Белорусский государственный университет Факультет журналистики «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ» Преподаватель Градюшко Александр Александрович ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ 27 марта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Advertisements

Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
ОБРАЩЕНИЯ. ЖАЛОБЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ М.Б.Горный
Об открытости деятельности органов государственной власти и управления.
1 Об Уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Ивановской области Семененко.
О ПРОВЕРКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ.
Ключевые моменты развития и взаимодействия органов государственной статистики средств массовой информации Слайд 01 Максимально высокое качество статистической.
Соблюдение лицензионных условий и требований, предъявляемых к деятельности вещательных организаций.
Правительство Ярославской области Управление государственной службы и кадровой политики Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских.
Змушко Екатерина, 2 курс. Новеллы Проблемные моменты Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» Законодательство об обращениях.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Обращение граждан в органы местного самоуправления. Правотворческая инициатива граждан. Публичные слушания.
РЕГЛАМЕНТ УИК Настоящий Регламент определяет порядок деятельности участковой избирательной комиссии избирательного участка (далее - комиссия), осуществляющей.
Законодательное обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления Панасюк Алексей Михайлович заместитель руководителя аппарата Комитета.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ О соблюдении требований Федерального закона от ФЗ «О персональных данных» при организации.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Управление по борьбе с картелями Москва, 2009 ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – НАШ СОЮЗНИК И ПОМОЩНИК.
Об утверждении Положения об общественных слушаниях Приказ 4688 от
Г. Серов, Заявление - официальное сообщение в устной или письменной форме С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка Заявление – это официальное.
Транксрипт:

Белорусский государственный университет Факультет журналистики «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ» Преподаватель Градюшко Александр Александрович ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ 27 марта 2008 г.

Краткое содержание предыдущих лекций 1. Общая характеристика современной системы СМИ Республики Беларусь 2. Ведущие общественно- политические издания Республики Беларусь. Информационно- аналитические теле- и радиопрограммы 3. Виды и принципы деятельности журналиста в СМИ 4. Профессиональные организации журналистов Республики Беларусь 5. Понятие редакции СМИ, ее структура, цели, задачи и направления деятельности 6. Порядок учреждения и регистрации СМИ. Устав редакции и его специфика

Краткое содержание предыдущих лекций 7. Руководство редакцией. Главный редактор, его заместители 8. Редакционная коллегия. Планерки и летучки 9. Секретариат редакции газеты. Программная дирекция радио и телевидения 10. Основные виды творческих отделов СМИ и специфика их работы. 11. Заведующий отделом редакции (редактор отдела) и его полномочия 12. Творческий персонал редакции. Корреспондент. Спецкор, собкор. Обозреватель 13. Технический и вспомогательный персонал редакций печатных и аудиовизуальных СМИ

Тема 14 Поиск темы и ее разработка. Источники информации в работе современного журналиста

Темы!!! Темы???? Темы… Темы!!! Темы???? Темы… Поиск интересной темы – первая ступенька, по которой начинает восходить журналист. ТЕМА – обозначение круга жизненных явлений. Главная мысль журналистского произведения, основная проблема, поднятая в нем. В основе темы всегда лежит конкретная жизненная ситуация. Темы основываются на ФАКТАХ!!!

Для начала спросите себя: Почему читатель должен захотеть прочесть ту или иную публикацию? Что его может в ней привлечь, удивить, заинтересовать, может, даже возмутить или обрадовать? Почему читатель должен захотеть прочесть ту или иную публикацию? Что его может в ней привлечь, удивить, заинтересовать, может, даже возмутить или обрадовать? Каковы ваши тематические интересы и совпадают ли они с тематической направленностью СМИ и запросами аудитории? Каковы ваши тематические интересы и совпадают ли они с тематической направленностью СМИ и запросами аудитории? Важен информационный повод!!! Важен информационный повод!!! Четко сформулируйте тему!!! Четко сформулируйте тему!!!

