Лекция 2 Стереотипы (рутины), ментальные модели и культура.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 2 Стереотипы (рутины), ментальные модели и культура.
Advertisements

Институциональные изменения. Сложность изменения институтов Люди инвестируют свои интересы в существующую институциональную структуру Люди отрицательно.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ф И Н А Н С О В Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т П Р И.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Учебный курс Экономическая теория фирмы Лекция 2 Участники деятельности фирмы доктор экономических наук Пресняков Василий Федорович.
Принятие решений в условиях существования рисков с низкими вероятностями реализации Алексей Гнатюк, стажер Научный руководитель: Галина Ковалишина, руководитель.
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 1. Роль стандартизации в развитии.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Общественные блага - 3 Квазилинейность: о предпосылках, абстракциях и практике. Уравнение Самуэльсона и добровольное финансирование ОБ – ответы на вопросы.
Выполнила Щербакова Е. С. 301 ЭВ. Чтобы правило работало, необходима система, поддерживающая его исполнение, например, санкций за его нарушение. Эффективное.
Рациональность принятия решений в условиях неопределённости Выполнили студенты 4-го курса Макаров Денис Питерсен Джоджина Собко Эдуард.
Концепция маркетинга Выполнила Хропина Ольга. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
Построение отношений клиентоориентированной компании HSE 2007.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
Концепция маркетинга Выполнил Рафиков Эмиль. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
Этапы планирования потребности в персонале
Конституционная экономика Игровые теории экономических процессов. Основные понятия и классификация игр. Белова Т.А. группа ю.з-1841.
Лекция 5 Теория трансакционных издержек. Единица анализа: от товаров к трансакциям Процесс передачи прав собственности и защиты этих прав Организация.
Ценовая политика туристского предприятия Цена – экономическое понятие, означающее «количество денег», за которое покупатель готов купить, а продавец согласен.
Транксрипт:

Лекция 2 Стереотипы (рутины), ментальные модели и культура

План 1.Поведение агентов в рамках концепции ограниченной рациональности 2.Стереотипы (рутины) и ментальные модели поведения 3.Модели поведения и культура

Предположения новой институциональной экономики

Ограничения при принятии решения Неполная информация; Дефицит времени; Калькулятивные и предсказательные способности Реальные экономические агенты: 1) принимают решения на основе неполной информации о ресурсах и способах их использования; 2) ограничены в возможностях обработки информации для выбора лучшего варианта действия. Агенты являются ограниченно рациональны.

1. Удовлетворенность, а не максимизация Агенты сознательно ограничивают объем приобретаемой информации, задачу поиска нужной информации агенты решают частично, пренебрегая даже доступной информацией, чтобы сузить рамки анализа и исключить области, связанные с риском. Такое поведение характерно и для индивидов и для фирм. Когда результаты деятельности агентов не соответствуют желаемым показателям, срабатывают два механизма. Во-первых, агент начинает искать новые возможности, расширяя круг рассматриваемых альтернатив. Во-вторых, агент корректирует целевые показатели таким образом, чтобы они соответствовали реальности и были достижимы.

2. Формулировка задачи имеет значение Одна и та же проблема, сформулированная в терминах издержек или в терминах выгод решается агентами по-разному. Примеры: притча о Ходже Наcреддине; возврат долга; маркетинговые программы.

2. Формулировка задачи имеет значение От того, как сформулирована проблемы (в терминах издержек или выгод), зависит отношение к риску. Пример 1. Программы спасения 600 человек. Группа 1 Программа А 200 чел. будут спасены Программа В С вероятностью 1/3 600 чел. будут спасены, с вероятностью 2/3 никто не будет спасен Группа 2 Программа C 400 чел. погибнут Программа D С вероятностью 1/3 никто не погибнет, с вероятностью 2/3 погибнут все В первой группе 72% указали программу А как предпочтительную, во второй группе 78% назвали лучшей программу D.

2. Формулировка задачи имеет значение Пример 2. Программы повышения безопасности водителей на дорогах На дорогах штата ежегодно погибали 600 чел. Программа А снижает это число до 570 чел. и стоит 12 млн. дол. Программа В снижает это число до 500 чел. и стоит 55 млн. дол. 1 группа получала вопрос: «Какую программу Вы предпочитаете?» и 65% выбрали программу В. 2 группа получала вопрос: «При каких затратах на программу В варианты А и В кажутся вам одинаково привлекательными?». Больше 90% указало цену ниже 55 млн. дол.

