Министерство культуры Республики Коми Практические аспекты формирования государственной программы и программы повышения эффективности бюджетных расходов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Advertisements

Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
1 2 Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах, млрд. рублей.
Концепция совершенствования муниципального управления и правового положения муниципальных учреждений в Республике Татарстан.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА «Обсуждение проекта Концепции развития отрасли культуры Чувашской Республики на период до 2020 года» 30 ноября 2012 г.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
1 Механизмы реализации целей и задач национального проекта в области культуры Российской Федерации.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Шербакульского муниципального района на период до 2013 года.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Министр финансов Калининградской области Порембский В. Я. Концепция программы Калининградской области « Повышение эффективности бюджетных расходов Калининградской.
( утверждено постановлением Правительства области от п )
Формирование муниципального задания, мониторинг его выполнения.
Порядок разработки и реализации государственных программ Ярмальчук Мария Васильевна, заместитель начальника отдела анализа деятельности субъектов бюджетного.
Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края О проекте государственно й программы «Культура Пермского края» на 2015-
Транксрипт:

Министерство культуры Республики Коми Практические аспекты формирования государственной программы и программы повышения эффективности бюджетных расходов на примере отрасли «Культура» Докладчик – Заместитель министра культуры Республики Коми А.А.Просужих

Нормативная база для разработки Программы повышения эффективности бюджетных расходов - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г р «Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года». -Распоряжение Правительства Республики Коми от р «Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Республики Коми на период до 2012 года». -Приказ МФ РК и МЭ РК от 28 февраля 2011 года 37/42 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации ведомственных программ повышения эффективности»

Предпосылки необходимости разработки Программы Не в полном объеме созданы условия для учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом; Отсутствие стимулов и мотивации у государственных (муниципальных) учреждений к повышению качества своей работы, эффективного распоряжения имуществом Неудовлетворенность граждан качеством государственных (муниципальных) услуг Совершенствование опыта внедрения государственных заданий, системы стандартов качества государственных услуг (выполнения работ), внедрение порядка и методики расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнения работ).

Стратегическая цель Программы: « Повышение эффективности бюджетных расходов для обеспечения доступности и повышения качества предоставляемых услуг» ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: создание стимула и мотивации для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного (муниципального) имущества; повышение эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений; повышение эффективности и качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению; установление новых норм, направленных на обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений; повышение доступности государственных (муниципальных) услуг;

Структура Программы Приложение 3 «Отчет по реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов Министерства культуры Республики Коми на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов» Состав структуры ведомственной программы Приложение 2 «План реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов Министерства культуры Республики Коми на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов» ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» Разделы Приложения 1: -Анализ ситуации, предшествующей разработке ведомственной программы -Обоснование необходимости разработки и реализации Программы -Цель и задачи Программы -Риски и ожидаемый эффект от реализации Программы

Задачи Программы Задача 2. Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности Задача 1. Повышение эффективности использования государственного имущества Задача 5. Повышение качества финансового менеджмента Задача 3. Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ) Задача 8. Повышение энергетической эффективности Задача 6. Повышение качества, эффективности исполнения государственных функций, оптимизация численности и совершенствование системы материального стимулирования государственных служащих Задача 4. Оптимизация расходных обязательств Задача 9. Оптимизация государственных закупок. Задача 7. Создание и совершенствование процедур финансового контроля

Схема реализации мероприятий через Программу Стратегическая цель Задача 1 Мероприятия Задача 2Задача 3Задача 6Задача 7 Задача 8 Задача 9 Задача 4Задача 5 9 Целевых индикаторов Стратегической цели Инд. Мероприятия

Комплексный подход к выполнению поставленных задач в рамках настоящей Программы позволяет обеспечить эффективное решение вышеизложенных проблем Программа предусматривает: формирование системных изменений в рамках принятой ведомственной Программы по повышению эффективности бюджетных расходов, а также определение ожидаемых результатов на основании целевых индикаторов; определение комплекса мероприятий, который позволит поэтапно за период реализации программы достичь поставленных целей; обеспечение скоординированности деятельности аппарата министерства с достижением среднесрочных целей и задач, координации действий министерства и учреждений, а также прозрачности и измеримости результатов программы.

