Влияние Таможенного союза на экономическое развитие Казахстана
Какова реальная выгода казахстанского бизнеса от Таможенного союза? С 1 июля 2010 года отменены процедуры таможенного оформления на внутренних границах Таможенного союза. Ускорение товародвижения, увеличение объема взаимного товарооборота. В 2010 году экспорт из Казахстана в страны ТС увеличился на 39,4%, импорт - на 23,7%. За 4 месяца 2011 года объем казахстанского экспорта в государства ТС возрос на 65,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем импорта в РК из стран Таможенного союза увеличился на 38,6%.
Какова реальная выгода казахстанского бизнеса от Таможенного союза? Какова реальная выгода казахстанского бизнеса от Таможенного союза? Таможенный союз – это эффективный механизм защиты внутреннего рынка стран- участниц.
Таблица 1 Сравнение среднеарифметического уровня действовавших в Казахстане и России импортных пошлин и Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Таблица 1 Сравнение среднеарифметического уровня действовавших в Казахстане и России импортных пошлин и Единого таможенного тарифа (ЕТТ) КазахстанРоссияЕТТ Средний уровень6,2%10,6% По промышленным товарам 4,6%9,4%8,5% По сельскохозяйствен ным товарам 12,1%15,1%16,7% Источник: информация Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан
Какова реальная выгода казахстанского бизнеса от Таможенного союза? C 1 июля 2011 года таможенный контроль на внутренних границах ТС перенесен на внешний контур государств-участников. В рамках ТС создаются условия по пресечению контрабанды, нелегального серого импорта.
Вместе с тем в условиях функционирования Таможенного союза казахстанский бизнес испытывает определенные проблемы. 1. Нет пока активной связи между государством и бизнесом. 2. Повторная сертификация казахстанских товаров. 3. Наличие разрешительного порядка ввоза продукции для предприятий обрабатывающей промышленности. 4. Оформление сертификата происхождения на каждую партию товара.
При взаимодействии бизнеса в рамках Таможенного союза возникает целый комплекс проблем в налоговой сфере: 1. Подтверждение экспорта товара. 2. Признание даты совершения импорта. 3. Налогообложение железнодорожных перевозок по территории РФ. Казахстанские бизнесмены платят 30% НДС (18% российский НДС и 12% казахстанский НДС), что сказывается на росте цен на товары и является одним из факторов развития инфляционных процессов в республике. Казахстанские бизнесмены платят 30% НДС (18% российский НДС и 12% казахстанский НДС), что сказывается на росте цен на товары и является одним из факторов развития инфляционных процессов в республике.
Инфляция в Казахстане и ее составляющие в мае 2010 г. и 2011 г. в годовом выражении (в %) Инфляция в Казахстане и ее составляющие в мае 2010 г. и 2011 г. в годовом выражении (в %) Источник: Данные Национального банка Республики Казахстан.
Другие проблемы Таможенного союза: Другие проблемы Таможенного союза: 1. Увеличение затрат на администрирование экспортно-импортных операций с государствами Таможенного союза и третьими странами. 2. Формирование реестра поставщиков из третьих стран. 3. Усложненные процедуры ветеринарно-санитарного контроля. 4. Импорт подкарантинной продукции. 5. Наличие различных барьеров для доступа казахстанской алкогольной продукции на рынки стран Таможенного союза.
Важнейшим приоритетом экономической политики Казахстана на современном этапе должны стать: Важнейшим приоритетом экономической политики Казахстана на современном этапе должны стать: осуществление реальной поддержки отечественного товаропроизводителя; создание условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ) повышения его конкурентоспособности. Это весьма актуально в условиях функционирования Таможенного союза и формирования с 1 января 2012 года Единого экономического пространства. Это весьма актуально в условиях функционирования Таможенного союза и формирования с 1 января 2012 года Единого экономического пространства.
«В таких странах, как Япония, Германия, Бельгия, Италия, малый и средний бизнес составляет более 90% от количества всех их предприятий, во многих развитых странах он дает больше 50 % ВВП. Поэтому мы должны выстроить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпринимательства. Мы должны создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды». Из Послания Президента РК Н.А. Назарбаева «КАЗАХСТАН НА ПУТИ УСКОРЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ». Февраль 2005 г.
Рисунок 2 Производство мяса и мясопродуктов в Казахстане Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 3 Производство колбасных изделий в Казахстане Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 4 Производство рыбы приготовленной или консервированной Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 5 Производство овощей консервированных Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 6 Производство фруктов консервированных Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 7 Производство масла растительного Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 8 Производство маргариновой продукции Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 9 Производство обработанного жидкого молока и сливок Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 10 Производство коньяка Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 11 Производство тканей Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 12 Производство обуви Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 13 Производство офисной мебели Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 14 Производство кухонной мебели Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рисунок 15 Производство водки Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике и расчеты АИРИ.
Рекомендации по защите отечественного бизнеса в условиях функционирования Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства Рекомендации по защите отечественного бизнеса в условиях функционирования Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства На межгосударственном уровне необходимо решить следующие задачи: 1. Унификация национальных законодательств. 2. Оптимизация процедур прохождения сертификации товаров. 3. Решение проблем в налоговой сфере. 4. Упрощение процедур администрирования экспортно- импортных операций в рамках ТС. 5. Формирование реестра поставщиков из третьих стран. 6. Упрощение процедуры импорта подкарантинной продукции.
На национальном уровне необходимо принять конкретные меры по поддержке отечественного товаропроизводителя и повышению его конкурентоспособности: 1. Максимальное снижение НДС. 2. Проведение полномасштабной административной реформы, направленной на поддержку малого и среднего бизнеса. 3. Совершенствование механизма кредитования субъектов МСБ. 4. Создание государственного органа по регулированию деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. 5. Создание в Парламенте РК соответствующего Комитета по развитию малого и среднего бизнеса. 6. Оптимизация процедур ветеринарно-санитарного контроля. 7. Вынесение вопроса по основным проблемам развития малого и среднего бизнеса на очередное заседание Совета безопасности при Президенте РК.