1 Разработка нормативных актов: Искусство управления юридической информацией Москва, апрель 2008 г. Филипп Халэ Заместитель главного юрисконсульта по вопросам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
Advertisements

Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Изменения в законодательных актах РФ в части изменения понятия и структуры ГОС Распоряжение Правительства РФ от р о внесении в Государственную.
Регулирующие положения по радиационной безопасности Часть I: Значение и структура регулирующих положений.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
Принципы локального правотворчества Правотворчество Правотворчество – создание норм права и их фиксация в официальных документах. Норма права Норма права.
Публикация правовых актов органов местного самоуправления на официальных сайтах: правовые и организационные аспекты Начальник отдела организационной работы.
Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию России. Кашенов А.Т., к.и.н., доцент кафедры Теории права ЮФ ИИ ТУСУР.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Источники права. План 1.Что такое источники права.Что такое источники права. 2.Основные источники права:Основные источники права: правовой обычай; судебный.
Тема 7_Формы (источники) права ГУ ВШЭ - Москва
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Конституционное судопроизводство. Конституционный суд РФ.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Основные положения Таможенного кодекса таможенного союза Таможенная служба Республики Казахстан Брюссель, 25 января 2010 года.
Конституция Российской Федерации ( практикум ).. Практикум по теме « Конституция Российской Федерации ». Автор : учитель истории и обществознания Воронцова.
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА. Право реально существует и функционирует в определенных формах. Внешнее выражение права в юридической литературе называют по-разному:
Конституция Франции: преемственность и новизна Юбко Виктория Анатольевна Научный руководитель: к.ю.н., доцент Масловская Т.С.
Транксрипт:

1 Разработка нормативных актов: Искусство управления юридической информацией Москва, апрель 2008 г. Филипп Халэ Заместитель главного юрисконсульта по вопросам законодательства Министерства юстиции Канады

2 Содержание Часть 1 Каким должно быть законодательство – что должен делать разработчик нормативных актов? Часть 2Правовые основы разработки законодательства в Канаде Часть 3Законодательный процесс в Канаде Часть 4Практические аспекты законодательства Часть 5 Формальные аспекты законодательства Часть 6 Коммуникационные аспекты законодательства

3 Разработка нормативных актов: Искусство управления юридической информацией Часть 1 Каким должно быть законодательство? Что должен делать разработчик нормативных актов?

4 Каким должно быть законодательство? Законодательство устанавливает: обязательства запреты права привилегии Законодательство – максимально формальная форма выражения воли государства Законодательство – важный компонент правового устройства государства

5 Каким должно быть законодательство? Законодательство – составная часть системы Законодательство – рабочий инструмент тысяч людей Законодательство – послание, которое интерпретируют и применяют на расстоянии без участия тех, кто его создавал теми, кто не принимал участие в его создании (суды имеют право последнего голоса по вопросам применения законодательства, но только в качестве крайнего средства)

6 Что должен делать разработчик нормативных актов? Разработчик должен стремиться к балансу всех функций законодательства передача правовых норм выражение политических установок так, чтобы они могли быть прочтены и поняты целевой аудиторий точное и правильное изложение правовых норм на бумаге так, чтобы нормативный акт отражал политические задачи и цели правительства или парламента так, чтобы нормативный акт выдержал проверку временем и расстоянием сохранение целостности законодательной системы

7 Что должен делать разработчик нормативных актов? Разработка законодательства требует междисциплинарных навыков Кроме того, разработчик должен обладать системным мышлением Старший советник по вопросам законодательства Великобритании точно сформулировал роль и навыки, требующиеся от разработчика законодательства: Процесс создания законодательства предполагает, что должен быть кто-то, кто отойдет в сторону и беспристрастно проанализирует идеи, кто детально всё изучит, чтобы документ выдержал проверку в парламенте и судах, кто разложит концепции на составные части и потом выразит их в ясных положениях точным языком, недвусмысленным и простым. Я полагаю, Секретариат Старшего советника по вопросам законодательства осуществляет это путем подбора людей с соответствующими способностями, которые потом проходят долгое и тщательное обучение. Для этого и существует Секретариат Старшего советника по вопросам законодательства. Джеффри Боуман, Зачем нужен Секретариат Старшего советника по вопросам законодательства?, Обзор законодательства, 2005, стр. 81.