Целевые индикаторы для стратегической цели, увязанные с задачами Программы Показатель 1. Удельный вес площадей государственного имущества учреждений, неэффективно используемых от общего объема площадей государственного имущества учреждений на начало отчетного года, % Показатель 2. Доля расходов республиканского бюджета по отрасли, формируемых в рамках программ (долгосрочных, ведомственных), в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Коми, % Показатель 3. Доля государственных услуг, охваченных результатами оценки потребности в их оказании, от общего числа государственных услуг, включенных в сводный перечень государственных услуг по отрасли, % Показатель 4. Доля расходных обязательств, включенных для проведения инвентаризации расходных обязательств на соответствие целям деятельности, функциям и полномочиям министерства от общего количества действующих расходных обязательств, % Показатель 5. Значение средней итоговой оценки качества финансового менеджмента министерства в соответствии с Приказом Министерства финансов РК от «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Коми»,% Показатель 6. Удельный вес подготовленных ответов на обращения потребителей государственных услуг от общего количества обращений, % Показатель 7. Количество учреждений, реализующих планы мероприятий по совершенствованию финансового контроля, в том числе в части выполнения государственного задания, предоставления годового бухгалтерского отчета, ед. Показатель 8. Количество учреждений, разработавших программу энергетической эффективности, ед. Показатель 9. Количество выявленных нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, ед.

Задача 1 Мероприятия по п овышению эффективности использования государственного имущества 1. Проведение инвентаризации и оценки эффективности использования недвижимого имущества государственными учреждениями РК 2. Реализация приказа «О мерах по реализации постановления Правительства РК от 28 ноября 2007 г Разработка и утверждение порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за государственным бюджетным учреждением, либо приобретенным государственным бюджетным учреждением 4. Разработка и утверждение порядка решения об одобрении сделок с участием государственного бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с действующими правовыми нормами 5. Совершенствование порядка осуществления контроля за деятельностью государственных бюджетных учреждений в части использования государственного имущества 6. Разработка порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного учреждения об использовании закрепленного за ним государственного имущества Республики Коми

Индикаторы задачи 1 « Повышение эффективности использования государственного имущества» Показатель 1. Удельный вес объектов, земельных участков, по которым проведена инвентаризация и оценка эффективности использования от общего количества объектов, земельных участков, % Показатель 2. Удельный вес площадей государственного имущества, закрепленного за учреждениями в аренду от общего объемов площадей государственного имущества на начало отчетного года, % Показатель 3. Удельный вес площади зданий учреждений к площади земельных участков, % Показатель 4. Удельный вес согласованных сделок по распоряжению особо ценным движимым имуществом, закрепленным за государственным бюджетным учреждением, либо приобретенным государственным бюджетным учреждением от общего количества сделок, %

Задача 2 Мероприятия по совершенствованию программно-целевых принципов организации деятельности 1.Проведение анализа целей и задач ведомственных целевых и долгосрочных республиканских целевых программ, на предмет их соответствия программным документам социально-экономического развития Республики Коми на средне- и долгосрочную перспективу. 2.Совершенствование системы целевых индикаторов, характеризующих эффективность реализуемых программ Разработка и принятие Государственной программы «Культура Республики Коми», предусматривающей распространение программно-целевых методов в сфере межбюджетных отношений. 3.Проведение оценки эффективности реализации государственных программ, долгосрочных республиканских и ведомственных целевых программ по итогам результатов оценки эффективности их реализации. 4.Соискание и привлечение финансовых средств в рамках реализации федеральных целевых программ, государственных программ, действующих на территории Республики Коми, грантов и иных источников. 5.Тиражирование опыта министерства по внедрению и использованию программно-целевых методов государственного управления бюджетными Средствами на уровне муниципальных образований Республики Коми, оценка эффективности их применения.