Требования к выбору темы Актуальность Актуальность Общезначимость Общезначимость Близость к аудитории Близость к аудитории Известность кого-либо (чего-либо) Известность кого-либо (чего-либо) Масштабность Масштабность Необычность Необычность Конфликт Конфликт Персонификация Персонификация Степень воздействия Степень воздействия

Источники тем: Редакционные задания Редакционные задания Собственные наблюдения Собственные наблюдения Интересные встречи с людьми Интересные встречи с людьми Пресс-конференции, брифинги Пресс-конференции, брифинги Пресс-релизы, информация пресс- служб Пресс-релизы, информация пресс- служб Сообщения информагентств Сообщения информагентств Прочие СМИ Прочие СМИ Интернет (форумы, блоги, ICQ )… Интернет (форумы, блоги, ICQ )…

Процесс написания материала Появление идеи (проблемы) Появление идеи (проблемы) Подготовка к сбору инфы Подготовка к сбору инфы Сбор фактов, накопление материала Сбор фактов, накопление материала Анализ фактов, их проверка, выбор героев, цитат, цифр Анализ фактов, их проверка, выбор героев, цитат, цифр Составление плана (жанр, рубрика, объем, стиль, заголовок, лид и др.) Составление плана (жанр, рубрика, объем, стиль, заголовок, лид и др.) Набросок чернового варианта Набросок чернового варианта Написание текста Написание текста Доработка и «шлифовка» текста Доработка и «шлифовка» текста

Поиск темы, ее разработка

Структура материала Каждое предложение желательно строить так, чтобы наиболее значимые слова стояли на первом месте; каждый абзац лучше начинать с того, какая мысль раскрывается в этом абзаце. «Перевернутая пирамида» Наиболее важные факты сконцентрированы внизу, а все остальные распределены последовательно по степени уменьшения значимости

Перевернутая пирамида 1. Что за новость. Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему? 2. Важные детали. Предыстория. Свидетельства с цитатами 3. Представить другую сторону. Интерпретация с цитатами 4. Вторичный материал. Дополнительная инфа, фоновая (бэкграундная) информация 5. Краткое заключение, последствия, перспективы.

Источники информации в работе журналиста Простые люди Простые люди Официальные лица Официальные лица Компетентные товарищи Компетентные товарищи Пресс-службы Пресс-службы "Внутренние" источники "Внутренние" источники «Одна бабка сказала…» «Одна бабка сказала…» Интернет!!! Интернет!!! Информационные агентства Информационные агентства Электронные архивы Электронные архивы Базы данных Базы данных Блоги Блоги Форумы Форумы Социальные сети!!! Социальные сети!!! Wikipedia Wikipedia

Скандал в ГАИ. Автобизнес-weekly,

Смотрим видео!..

Тема 15 Подготовка и выпуск номера газеты. Процесс создания информационного сюжета. Принципы верстки новостной программы

Подготовка и выпуск номера газеты слагается из следующих десяти основных этапов написание материалов написание материалов правка текстов зав. отделами, отв. секретарем, главным редактором правка текстов зав. отделами, отв. секретарем, главным редактором корректура корректура составление оперативного плана номера в секретариате составление оперативного плана номера в секретариате макетирование полос макетирование полос подбор иллюстраций подбор иллюстраций верстка верстка редакторская сверка полос и подписание их в свет редакторская сверка полос и подписание их в свет вывод полос на пленки (кальки) вывод полос на пленки (кальки) печать газеты в типографии, размещение материалов в Интернете печать газеты в типографии, размещение материалов в Интернете

Структура газетного материала Раздел, рубрика Раздел, рубрика Заголовок Заголовок (хэдлайн, head line) Подзаголовок (тизер, teaser) Подзаголовок (тизер, teaser) Лид (врезка, вводка, Лид (врезка, вводка, подводка, lead) Текст (корпус) Текст (корпус) Подзаголовки по тексту Подзаголовки по тексту Выноски по тексту Выноски по тексту Фотки, инфографика Фотки, инфографика

График верстки номера За выполнением следит отв. секретарь (выпускающий) За выполнением следит отв. секретарь (выпускающий) Верстка начинается с внутренних и последних полос Верстка начинается с внутренних и последних полос В последнюю очередь сдаются на верстку первая и вторая полосы В последнюю очередь сдаются на верстку первая и вторая полосы Важна четкая структура издания Важна четкая структура издания РАЗМЕЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ПОЛОСАМ!!! РАЗМЕЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ПОЛОСАМ!!! Помни о ДЕДЛАЙНЕ!!! Помни о ДЕДЛАЙНЕ!!!