8 Разработка нормативных актов: Искусство управления юридической информацией Часть 2 Правовые основы разработки законодательства в Канаде

9 Правовые основы разработки законодательства в Канаде Конституционное законодательство Квазиконституционные законы Законы общего применения Правовые принципы общего применения

10 Правовые основы разработки законодательства в Канаде Конституция основывается на британской конституционной традиции состоит из нескольких законов (31) и других нормативных актов Конституционный Акт, 1867 и Конституционный Акт, 1982 – самые важные части Конституционный Акт, 1867 устанавливает в Канаде 2 уровня правительства – уровень федерации и уровень провинций – каждый из которых обладает всей полнотой полномочий в сфере своей компетенции. Канадская Хартия прав и свобод (в Конституционном Акте, 1982 ) ограничивает возможности правительства в отношении фундаментальных прав и свобод. Законы и регулирующие акты не имеют юридической силы, если они противоречат Хартии.

11 Правовые основы разработки законодательства в Канаде Квазиконституционные законы Канадский Билль о правах Канадский Акт о правах человека Закон об официальных языках Закон о доступе к информации

12 Правовые основы разработки законодательства в Канаде Законы общего применения Уголовный кодекс Закон о финансовом управлении Закон о толковании Закон о неприкосновенности частной жизни Закон о делегировании полномочий

13 Правовые основы разработки законодательства в Канаде Правовые принципы общего применения Верховенство закона Суверенитет парламента Закон известен всем Не существует преступления и соответствующего наказания без правового документа Законодательство принудительно исполняется и имеет ограничивающий характер Прямое во времени действие закона (отсутствие обратной силы) Презумпция невиновности В случае лишения собственности назначается компенсация и т.д.

14 Разработка нормативных актов: Искусство управления юридической информацией Часть 3 Законодательный процесс в Канаде

15 Законодательный процесс в Канаде 1.Разработка концепции 2.Представление концепции Кабинету министров 3.Подготовка законопроекта 4.Одобрение законопроекта Кабинетом министров 5.Рассмотрение законопроекта в парламенте 6.Вступление закона в силу

16 Законодательный процесс в Канаде – Разработка концепции 1. Разработка концепции 2.Представление концепции Кабинету министров 3.Подготовка законопроекта 4.Одобрение законопроекта Кабинетом министров 5.Рассмотрение законопроекта в парламенте 6.Вступление закона в силу

17 Законодательный процесс в Канаде – Разработка концепции Источники концепции Общественность промышленные или коммерческие организации профессиональные организации научные учреждения граждане Министры Кабинета Другие парламентарии Федеральные государственные органы государственные служащие административные органы Комиссии или исследования постоянные (напр., Комиссия по вопросам законодательства Канады) временные (напр., Комиссия по вопросам будущего здравоохранения Канады) Суды и трибуналы

18 Законодательный процесс в Канаде – Разработка концепции Составные части разработки концепции Изучение вопроса / проблемы Исследования, опросы, обработка статистических данных Одобрение министра на разработку концепции Определение вариантов Анализ исходных данных / документов для обсуждения Возможно, иные документы для дальнейших консультаций

19 Законодательный процесс в Канаде – Разработка концепции Составные части разработки концепции (продолжение) Консультации Заинтересованные и вовлеченные группы Другие министерства Включая Бюро Тайного Совета (БТС): –Управление делами –Секретариат по вопросам законодательства и планирования деятельности Палаты –Аппарат Секретариата Правительства (при необходимости) –Отдел регулирования Иные правительства (провинций)

20 Законодательный процесс в Канаде – Разработка концепции Составные части разработки концепции (продолжение) Дальнейшая проработка материалов в поддержку решений министров и правительства Анализ исходных данных / документов для обсуждения Возможно, иные документы для дальнейших консультаций Решения министров относительно того, какую концепцию рекомендовать

21 Законодательный процесс в Канаде – Разработка концепции Участники и их роли На стадии разработки концепции участниками процесса могут быть: Советники по концепции Группа министерства по делам Правительства Другие вовлеченные министерства Бюро Тайного Совета (БТС) Заинтересованные стороны / участники Министерство юстиции: Юридические службы министерств (в каждом правительственном министерстве) Управление конституционного и административного законодательства Управление уголовного законодательства Управление законодательства в области прав человека Управление международного законодательства и т.д. Секретариаты министров Члены парламента

22 Законодательный процесс в Канаде 1.Разработка концепции 2. Представление концепции Кабинету министров 3.Подготовка законопроекта 4.Одобрение законопроекта Кабинетом министров 5.Рассмотрение законопроекта в парламенте 6.Вступление закона в силу