Индикаторы задачи 2 «Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности» Показатель 1. Удельный вес программной части бюджета отрасли, реализующейся эффективно от общего объема бюджета отрасли, % Показатель 2. Нормативно установленная обязательность включения в контракты с руководителями – распорядителями бюджетных средств целевых показателей республиканских долгосрочных и ведомственных целевых программ, 100 % -да/ 0% -нет Показатель 3. Нормативно установленные условия обязательного расторжения результативного контракта с руководителем – распорядителем бюджетных средств при невыполнении установленных в контракте показателей, 100 % -да/ 0% -нет Показатель 4. Наличие государственной программы, да/нет Показатель 5. Доля привлеченных федеральных средств от общего объема средств республиканского и федеральных бюджетов к уровню 2010 года, %

Задача 3. Мероприятия по повышению качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ) 1.Определение перечня государственных учреждений, в отношении которых предполагается принятие решения об изменении их типа на «бюджетные», «автономные» 2.Подготовка и утверждение ведомственного плана мероприятий по изменению типа существующих государственных учреждений Республики Коми Утверждение реестра государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями 3. Разработка стандартов предоставления государственных услуг и внедрение системы оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг стандартам 4.Разработка и утверждение порядка определения платы за оказание бюджетными учреждениями платных государственных услуг сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах государственного задания 5.Совершенствование практики формирования государственных заданий и их финансового обеспечения, уточнение перечня государственных услуг (выполнения работ). 6.Обеспечение взаимосвязи сводных показателей государственного задания, плана финансово-хозяйственной деятельности с государственными программами Республики Коми, включенными в состав подпрограмм государственных программ Республики Коми, ведомственными целевыми программами, а также с долгосрочными республиканскими целевыми программами 7.Разработка и заключение трудовых договоров с руководителями учреждений, включающих систему оценки их деятельности и закреплением мер ответственности руководителей учреждений за качество и объем предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ). 8.Повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих государственные услуги, для потребителей этих услуг. 9.Проведение мероприятий учреждениями в целях сокращения неэффективных расходов. Создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности по оптимизации бюджетных расходов 10.Обеспечение взаимодействия министерства по реализации Федерального закона от г. 83-ФЗ, внедрению методик оценки эффективности деятельности, эффективности расходов бюджетов и оказание методологической помощи органам местного самоуправления.

Индикаторы задачи 3 «Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ)» Показатель 1. Количество автономных учреждений на конец года, единиц Показатель 2. Количество бюджетных учреждений нового типа «БУНТов» а конец года, единиц Показатель 3. Доля расходов республиканского бюджета на финансирование государственных учреждений путем предоставления субсидий, сформированных на основании утвержденного порядка и методики расчета нормативных затрат в общем объеме бюджета отрасли на предоставление субсидий, % Показатель 4. Доля расходов республиканского бюджета отрасли, финансируемых на оказание государственных услуг (работ) в соответствии с государственными заданиями в общем объеме бюджета отрасли на оказание государственных услуг (работ), % Показатель 5. Доля руководителей учреждений, с которыми заключены трудовые договоры, предусматривающие показатели оценки эффективности деятельности, %

Задача 4 Мероприятия по оптимизации расходных обязательств 1.Проведение инвентаризации расходных обязательств, организация работы по формированию и ведению реестра расходных обязательств на основании анализа правовых оснований, объема и структуры расходных обязательств на предмет их соответствия целям деятельности, функциям и полномочиям министерства. 2.Совершенствование инструментов планирования бюджетных расходов, методологии формирования и исполнения бюджета и его увязка с методикой расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнения работ), а также нормативных затрат на содержание имущества соответствующих государственных учреждений (с учетом отраслевой специфики оказываемых государственных услуг (выполняемых работ)

Индикаторы задачи 4 «Оптимизация расходных обязательств» Показатель 1. Доля расходов республиканского бюджета отрасли, исполняющихся на основании действующих расходных обязательств, в общем объеме расходов бюджета отрасли, % Показатель 2. Удельный вес расходных обязательств, увязанных с государственными заданиями на оказание государственных услуг (работ) от общего количества расходных обязательств, единиц