ФОРМЫ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛОВ Подборка Подборка Рубрика Рубрика Полоса (тематическая, целевая) Полоса (тематическая, целевая) Тематический разворот Тематический разворот Тематический номер Тематический номер Спецвыпуск Спецвыпуск Авторская колонка Авторская колонка Газетная кампания Газетная кампания

Макетирование номера Переход к выпуску газетного номера совершается в процессе его макетирования. Макет номера – это его графический план, показывающий размещение текстов и иллюстраций на полосах, заголовков и авторских подписей, место и конфигурацию каждой из публикаций и т.д. Обычно он представлен в виде уменьшенных макетов каждой из полос номера. Переход к выпуску газетного номера совершается в процессе его макетирования. Макет номера – это его графический план, показывающий размещение текстов и иллюстраций на полосах, заголовков и авторских подписей, место и конфигурацию каждой из публикаций и т.д. Обычно он представлен в виде уменьшенных макетов каждой из полос номера.

Примерная структура номера Материалы основной тематики Материалы основной тематики Материалы вспомогательной тематики Материалы вспомогательной тематики Материалы развлекательного, справочного характера Материалы развлекательного, справочного характера Должны быть представлены публикации положительные и критические, информационные и аналитические, крупные и небольшие. СБАЛАНСИРОВАННЫЙ НОМЕР! Добиться разнообразия жанров, форм подачи материалов, их «географии», обеспечить разносторонность содержания материалов, предназначенных для различных групп аудитории

Структура ТВ-сюжета ЦЕЛЬ !!! Подводка Подводка Закадровый текст Закадровый текст Синхрон (интервью) Синхрон (интервью) Нейтральные кадры Нейтральные кадры Stand-up (стэнд-ап) Stand-up (стэнд-ап) Детали, перебивки Детали, перебивки Интершум Интершум

План сюжета Важно иметь четкое представление, что вы скажете и покажете зрителям. ФАКТУРА!!! Важно иметь четкое представление, что вы скажете и покажете зрителям. ФАКТУРА!!! Успех съемки зависит от подготовительной работы (предварительные телефонные звонки). СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН!!! Успех съемки зависит от подготовительной работы (предварительные телефонные звонки). СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН!!! Перед началом работы спросите себя: какую именно историю вы собираетесь рассказать? Попробуйте сформулировать ее смысл в одном предложении Перед началом работы спросите себя: какую именно историю вы собираетесь рассказать? Попробуйте сформулировать ее смысл в одном предложении Уверены ли вы в том, что обладаете достаточной информацией для проведения съемок и интервью? Уверены ли вы в том, что обладаете достаточной информацией для проведения съемок и интервью? Разработайте структуру репортажа. Составьте список его основных элементов Разработайте структуру репортажа. Составьте список его основных элементов

Верстка новостной программы Четкая редакторская позиция! Четкая редакторская позиция! Что освещать? Что освещать? Под каким углом рассматривать проблему? Под каким углом рассматривать проблему? Снимать монтажно! Снимать монтажно! Мыслить визуально! Мыслить визуально! Движение в кадре! Движение в кадре! Интервью на фоне! Интервью на фоне! Видеть заранее сюжет!!! Видеть заранее сюжет!!! Бессмысленный видеоряд?.. Бессмысленный видеоряд?.. Подобрать картинку и слова, которые бы дополняли друг друга Подобрать картинку и слова, которые бы дополняли друг друга Выполняет ли сюжет поставленные задачи? Выполняет ли сюжет поставленные задачи?

Организация производства новостей Планерка: список событий дня Планерка: список событий дня Важно планировать новости!!! Важно планировать новости!!! Редактор выпуска новостей: в каком выпуске, в каком виде выйдет сюжет Редактор выпуска новостей: в каком выпуске, в каком виде выйдет сюжет Слаженная координация! Слаженная координация!

Тема 16 Реагирование на критические выступления в государственных СМИ

Указ 630, 8 декабря 1997 г. Действенность и эффективность СМИ Действенность и эффективность СМИ Укрепление исполнительской дисциплины Укрепление исполнительской дисциплины Повышение роли государственных СМИ Повышение роли государственных СМИ

Реагирование Государственные СМИ уведомляют предприятия, учреждения и организации об опубликованных либо прозвучавших в программах теле- и радиоканалов критических материалах Государственные СМИ уведомляют предприятия, учреждения и организации об опубликованных либо прозвучавших в программах теле- и радиоканалов критических материалах

Порядок уведомления о критических выступлениях газеты: Основанием для направления уведомления служит публикация; Основанием для направления уведомления служит публикация; Решение о направлении уведомления принимает гл.редактор (его заместитель) в трехдневный срок; Решение о направлении уведомления принимает гл.редактор (его заместитель) в трехдневный срок; Рассылка сообщений осуществляется сектором учета писем Рассылка сообщений осуществляется сектором учета писем Направляется бланк сообщения + ксерокопия публикации Направляется бланк сообщения + ксерокопия публикации