23 Законодательный процесс в Канаде – Представление концепции Основные шаги Министерство-инициатор готовит Меморандум для Кабинета министров (МК), проводит совещание между министерствами и вносит изменения в МК Министр-инициатор подписывает МК и направляет его в БТС Профильный комитет рассматривает МК, издаёт Отчёт комитета Кабинета (ОКК) Кабинет министров в полном составе рассматривает ОКК, в случае одобрения БТС издаёт Протокол решения (ПР) (Соответствующий комитет или Кабинет министров в полном составе могут потребовать внести изменения) БТС направляет копии всем министрам, заместителям министров и Управлению по вопросам законодательства Министерства юстиции

24 Законодательный процесс в Канаде – Представление концепции Меморандум для Кабинета министров Процесс рассмотрения Кабинетом министров Обычно передается на рассмотрение одного из комитетов Кабинета В настоящее время существует четыре комитета Кабинета, которым передаются на рассмотрение вопросы концепции: Совет Казначейства: финансовая отчётность и профессиональная этика, управление финансами, персоналом, административное управление, служба финансового контроля (включая регулирующие акты и постановления). Комитет по социальным вопросам: вопросы здравоохранения, правосудия, коренного населения, повышения квалификации, культурной и иммиграционной политики. Комитет по экономическим вопросам: вопросы роста экономики, международной торговли, устойчивого экономического развития, природных ресурсов, рыбного хозяйства, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, инфраструктуры и концепции регионального развития. Комитет по иностранным делам и национальной безопасности: вопросы в области внешней политики, международного развития, безопасности и оборонной политики.

25 Законодательный процесс в Канаде – Представление концепции Участники и их роль В состав участников входят: Руководители проекта от министерств Составители документов для Кабинета Персонал по связям Советники по правовым вопросам Советники по вопросам концепции Отдел министерства по связям с Кабинетом Бюро Тайного Совета Соответствующий комитет Кабинета Кабинет в полном составе

26 Законодательный процесс в Канаде 1.Разработка концепции 2.Представление концепции Кабинету министров 3. Подготовка законопроекта 4.Одобрение законопроекта Кабинетом министров 5.Рассмотрение законопроекта в парламенте 6.Вступление закона в силу

27 Законодательный процесс в Канаде – Подготовка законопроекта Подготовка законопроекта с точки зрения процедуры включает: Назначение разработчиков Предварительное заседание Подготовка первого проекта Проверки, комментарии (зачастую, многочисленные редакции законопроекта) Консультации Проверка Редакторы Юридические лингвисты Служащие-рецензенты Эксперты по двум правовым системам Эксперты по Хартии и Биллю о правах Печать Верстка (Дополнительная верстка) Пробная печать Окончательная печать

28 Законодательный процесс в Канаде – Подготовка законопроекта Участники и их роль В состав участников входят: Инструкторы и их помощники, включая: Советников по правовым вопросам Советников по вопросам концепции Разработчики, для каждого языка, и их помощники, включая: Юридических лингвистов Редакторов / Рецензентов Экспертов по двум правовым системам Экспертов по соответствию Хартии Экспертов перекрёстного рецензирования Издательскую группу Типографию

29 Законодательный процесс в Канаде 1.Разработка концепции 2.Представление концепции Кабинету министров 3.Подготовка законопроекта 4. Одобрение законопроекта Кабинетом министров 5.Рассмотрение законопроекта в парламенте 6.Вступление закона в силу

30 Законодательный процесс в Канаде – Одобрение законопроекта Кабинетом 1.Министр-инициатор одобряет законопроект для проверки и официального внесения в парламент 2.Проверка законопроекта Лидером правящей партии в Палате общин (ЛПП) 3.Обычно ЛПП просит Кабинет делегировать ему полномочия для одобрения законопроекта перед официальным внесением в парламент

31 Законодательный процесс в Канаде 1.Разработка концепции 2.Представление концепции Кабинету министров 3.Подготовка законопроекта 4.Одобрение законопроекта Кабинетом министров 5. Рассмотрение законопроекта в парламенте 6.Вступление закона в силу

32 Законодательный процесс в Канаде – законопроект в Парламенте Палата общин: 1.Лидер правящей партии в Палате общин уведомляет палату об официальном внесении 2.Официальное внесение и первое чтение 3. Или Одобрение по существу (второе чтение) Этап рассмотрения комитетом Стадия доклада и второе чтение Стадия доклада

33 Законодательный процесс в Канаде – законопроект в Парламенте 4.Третье чтение в Палате общин Сенат 5.Первое чтение 6.Второе чтение 7.Стадия рассмотрения комитетом 8.Отчёт комитета 9.Третье чтение Королевская власть 10. Королевская санкция

