Постиндустриальный город Геоурбанистика. Постиндустриальный урбанизм и постиндустриальный город реструктуризация экономической базы урбанизма (сдвиг от.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: Модели предпринимательства в сфере творческих индустрий Юсупова Инна Наильевна студент группы 242 научный руководитель:
Advertisements

Научно-практический Форум «Санкт-Петербург: многомерность культурного пространства» октября 2008 года Санкт-Петербург.
Культурно-историческое наследие как инструмент развития территорий Ксения Пушкина Центр культурных инициатив Московской области Норильск, 29 марта 2007.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Тема урока: Экономическая система. Классификация..
"Построение инновационной экономики невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, создания полноценного развития личности.
Роль экономики в жизни общества 11 класс 7-9 уроки профиль.
Уровень жизни – важнейший показатель и результат экономической жизни общества Как добиться высокого уровня развития и процветания? Уровень жизни – степень.
Стратегическое направление «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города» Стратегический проект «Хозяин дома (территории)» Екатеринбург.
КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ И КОНТУРЫ БУДУЩЕЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Финогенов Антон.
ТЕМА 1. C УЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Кафедра: «Экономика » Предмет: экономика социальной сферы Лектор: ст.преп. Керимова Т.Г.
От индустриального общества к креативной экономике Зеленцова Елена Валентиновна
Выполнил студент группы 2511 Двуреченский А.А.. Современная рыночная экономика представляет собой смешанную экономику, в которой механизм рыночной саморегуляции.
1 КРЕАТИВНОСТЬ, по Лэндри Креативность – метод эксплуатации культурных ресурсов, т.е. материала для создания и цикловой реактуализации базовых ценностей.
Диссертация на соискание степени магистра экономики Соискатель – Андрончик И.Г. Научный руководитель – профессор, доктор экономических наук- Лемещенко.
Ветров Г.Ю. Фонд «Институт экономики города» Креативная экономика и территориальное развитие: российские примеры.
Что такое креативная экономика?. В период с 2000 г. по 2005 г. годовой доход в сфере креативной экономики достиг в среднем 8.7% от общего дохода государства,
Создание комфортной среды проживания как способ привлечения квалифицированных кадров Март 2010г.
ГОРДИН В.Э., МАТЕЦКАЯ М.В., Санкт-Петербургский филиал КУЛЬТУРНЫЕ КЛАСТЕРЫ.
Транксрипт:

Постиндустриальный город Геоурбанистика

Постиндустриальный урбанизм и постиндустриальный город реструктуризация экономической базы урбанизма (сдвиг от фордистского к постфордистскому урбанизму) образование глобальной системы мировых городов реструктуризация формы города и образование большого числа новых элементов (мегасити, внешний город, постсурбии, технополисы, экополисы) изменения в социальной структуре (новые образцы социальной фрагментации, сегрегации и поляризации, разрыв в образе жизни между богатыми и бедными) радикальное изменение образа города Soja (1995)

Геоурбанистика I. ИСЧЕЗЛА ЖЕСТКАЯ СВЯЗЬ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И УРБАНИЗАЦИИ II. ИСЧЕЗЛА ЖЕСТКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ СТАДИЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, РАЗМЕРОМ ГОРОДА И ДОСТИГНУТЫМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ III. ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ГОРОДСКИЕ АРХИПЕЛАГИ ИЛИ ГОРОДА-РЕГИОНЫ IV. ИЗМЕНИЛИСЬ ИДЕИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОРОДСКУЮ ПОЛИТИКУ (по О.И.Вендиной)

Геоурбанистика I. ИСЧЕЗЛА ЖЕСТКАЯ СВЯЗЬ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И УРБАНИЗАЦИИ ВЕРТИКАЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ от «ПРОИЗВОДИТЕЛЯ» к «ПОТРЕБИТЕЛЮ» «ДИКТАТ» ПОТРЕБИТЕЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ ДОСТУПНОСТЬ «КАЧЕСТВА» ПОСТОЯННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ от «ПОТРЕБИТЕЛЯ» К «ПРОИЗВОДИТЕЛЮ»

Экономика «дешевого человека» Экономика «дорого человека» Средняя продолжительность жизни годаБолее 72 лет Доля расходов домохозяйств на продукты питания Более 40%Менее 20% Доля выпускников средних школ, охваченных высшим образованием 30%45-50% Количество сотовых телефонов на 1000 человек Менее Число специалистов с высшим образованием на 1000 занятых Доля экспорта услуг в торговом балансе города Менее 15%40-50% Обеспеченность жильем19-23 кв. м. на человека Более 50 кв.м. на человека СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОСТИ»

II. ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ СТАДИЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, РАЗМЕРОМ ГОРОДА И ДОСТИГНУТЫМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ II. ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ СТАДИЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, РАЗМЕРОМ ГОРОДА И ДОСТИГНУТЫМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ «КОНЕЦ» СТАДИАЛЬНОСТИ. НОРМОЙ СТАНОВИТСЯ «ПЕРЕСКАКИВАНИЕ» ЧЕРЕЗ СТАДИИ. МЕНЯЕТСЯ СООТНОШЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ. ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СТАНОВИТСЯ НЕВАЖНО НА КАКОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ НАХОДИТСЯ ГОРОД И КАКОВ ЕГО РАЗМЕР. НЕДОСТАЮЩЕЕ МОЖЕТ БЫТЬ КОМПЕНСИРОВАНО ЗА СЧЕТ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ. «МЕНЬШИЕ» И «АГРАРНЫЕ» МОГУТ ОПЕРЕДИТЬ «КРУПНЕЙШИЕ» И «ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ». ВАЖНА ПОЗИЦИЯ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ, ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ПРОЦЕССЫ, ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОНТЕКСТ. СВЯЗАННОСТЬ ДОМИНИРУЕТ НАД БЛИЗОСТЬЮ, МЕНЯЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «ЦЕНТРАЛЬНОСТИ»

Выигрывают, становятся успешными креативные города. Креативный сектор экономики: «РекламаАрхитектура Ремесла, дизайн мебели Моделирование (дизайн) одежды Кино и видео Графический дизайн Развлекательное программное обеспечение (компьютерные игры) Живая и записанная музыка Исполнительское искусство Телевидение, радио, интернет Изобразительное искусство и антиквариат Писательское и издательское дело Музеи и другие объекты культурного наследия» (Государственное агентство при Департаменте культуры …Великобритании, 1998 г.). Американские исследования включают в креативные индустрии научные исследования и разработки.

По подсчетам Р. Флориды доля творческих профессионалов за последние 25 лет выросла в США в 18% до 30% занятых в экономике, давая 46% всего потребления. Творческие профессионалы зарабатывают в 1,5 раза больше, чем средний американец.

Факторы успешности городов: качество жизни, высокий уровень культуры, толерантности и идентичности, которые привлекают креативных профессионалов. Теория «Трех Т»: талант, технологии, толерантность ( Р. Флорида, 2005) ТАЛАНТ населения (его креативный потенциал был рассчитан по доле населения, имеющего степень бакалавра и выше. Для оценки уровня развития ТЕХНОЛОГИЙ использованы два показателя. 1.Индекс высоких технологий (доля продукции высокотехнологичных предприятий СМА от общенационального производства в этих отраслях + доля высокотехнологических компаний в ВРП данного региона по отношению к доле высокотехнологичных производств в ВВП США). 2.Инновационный индекс ( число зарегистрированных патентов на душу населения).

3. Сводный индекс ТОЛЕРАНТНОСТИ включает три показатели: «Гей-индекс» (повышенная или пониженная доля гомосексуалов) Индекс богемности (доля людей артистических профессий) Индекс плавильного котла (доля иммигрантов). На основе этих трех индексов был разработан «интегральный индекс креативности». Главный вывод исследования – мир переходит от конкуренции за рынки сбыта, через конкуренцию фирм за квалифицированную рабочую силу, к конкуренции городов за творческих профессионалов. «Устойчивое развитие каждого города невозможно без развития креативных отраслей». Р. Флорида, 2005.

Европейский подход к креативности города. «Креативность - культурный эквивалент процесса генетического изменения и адаптации…Именно креативность и творчество всегда позволяли городам сохранять свою жизненную силу, преодолевать границы традиции… Особая роль культурных и символических ресурсов, которые относятся к возобновляемым и гарантируют устойчивое развитие… Культурные ресурсы – исходный материал города, сырье для производства его базовых ценностей, которые приходят на смену углю, стали и золоту… Креативность – метод эксплуатации и возобновления этих ресурсов. Задача городских планировщиков – выявить, научиться ими управлять и эксплуатировать такие ресурсы». Ч. Лэндри, Главное отличие европейского взгляда от американского состоит в выделении различных видов и типов креативности: не только художественной, научной или технологической, но и социальной, экономической, политической, управленческой, креативности бизнеса, в также интегральной – урбанной формы креативности.