Реагирование Руководители предприятий обязаны: Руководители предприятий обязаны: обеспечивать рассмотрение опубликованных в газетах либо прозвучавших в программах теле- и радиоканалов критических материалов в свой адрес обеспечивать рассмотрение опубликованных в газетах либо прозвучавших в программах теле- и радиоканалов критических материалов в свой адрес принимать меры, предусмотренные законодательством Беларуси; принимать меры, предусмотренные законодательством Беларуси; направлять сведения о рассмотрении сообщений в соответствующие государственные СМИ в течение месяца с момента опубликования или выхода в эфир таких сообщений. направлять сведения о рассмотрении сообщений в соответствующие государственные СМИ в течение месяца с момента опубликования или выхода в эфир таких сообщений.

Порядок уведомления Учет сообщений осуществляется в специальном журнале Учет сообщений осуществляется в специальном журнале В случае неполучения в месячный срок ответа на сообщение заведующая сектором учета писем информирует об этом руководителя редакции В случае неполучения в месячный срок ответа на сообщение заведующая сектором учета писем информирует об этом руководителя редакции Вся переписка, связанная с выполнением Указа Президента РБ Вся переписка, связанная с выполнением Указа Президента РБ 630, хранится в отдельном деле 630, хранится в отдельном деле

Реагировать! И еще раз реагировать! Принятие Указа способствовало созданию в редакциях определенной системы работы с критическими выступлениями в СМИ и повышения ответственности должностных лиц при реагировании на них Принятие Указа способствовало созданию в редакциях определенной системы работы с критическими выступлениями в СМИ и повышения ответственности должностных лиц при реагировании на них Ответы публикуются под рубриками «Резонанс», «По следам наших выступлений», «После письма», «Получен ответ», «Меры приняты», «Внимание – отписка!» Ответы публикуются под рубриками «Резонанс», «По следам наших выступлений», «После письма», «Получен ответ», «Меры приняты», «Внимание – отписка!»

Инфа к размышлению Ежегодно редакциями республиканских газет «СБ. Беларусь сегодня», «Рэспублiка», «Звязда», «Народная газета» направляется около 600 уведомлений о критических выступлений в печати в республиканские органы управления, ведомства, облисполкомы, райисполкомы, руководителям предприятий. Ежегодно редакциями республиканских газет «СБ. Беларусь сегодня», «Рэспублiка», «Звязда», «Народная газета» направляется около 600 уведомлений о критических выступлений в печати в республиканские органы управления, ведомства, облисполкомы, райисполкомы, руководителям предприятий.

И еще к сведению Подготовленные на основе редакционных данных аналитические записки о ходе выполнения указа 630 периодически представляются в Комитет государственного контроля. Подготовленные на основе редакционных данных аналитические записки о ходе выполнения указа 630 периодически представляются в Комитет государственного контроля.

Реагирование Руководители государственных средств массовой информации должны: Руководители государственных средств массовой информации должны: считать обеспечение объективности и действенности критических выступлений одной из основных задач своей деятельности; считать обеспечение объективности и действенности критических выступлений одной из основных задач своей деятельности; обеспечивать своевременное отражение на страницах газет, в радио- и телепрограммах результатов реагирования на критические материалы; обеспечивать своевременное отражение на страницах газет, в радио- и телепрограммах результатов реагирования на критические материалы; предавать гласности факты бюрократизма и волокиты в разрешении жалоб граждан. предавать гласности факты бюрократизма и волокиты в разрешении жалоб граждан. Государственные СМИ несут ответственность за необоснованную критику. Государственные СМИ несут ответственность за необоснованную критику.

Тема 17 Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации». Правовое регулирование деятельности СМИ

Закон РБ "О печати и других СМИ« Принят 13 января 1995 г. Закон РБ "О печати и других СМИ« Принят 13 января 1995 г. 8 разделов, 50 статей Закон обеспечивает реализацию конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова, печати и информации, регулирует отношения, возникающие при создании и функционировании печати и других СМИ, распространении их продукции, а также определяет права и обязанности субъектов средств массовой информации.