34 Законодательный процесс в Канаде – законопроект в Парламенте Пояснения по внесению поправок в законопроект в парламенте: Основная деятельность в комитете и на стадии доклада Запрос на утверждение Кабинетом поправок, инициированных или одобренных правительством Внесение поправок первоначальными составителями текста

35 Участники и их роль В состав участников входят: Министр-инициатор Лидер правящей партии в Палате общин Лидеры иных партий в Палате общин Парламентские комитеты Секретарь комитета и служба поддержки Научные сотрудники библиотеки Парламента Наблюдатели/представители в комитете Разработчики – парламентский и правительственный Советники по законодательным вопросам Члены Палаты общин или Сената Генерал-губернатор или её заместитель Законодательный процесс в Канаде – законопроект в Парламенте

36 Законодательный процесс в Канаде 1.Разработка концепции 2.Представление концепции Кабинету министров 3.Подготовка законопроекта 4.Одобрение законопроекта Кабинетом министров 5.Рассмотрение законопроекта в парламенте 6. Вступление закона в силу

37 Законодательный процесс в Канаде – Вступление закона в силу Небольшое пояснение: с момента получения высочайшего соизволения законопроект становится законом, независимо от того, вступил ли он в силу. Поэтому с технической точки зрения законодательный процесс завершён. Тем не менее, этот закон не применяется (или его применение ограничено) до тех пор, пока он не вступит в силу. Многие законопроекты содержат положение, предусматривающее вступление в силу в день, определяемый правительственным постановлением. В таких случаях заключительный этап – это издание постановления о вступлении закона в силу.

38 Законодательный процесс в Канаде – Вступление закона в силу Участники и их роли В состав участников входят: Ответственный министр Служащие министерств Разработчики Бюро Тайного Совета Правительство

39 Разработка нормативных актов: Искусство управления юридической информацией Часть 4 Практические аспекты законодательства

40 Практические аспекты законодательства Общие вопросы правового характера и концепции Какие юридические аспекты следует учитывать при внесении предложения? Воздействуют ли какие-либо правительственные концепции на предложение? Как будут достигнуты цели концепции, заложенной в предложение? Юридическая структура предложения Что должно быть включено в единый законопроект? Какие правовые инструменты должны применяться? Что должно быть в законе? Что должно быть в регулирующих актах? Должны ли делаться ссылки на документы и другие законы? В отношении чего следует применять административные инструменты? Кому должны быть переданы полномочия на это?

41 Практические аспекты законодательства Специальные вопросы Каким будет название законопроекта? Будет ли преамбула или статья, описывающая цели законопроекта? Следует ли каким-либо образом ограничивать или расширять сферу применения закона? Должен ли закон распространяться на организации, относящиеся к королевской власти? Какие государственные органы и организации потребуются? Предоставит ли закон возможность назначать членов комитетов и трибуналов и других высокопоставленных служащих? Будут ли положения, предполагающие сбор или расходование финансовых средств? Потребует ли закон ограничения распространения или опубликования какой-либо информации?

42 Практические аспекты законодательства Специальные вопросы (продолжение) Нужны ли положения, предполагающие мониторинг соответствия закона другому законодательству? Потребуется ли введение наказаний или иных санкций для применения закона? Разрешит ли закон проведение обысков, арестов и других силовых действий? Нужны ли процедуры обжалования и пересмотра решений административных органов, созданных или наделенных полномочиями на основании данного закона? Потребуются ли механизмы разрешения споров, возникающих в связи с применением данного закона? Есть в предложении какие-либо особые положения, требующие особого одобрения Кабинета?

43 Практические аспекты законодательства Законотворческие вопросы технического характера Следует ли включить в закон положения об окончании срока его действия или его пересмотре? Будут ли отменены какие-либо законы или регулирующие акты в результате принятия данного закона? Должны ли быть внесены поправки в какие-либо законы или регулирующие акты в результате принятия данного закона? Потребуются ли переходные положения для решения проблем, которые могут возникнуть до вступления данного закона в силу? Когда закон должен вступить в силу?

44 Разработка нормативных актов: Искусство управления юридической информацией Часть 5 Формальные аспекты законодательства

45 Формальные аспекты законодательства Юридические текст требует порядка: Порядок должен отражать то, как было осмыслено послание парламента, и выражать уважение к читателю Порядок должен упрощать понимание юридического послания Порядок предполагает последовательное изложение идей Послание юридического текста должно быть ясным: Ясность – цель, а лаконичность и целостность мышления – средства ее достижения.