Модернизационный слой в экономической и социальной структуре города имеет важное значение, но сохраняют свое значение и предыдущие слои (по Джоэлю Коткину). МНОЖЕСТВЕННОСТЬ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ 1. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ 2. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ А) ВРЕМЕННО ВЫИГРЫВАЮТ МОНО-ГОРОДА Б) «НОВАЯ» ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕГРЕГИРОВАННЫХ ГОРОДОВ 3. ИМИДЖЕВАЯ МОДЕЛЬ 4. РЕКРЕАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ О модели развития города рассказывают его знаки. Например, Монпелье (международный, экологичный, инновационный и здоровый город).

III. ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ГОРОДСКИЕ АРХИПЕЛАГИ ИЛИ ГОРОДА- РЕГИОНЫ ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИЕРАРХИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Города-спутники, бывшие просто придатками центрального города, часто только селитебными, наращивают свою самостоятельность. Это приводит не только к изменению соотношения между центростремительными и центробежными связями, но и к развитию связей между самими спутниковыми поселениями.

IV. ИДЕИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОРОДСКУЮ ПОЛИТИКУ IV. ИДЕИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОРОДСКУЮ ПОЛИТИКУ СТАБИЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЧАСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРИОРИТЕТЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕПРИОРИТЕТЫ САМООРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВУЮЩАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ДИСКУРСЫ ГОРОДА В СВОЕМ РАЗВИТИИ ДОЛЖНЫ ОПИРАТЬСЯ НЕ НА УТОПИЧЕСКИЕ ИДЕИ, А НА РЕАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ САМООРГАНИЗАЦИИ

Переход к постиндустриальному обществу вызывает серьезные конфликты, вызванные социальной и экономической поляризацией людей. На глобальном уровне это проявляется в разделении городов на успешные (динамичные, толерантные, разнообразные, богатые) и патриархальные и даже бедные города. На внутригородском уровне это проявляется в образовании «разломов»: различных «гетто» креативных и рутинных работников, богатых и бедных, традиционалистов и модернистов.

КРИЗИС СОЦИАЛЬНОСТИ I.Город – это прежде всего материальная среда жизни. Человека формируют условия жизни. С помощью рациональной организации пространства можно влиять на социум и поведение людей. Социальный город делает и общество более социально ориентированным, уменьшая последствия социального неравенства, расширяя доступность социальных услуг и возможностей, развивая взаимодействие, общественное взаимопонимание. Социальный контроль и ответственность помогают поддерживать порядок и способствуют СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. ОБЩИЕ ЦЕЛИ VERSUS ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

КРИЗИС СОЦИАЛЬНОСТИ II. Город – это прежде всего сообщество, объединяющее множество индивидов, имеющих разные системы ценностей и происхождение. Нужно думать не о материальной среде, а о принципах формирования социальных общностей. В большом городе ЛЮДИ ХОТЯТ ЖИТЬ В ОДНОРОДНОЙ СРЕДЕ И ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЗАЩИЩЕННЫМИ, важно иметь возможность контролировать «свое» пространство жизни, это уменьшает уровень преступности и увеличивает частные инвестиции. Создавая «защищенное пространство», мы реструктурируем городскую среду, позволяя жителям самостоятельно контролировать «свое» пространство. ОБЩИЕ ЦЕЛИ VERSUS ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

ПРЮТ и АЙГОУ (PRUITT IGOE), ST. LOUIS, MISSOURI ПРОЕКТ MINORU YAMASAKI : 1951, удостоен Пулитцеровской архитектурной премии ПОСТРОЕН: 1954, 33 ОДИНАКОВЫХ 11- ЭТАЖНЫХ ДОМА, КВ., ЖИТ. ВЗОРВАН: 15 ИЮЛЯ 1972 ПРОБЛЕМА ЖИЛЬЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ VERSUS ЖИЛЬЕ «ПО СРЕДСТВАМ» Дома-платины по Корбюзье и убожество среды обитания

Ликвидации ветхого жилья в старых районах городов и замена его более дорогим жильем или дорогой офисной или торгово-развлекательной недвижимостью. Под реконструкцию попадали вполне благополучные районы, население которых оказалось переселенными в худшие районы или в районы с более дорогим жильем. К середине 60-х гг. стало набирать силу движение сопротивления этому процессу. Последователи Джейн Джекобс и Оскара Ньюмана («коммунальные архитекторы») к 1970-м гг. генерировали волну альтернативной реконструкции старых районов. При поддержке местных властей, благотворительных фондов и самих жителей начался процесс «мягкой» реконструкции городов., который идет и сейчас

ПРИВАТОПИЯ И GATED COMMUNITIES Приватизм – психология людей, отражающая стремление к богатству в условиях, когда город рассматривается как сообщество людей, «делающих» деньги. ОТДЕЛЕНИЕ УСПЕШНЫХ Право частной собственности становится фокусом общественной жизни, а эксклюзивность и изоляция – базисом социальной организации.