3. Поиск обоснования выбора в постановке задачи Из-за ограниченной рациональности агенты не всегда могут выбрать лучшую альтернативу исходя из собственных предпочтений и ищут внутреннее обоснование, оправдание для решений в самой постановке задачи. Пример 1. Выбор туристического пакета. Программы одинаковой стоимости включают x дней в Париже и y дней в Лондоне: A=(7,4), B=(4,7), C=(6,3), D=(3,6). Группа 1: выбор между A, B и C, большинство выбрало A. Группа 2: выбор между A, B и D, большинство выбрало B.

3. Поиск обоснования выбора в постановке задачи Пример 2. За «помощь» в принятии решения агенты готовы платить Каждому участнику эксперимента предлагалось выбрать две карточки, которые лежали обратной стороной вверх. Каждой карточке соответствовал приз, который был нарисован на лицевой ее стороне. После выбора участнику задавался вопрос, готов ли он заплатить определенную сумму за право открыть третью карточку. При положительном ответе респондент открывал еще одну карточку и выбирал приз из трех карточек; при отрицательном только из двух уже открытых им карточек. Результат эксперимента: если один из двух призов был явно лучше другого, большинство участников делало выбор сразу; если ценность призов была примерно одинакова, многие за дополнительную плату приобретали право расширить поле выбора, новая информация делала их выбор более обоснованным.

4. Близорукость при принятии решений Оценка долгосрочных последствий решений связана с высокими издержками, свойство агента принимать в расчет только ближайшие издержки и выгоды и игнорировать будущие называется близорукостью. Примеры: 1.Решения об инвестициях. Пусть функция полезности инвестора: U(x)=x, если x>0 и U(x)=2,5x, если x

Близорукость при принятии решений 3. Игра в орлянку П. Самуэльсон предложил коллеге бросить монетку. Если выпадет орел, то Самуэльсон платит 200 дол., если решка, то платит 100 дол. коллега. Коллега отказался, объяснив, что для него потеря 100 дол. чувствительнее, чем выигрыш 200, но заметил, что согласен на серию из 100 бросков. Пусть функция полезности коллеги: U(x)=x, если x>0 и U(x)=2,5x, если x

Стереотипы (рутины) и ментальные модели поведения Стереотипы, рутины, шаблоны, образцы поведения – способы рационализации и экономии усилий в задачах определения наилучших способов действий. Они могут как максимизировать индивидуальную функцию полезности (токарь), так и мешать этому (студенты на экзамене). Рутинное поведение характерно и для организаций и для индивидов. Применительно к индивидам выделяют: рутины технологические, формирующиеся в процессе взаимодействия человека и природы, и рутины отношенческие, складывающиеся в процессе взаимодействия между людьми.

Технологические рутины Технологические рутины снижают издержки принятия решений. Сталкиваясь с проблемой, индивид выбирает решение, которое по прошлому опыту было удачным. Большинство технологических рутин является неосознаваемыми и реализуются на основе неявного знания. Технологические рутины облегчают выбор в ситуации неопределенности, когда оценка эффективности альтернативных стратегий поведения невозможна. Неопределенность делает постоянную оптимизацию поведения затратной и даже бессмысленной. Рутина выступает элементом страхования, чем выше степень неопределенности, тем более устойчивы рутины (предрассудки).

Отношенческие рутины Деятельность любого человека связана с другими людьми, в рамках социальных взаимодействий складываются отношенческие рутины. Наряду с функцией снижения издержек принятия решений, они выполняют функцию координации. Люди являются стратегическими игроками и учитывают возможную реакцию окружающих на свои действия. Когда известно, что партнеры действуют, руководствуясь стереотипами, то возникают ожидания относительно их будущих действий, и в соответствии с этими ожиданиями выбирается стратегия поведения. Рутины вносят в отношения между индивидами предсказуемость.

Компоненты рутины Рутины это способ компактного хранения: 1) знаний и 2) навыков, необходимых агентам для деятельности. Освоение рутины на основе только знания может быть связано с высокими издержками. Для их снижения нужны навыки, которые вырабатываются практикой. Не всегда рутины дают эффективный результат. Выработка навыков для реализации знаний определяет эволюционный характер рутин. Если условия функционирования агентов меняются, то рутины перестают быть эффективными и востребованными. Приспособление к новым условиям и закрепление их в качестве рутин зависит от того, насколько явным является знание, которое лежит в их основе. Чем менее явно знание – тем длительнее процесс.