46 Формальные аспекты законодательства Системный подход ко всему тексту должен быть ясен с самого начала Текст в целом, как и каждый его наименьший элемент (статья), должны демонстрировать целостность мышления Закон не состоит из последовательности статей, он делится на статьи Идеи должны развиваться от общего к частному Идеи должны быть полностью раскрыты, и каждая должна быть логически связана с текстом

47 Формальные аспекты законодательства - Организация Организация зависит от природы текста, его цели Начальные вводные данные (цель, охват, применение) должны быть доведены до читателя как можно раньше Развитие идей должно происходить как можно более естественно Логически: (ситуация, условия, процесс, последствия) Хронологически: (применение, пересмотр применения, издание документа и т.д.) Параллельно: (возможно так или иначе, если так, тогда… если иначе…)

48 Формальные аспекты законодательства - Организация Несмотря на то,что создание текста и доступ к нему (электронные базы данных) происходит по частям, принцип хорошей организации всех элементов является фундаментальным. Хорошая организация предполагает создание структуры содержания (создание разделов, классификация тем по специальным разделам, упорядочивание текста внутри разделов). Хорошая организация минимизирует необходимость прыгать с одного места документа на другое (что часто бывает вызвано перекрестными ссылками). Ключевые статьи текста дают возможность подвести итог, анонсировать что-либо, или, в любом случае, направить читателя на верный путь.

49 Формальные аспекты законодательства - Деление Законодательство имеет несколько стандартных уровней разделения: первичный уровень включает законы парламента или законодательных органов провинций делегированное законодательство (регулирующие акты, изданные на основании законов парламента) Законы подразделяются по предметам регулирования регулирующие акты различаются в зависимости от законов, на основании которых издаются данные регулирующие акты Решения относительно того, какое количество актов делегированного законодательства необходимо издать для каждого закона, обычно зависят от тематики когда на основании одного закона создаются несколько регулирующих актов, для их различия важно, чтобы они имели описательные наименования.

50 Формальные аспекты законодательства - Деление Законы и регулирующие акты затем делятся на части разделы статьи пункты статьи определения параграфы (пункты в законодательстве провинций) подпараграфы пункты (параграфы в законодательстве провинций) подпункты приложения

51 Формальные аспекты законодательства - Деление Статьи нумеруются последовательными арабскими цифрами жирным шрифтом, за которыми следует абзац. Пункты статьи обозначаются арабскими цифрами в скобках. Параграфы обозначаются буквами в нижнем регистре в скобках. Подпараграфы обозначаются римскими цифрами в нижнем регистре в скобках. Пункты обозначаются с помощью букв в верхнем регистре в скобках. Подпункты обозначаются с помощью римских цифр в верхнем регистре в скобках. Под-подпункты обозначаются с помощью арабских цифр. Пример: 1. (1).... (2)... : (a)... ; (b)... : (i)..., (ii)... : (A)..., (B)... :

52 Формальные аспекты законодательства - Деление Статьи являются базовым элементом законодательного акта они могут подразделяться на пункты, представляющие собой группы взаимосвязанных предложений Статьи и пункты статей содержат в себе одно или более законченных предложений: Статья или пункт статьи обычно состоит из одного предложения. Однако, более одного предложения может быть использовано в тех случаях, когда (a) дополнительное предложения является придаточным или иным образом затрагивает ту же идею; (b) вынесение этого предложения в отдельный пункт статьи придаст ему большее значение, чем необходимо; (c) статья или пункт статьи не становятся от этого слишком большими. Параграфы, подпараграфы и входящие в них пункты и подпункты являются составляющими частями статей и пунктов статей

53 Формальные аспекты законодательства - Деление Части и разделы состоят из ряда тематически объединенных статей Приложения обычно содержат вспомогательный или табличный материал, который не должен или не может быть помещен в основной текст Определения разрабатываются как отдельные предложения

54 Формальные аспекты законодательства – Классификация (сортировка) Каким образом вы классифицируете предметы? Не размещайте предметы в разных разделах (подразделах), если они подходят друг другу (разброс тем) Размещайте в одном разделе (подразделе) наиболее приближенные предметы При наличие двух равнозначных разделов иногда возникает проблема с делением, например: если правонарушения делятся на серьезные и мелкие, то правонарушения, которые нельзя отнести ни к тем, ни к другим (находящиеся в промежутке), возможно заслуживают отдельного раздела