Задача 5 Мероприятия по повышению качества финансового менеджмента 1.Разработка, утверждение и внедрение порядка оценки качества финансового менеджмента в учреждениях с учетом отраслевой специфики 2. Проведение ежеквартального мониторинга качества финансового менеджмента учреждений 3.Контроль за предельно допустимым значением просроченной кредиторской задолженности учреждений 4.Внедрение показателей оценки финансового менеджмента в систему целевых показателей эффективности работы учреждений, устанавливаемых главным распорядителем бюджета и использование результатов их выполнения при премировании руководителей учреждений 5.Оказание методологической помощи муниципальным образованиям по вопросам внедрения системы оценки финансового менеджмента с учетом оценки практически результатов данной работы на муниципальном уровне.

Индикаторы задачи 5 «Повышение качества финансового менеджмента» Показатель 1. Удельный вес учреждений, для которых показатели финансового менеджмента установлены в качестве критериев для премирования руководителей данных учреждений, % Показатель 2. Доля просроченной кредиторской задолженности получателей средств республиканского бюджета Республики Коми в соответствии с годовым балансом к общему объему расходов республиканского бюджета отрасли, % Показатель 3. Количество бюджетных учреждений, допустивших превышение предельно допустимое значения просроченной кредиторской задолженности, установленного органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, единиц

1.Проведение анализа фактически исполняемых и реализуемых функций, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности государственных служащих министерства 2.Проведение анализа трудозатрат на исполнение отдельных государственных функций, в целях сокращения неэффективных расходов, в том числе путем передачи на аутсорсинг функций органов исполнительной власти Республики Коми 3.Разработка, внедрение и оценка показателей эффективности и результативности служебной деятельности и эффективности расходов бюджета по министерству, которая будет влиять на материальное стимулирование государственных гражданских служащих Задача 6 Мероприятия по повышению качества, эффективности исполнения государственных функций, оптимизация численности и совершенствование системы материального стимулирования государственных служащих

Показатель 1. Доля расходов республиканского бюджета на содержание органов государственной власти Республики Коми от общего объема бюджета отрасли к уровню 2010 года, % Показатель 2. Доля государственных услуг (услуг), предоставляемых в электронной форме в общем объеме государственных услуг (услуг), подлежащих к переводу на предоставление в электронном виде в первоочередном порядке, % Показатель 3. Наличие сайта в сети «Интернет», имеющего функцию обратной связи с потребителями государственных услуг, да/ нет Индикаторы задачи 6 «Повышение качества, эффективности исполнения государственных функций, оптимизация численности и совершенствование системы материального стимулирования государственных служащих»

1.Уточнение и закрепление полномочий министерства в сфере осуществления финансового контроля. 2.Разработка методики осуществления контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Коми 3.Автоматизация процессов контрольной деятельности министерства 4.Взаимодействие с органами местного самоуправления, в том числе по совершенствованию и повышению эффективности финансового контроля в части расходования субсидий Задача 7 Мероприятия по созданию и совершенствование процедур финансового контроля

Показатель 1. Удельный вес мероприятий, реализующихся через систему«АЦК- Бюджетный контроль» от общего количества мероприятий, % Показатель 2. Количество Наблюдательных советов, действующих в созданных автономных учреждениях, единиц Индикаторы задачи 7 «Создание и совершенствование процедур финансового контроля»

Задача 8 Мероприятия по п овышению энергетической эффективности 1.Разработка перечня типовых мероприятий по повышению энергетической эффективности систем освещения зданий, строений, сооружений 2.Разработка технико-экономических обоснований в целях внедрения энергосберегающих технологий для привлечения бюджетного и внебюджетного финансирования для оснащения зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов; автоматизации потребления тепловой энергии зданиями, строениями, сооружениями; перекладки электрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях 3.Закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности 4.Разработка мер по сокращению потребления каждого энергоресурса на 3 процента по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет. 5.Обучение и подготовка кадров в области энергосбережения.

