Личностное измерение развития Д.А. Леонтьев МГУ имени М.В. Ломоносова ИПИО МГППУ dleon@smysl.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация «Найти свое лицо» Выполнили ученицы 9 класса Складнова Мария и Фёдерова Ольга.
Advertisements

ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
Человек в системе социальных связей Человек-это политическое животное. Аристотель. Выполнил ученик И-10-1 класса Илларионов Александр Учитель Суслин Дмитрий.
Различия психики животных и человека.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Воспитание как педагогический процесс.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова Химический факультет Направление подготовки/специальность:
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Возраст и становление личности - Какие этапы становления личности проходит человек на пути к личности? -Что такое «возраст»? -В чем состоят особенности.
Развитие, социализация и воспитание личности: сущность и содержание План: 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Личность и социальная среда 8 класс. Обществознание.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
Общение как взаимодействие 10 класс профиль. План 1.Две стороны взаимодействия 2.Стратегия взаимодействия в процессе общения 3.Общение в юношеском возрасте.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Транксрипт:

Личностное измерение развития Д.А. Леонтьев МГУ имени М.В. Ломоносова ИПИО МГППУ

Что мотивирует развитие человека? Дети развиваются постоянно и неуклонно. Взрослые могут без этого обходиться. Зачем вообще развиваться? Развитие – не столько врожденная программа, сколько единственный способ справляться с трудностями и решать проблемы.

Развитие как самоорганизация If human brain would be simple enough for us to understand it, we would be so stupid that could not do it Михай Чиксентмихайи: эволюция представляет собой рост внутренней сложности и упорядоченности в ответ на растущие вызовы окружающего мира. Чувство радости и переживание потока даны нам в награду за растущие способности справляться со все более усложняющимися задачами.

Измерения развития Человек: (1)как биологическая единица, решающая задачи актуализации врожденных потенций и взаимодействия со средой (как и все живые существа). Цель: морфологическое и функциональное созревание и биологическое приспособление. РАЗВИТИЕ 1

Измерения развития Человек: (2) Как часть социальной системы, социальное существо, решающее задачи гармоничной интеграции с социальными группами и сообществами или, по меньшей мере, удовлетворительной адаптации к ним ( как и все люди). Цель: социализация РАЗВИТИЕ 2

Развитие 1 известно любому землепашцу или скотоводу. Развитие 2 игнорировалось большей частью мировой психологии до 1970-х гг. – общество и культура рассматривались как силы, внешние и чуждые по отношению к индивидуальному развитию. У нас культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского с 1930-х гг. Тогда же – символический интеракционизм Дж. Г. Мида. Обе теории открыты Западом в 1970-е гг. Подключение человека к хранилищу аккумулированного социокультурного опыта служит источником развития, а предметная деятельность и общение – механизмами этого развития.

Лев Выготский: культурно- историческая теория Индивидуальная психика, сознание человека формируется из интериоризованной культуры (как содержания, так и способы деятельности). Посредством общения коллективный социальный опыт, объективированный в продуктах деятельности, способах деятельности и знаковых системах, формирует содержание индивидуального сознания. Социальная ситуация развития – связанная с возрастом нормативная система задач присвоения определенных форм деятельности и содержаний сознания.

Параллельно: базовая мотивация Биологиченские (биогенные, висцерогенные) Социальные (психосоциальные, социогенные) Г.Г. Дилигенский : потребности биологического существования и социального существования

Сводится ли к этому развитие личности? Биосоциальные индивиды, успешно решающие задачи Р1 и Р2, описаны в фантастических (анти)утопиях Г. Уэллса, М. Замятина, Дж. Оруэлла, О. Хаксли и Б.Ф. Скиннера. У индивидов, населяющих эти утопии, есть все, кроме личности. С. Мадди (Maddi, 1971): преморбидная личность, или конформистский тип личности – те, кто воспринимает себя как не более чем воплощение биологических нужд и социальных ролей. Франкл: редукционизм – это сегодняшний нигилизм.

Упущенное измерение: Решив обязательные нормативные задачи социальной ситуации развития, индивиды сталкиваются с вызовом «личной ситуации развития» (Леонтьев, 2009), не являющимся ни обязательным, ни нормативным. Личностное развитие, выходящее за рамки задач созревания и социализации, факультативно. Развитая личность следует своему собственному закону (К.Г. Юнг). Это встречается нечасто и не выявляется наиболее распространенными методами статистической обработки. С 1980-х гг. вопросы субъектности и автономии стали проникать из экзистенциалистских работ в академическую психологию.

Измерения развития Человек: (3) Как автономный субъект, личность, решающее задачи выбора и самодетерминации собственной жизни (как никто другой). «Третий фактор развития» (К. Домбровский). Цель: собственный путь. РАЗВИТИЕ 3

Эрих Фромм (1955) Человеку свойственна трансценденция И биологических, И социальных связей; последние, по сути, служат замещением первых. Рождение есть лишь первый шаг; люди продолжают рождаться всю жизнь (не все одинаково успешно). Задача развития – преодоление психологического симбиоза.

Личность индивидуальность Джон Локк : Личность – это юридическое понятие, оно определяется через права и ответственность. Карл Юнг и Мартин Бубер : Индивидуальность имеет дело с различиями, а личность – со способом жизни. Индивидуальность определяет себя через сравнение с другими индивидуальностями, а личность – через отношения с другими личностями.

Личность индивидуальность Индивидуальность Личность

Теория развития Джейн Левинджер Развитие эго от импульсивной и самозащитной стадии через конформистскую и индивидуалистскую к совестливой, автономной и интегрированной стадиям. L oevinger J. (1976). Ego development. San Francisco: Jossey-Bass

Прогрессивная эмансипация как вектор личностного развития Source: Leontiev D. (2006). Positive Personality Development: Approaching Personal Autonomy. In: M. Csikzentmihalyi, I.S. Csikzentmihalyi (eds.) A Life Worth Living: Contributions to Positive Psychology. N.Y.: Oxford University Press, P

Полная взрослость Морфологическая и функциональная зрелость (Р1) Социальная адаптация и гармония (Р2) Автономия и самодетерминация (Р3)

Компоненты стратегии фасилитации личностного развития Включенность Поддержка автономии Четкая обратная связь и обозначение границ

Расслоение развития после завершения социализации Есть ли жизнь после ЕГЭ? -- вопрос вкуса и выбора Быть собой или быть довольным собой? (Г. Ибсен) Быть равным самому себе или быть достойным самого себя? Конфликт Я-образа и Я-центра

Расслоение развития 2 Я развиваюсь или что-то во мне развивается? Не все, что растет, хорошо. Быть людьми не вообще, а конкретно. Продолжать происходить или прилечь рядом с обезьяной? Лифт не работает.

Спасибо за внимание. Не спите, когда вы не в кровати!