55 Формальные аспекты законодательства – Правила последовательности определения и правила толкования некоторые юрисдикции размещают их в конце текста определения терминов, используемых только в определенных частях или статьях, обычно располагаются в начале этих частей или статей положения о применении основные положения общие положения перед специальными основные положения перед второстепенными более важные положения перед менее важными чаще используемые положения перед реже используемыми

56 Формальные аспекты законодательства – Правила последовательности положения, описывающие процесс соблюдают порядок процесса положения, имеющие отношение к хронологии событий, соблюдают эту хронологию положения, создающие административный орган, перед положениями о сфере регулирования данного органа но является ли такой порядок лучшим с точки зрения тех, кто подчиняется законодательному акту? постоянно действующие положения перед временными

57 Формальные аспекты законодательства – Правила последовательности следующие положения обычно располагаются в конце текста в таком порядке: правоприменительные положения полномочия по принятию регулирующих актов положения, вносящие поправки или отменяющие нормы других законов переходные или условные положения положения о вступлении в силу приложения и формы положения, вносящие поправки, соблюдают порядок положений, в которые вносятся поправки

58 Формальные аспекты законодательства – Структура основных положений многие критерии, касающиеся основных положений, предусматривают вопросы субъективной оценки, ответить на которые различные представители аудитории могут по-разному например, должностные лица правоприменительных органов предпочитают, чтобы положения о правонарушениях были сгруппированы вместе, а те, на кого законодательный акт распространяется, предпочитают, чтобы положения о правонарушениях располагались рядом с другими положениями, связанными с ними. как вы принимаете решение относительно расположения основных норм? необходимо следовать двум принципам знать аудиторию и ориентироваться на нее подавать информацию для аудитории в контексте поскольку расположение текста является ключевым фактором для достижения коммуникационной цели процесса законотворчества

59 Формальные аспекты законодательства - Определения Определения должны применяться только в случае двусмысленности или для того, чтобы сократить слишком длинную и часто повторяемую фразу Юридические тексты создаются в основном с помощью каждодневных терминов, должны быть использованы словари В определениях не должно быть сущностных элементов Определение не должно подразумевать роль лексикона Что определять: слово или явление? Украсть – забрать обманным путем… « Украсть » означает совершить кражу. В Канаде разработчики законодательства до сих пор борются с традицией общего права давать множество определений.

60 Разработка нормативных актов: Искусство управления юридической информацией Часть 6 Коммуникационные аспекты законодательства

61 Коммуникационные аспекты законодательства Законодательство – первый и самый главный способ общения. Послание крайне важно, поэтому связь должна быть идеальной. Недостаточно переложить правила поведения на бумагу; мы должны помогать читателю получать и понимать их. Хорошая связь означает: разработку законопроекта с учетом интересов читателей создание контекста

62 К оммуникационные аспекты законодательства Учет интересов читателей невозможно разработать законодательный акт для всех у многих людей трудности с чтением поэтому процесс разработки начинается с определения потенциальных читателей чем больше людей, которые смогут прочесть закон, тем лучше чем проще им будет его прочесть, тем лучше

63 К оммуникационные аспекты законодательства Учет интересов читателей Кто читает законодательные акты? Члены парламента или иных законодательных органов люди, которых законодательный акт касается напрямую люди, которых он касается косвенно чиновники административной власти практикующие юристы судьи

64 К оммуникационные аспекты законодательства Учет интересов читателей При подготовке текстов Вам необходимо задать себе следующие вопросы: кто является моей основной аудиторией? для кого я готовлю этот документ? почему я готовлю этот документ? что хочет знать моя аудитория? что для них важно? какая информация для них существенна? какова их осведомленность о предмете? что они уже знают?

65 К оммуникационные аспекты законодательства Учет интересов читателей Удивительно, насколько смещение центра внимания разработчиков на аудиторию меняет конструкцию текста (размещение положений) Как говорит Дэвид Эллиот Усовершенствованная законодательная техника берет начало от признания факта, что законодательные акты предназначены для прочтения. Понимание того, кто будет знакомиться с определенным юридическим языком, и как читатели будут использовать документ, дает разработчикам идеи, как написать закон таким образом, чтобы он был более прост для чтения и понимания. С того момента как мы признаем этот факт, наши умы переориентируются. Мы начинаем думать не только о том, как технически правильно передать информацию, но и о том, как наше сообщение будет воспринято аудиторией. Это означает, что мы становимся заинтересованными в ясности и точности.