I.Приватизация городского пространства не оправдана. Это ведет к: разрушению публичной сферы жизни, гражданского общества и институтов демократии, деградации городской среды, сегрегации, социальной поляризации и городского неравенства.

II. Gated community как жилищные корпорации – это know-how жилищной политики, коллективная приватизация позволяет объединять людей, превращая их в реальную силу городской политики. Gated community в глобализированном мире позволяют возродить идею community как сообщества людей, объединенных общим местом жизни и интересами. Это одна из форм выживания гражданского общества, позволяющая людям совместными силами решать местные вопросы, связанные с благоустройством жилой территории, воспитанием детей, состоянием окружающей среды.

III. Только частная собственность и частная инициатива способны переродить город, внести недостающее разнообразие и ухоженность, поскольку каждый хозяин обустроит свой кусочек земли. Современные городские бюджеты недостаточны для реализации крупных проектов по реабилитации городских территорий, создание gated community - единственный способ вернуть городу деградировавшие зоны.

СНИЖЕНИЕ ЦЕННОСТИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ПРОСТРАНСТВА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ, МАЛОЙ РОДИНЫ. РАЗМЫВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ. РАЗНООБРАЗИЕ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ

1. ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАРИАНТ нового урбанизма связан с возвращением к архитектуре постмодернизма, подразумевая возвращение к историческим стилям, но не простое копирование старого, а его эксплуатация ради создания нового эффекта. Отсюда повышенное внимание к деталям (их сознательное преувеличение или преуменьшение, соединение разнородного, разрывы и пр.). НО наряду с формальными играми и тщательной проработкой всех деталей воспроизводятся лучшие качества старинных городов: небольшие кварталы с их сплошными фасадами, без разрывов между домами, маленькие пешеходные площади, уютные уголки. Это течение широко распространено в Англии, где оно патронируется принцем Чарльзом. Два таких проекта британских архитекторов сейчас осуществляется в Москве: в Филях создается европейский городок в миниатюре; в Марфине ведется застройка четырехэтажными зданиями небольших кварталов. Постиндустриальный город и новый урбанизм. Постиндустриальный город и новый урбанизм.

2.АМЕРИКАНСКИЙ ВАРИАНТ нового урбанизма – это стремление сформировать новые города с пешеходной доступностью всех видов услуг и мест приложения труда. 1. Считается, что высокая плотность застройки – это благо, но участки д.б. небольшими. 2. Публичное пространство важнее частного. Отсюда – фасады домов ставят по красной линии, восстановив движение по улице, а не по дороге; возрождение классической американской террасы и тротуара. 3. Эстетический контроль над деталировкой фасадов, силуэтов, цветовым решением каждой улицы.

Первым воплощением этого подхода стал городок Сисайд. Он спланирован с прямоугольной сеткой узких улиц (6 м шириной), со швами между плитками, которыми выложены улицы, чтобы автомобили могли двигаться только медленно, тротуары. Плотность застройки низкая - 12 домов на гектар. Плотность застройки низкая - 12 домов на гектар. Общественные здания, до которых от крайних домов всего несколько минут ходьбы, сгруппированы вокруг маленьких площадей. Домовладельцы вправе выбирать архитектурный стиль своего дома, но в четких пределах местного стиля, причем этот выбор д.б. утвержден решением местного совета. Рабочих мест и постоянных жителей в нем нет. Фактически – это курортный дачный поселок, в котором дома сдаются в аренду. Подобных городков построено немало, но их предпочитают хорошо обеспеченные пенсионеры.

СЕЛЕБРЕЙШН – реальная попытка построить значительный по величине постидустриальный город на принципах нового урбанизма. Создан корпорацией Дисней во Флориде на собственной философской доктрине. НЕ просто жилье, а полноценный город на 20 тыс. чел., способный дать своим жителям чувство городского сообщества, гармонии, безопасности, без забора вокруг поселения. В отличие от обычной субурбии представлена застройка трех типов: усадьбы, отдельные дома трех классов по размеру, таунхаусы, в т.ч. с арендным жильем, кондоминиумы. Все дома построены в единой стилистике «ретро», но в четырех стилях, с классическими террасами, в единой пастельной гамме, с обязательным чередованием стиля и цвета, все дома с белыми занавесками снаружи. Дома стоят по красной линии, создано видимое пешеходное движение, ориентированное на школу и фитнес-центр. Четверть жителей работает на дома, многие в соседних тематических парках Диснея. Раскрутка Селебрейшен привлекает туристов, что поддерживает всю сферу услуг. Все общественные здания построены знаменитыми архитекторами.