Закон суров! Но он закон… Почему нужно принимать новый закон о СМИ? Почему нужно принимать новый закон о СМИ? Добавить понятия "вещатель", "канал вещания", "кабельное телевещание", «Интернет-СМИ", "спонсорство« и др. Добавить понятия "вещатель", "канал вещания", "кабельное телевещание", «Интернет-СМИ", "спонсорство« и др.

Структура закона РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛ II. УЧРЕЖДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РАЗДЕЛ II. УЧРЕЖДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РАЗДЕЛ III. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РАЗДЕЛ III. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РАЗДЕЛ IV. ОТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГРАЖДАНАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ РАЗДЕЛ IV. ОТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГРАЖДАНАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ РАЗДЕЛ V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА РАЗДЕЛ V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА РАЗДЕЛ VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РАЗДЕЛ VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РАЗДЕЛ VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕЧАТИ И ДРУГИХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РАЗДЕЛ VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕЧАТИ И ДРУГИХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РАЗДЕЛ VIII. ВВЕДЕНИЕЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ РАЗДЕЛ VIII. ВВЕДЕНИЕЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ

Раздел 1. Статья 1. Основные понятия о средствах массовой информации Статья 1. Основные понятия о средствах массовой информации Статья 2. Субъекты печати и других средств массовой информации Статья 2. Субъекты печати и других средств массовой информации Статья 3. Свобода печати и других средств массовой информации Статья 3. Свобода печати и других средств массовой информации Статья 4. Недопустимость цензуры массовой информации Статья 4. Недопустимость цензуры массовой информации Статья 5. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации Статья 5. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации Статья 6. Язык средств массовой информации Статья 6. Язык средств массовой информации Статья 7. Законодательство о печати и других средствах массовой информации Статья 7. Законодательство о печати и других средствах массовой информации

Раздел 2. Статья 8. Право на учреждение средств массовой информации Статья 8. Право на учреждение средств массовой информации Статья 9. Регистрация средств массовой информации Статья 9. Регистрация средств массовой информации Статья 10. Заявление о регистрации Статья 10. Заявление о регистрации Статья 11. Перерегистрация средств массовой информации Статья 11. Перерегистрация средств массовой информации Статья 12. Случаи освобождения от регистрации Статья 12. Случаи освобождения от регистрации Статья 13. Отказ в регистрации Статья 13. Отказ в регистрации Статья 14. Регистрационный сбор Статья 14. Регистрационный сбор Статья 15. Признание свидетельства о регистрации недействительным Статья 15. Признание свидетельства о регистрации недействительным Статья 16. Приостановление и прекращение деятельности Статья 16. Приостановление и прекращение деятельности Статья 17. Порядок обжалования отказа в регистрации СМИ, а также решения о приостановлении его деятельности Статья 17. Порядок обжалования отказа в регистрации СМИ, а также решения о приостановлении его деятельности Статья 18. Основания для возникновения прав и обязанностей Статья 18. Основания для возникновения прав и обязанностей Статья 19. Статус учредителя Статья 19. Статус учредителя Статья 20. Статус редакции Статья 20. Статус редакции Статья 21. Устав редакции Статья 21. Устав редакции Статья 22. Статус издателя Статья 22. Статус издателя Статья 23. Договорные отношения учредителя, редакции и издателя Статья 23. Договорные отношения учредителя, редакции и издателя Статья 24. Информационные агентства Статья 24. Информационные агентства

Раздел 3. Статья 25. Порядок распространения СМИ Статья 25. Порядок распространения СМИ Статья 26. Выходные данные Статья 26. Выходные данные Статья 27. Обязательные экземпляры Статья 27. Обязательные экземпляры Статья 28. Хранение материалов опубликованной информации, радио- и телепередач Статья 28. Хранение материалов опубликованной информации, радио- и телепередач Статья 29. Обязательные сообщения Статья 29. Обязательные сообщения Статья Обязательные информационные программы Статья Обязательные информационные программы Статья 30. Распространение рекламы Статья 30. Распространение рекламы Статья 31. Эротические издания Статья 31. Эротические издания

Раздел 4. Статья 32. Право на получение информации Статья 32. Право на получение информации Статья 33. Случаи отказа или отсрочки в представлении информации Статья 33. Случаи отказа или отсрочки в представлении информации Статья 34. Нераскрытие источника информации Статья 34. Нераскрытие источника информации Статья 35. Использование авторских произведений и писем Статья 35. Использование авторских произведений и писем Статья 36. Право на опровержение и ответ Статья 36. Право на опровержение и ответ Статья 37. Порядок опровержения Статья 37. Порядок опровержения Статья 38. Основания для отказа в опровержении либо публикации ответа Статья 38. Основания для отказа в опровержении либо публикации ответа