Индикаторы задачи 8 «Повышение энергетической эффективности» Показатель 1. Удельный вес расходов республиканского бюджета Республики Коми, направляемым на реализацию Федерального закона от 23 ноября 2009 года 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в общем объеме расходов бюджета отрасли, % Показатель 2. Динамика изменения фактического объема потребления электрической энергии по годам, млн. кВт.ч. Показатель 3. Динамика изменения фактического объема потребления тепловой энергии по годам, тыс. Гкал. Показатель 4. Динамика изменения фактического объема потребления горячей воды по годам, тыс.м3.

1.Разработка Единого плана проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд ведомства 2.Разработка и внедрение порядка формирования с обязательным обоснованием (сбор и анализ рыночных цен товаров, работ и услуг) начальных (максимальных) цен на закупаемые для государственных нужд товары, работы и услуги Задача 9 Мероприятия по оптимизации государственных закупок

Показатель 1. Отношение количества процедур проведения торгов к количеству процедур прошлого года, в разах Показатель 2. Удельный вес заказов для государственных нужд, осуществляющихся учреждениями через систему государственных закупок от общего количества размещенных заказов по Министерству, % Индикаторы задачи 9 «Оптимизация государственных закупок»

РИСКИ Внешние Смещение запланированных сроков разработки и принятия документов, детализирующих процедуры и направления повышения эффективности бюджетных расходов. Внутренние Вероятность недостаточно четкой постановки задач и неоптимального распределения работ по исполнению мероприятий Программы отделами министерства, а также отсутствие контроля за выполнением мероприятий Недостаточная проработка нормативных правовых актов, ведомственных планов министерства по реализации мероприятий Программы, обусловленные необходимостью их формирования в сжатые сроки

Ожидаемый эффект Программы Оценка планируемой экономии и перераспределения бюджетных ассигнований в результате реализации мероприятия, в тыс. руб. Перераспределение бюджетных ассигнований на направления в рамках повышения эффективности бюджетных расходов в части решения задач Программы - Для обеспечения доступности и повышения качества предоставляемых услуг

Нормативные правовые основания разработки Государственной программы, стратегические документы Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации Программа Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Коми на период до 2012 года Проект Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Коми Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года Конституция Российской Федерации Положения посланий Президента Российской Федерации; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года Отраслевые федеральные и республиканские законы

Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г р предусматривает развитие программно-целевых принципов деятельности органов исполнительной власти– переход к формированию бюджетов в разрезе государственных- (муниципальных) программ

Государственная программа - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности

33 Интеграция регулятивных и финансовых инструментов для достижения целей программ Программа должна охватывать все возможные инструменты регулирования и финансирования, в том числе: Расходы на мероприятия Бюджетные инвестиции Текущая деятельность органов власти (местного самоуправления) Государственные (муниципальные) задания учреждениям Действующие ведомственные программы Долгосрочные целевые программы Нормативно-правовое регулирование Тарифы Налоги

Пример. Этап 1: определение (ревизия) полномочий Конституция Российской Федерации Статья Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Статья Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Этап 1: определение (ревизия) полномочий Основы законодательства Российской Федерации о культуре ( ) Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; …. иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Этап 2. Анализ ситуации и определение проблем развития отрасли 1) характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально- экономического развития, основные показатели и основные проблемы 2) анализ социальных, финансово- экономических и прочих рисков реализации государственной программы

