Тема 1. Понятие и сущность менеджмента Профессор кафедры менеджмента Маслова Елена Лорандовна
План лекции: 1.Понятие менеджмента. 2.Роль менеджмента в деятельности фирм 3. Особенности современного российского менеджмента 4. Уровни менеджмента. Роли менеджера 5. Профессиональные качества менеджера 6. Предприниматель и менеджер
Рекомендуемая литература Основы менеджмента. Учебное пособие. Семенов А.К. и авторский коллектив Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента Семенов А.К., Набоков В.И. Терминология менеджмента. Словарь Веснин В.Р. Менеджмент для всех
: Наука и искусство Вид деятель- ности Категория людей Процесс Менеджмент Менеджмент - многозначное понятие, рассматриваемое в нескольких ракурсах:
Менеджмент В широком смысле: –управление фирмой в условиях рыночной экономики, в котором участвуют ее собственники, предприниматели, профессиональные менеджеры, работники в узком смысле: –деятельность профессиональных менеджеров по планированию, организации, мотивации, контролю деятельности фирмы Менеджмент связан с людьми
Менеджмент - особый тип управления предпринимательской фирмой в условиях рыночных отношений деятельность, которая в соответствии с целями и задачами бизнеса разрабатывает планы, определяет, что и когда надо делать, кто будет выполнять намеченное и как оно было сделано с последующим обязательным контролем за результатами работы
Цель менеджмента Как науки - разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффективное функционирование системы управления как практики - достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей путем рациональной организации производственного (торгового) процесса и развития технико- технологической базы предприятия
2. Роль менеджмента в деятельности фирм Обеспечивается существование на рынке определяются и достигаются цели выявляется приоритетность целей рационально используются материальные и трудовые ресурсы разрабатывается стратегия развития обеспечивается сочетание интересов собственника, ТК и потребителей обеспечивается сведение к минимуму рисковых ситуаций
Осуществляется стимулирование работы сотрудников контролируется эффективность деятельности фирмы координируется работа всех подразделений вырабатывается система мероприятий для решения проблем определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения распределяются полномочия и ответственность за выполнение конкретных задач
3. Особенности современного российского менеджмента Общие черты менеджмента: принципы, методы, организационные формы и технологии - не меняются Национальные особенности- менталитет - образ жизни, психология, обычаи, привычки: (плюсы: образование, выносливость, долготерпение, стойкость; минусы : не умение ставить высокие цели, равнение на других) исторические особенности ( негативное отношение к предпринимательству и уравнительное распределение; коллективистская идеология)
наличие командной системы во многих организациях; подавление инициативы подчиненных менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителем. Имеет место бесправие наемных работников в ситуации сотрудничества видят в значительной мере конфликт интересов
Без начальника не принимается ни одно решение упор делается на осуществление функции контроля (надзор); специфическое отношение к ошибкам не распространено обучение сотрудников решения администрации подчиненными принимаются безоговорочно подбор работников среди знакомых и родственников законы, предписания и правила не имеют обязательного характера
4. Управленческий труд Операции и работы, выполняемые административно-управленческими работниками они сами непосредственно не воздействуют на предмет труда, т.е. не производят материальных ценностей они создают необходимые организационно-технические и социально-экономические предпосылки для эффективного труда работников
Чрезвычайно разнообразен предмет труда - информация. Ее использование и преобразование в соответствующие решения для изменения состояния объекта управления в направлении достижения поставленных целей конечный продукт УТ - решения, причем именно реализованные. Результат труда должен оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов.
Содержание труда менеджера Распределение работы между подчиненными проведение бесед проведение совещаний работа с документами разговоры по телефону встречи с подчиненными посещение подразделений, рабочих мест
Уровни руководителей Высший (совет директоров, президент, вице президенты). Отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом средний (руководители отделов, цехов, филиалов) координируют и контролируют работу младших начальников низший (мастера, руководители участков, групп, начальники отделов) непосредственно руководят рабочими и другими работниками. Занимаются больше оперативными вопросами
высший средний низший уровень Уровни руководителей Уровни решаемых задач стратегические, перспективные задачи Координация и контроль менеджеров низового звена Оперативные вопросы
Роли менеджера Роль - это ожидаемый набор действий или поведения, определяемых работой роли, связанные с межличностными коммуникациями: –символический глава организации –лидер –связующее звено информационные роли –приемщик информации –распространитель информации –роль представителя организации
Роли, связанные с принятием решений –роль предпринимателя (разработка идей, решений) –роль устраняющего помехи –распределитель ресурсов –ведущий переговоры Стратегическая роль (разработка стратегии)
5. Основные требования к менеджерам 1. Наличие знаний и опыта в области управления 2. Компетентность в вопросах состояния и развития отрасли деятельности предприятия 3. Навыки решения проблем (анализ ситуации, постановка целей, определение критериев успеха, сбор информации, выбор решения, выполнение решения и поиск его улучшения)
4. Способность управлять собой и своим временем 5.Разумные личностные ценности (наиболее важные убеждения. Отношение к жизни, к работе, к власти, к риску, к поощрению и наказанию) 6. Четкие личные цели (критерии: личная заинтересованность, последовательность достижения, временные пределы, конкретный конечный результат) 7. Постоянный личный рост 8. Высокая культура, честность, способность быть образцом во всем
9. Научно-исследовательский, творческий подход 10. Способность влиять на подчиненных (приказы, уговоры, угрозы, просьбы, подкуп) 11. Понимание специфики управленческого труда (использование гибких и ясных организационных структур, методов мотивации и обучение подчиненных) 12. Способность руководить 13. Умение обучать работников 14. Способность формировать группы
Вопрос 6. Менеджер в сравнении с предпринимателем Предприниматель - человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, продукции или вида услуг, предлагаемых обществу менеджер - профессиональный управляющий предпринимательство предшествует менеджменту
Сначала организуется дело, затем его менеджмент Собствен ник Предпри ниматель МенеджерРабочие