УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ САМОМЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГА КУРС ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНД.ПЕД. Н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486.
Advertisements

Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор: Горбачева Т.С., педагог-психолог ТОГУ «Сосновская школа-интернат» Профессиональное.
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор:педагог-психолог Марянова В.И. МДОУ детский сад комбинированного вида 12 «Сказка»
Профессия педагога как фактор, оказывающий влияние на психосоматическое здоровье человека Исполнитель: Суворова Юля, лицей 6, г. Качканар.
Педагог-психолог МОУ «СОШ 93» Рыжкина С.Н.. Научно - теоретические исследования в области профилактики наркоманий проводятся во всем мире. Одна из теорий,
Психологическое здоровье личностное здоровье Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия,
Подготовил: Педагог – психолог школы 37 Дроздова С.В.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников.
Концепция профессионального долголетия Проблема «эмоционального выгорания» «эмоционального выгорания» у педагогов у педагогов.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Управление школой с позиции диалога Шлыкова Т.Д., директор школы.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Фармацевтический колледж Как сохранить психологическое здоровье Выполнила: студентка.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Транксрипт:

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ САМОМЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГА КУРС ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНД.ПЕД. Н., ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ТЕХНОЛОГИЙ И ПСИХОЛОГИИ СЕРВИСА УрГПУ САФОНОВА Людмила Валентиновна

САМОМЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГА - ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГА ОРГАНИЗОВАТЬ ВРЕМЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СВОЕГО ТРУДА САМОМЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГА - ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГА ОРГАНИЗОВАТЬ ВРЕМЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СВОЕГО ТРУДА САМОМЕНЕДЖМЕНТ - ЭТО САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ САМООРГАНИЗАЦИИ НЕОБХОДИМЫ : СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОСОЗНАНИЮ СЕБЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СВОЕГО ТРУДА ТАЙМ - МЕНЕДЖМЕНТ СТРЕСС - МЕНЕДЖМЕНТ

ЭЛЕМЕНТЫ ТРУДА ПЕДАГОГА А.К. МАРКОВА ВЫДЕЛЯЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТРУДА ПЕДАГОГА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ (ПАРТНЕРСТВО, СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ) ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА (ПОЗИЦИИ, СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ, ГИБКОСТЬ) РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА (ОБУЧЕННОСТЬ, РАЗВИТЬСТЬ, ВОСПИТАННОСТЬ ШКОЛЬНИКА, СТУДЕНТА) (ОБУЧЕННОСТЬ, РАЗВИТЬСТЬ, ВОСПИТАННОСТЬ ШКОЛЬНИКА, СТУДЕНТА)

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД РАССМАТРИВАЕТ: ОРГАНИЗАЦИЮ – КАК СИСТЕМУ ОРГАНИЗАЦИЮ – КАК СИСТЕМУ (УНИВЕРСИТЕТ, ИНСТИТУТ, АКАДЕМИЯ, КОЛЛЕДЖ, ШКОЛА ) (УНИВЕРСИТЕТ, ИНСТИТУТ, АКАДЕМИЯ, КОЛЛЕДЖ, ШКОЛА ) ПЕДАГОГА – В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА – В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ – КАК ПРОЦЕСС ПОИСКА «ХОРОШЕГО РЕШЕНИЯ» ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ – КАК ПРОЦЕСС ПОИСКА «ХОРОШЕГО РЕШЕНИЯ»

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА – это: живой организм, постоянно обменивается информацией и энергией с окружающей средой живой организм, постоянно обменивается информацией и энергией с окружающей средой (Minuchin S., 1981) (Minuchin S., 1981) открытая система, элементы которой взаимодействуют друг с другом и с внешними институтами открытая система, элементы которой взаимодействуют друг с другом и с внешними институтами

ОРГАНИЗАЦИЯ имеет ряд признаков: система как целое больше, чем сумма ее частей система как целое больше, чем сумма ее частей что-то, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри неё что-то, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри неё расстройство или изменение в одной части единства отражается в изменении других частей и системы в целом расстройство или изменение в одной части единства отражается в изменении других частей и системы в целом

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА ЖИВЁТ ПО ЗАКОНАМ : ГОМЕОСТАЗА: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было ГОМЕОСТАЗА: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было РАЗВИТИЯ: каждая система должна пройти свой жизненный цикл, включающий последовательную смену событий и стадий РАЗВИТИЯ: каждая система должна пройти свой жизненный цикл, включающий последовательную смену событий и стадий :