В настоящее время культура в Республике Коми представляет собой многопрофильную сеть учреждений культуры и искусства практически по всем видам культурной деятельности, всего учреждений более 900 … Значительное количество учреждений культуры расположено в сельской местности библиотек-филиалов (74 процента) и 339 культурно-досуговых учреждений, в том числе филиалов (86,9 процента)… В сфере охраны объектов культурного наследия - на территории Республики Коми к г. находится 1287 объект культурного наследия... Иные полномочия в сферах культурной деятельности на территории Республики Коми осуществляются Министерством национальной политики Республики Коми, Архивным агентством Республики Коми, Агентством Республики Коми по печати массовым коммуникациям… Агентство Республики Коми по физической культуре и спорту осуществляет организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью ГРУ «Музей Олимпийской чемпионки Р.П.Сметаниной»… К положительным факторам, влияющим на развитие культуры в Республике Коми относятся: богатый историко-культурный потенциал, имеющий глубокие традиции; многопрофильная сеть учреждений по видам культурной деятельности, в том числе в сельских районах Республики Коми; стабильная востребованность населением услуг учреждений по видам культурной деятельности; этнокультурное многообразие и наличие системы комплексных мер, направленных на сохранение и развитие государственных языков Республики Коми, профилактику этнокультурного дискомфорта и этнокультурных конфликтов Однако потенциал сферы культуры сегодня используется не в полной мере, имеется ряд нерешенных проблем Этап 2. Анализ ситуации и определение проблем развития отрасли

Пример. Проблемы, риски отрасли «Культура» Проблемы Внутриотраслевые: слабая материально-техническая база отрасли «Культура», низкий уровень информатизации учреждений; отсутствие комплексных мер по сохранению культурного наследия; недостаточная кадровая обеспеченность отрасли Межуровневые: несоответствие по некоторым видам учреждений - социальным нормативам и нормам; отсутствие программ развития культуры. Межотраслевые: низкий уровень координации единой государственной региональной культурной политики между органами исполнительной власти Республики Коми, реализующими отдельные полномочия в сфере культуры, слабые коммуникации между негосударственными субъектами сферы культуры. Риски несовершенство нормативно-правового регулирования в сфере культуры; несбалансированное распределение финансовых средств по мероприятиям Программы в соответствии с ожидаемыми конечными результатами Программы; зависимость работы учреждений культуры Республики Коми от административных ограничений; рост внешней конкуренции; ухудшение демографической ситуации в Республике Коми

Меры по управлению рисками реализации Программы: мониторинг и выработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере культуры; анализ возникающих тенденций развития направлений культурной деятельности и связанных с ними рисков реализации Программы, формирование предложений по внесению изменений в Программу; взаимодействие с административными органами и участие в разработке мер минимизирующих последствия введения административных ограничений; формирование стратегии противостояния внешней конкуренции, информатизация сферы культуры, поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов Программы; развитие мобильных форм оказания услуг …

Этап 3. Постановка целей и задач 1. приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально- экономического развития 2. описание основных целей и задач государственной программы Обоснование системы целеполагания включает обоснование системы целей и задач или необходимости ее корректировки; обоснование необходимости и достаточности предполагаемой по каждой цели совокупности задач для достижения соответствующей цели; выделение приоритетных целей и задач на среднесрочную перспективу; определение достижимых в среднесрочной перспективе показателей результативности по каждой цели и задаче, обоснования соотношения показателей непосредственных и конечных результатов в данной системе 3. прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы

Свойства целей по критериям «Методических указаний по разработке государственных программ Российский Федерации», утвержденные приказом Миэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. 670 Свойства целиТребование к формулировке цели специфичностьцель должна соответствовать сфере реализации государственной программы конкретностьне допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование измеримостьдостижение цели можно проверить достижимостьцель должна быть достижима за период реализации государственной программы релевантностьсоответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы

Пример. Цель Программы Развитие культурного потенциала Республики Коми Культурный потенциал - пространство, в котором действуют культурные отношения, позволяющие индивидам иметь доступ к ресурсам, а также количество и качество ресурсов культурной сферы Специфичность + Конкретность + Измеримость + Достижимость + Релевантность + Стратегия экономического и социального развития Республики Коми до 2020 года