Раздел 5. Статья 39. Права журналиста Статья 39. Права журналиста Статья 40. Обязанности журналиста Статья 40. Обязанности журналиста Статья 41. Гарантии социальной защиты журналиста Статья 41. Гарантии социальной защиты журналиста Статья 42. Аккредитация корреспондентов Статья 42. Аккредитация корреспондентов

Раздел 6. Статья 43. Договоры и соглашения Статья 43. Договоры и соглашения Статья 44. Распространение зарубежной информации Статья 44. Распространение зарубежной информации Статья 45. Иностранные корреспонденты Статья 45. Иностранные корреспонденты

Раздел 7. Статья 46. Возложение ответственности Статья 46. Возложение ответственности Статья 47. Случаи освобождения от ответственности Статья 47. Случаи освобождения от ответственности Статья 48. Ответственность за ущемление свободы массовой информации Статья 48. Ответственность за ущемление свободы массовой информации Статья 49. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации Статья 49. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации Статья 50. Ответственность за другие нарушения законодательства о средствах массовой информации Статья 50. Ответственность за другие нарушения законодательства о средствах массовой информации

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста Статья 198 УК РБ. Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной профессиональной деятельности журналиста, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, уничтожением или повреждением имущества, ущемлением прав и законных интересов журналиста, – наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок. наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Прецедент создан! Кто следующий?

Как били журналистов За воспрепятствование законной деятельности журналистов директор бобруйского рынка "Торговый центр Западный" И.Фоменок приговорен судом к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима и лишением права занимать руководящие должности сроком на пять лет За воспрепятствование законной деятельности журналистов директор бобруйского рынка "Торговый центр Западный" И.Фоменок приговорен судом к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима и лишением права занимать руководящие должности сроком на пять лет. Поводом для возбуждения уголовного дела стало его хулиганское поведение. Пытаясь воспрепятствовать работе съемочной группы "Телерадиокомпании "Могилев", он повредил видеокамеру и "выражался в адрес представителей прессы нецензурной бранью". Показательно, что журналисты прибыли на рынок по редакционному заданию после критики, прозвучавшей в адрес предприятия на заседании Бобруйского горисполкома, где говорилось об антисанитарных условиях, в которых продаются товары в данном торговом заведении. Конфликт произошел в тот момент, когда репортеры намеревалась взять комментарий у директора рынка "Западный". Поводом для возбуждения уголовного дела стало его хулиганское поведение. Пытаясь воспрепятствовать работе съемочной группы "Телерадиокомпании "Могилев", он повредил видеокамеру и "выражался в адрес представителей прессы нецензурной бранью". Показательно, что журналисты прибыли на рынок по редакционному заданию после критики, прозвучавшей в адрес предприятия на заседании Бобруйского горисполкома, где говорилось об антисанитарных условиях, в которых продаются товары в данном торговом заведении. Конфликт произошел в тот момент, когда репортеры намеревалась взять комментарий у директора рынка "Западный".

Тема 18 Права и обязанности журналиста

Журналист имеет право: собирать, запрашивать, получать и распространять информацию; собирать, запрашивать, получать и распространять информацию; обращаться в государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы («алло, вас беспокоит пресса…»); обращаться в государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы («алло, вас беспокоит пресса…»); присутствовать в районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, военных действий, местностях, где объявлено чрезвычайное положение, на митингах и демонстрациях, на месте других общественно важных событий и передавать оттуда информацию; присутствовать в районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, военных действий, местностях, где объявлено чрезвычайное положение, на митингах и демонстрациях, на месте других общественно важных событий и передавать оттуда информацию;

Журналист имеет право: получать доступ к документам и материалам, за исключением тех, которые содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную специально охраняемую законом тайну; получать доступ к документам и материалам, за исключением тех, которые содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную специально охраняемую законом тайну; копировать, публиковать либо воспроизводить иным способом документы и материалы; копировать, публиковать либо воспроизводить иным способом документы и материалы; делать записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемок, за исключением случаев, предусмотренных законом; делать записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемок, за исключением случаев, предусмотренных законом; обращаться к специалистам при проверке фактов; обращаться к специалистам при проверке фактов;

Журналист имеет право: высказывать свои личные мнения и оценки в сообщениях и материалах; высказывать свои личные мнения и оценки в сообщениях и материалах; снять свою подпись под материалом либо сам материал, содержание которого было искажено в процессе редакционной подготовки; снять свою подпись под материалом либо сам материал, содержание которого было искажено в процессе редакционной подготовки; распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом либо без подписи; распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом либо без подписи; на установку квартирного телефона в течение года со дня подачи заявления ; на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и размещение в гостинице, если он находится в служебной командировке. на установку квартирного телефона в течение года со дня подачи заявления ; на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и размещение в гостинице, если он находится в служебной командировке.