Сравнение венгерских предприятий с предприятиями других стран, 1994 г. Показатели деятельности венгерских предприятий, обеспечиваемые соответствующими рутинами Ранг Венгрии среди других стран, вошедших в выборку Наличие квалифицированных инженеров 11 Наличие квалифицированных рабочих15 Уровень обязательного образования23 Инициативность и готовность к риску41 Эффективность технологических стратегий 41 Механизмы контроля качества41 Время, необходимое для маркетинга нового товара 41 Время, необходимое для разработки нового товара 41

Ментальные модели Сталкиваясь со сложностями окружающей действительности, агенты выстраивают ее упрощенную модель, модель содержит предписания поведения, которые позволяют решать возникающие задачи (идентификация ситуации, подбор шаблона, действие по шаблону). В соответствии со знаниями у агентов формируются ментальные модели. Через ментальные модели воспринимается окружающая действительность. Ментальные модели определяют реакции и позволяют выбрать линию поведения наиболее экономным способом, минимизировав усилия. Модель рационального выбора в результате корректируется, в нее включаются ментальные модели, как элемент механизма принятия решений.

Выбор на основе ментальной модели

Модель рационального выбора

Выбор на основе ментальной модели

Общие ментальные модели Взаимодействие экономических агентов приводит к общим правилам поведения. Системы этих правил образуют общие ментальные модели. Они создают основу для одинакового восприятия агентами ситуаций реальности и служат основой любого совместного действия. Общие ментальные модели складываются под воздействием механизмов обучения: биологического, социального и индивидуального. Временные горизонты различных механизмов существенно различаются.

Пример формирования общего правила поведения в группе Агент 2 YESNO Агент 1 YES1,10,0 NO0,0

Пример формирования общего правила поведения в группе Пусть доля агентов, которые придерживаются модели поведения Yes, составляет x. Тогда ожидаемые выигрыши агентов, которые следуют моделям поведения Yes и No, равны:

Пример формирования общего правила поведения в группе

Пример формирования общего правила поведения в группе Насколько устойчива модель поведения? Пусть вероятность ошибки агента равна ε

3. Модели поведения и культура Агенты с общими ментальными моделями дают близкие оценки ситуаций и деятельности окружающих. Ментальные модели, разделяемые обществом в целом, сохраняются культурой общества. Основной элемент культуры ценности. Ценности определяют что хорошо, а что плохо, задают вектор деятельности людей. От ценностей зависит, какие знания и навыки будут накапливаться.

Три уровня ментальных программ (образцы размышлений, чувств и действий). Подход Г.Хофстеда.

Три уровня экономической культуры

Массовая экономическая культура: ценности, знания, навыки и представления потребителей, и наемных работников; культура лиц, принимающих решения только за себя (свою семью); явные знания как элемент культуры оказывают слабое влияние на экономическое поведение; поведение обусловлено ценностями и навыками; навыки приобретаются за счет имитации успешных образцов без глубокого анализа; в периоды кризисов и резких изменений экономического устройства может стать причиной массового неэффективного поведения. Примеры: участие в финансовых пирамидах, отсутствие должного уважения к качественному труду.

Три уровня экономической культуры Экономическая культура менеджеров и руководителей организаций: относится к управленческому звену организаций; решения распространяются уже на десятки, сотни и тысячи людей; отвечают за реализацию не только собственных интересов. Теоретическая экономическая культура: культура профессиональных экономистов; охватывает немногочисленную часть населения; профессиональные экономисты не принимают решения, анализируют, обобщают и предлагают схемы, шаблоны решений.

Три уровня экономической культуры

Модель: государственная политика, ценности и структура бизнеса в Китае Кооперативное поведение Некооперативное поведение Кооперативное поведение (x,x)(z,y) Некооперативное поведение (y,z)(w,w)

Пусть a ценность товара для продавца; b ценность товара для покупателя; k усилия, необходимые для доставки товара покупателю, k>0; b > a+k α доля благосостояния, которую получает государство в виде налогов, 1α0; φ сумма, которую государство заберет у одного участника и передаст другому в случае эксплуатации.