Пример. Задачи программы 1. Обеспечение всеобщей доступности культурных благ и повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры населению Республики Коми 2. Сохранение исторического и культурного наследия на территории Республики Коми 3. Обеспечение этнокультурного и языкового развития коми народа и народов, проживающих на территории Республики Коми 4. Совершенствование условий для творческой самореализации населения Республики Коми, его творческого потенциала 5. Совершенствование условий для обеспечения всеобщей доступности информационных ресурсов архивов Республики Коми 6. Обеспечение условий для реализации культурной деятельности по созданию, распространению и освоению культурных ценностей посредством печати и аудиовизуальных средств

Структура Задача Сохранение исторического и культурного наследия на территории Республики Коми Задача Обеспечение всеобщей доступности культурных благ и повышение качества предоставляемых услуг учреждениями культуры населению Республики Коми Задача Обеспечение этнокультурного и языкового развития коми народа и народов, проживающих на территории Республики Коми Задача Совершенствование условий для творческой самореализации населения Республики Коми, развития его творческого потенциала Задача Совершенствование условий для обеспечения всеобщей доступности информационных ресурсов архивов Республики Коми Задача Обеспечение условий для реализации культурной деятельности по созданию, распространению и освоению культурных ценностей посредством печати и аудиовизуальных средств Цель Развитие культурного потенциала Республики Коми

Механизмы (инструменты) реализации задач Задача Обеспечение всеобщей доступности культурных благ и повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры населению Республики Коми ДРЦП «Развитие инфраструктуры отрасли «Культура» в Республике Коми ( годы)» ПОДПРОГРАММА «Доступность культурных благ и повышение качества предоставляемых услуг учреждениями культуры населению Республики Коми»: ВЦП «Развитие библиотечного и музейного обслуживания населения в Республике Коми (2010 – 2012 годы)»; ВЦП «Развитие театрально-концертного обслуживания населения Республики Коми ( годы)» МЕРОПРИЯТИЯ государственные задания на выполнение государственных услуг ГУ «Объединенное автохозяйство» Министерства культуры Республики Коми, ГРУ «Музей Олимпийской чемпионки Р.П.Сметаниной» межбюджетные трансферты на комплектование книжных фондов муниципальных общедоступных библиотек Республики Коми

Задача Сохранение исторического и культурного наследия на территории Республики Коми Подпрограмма МЕРОПРИЯТИЯ: Межбюджетные трансферты на реализацию переданных полномочий Мероприятия по увековечению памяти выдающихся деятелей Республики Коми (при закреплении полномочий) ДРЦП «Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Республики Коми ( годы)»

Задача Обеспечение этнокультурного и языкового развития коми народа и народов, проживающих на территории Республики Коми ДРЦП «Сохранение и развитие государственных языков Республики Коми ( годы)» ПОДПРОГРАММА «Устойчивое этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Республики Коми» ВЦП «Развитие деятельности государственных учреждений в сфере межнациональных отношений» ВЦП «Республика Коми - территория межнационального мира и согласия» ( без мероприятий социально-экономического характера по коренным малочисленным народам Севера, требуется внесение изменений в ВЦП)

Задача Совершенствование условий для творческой самореализации населения Республики Коми, его творческого потенциала ПОДПРОГРАММА «Условия для творческой самореализации населения Республики Коми, развития его творческого потенциала» ВЦП «Развитие культурно-досуговой и профессиональной деятельности, направленной на творческую самореализацию населения в Республике Коми» ( годы)» МЕРОПРИЯТИЯ в соответствии постановлением Правительства Республики Коми от «О премиях Правительства Республики Коми»

Задача Совершенствование условий для обеспечения сохранности и всеобщей доступности информационных ресурсов архивов Республики Коми ПОДПРОГРАММА «Обеспечение сохранности и всеобщей доступности информационных ресурсов архивов Республики Коми» ВЦП «Развитие архивного дела в РК ( годы)» ВЦП «Создание архивного электронного информационного ресурса на документы государственных архивных учреждений Республики Коми ( годы)»