Обязанности журналиста соблюдать требования устава редакции; соблюдать требования устава редакции; проверять достоверность полученных им сведений; проверять достоверность полученных им сведений; представлять для публикации объективную информацию; представлять для публикации объективную информацию;

Обязанности журналиста указывать по желанию лиц, представляющих информацию, их авторство; указывать по желанию лиц, представляющих информацию, их авторство; сохранять конфиденциальность информации и ее источники; сохранять конфиденциальность информации и ее источники; получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина либо его законного представителя; получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина либо его законного представителя;

На заметку первокурсникам Редакция СМИ не обязана называть источник информации и не вправе раскрывать имя лица, представившего сведения, без согласия этого лица Редакция СМИ не обязана называть источник информации и не вправе раскрывать имя лица, представившего сведения, без согласия этого лица

Обязанности журналиста при получении информации от граждан и должностных лиц сообщать им о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок; при получении информации от граждан и должностных лиц сообщать им о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок; отказаться от данного ему редакцией (редактором, главным редактором) задания, если оно либо его выполнение связаны с нарушением законодательства. отказаться от данного ему редакцией (редактором, главным редактором) задания, если оно либо его выполнение связаны с нарушением законодательства. Журналист исполняет также иные обязанности, вытекающие из законодательных актов Республики Беларусь Журналист исполняет также иные обязанности, вытекающие из законодательных актов Республики Беларусь

Тема 19 Право на получение информации. Порядок запроса информации. Проблема доступа к информации и пути ее решения

Право на получение информации Граждане Республики Беларусь имеют право на своевременное, оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды. Граждане Республики Беларусь имеют право на своевременное, оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Право на получение информации Редакция имеет право запрашивать такую информацию о деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрашивание информации возможно как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны представлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб или другие уполномоченные на то лица в пределах их компетенции не позднее чем через десять дней после получения запроса. Редакция имеет право запрашивать такую информацию о деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрашивание информации возможно как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны представлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб или другие уполномоченные на то лица в пределах их компетенции не позднее чем через десять дней после получения запроса.

Право на получение информации Государственные органы, организации, общественные объединения, их должностные лица представляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и иными способами. Государственные органы, организации, общественные объединения, их должностные лица представляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и иными способами.

Если вам отказали… Отказ в представлении запрашиваемой информации возможен, если она имеет сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную специально охраняемую законом тайну. Сообщение об отказе передается редакции в десятидневный срок с момента получения запроса с указанием причины отказа. Отказ в представлении запрашиваемой информации возможен, если она имеет сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную специально охраняемую законом тайну. Сообщение об отказе передается редакции в десятидневный срок с момента получения запроса с указанием причины отказа. Отсрочка в представлении запрашиваемой информации возможна, если затребованные сведения не могут быть представлены в десятидневный срок. Сообщение об отсрочке передается представителю редакции в семидневный срок со дня получения письменного запроса информации. В сообщении должны быть указаны: Отсрочка в представлении запрашиваемой информации возможна, если затребованные сведения не могут быть представлены в десятидневный срок. Сообщение об отсрочке передается представителю редакции в семидневный срок со дня получения письменного запроса информации. В сообщении должны быть указаны: 1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в срок; 1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в срок; 2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация; 2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация; 3) должностное лицо, установившее отсрочку; 3) должностное лицо, установившее отсрочку; 4) дата принятия решения об отсрочке. 4) дата принятия решения об отсрочке.