Выигрыши: Если оба участника ведут себя кооперативно, выигрыш каждого: x=(1-α)b. Если поведение обоих некооперативно, то выигрыш каждого: w=(1-α)a+k Если кооперативно себя ведет один участник, то его выигрыш: z=φ Выигрыш одного некооперативного участника: y=(1-α)(a+b)+k-φ

x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=φ, y=(1-α)(a+b)+k-φ Случай 1. Нет государственного участия α=0, φ=0, тогда y>x>w>z Случай 2. Грабительское государство φ=0, αmax x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=0, y=(1-α)(a+b)+k, если 1α(b-a-k)/(b-a), то y>w>x>z

x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=φ, y=(1-α)(a+b)+k-φ Случай 3. Государство защищает контракты φ(1-α)b, αz

Анализ бизнес - отношений в Китае С 40-х гг. XIX в. до 40-х гг. XX в. В Китае практически отсутствовали правовые и финансовые институты, распределяющие риски и защищающие контракты. Государство предоставляло автономию частным предприятиям, но не способствовало их развитию. Стабильность бизнес - среды отчасти поддерживалась торговыми гильдиями, они обеспечивали стандарты и разрешали споры. Но их возможности были ограничены отраслевыми масштабами, которые были значительно меньше государственных. В результате формальные контракты были часто незащищены. Кооперация достигалась за счет доверия между индивидами, разделявшими общие ценности.

Анализ бизнес - отношений в Китае Люди должны действовать в интересах тех, с кем их связывают родственные отношения, но только если они сами не понесут прямых потерь от такого поведения; их действия не нанесут ущерба тем, с кем у них еще более близкая родственная связь; их потенциальные партнеры в прошлом всегда вели себя кооперативно. Эти ценности распространялись и на деловые отношения. Партнеры выбирались из близких родственников, не замеченных в неподобающем поведении. Общие ценности создали основу для формирования кооперативных отношений. В результате, до определенного этапа фирмы в Китае были маленькими или средними, которые контролировались одной семьей.

Экспресс-тест 1 1. Для совершенно рационального экономического агента характерно: a.Отсутствие издержек принятия решений; b.Чрезвычайно низкие затраты времени на принятие решений; c.Нейтральность к риску; d.Выбор действий, которые доказали свою эффективность в прошлом.

2. Для однородного товара характерно a.Отсутствие проблемы качества; b.Бесконечная делимость; c.Продажа на рынке в условиях совершенной информации; d.Незначимость такого фактора, как репутация производителя.

3. Неоклассическая экономическая теория a.Основана на тех же предположениях, что и новая институциональная экономика; b.Использует предположение о полной спецификации прав собственности; c.Основана на предположении об асимметрии информации; d.Использует предположение о совершенной рациональности.

4. Об ограниченной рациональности агента свидетельствует a.Следование принципу максимизации полезности; b.Наличие издержек выбора; c.Неоднородность производимого им товара; d.Всё предыдущее неверно.

5. Для ограниченно рационального агента, поведение которого подчиняется принципу удовлетворенности, характерно a.Следование сложившимся рутинам; b.Максимизация функции полезности; c.Определение критического уровня удовлетворенности исходя из собственных способностей и представлений; d.Постоянный пересмотр стратегии поведения

6. Компонентами рутин являются: a.Знания; b.Навыки; c.Ожидания; d.Ценности.

7. Эффект постановки проблемы проявляется в том, что люди: a.Демонстрируют различное отношение к риску; b.Делают разный выбор при формулировке вопроса в терминах выгод и в терминах издержек; c.Делают разный выбор при формулировке вопроса в устной или письменной форме; d.Не учитывают долгосрочных последствий принимаемых ими решений.

8. Близорукость при принятии решений предполагает a.Отрицательное отношение к риску; b.Эффект постановки вопроса; c.Игнорирование долгосрочных последствий принимаемых решений; d.Высокую роль фактора нетерпения при принятии решения.

9. Выберете верные утверждения: a.Технологические рутины решают задачу координации с другими людьми; b.В поведении Робинзона Крузо не было отношенческих рутин; c.Технологические рутины формируются при высоком уровне развития технологий; d.Отношенческие рутины формируются в условиях развитой системы отношений в обществе.

10. Примером навыков являются: a.Умение играть на музыкальном инструменте; b.Читать ноты; c.Записывать ноты; d.Играть по нотам.