Задача Обеспечение условий для реализации культурной деятельности по созданию, распространению и освоению культурных ценностей посредством печати и аудиовизуальных средств ПОДПРОГРАММА «Реализация культурной деятельности по созданию, распространению и освоению культурных ценностей посредством печати и аудиовизуальных средств» ВЦП «Государственная поддержка книгоиздания и средств массовой информации Республики Коми ( годы)»

Отдельная подпрограмма Обеспечение реализации государственных полномочий и исполнения государственных функций Республики Коми в сфере культуры Мероприятия: Содержание и материально-техническое обеспечение аппарата Министерства культуры Республики Коми государственное задание на выполнение государственных услуг АУ «Управление по реставрации объектов культурного наследия и ремонту учреждений культуры»

Целевые индикаторы 6 задач > 12 индикаторов ЗАДАЧАИНДИКАТОР 1. Обеспечение всеобщей доступности культурных благ и повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры населению Республики Коми. 1. Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры в Республике Коми от нормативной потребности, процент; 2. Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания), процентов от числа опрошенных; 3. Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тысячу человек населения, единиц; 2. Сохранение исторического и культурного наследия на территории Республики Коми. 4. Доля объектов культурного наследия на территории Республики Коми, являющихся республиканской собственностью, находящихся в удовлетворительном/хорошем состоянии; 5. Доля заключенных охранных обязательств с пользователями объектов культурного наследия федерального значения на территории Республики Коми, к общему количеству объектов культурного наследия федерального значения, имеющих пользователей, процент; 3. Обеспечение этнокультурного и языкового развития коми народа и народов, проживающих на территории Республики Коми. 6. Доля населения, принявшего участие в мероприятиях, популяризирующих государственные языки Республики Коми, процент; 7. Доля мероприятий, направленных на сохранение и развитие традиционной культуры народов, проживающих на территории Республики Коми, в общем количестве мероприятий, реализованных учреждениями культуры в Республике Коми, процент;

Целевые индикаторы 6 задач > 12 индикаторов ЗАДАЧАИНДИКАТОР 4. Совершенствование условий для творческой самореализации населения Республики Коми, его творческого потенциала. 8. Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, процент; 9. Удельный вес населения, участвующего в работе клубных формирований и любительских объединений учреждений культуры, процент; 5. Совершенствование условий для обеспечения всеобщей доступности информационных ресурсов архивов Республики Коми 10. Доля фондов/единиц хранения архивных документов, информация о которых включена в информационно-поисковые системы, в общем количестве фондов/единиц хранения архивных документов, запланированных к включению, процент; 11. Доля документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных архивах Республики Коми и требующих улучшения физического состояния, в общем количестве документов государственных архивов Республики Коми, процент; 6. Обеспечение условий для реализации культурной деятельности по созданию, распространению и освоению культурных ценностей посредством печати и аудиовизуальных средств 12. Удельный вес социально значимых проектов в периодических изданиях и Интернет-ресурсах в общем объеме опубликованных материалов в периодических изданиях и информационных материалов информагентств, получающих государственную поддержку из республиканского бюджета Республики Коми, процент; 13. …

Ожидаемые результаты реализации Сохранение историко-культурного наследия Республики Коми во всем спектре его направлений. Модернизация инфраструктуры сферы культуры Республики Коми. Создание условий, обеспечивающих равный и свободный доступ населения Республики Коми культурных благ и услуг, предоставление максимальных возможностей для раскрытия его творческого потенциала. Формирование открытого творческого сообщества, способствующего и способного созданию и освоению инноваций. Активизация интеграции Республики Коми в общероссийский и мировой культурный процесс. Укрепление позитивного образа Республики Коми. В целом - обеспечение соблюдения основных прав и свобод человека, в том числе права каждого человека на участие в культурной жизни, получение информации, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям, культурную самобытность, свободу творчества. Развитие культурного потенциала Республики Коми, как совокупности количественных и качественных ресурсов - культурных ценностей и объектов культурного наследия, накапливаемых и вновь создаваемых, способных неоднократно удовлетворять всеобщие культурные потребности населения.

Спасибо за внимание