Проблема доступа к инфе выслать письменный запрос выслать письменный запрос найти другой источник информации найти другой источник информации не представляться журналистом не представляться журналистом отказаться от темы отказаться от темы

Тема 20 Право на опровержение и ответ. Порядок опровержения

Слово – не воробей… Гражданин либо его законный представитель, организация или учреждение, предприятие, государственный орган имеют право требовать от редакции средства массовой информации опровержения опубликованных сведений, если те не соответствуют действительности или унижают их честь и достоинство Гражданин либо его законный представитель, организация или учреждение, предприятие, государственный орган имеют право требовать от редакции средства массовой информации опровержения опубликованных сведений, если те не соответствуют действительности или унижают их честь и достоинство

ВЫВОД. ЧИТАТЬ ВСЕМ!!! Прежде, чем поставить материал в номер (выпустить в эфир), журналист и редактор должны попытаться объективно ответить как минимум на два вопроса: порочат ли приводимые в нем сведения чьи-либо честь и достоинство и есть ли у редакции серьезные доказательства того, что эти сведения соответствуют действительности. Прежде, чем поставить материал в номер (выпустить в эфир), журналист и редактор должны попытаться объективно ответить как минимум на два вопроса: порочат ли приводимые в нем сведения чьи-либо честь и достоинство и есть ли у редакции серьезные доказательства того, что эти сведения соответствуют действительности.

Виноват? Отвечай по закону! Если редакция не имеет доказательств того, что распространенные ею сведения соответствуют действительности, она обязана опубликовать опровержение, поправку либо уточнение. Если редакция не имеет доказательств того, что распространенные ею сведения соответствуют действительности, она обязана опубликовать опровержение, поправку либо уточнение. Гражданин, организация или учреждение, предприятие, государственный орган, в отношении которых в средстве массовой информации опубликованы сведения, не соответствующие действительности или ущемляющие их права и законные интересы, имеют право на публикацию своего ответа в том же средстве массовой информации. Гражданин, организация или учреждение, предприятие, государственный орган, в отношении которых в средстве массовой информации опубликованы сведения, не соответствующие действительности или ущемляющие их права и законные интересы, имеют право на публикацию своего ответа в том же средстве массовой информации.

Порядок опровержения В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации. В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации. Периодическое печатное издание обязано напечатать опровержение или ответ в специальной рубрике либо на том же месте полосы, что и опровергаемые сообщение либо материал, в том же объеме и тем же шрифтом. Периодическое печатное издание обязано напечатать опровержение или ответ в специальной рубрике либо на том же месте полосы, что и опровергаемые сообщение либо материал, в том же объеме и тем же шрифтом. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и в той же передаче, что и опровергаемые сообщение либо материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и в той же передаче, что и опровергаемые сообщение либо материал.

Порядок опровержения Опровержение должно быть опубликовано: Опровержение должно быть опубликовано: в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, - не позднее десяти дней со дня поступления требования об опровержении или его текста; в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, - не позднее десяти дней со дня поступления требования об опровержении или его текста; в других средствах массовой информации - в очередном выпуске. в других средствах массовой информации - в очередном выпуске.

Студентам на заметку Редакция, редактор (главный редактор), журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство граждан и организаций, если они: Редакция, редактор (главный редактор), журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство граждан и организаций, если они: присутствуют в обязательных (официальных) сообщениях; присутствуют в обязательных (официальных) сообщениях; получены от информационных агентств; получены от информационных агентств; получаются в ответ на запрос информации или в материалах пресс-служб; получаются в ответ на запрос информации или в материалах пресс-служб; являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений должностных лиц; являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений должностных лиц; являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим CМИ являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим CМИ

При подготовке «проблемных» материалов журналисты должны: строго придерживаться фактуры, избегать обобщений и домыслов; строго придерживаться фактуры, избегать обобщений и домыслов; заблаговременно получать документы, подтверждающие информацию; заблаговременно получать документы, подтверждающие информацию; визировать интервью; визировать интервью; сохранять наиболее важные диктофонные записи максимально возможный срок; сохранять наиболее важные диктофонные записи максимально возможный срок; быть осторожным с собственными негативными оценками: информация все скажет сама; быть осторожным с собственными негативными оценками: информация все скажет сама; перед тем, как поставить материал в номер, завизировать его у юриста; при невозможности этого – «пропустить» статью через двоих-троих человек, все фразы, вызывающие сомнения – вычеркивать; перед тем, как поставить материал в номер, завизировать его у юриста; при невозможности этого – «пропустить» статью через двоих-троих человек, все фразы, вызывающие сомнения – вычеркивать;

Лекция закончена!!! Вопросы? Вопросы? Предложения? Предложения? Критические замечания? Критические замечания?