66 К оммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Что означает поместить информацию в контекст? Сначала дать широкую картину Затем поместить каждый элемент информации в контекст

67 К оммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Как поместить каждый элемент информации в контекст внести вопрос перейти от старой информации к новой убедиться в том, что читатель знает, зачем нужна конкретная порция информации, как она будет соотноситься с общей картиной, и какое значение она имеет с точки зрения обсуждаемого предмета

68 К оммуникационные аспекты законодательства Создание контекста С практической точки зрения: с точки зрения читателя более важные положения перед менее важными чаще используемые положения перед реже используемыми основные положения перед второстепенными положения, описывающие процесс, соблюдают порядок процесса положения, имеющие отношение к хронологии событий, соблюдают эту хронологию

69 Коммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Некоторые инструменты разработчика для создания контекста законодательного акта: Краткое содержание Оглавления Преамбулы Статьи, описывающие цель акта Заголовки Заметки на полях Пояснительные положения Обзорные положения Аннотации

70 Коммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Некоторые инструменты разработчика для создания контекста законодательного акта: Краткое содержание Как предисловие к тексту или как начало текста, краткое содержание дает общее представление о законодательном акте. В нем должна использоваться фактическая и объективная информация. Пример: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ На основе данного положения начинает функционировать Канадское Агентство Пограничных Служб, впервые учрежденное постановлением правительства 12 декабря 2003 г. Агентство принимает на себя пограничные функции Канадского Таможенного и Налогового Агентства, Канадского Агентства по контролю пищевой продукции и Министерства гражданства и иммиграции. В положении излагаются сферы ответственности, мандат, полномочия, обязанности и функции министра, ответственного за данное агентство, и Президента агентства. Положение преобразует Канадское Таможенное и Налоговое Агентство в Канадское Налоговое Агентство и содержит переходные положения, а также поправки к другим законодательным актам.

71 Коммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Некоторые инструменты разработчика для создания контекста законодательного акта: Оглавления дают представление о содержании текста дают возможность найти конкретное положение часто основываются на заголовках и заметках на полях могут генерироваться автоматически многими компьютерными программами редактирования

72 Коммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Пример оглавления ТАБЛИЦА ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОН О КАНАДСКОМ АГЕНТСТВЕ ПОГРАНИЧНЫХ СЛУЖБ КОРОТКОЕ НАЗВАНИЕ 1. Короткое название ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 2. Определения УЧРЕЖДЕНИЕ И МАНДАТ АГЕНТСТВА 3. Создаваемое агентство 4. Центральный офис 5. Мандат агентства МИНИСТР 6. Ответственный министр ПРЕЗИДЕНТ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ 7. Назначение 8. Роль Президента 9. Делегирование функций Президентом 10. Оплата труда ПЕРСОНАЛ 11. Инспекторы и служащие ПОЛНОМОЧИЯ АГЕНТСТВА 12. Исполнение полномочий, возложенных на министра 13. Соглашения 14. Соглашения по сбору налога РАСХОДЫ 15. Финансовые законы

73 Коммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Некоторые инструменты разработчика для создания контекста законодательного акта: Преамбулы Пример: Признавая что государственная служба Канады является необходимой частью национального устройства и частью важного механизма канадской парламентской демократии; сохранение и усиление общественной уверенности в честности государственной службы соответствует общественном интересам; рост доверия к государственным институтам может быть вызван путем создания эффективных процедур раскрытия противоправных действий и защиты государственных служащих, раскрывающих подобную информацию, а также путем принятия кодекса поведения в государственном секторе; государственные служащие несут обязанность соблюдать лояльность своему работодателю и имеют право на свободу слова, что гарантировано Канадской Хартией прав и свобод, и что данный закон стремится найти должный баланс между этими двумя важными принципами; Правительство Канады обязуется разработать Хартию ценностей государственной службы, устанавливающую ценности, которыми должны руководствоваться государственные служащие в своей работе и профессиональном поведении; Ее Величество, по и в соответствии с советом и согласием Сената и Палаты Общин Канады, постановляет следующее:

74 Коммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Некоторые инструменты разработчика для создания контекста законодательного акта: Статьи, описывающие цель акта Если необходимо, нужная информация помещается в начало законодательного текста. Должны быть короткими и ограничиваться главной целью текста. Выполняют роль преамбулы с меньшей помпой и дезорганизацией. В регулирующих актах должны создаваться крайне осторожно, с учетом сферы действия старшего законодательного акта. Пример: 3. Цель данного закона – защитить здоровье молодых людей за счет ограничения их доступа к табачной продукции в свете рисков, связанных с потреблением табачной продукции.