ПРИНИЦИПЫ ЗДОРОВОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ: ВСЕ ИМЕЮТ РАВНЫЕ ПРАВА НА МЕСТО В СИСТЕМЕ ВСЕ ИМЕЮТ РАВНЫЕ ПРАВА НА МЕСТО В СИСТЕМЕ В СИСТЕМЕ СУЩЕСТВУЕТ ЧЕТКИЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ПОРЯДОК В СИСТЕМЕ СУЩЕСТВУЕТ ЧЕТКИЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ПОРЯДОК ПРИ ЛЮБОМ ОБМЕНЕ ДОЛЖЕН СОБЛЮДАТЬСЯ БАЛАНС МЕЖДУ «ДАВАТЬ» И «БРАТЬ» ПРИ ЛЮБОМ ОБМЕНЕ ДОЛЖЕН СОБЛЮДАТЬСЯ БАЛАНС МЕЖДУ «ДАВАТЬ» И «БРАТЬ»

РАВНЫЕ ПРАВА НА МЕСТО В СИСТЕМЕ Все работающие в организации люди знают и согласны с тем, кем они здесь являются Все работающие в организации люди знают и согласны с тем, кем они здесь являются Каждый в организации, не зависимо от того, кем он является, занимает свое место в системе Каждый в организации, не зависимо от того, кем он является, занимает свое место в системе Право принадлежать к организации у всех равное и все сотрудники для организации одинаково ценны Право принадлежать к организации у всех равное и все сотрудники для организации одинаково ценны

ЧЕТКИЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ПОРЯДОК Означает: Порядок, распределение должностей и функциональные обязанности связаны с целями организации Порядок, распределение должностей и функциональные обязанности связаны с целями организации Тот, кто создает структуру организации, занимает главенствующее положение в системе Тот, кто создает структуру организации, занимает главенствующее положение в системе Каждый занимает свое место, на котором он может спокойно работать и качественно исполнять обязанности Каждый занимает свое место, на котором он может спокойно работать и качественно исполнять обязанности

БАЛАНС МЕЖДУ «ДАВАТЬ» И «БРАТЬ» Баланс между «давать» и «брать» - это эмоциональный обмен между членами системы Баланс между «давать» и «брать» - это эмоциональный обмен между членами системы Каждый человек в организации выполняет определенную работу и вносит свой вклад в её благополучие и адекватно вкладу получает от неё что- то взамен; Каждый человек в организации выполняет определенную работу и вносит свой вклад в её благополучие и адекватно вкладу получает от неё что- то взамен; Баланс между «давать» и «брать» может постоянно увеличиваться Баланс между «давать» и «брать» может постоянно увеличиваться Постоянный обмен происходит также между организацией, потребителями и партнерами (поставщиками) Постоянный обмен происходит также между организацией, потребителями и партнерами (поставщиками)

ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ Выполнятся при помощи: структуры функциональных ролей структуры функциональных ролей организационных подсистем организационных подсистем внешних и внутренних границ между ними внешних и внутренних границ между ними

СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РОЛЕЙ Кроме актуального поведения в понятие «роль» включают: желания желания цели цели убеждения убеждения чувства чувства социальные установки социальные установки ценности ценности действия, которые ожидаются или приписываются человеку действия, которые ожидаются или приписываются человеку

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДСИСТЕМЫ Локальные, дифференцированные совокупности профессионально функциональных ролей, которые позволяют организации избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность Сальвадор Минухин, 1998 Сальвадор Минухин, 1998

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДСИСТЕМЫ Параметры организационной системы: организационные правила организационные правила стандарты (стереотипы) взаимодействия стандарты (стереотипы) взаимодействия организационные мифы организационные мифы организационная история (тема) организационная история (тема) организационные стабилизаторы организационные стабилизаторы

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ГРАНИЦЫ Любая система имеет свои границы, задающие ее структуру и динамику функционирования Любая система имеет свои границы, задающие ее структуру и динамику функционирования Это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет организационные предписания в определенном аспекте жизни коллектива Это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет организационные предписания в определенном аспекте жизни коллектива

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ГРАНИЦЫ в организации производственного процесса в организации производственного процесса в организации корпоративных праздников в организации корпоративных праздников в управлении информацией в управлении информацией в принятии решений в принятии решений в определении и распределении ответственности и полномочий в определении и распределении ответственности и полномочий

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ГРАНИЦЫ Внешние границы способствуют формированию идентичности организации Внешние границы способствуют формированию идентичности организации Внутренние границы способствуют структурированию ее психологического пространства Внутренние границы способствуют структурированию ее психологического пространства Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые

ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ – это искусство планирования и управления своим профессиональным временем и жизнью ПЛАНИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ состоит из трёх шагов: АНАЛИЗ – ПЛАНИРОВАНИЕ - ДЕЙСТВИЕ (ВРЕМЯ – НЕВИДИМО, НЕОСЯЗАЕМО И БЕСФОРМЕННО, ЭТО НЕЧТО, ЧТО МОЖНО ОЩУТИТЬ ПРЕДСТАВИВ ЕГО В РАМКАХ КОНКРЕТНОГО ПРОСТРАНСТВА) УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ по принципу «ИЗНУТРИ НАРУЖУ» - УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ (ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ГЛУБОКО УДОВЛЕТВОРЕННЫМ В КОНЦЕ КАЖДОГО РАБОЧЕГО ДНЯ )

ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ, связанных с организацией планирования времени: ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ – это легко исправимые методические ошибки в подходах к планированию времени: Не отводится конкретный промежуток времени Время неподходящее Ошибка в расчете объема времени Вы – неподходящий человек для выполнения задачи Задача чрезмерно сложна Вы зачастую забываете о важной задаче Рабочее пространство не организовано должным образом

ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ – это факторы окружающей Вас среды, находящиеся за пределами вашего контроля Вы оказались в ситуации, выходящих за пределы ваших возможностей: Объем работы непомерно большой Проблемы со здоровьем ограничивают Ваши силы Вы попали в полосу перемен Высокий уровень помех Вам мешает неорганизованный партнер

ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ – это осознаваемое или неосознаваемое сопротивление полноценному планированию и эффективному управлению своим временем: Вы не прояснили собственные цели и приоритеты (по какой-то причине вы отвергаете или обесцениваете собственные потребности и желания) Возможно Вы «Укротитель хаоса» (возможно вас подготовили к этой роли еще в детстве, когда приходилось быть и организатором и миротворцем) Страх вынужденного бездействия («простой» вызывает тревогу или раздражение) Вам необходимо постоянно помогать другим, жертвуя собой (оказывая помощь другим, вы можете сделать свою жизнь богаче и интереснее)

ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ (продолжение): Страх перед возможной неудачей Вы боитесь успеха (перспектива предстоящего успеха вызывает тревогу) Опасаетесь нарушить существующее положение вещей (опасаясь реакции окружающих, возможно то, что планируете делать может кому-то не понравиться) Испытываете страх перед завершенностью (возможно вы не получаете удовольствия от завершения дела – потеря энергии и самооценки, либо вам жаль расставаться с процессом творчества) Вам необходимы совершенство и безупречность (важно научиться гибко менять свои стандарты и требования, в зависимости от задачи) Есть страх потери творческих сил

ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ - ПЛАНИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ : АНАЛИЗ СИТУАЦИИ: 1 шаг - проанализировать личное отношение к своему времени, ответив на три вопроса: Что работает, и что не работает в вашей жизни (вы обладаете способностями планировать и управлять временем, даже если пока - выборочно) Ваши личные предпочтения в процессе планирования и управления временем Ваши циклы изменения энергии и источники сил

СТРЕССМЕНЕДЖМЕНТ Стресс - напряжение (тревожное) Фазы стресса (по Г. Селье): Нервное напряжение Нервное напряжение Резистенция Резистенция Истощение Истощение

КОПИНГ РЕСУРСЫ «копинг» (coping) преодоление стресса, совладение с ним КОПИНГ – РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ КОПИНГ – РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ КОПИНГ – РЕСУРСЫ СРЕДЫ КОПИНГ – РЕСУРСЫ СРЕДЫ

КОПИНГ – РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ ресурсы когнитивной сферы ресурсы когнитивной сферы (возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека) я-концепция я-концепция (представление человека о себе) интернальный локус контроля интернальный локус контроля (умение контролировать свою жизнь и принимать на себя ответ­ственность за нее) аффилиация аффилиация (умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность, стремле­ние быть вместе с людьми)

КОПИНГ – РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ эмпатия эмпатия (умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт) (умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт) позиция человека позиция человека (по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере) духовность человека духовность человека ценностная мотивационная структура личности ценностная мотивационная структура личности

КОПИНГ – РЕСУРСЫ СРЕДЫ система социальной поддержки система социальной поддержки окружение, в котором живет человек (семья, рабочий коллектив, общество) социально-поддерживающий процесс социально-поддерживающий процесс (умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку) (умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку)

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ ) - Фазы стресса: «НАПРЯЖЕНИЕ» Переживание психотравмирующих обстоятельств Переживание психотравмирующих обстоятельств Неудовлетворенность собой Неудовлетворенность собой «Загнанность в клетку» «Загнанность в клетку» Тревога и депрессия Тревога и депрессия

СЭВ: ФАЗЫ СТРЕССА «РЕЗИСТЕНЦИЯ» Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование Эмоционально-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных обязанностей

СЭВ: ФАЗЫ СТРЕССА «ИСТОЩЕНИЕ» «ИСТОЩЕНИЕ» Эмоциональный дефицит Эмоциональный дефицит Эмоциональная отстраненность Эмоциональная отстраненность Личностная отстраненность (деперсонализация) Личностная отстраненность (деперсонализация) Психосоматические и психовегетативные нарушения Психосоматические и психовегетативные нарушения

Сафонова Людмила Валентиновна канд.пед.н., профессор и зав. кафедрой технологий и психологии сервиса Уральского государственного педагогического университета тел./факс 8(343) ; Адрес: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 75, каб. 304 Сафонова Людмила Валентиновна канд.пед.н., профессор и зав. кафедрой технологий и психологии сервиса Уральского государственного педагогического университета тел./факс 8(343) ; Адрес: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 75, каб. 304

Спасибо за внимание !