидов»

Средства выделенные на проект 8,5 млрд. руб на гг. только по Федеральному финансированию Использовали в 2009г. вместо запланированного 1 млрд. руб. 123 млн.179тыс. 744 руб. (12%) Из средств субъектов: 258 млн.483 тыс.932 рубля из запланированных 405 млн.)

Затраты на одного обучающегося Затратили в 2009г. На одного обучающегося 97 тыс. 862 рубля при запланированных: 360 тыс. 275 рубля! Далее расходы составляют на каждого запланированного обучающегося сопоставимую цифру: только из Федерального бюджета 167 тыс. руб. на одного обучающегося в год (на условиях софинансирования)

Затраты на создание системы обучения детей-инвалидов В рамках предложенных подходов затраты на обучение 30 тыс. детей (если речь вести только о детях которым рекомендовано обучение на дому) (Из 545 тыс.детей- инвалидов) составят: 10 млрд. 808 млн. рублей в год! Для обучения хотя бы половины всех нуждающихся – около 100 млрд. в год!

Затраты на «запуск» проекта в г.Уфа Реальные затраты составили на 20 обучающихся при «запуске» проекта в период с 1 сентября 2009 г. по июнь 2010г. 1 млн. 734 тыс. руб. (при запланированных на 2009 и 2010 годы 11 млн. 411 тыс. руб), т.е. на одного обучающегося: 86 тыс. 700 руб! С дальнейшим снижением затрат на 20-30%!

«Стандартная схема» создания Центра дистанционного обучения Регистрируется юридическое лицо которое должно выполнять роль Регионального центра дистанционного обучения (сначала на базе какого либо учебного заведения). Определяется помещение под организацию деятельности, либо строится для этих целей новое и оснащается соответствующим оборудованием. Организуются и оборудуются рабочие места учащихся. Формируется и обучается преподавательский состав. Выдается лицензия на ведение образовательной деятельности. Разрабатывается методика обучения (либо перенимается существующий опыт реализации). Формируется и размещается образовательный контент. Учащиеся обучаются работе в информационной среде. Запускается проект.

С какими трудностями сталкиваются регионы в этот момент: Отсутствие научно проработанной методики организации образовательной деятельности с учетом специфики людей с ограниченными возможностями здоровья и особенностей реализации с применением дистанционных образовательных технологий. Отсутствие квалифицированных кадров для организации этой работы (уровень менеджмента). Отсутствие преподавателей с достаточным уровнем компетенций в этой области. Отсутствие готового к применению контента по всем дисциплинам образовательной программы. Отсутствие подготовленных помещений и инфраструктуры, обеспечивающей функционирование по дистанционным технологиям. Колоссальные затраты на эксклюзивное оборудование рабочих мест учащихся и учителей. Различная пропускная способность Интернет каналов, не позволяющая полноценно организовать онлайн контакт с обучающимися. Географическая распределенность учащихся усложняющая техническое обслуживание процесса обучения и делающее невозможным решение возникающих проблем «на ходу». Вынужденность выполнения последовательности операций в ходе реализации программы, что приводит к хронологически растянутому по времени проекту. Отсутствие «выхода» обучающегося на уровень профессиональных образовательных программ и как результат отсутствие моделей профессиональной реализации людей с ограниченными возможностями.

Опыт Академии ВЭГУ (от момента разработки программы до ее запуска прошло 2 месяца) В 2009 году Академия ВЭГУ разработала и приступила к реализации в г.Уфе Городской целевой программы «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования с применением дистанционных образовательных технологий на годы».

Основная идея! Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с применением единых стандартов в технологиях обучения и использования контента с целью их комфортного перехода на уровень профессионального образования и подготовки их для будущей работы с применением технологий E-Learning! (возможна подготовка в качестве тьюторов для следующих поколений обучающихся)

Почему это стало возможным (дешево, быстро и эффективно) Использование научного потенциала вуза, более 15 лет ведущего разработки в области e-learning. Наличие организаторов (менеджеров) способных на внедрение таких масштабных инновационных проектов имеющих достаточный опыт работы в среде e-learning. Опыт обучения школьных педагогов работе в среде e-learning. Разработки в области создания и использования контента. Готовые и оборудованные помещения сняли вопрос о необходимости выполнения последовательности операций по материально-техническому обеспечению Программы. Кроме того произошло Кратное уменьшение расходов по этим статьям.

Почему это стало возможным (дешево, быстро и эффективно) Квалифицированный инженерно-технический корпус современного вуза решил вопрос с установкой, настройкой и обслуживанием эксклюзивного оборудования, а устойчивые связи с провайдерами и решения в области реализации ДОТ минимизировали проблемы связанные с пропускными способностями каналов. Распределенная сеть структурных подразделений вуза решает вопрос с применимостью данных технологий на территории всего региона в плане технического и технологического сопровождения обучающегося вне зависимости от места его пребывания. Основные элементы дистанционного обучения реализованные и апробированные в вузе снимают вопрос строгой хронологической последовательности шагов в ходе реализации Программы.

Что позволяет данная модель получить: Во-первых, кратное! снижение затрат на создание и функционирование региональных центров дистанционного обучения за счет использования существующей материально – технической и инфраструктурной базы высших учебных заведений ведущих деятельность в области дистанционных образовательных технологий.

Что позволяет данная модель получить: Во-вторых, максимально быстрая и полная реализация Программы за счет привлечения высококвалифицированных кадров из числа менеджеров- организаторов и профессорско- преподавательского состава вуза, обеспечивающих подготовку учителей общеобразовательных школ.

Что позволяет данная модель получить: В третьих, обеспечивается преемственность образовательных программ различного уровня с выходом на конкретный результат в виде обучения по профессиональным образовательным программам СПО и ВПО и трудоустройства выпускников (в т.ч. в качестве тьюторов), а также дальнейшее сопровождение их в профессиональной переподготовке с применением приобретенных в процессе обучения компетенций.

Главное Инклюзивность при данном подходе реализуется во включенности во все процессы происходящие в обществе, использовании всех возможностей, предоставляемых в современном мире для развития личности

Дальнейшее развитие проекта Обучение детей с ограниченными возможностями (не только здоровья) и находящихся в трудных жизненных ситуациях. Обучение и специальная подготовка одаренных детей. Дополнительные образовательные программы для детей в географически удаленных местах проживания (в т.ч. поддержка семей проживающих в сельской местности где закрыты «малокомплектные школы»)

Прогноз Развитие современных технологий e-learning на практике будет реализовывать принципы инклюзивности во всех сферах жизнедеятельности. Доступ к образовательным ресурсам перестанет зависеть от физических возможностей самого обучающегося. Отпадет необходимость в специальных образовательных организациях со специально построенными дорогостоящими зданиями для размещения специально оборудованных классов. Общие стандарты в технологиях современного образования позволят сделать переход с одного образовательного уровня на другой максимально комфортным. Вскоре мы не будем даже замечать, что с нами в виртуальном классе «за одной партой» или в виртуальном рабочем кабинете находятся инвалиды. Мы будем вместе активно учиться, жить и работать!

Спасибо за внимание! Контактные данные: Габидуллин Руслан Фанзилевич, проректор по учебной работе и инновационному развитию Академии ВЭГУ тел. +7(347) ,