75 Коммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Некоторые инструменты разработчика для создания контекста законодательного акта: Заголовки делают яснее общую схему законодательного акта; могут использоваться для статьи или группы статей; указывают, что содержится в следующих ниже статьях, что в них общего; должны говорить что-то читателю, давать ключ к иерархии текста; одно слово или короткая строка из существительных обычно не информативны; предложения – утверждения или вопросы более информативны.

76 Коммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Некоторые инструменты разработчика для создания контекста законодательного акта: Заметки на полях помогают читателю ориентироваться в тексте, находить путь к тому или иному элементу; дают хорошее первое представление о смысле и объеме статей, к которым они относятся; должны описывать, не обобщать; обычно присутствуют в каждой статье закона; в федеральном законодательстве и некоторых законодательных актах провинций они присутствуют в каждом пункте статьи.

77 Коммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Пример: УЧРЕЖДЕНИЕ И МАНДАТ АГЕНТСТВА Агентство учреждено 3. (1) Канадское Агентство Пограничных Служб учреждено как юридическое лицо. Агент Ее Величества (2) Агентство при любых условиях является агентом Ее Величества в интересах Канады. Центральный офис 4. Центральный офис агентства будет располагаться в Национальном столичном округе, описанном в приложении к Закону о национальной столице. Мандат Агентства 5. (1) Агентство ответственно за исполнение единых пограничных функций, с целью поддержки национальной безопасности, обеспечения общественного спокойствия и организации удобного въезда и выезда граждан, ввоза и вывоза товаров, включая животных и растений, отвечающих требованиям законодательства, путем (a) поддержки администрации… (b) исполнения соглашений…

78 Коммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Некоторые инструменты разработчика для создания контекста законодательного акта: Пояснительные положения Голые нормы, следующие одна за другой, могут не очень хорошо передавать законодательное послание, читателю может понадобиться контекст. Обычно регулирующие акты не дублируют то, что уже содержится в старшем законодательном акте, но разработчик может облегчить жизнь читателю за счет создания некоторого контекста для новых правил. Пример: 2. (1) Эти регулирующие акты содержат информацию о сведениях, которые должны быть предоставлены в Министерство окружающей среды в соответствии со статьей 81(1) Закона до производства или ввоза в страну химического вещества или полимера, не входящего в Перечень проверенных веществ. Эти сведения требуются министру, чтобы определить, токсично ли данное химическое вещество или полимер, а также может ли оно стать токсичным в рамках определения, данного в статье 64 Закона.

79 Коммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Некоторые инструменты разработчика для создания контекста законодательного акта: Обзорные положения Разработчики могут добавлять обзорные положения к большим разделам текста. Обзорное положение может информировать читателя в нескольких ясных, кратких предложениях о главных вопросах и структуре данного раздела. В отличие от пояснительных положений, в которых говорится о том, что уже было или есть где- то еще, обзорные положения рассказывают о том, что читателю еще предстоит прочесть. Пример: 14. В этой части устанавливается порядок регистрации взрывчатого вещества в качестве разрешенного взрывчатого вещества и говорится о том, как оно классифицируется Главным инспектором по взрывчатым веществам. Здесь также устанавливается порядок изменения статуса разрешенного взрывчатого вещества, включая переклассификацию, условия отмены разрешения и условия изъятия вещества по причинам безопасности.

80 Коммуникационные аспекты законодательства Создание контекста Некоторые инструменты разработчика для создания контекста законодательного акта: Аннотации Текст закона в том виде, как он был одобрен парламентом. Когда приходит время публикации текста, ничто не мешает издателю сделать аннотации положений, чтобы их было легче воспринимать. Аннотации могут пролить некоторый свет на отдельные положения, при этом используется фактическая и объективная информация. Аннотации в Канаде обычно используются для предоставления актуальной информации, касающейся законодательного акта (что еще не вступило в силу, новая процентная ставка, должность министра, ответственного за исполнение положений Закона и т.д.). Пример: 12. Сумма совместной страховки трудоспособного лица не должна превышать 27.4% стоимости фармакологических услуг и лекарств. Примечание: С 1 июля 2004 г. сумма совместной страховки увеличена до 28.5%. (2004) 136 G.O. 1, 568.

81 Довольно сложно назначить цену неправильно истолкованного законодательного акта. Как можно оценить расходы на судебные разбирательства в результате неопределенности значений, двусмысленности и неясности языка правовых документов? И как мы можем оценить затраты на поиск законодательных норм, которые оказались скрыты из-за неподходящего их размещения в нормативных правовых актах? И, я бы добавил, насколько бесполезны могут быть усилия по выяснению намерений законодателей при наличии двусмысленности и неопределенности, как это часто бывает? Леон Яворски