Зав. каф. психологии развития ЮУрГУ доктор психол. наук СОЛДАТОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Advertisements

Психологический стресс и пути его преодоления Педагог-психолог ГБОУ средняя школа 321 Андреева Галина Васильевна.
Познание Самопознание. В прошлый раз Социальное познание сам зачастую является членом познаваемого общества, имеет собственный интерес и переживания Субъект-человек.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности.
Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ- СИРОТ ГАОУ СПО МО ГПК Педагог – психолог Плахова Ольга Евгеньевна.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
возраст второго рождения личности. Представление о себе, как не о ребенке. 13 – 14 лет.
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА. « Самооценка человека-это его самоощущения, отношение к себе»
Подростковый возраст: И спытание Личности или Развитие?
L/O/G/O Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности обучающихся через внеурочную деятельность.
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ - СИРОТ К ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫМ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Использование арт-терапии в психосоциальной реабилитации ЛЖВ Богачёв О.В. С-Пб 2009 г.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Возраст и становление личности Учитель: Зверева С.В. Урок в 10 классе (профиль)
Транксрипт:

Зав. каф. психологии развития ЮУрГУ доктор психол. наук СОЛДАТОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА

нормативный кризис Динамическая модель нормативного кризиса Ob Sub Идеальная форма развития I II III Refl ССР

Особенности проявления эго-идентичности в разных фазах нормативного кризиса Сферы прояв- ления Предкритическая фаза кризиса Предрешенная эго-идентичность (фиксация - Ф) Собственно критическая фаза Диффузная эго-идентичность (сомнения -С) Фаза адаптации Достигнутая эго-идентичность (автономия -А) Время Идеализированный образ будущего (эго) фиксация на будущем (идеализация будущего); отказ от прошлого Отречение (от эго) отказ от настоящего; невидение будущего; идеализация прошлого; утрата собственной непрерывности Тождественность целостность (эго) принятие настоящего; направленность на будущее; принятие прошлого; конструктивность Отношения Эгоцентрация идеализация новых (будущих) отношений; отказ от старых отношений; эгоцентрация Сомнение, неуверенность отрицание, сомнение, отказ от отношений; неверие в себя; самоизоляция; изоляция от общения; идеализация прошлых отношений; стереотипные формализованные отношения; чрезмерная поглощенность другим ; сексуальные крайности (неразборчивость или затруднение в выборе партнера) замена собственной идентичности -групповой (быть другим) Автономия отношения значимы; повышается ценность отношений; автономия Дело Предрешенный выбор предрешенный внешними образцами выбор дела; отказ от прежней проф., деловой активности Неумение, поиск сомнение в выборе проба себя в разных ролях поиск собственного подходящего дела, направления, профессии острое нарушение умелости; неспособность сконцентрироваться на деле; чрезмерная поглощенность односторонней деятельностью Адекватный выбор самостоятельный, осознанный выбор; уверенность в адекватности выбора; тождественность собственным интересам, потребностям Ценности Стремление к новому принятие внешне заданных (образцов) ценностей; отрицание прежних ценностей и потребностей; стремление к новым целям Фиксация, обесценивание обесценивание собственных ценностей и целей; потеря смыслов; сомнение в целях; идеализация уже устоявшихся собственных ценностей; фиксация на системе ценностей и предпочтений; стремление удержать ценности (цели) Толерантность толерантность к изменениям в ценностных сферах; принятие изменений; самостоятельность, гибкость и решительность в выборе собственных целей и ценностей Поддержка Самоуверенность излишняя уверенность в себе, своих ресурсах; самомнение; стремление к риску Сомнение, утрата социального признания одиночество; пониженное самоуважение; сомнение в собственных ресурсах; сомнение в адекватности собственных проявлений; неустойчивое представление о себе; проба сил Самостоятельность принятие своих сильных и слабых сторон; принятие собственных чувств уверенность в собственных ресурсах

Психологическое содержание фаз кризиса I фазаII фазаIII фаза Динамика эго- идентичности ПредрешеннаяфиксированнаяДиффузнаяДостигнутая Динамика новообразований личности положительные эмоциональные переживания стремление к неопределенно-му будущему высокая удовлетворен- ность жизнью негативные переживания низкая удовлетворен- ность жизнью поиск и сомнения в собственных целях, ценностях; неверие в себя; утрата временной непрерывности и гармонии отсутствие тождественности себе во времени, острые переживания неудовлетворенности жизнью, отсутствие жизненных перспектив, образ будущего - тревожно-неопределенный, утрачен интерес к происходящему, высоко недоверие собственным ресурсам, креативный потенциал низок, выражены сомнения в себе, собственных целях, уход в фантазии, неуверенность, подозрительность, ощущение собственного неблагополучия, несостоятельности. личность приобретает целостность, формулирует новые задачи, смыслы развития и существования, приобретает уверенность в собственной воле изменять ориентиры, контролировать ход собственной жизненной истории обретенной целостностью и автономией; принятием прошлого, настоящего и будущего; осознанным выбором целей; принятием собственных изменений. Тождественность себе во времени выражается в принятии себя и изменений в настоящем, прошлом и будущем. Образ будущего структурирован и в целом положителен и реалистичен. Креативный потенциал проявляется в гибкости, и адаптабельности, самоконтроле, саморегуляции, адекватности восприятия, высокой социализации, искренности и социальной зрелости. фиксация на будущем или прошлом; идеализация представлений о будущем или прошлом; отсутствие внутренних конфликтов; отсутствие целостного представления о себе во времени; неструктурированный и формализованный образ будущего; креативный потенциал ярко выражен, либо тривиален и стереотипен

Общие принципы консультативной практики (принятие, доверие и т.д.) Принцип единства уникальности и универсальности опыта проживания нормативных кризисов взрослости Принцип доверия собственным ресурсам клиента (принцип опоры) Принцип своевременности Принцип перевода ограничений в ресурсы Принципы психологического сопровождения в нормативном кризисе развития

Принцип перевода ограничений в ресурсы ограниченияресурсы I фаза Нежелание жить сегодняшним днем. Стремление к неясному, неструктурированному будущему. Нежелание перемен, противостояние изменениям Надежда на будущее позволяет обратиться к конкретным событиям, планированию собственного будущего. Фиксация на прошлом может быть обращена через внутреннее ощущение молодости к субъективации активной жизненной позиции II фаза Отрицание настоящего, дезактуализация «сегодняшнего дня», эмоциональное, бессодержательное обращение к прошлому или мечта о будущем Осознание, переживание, рефлексия, название собственного состояния (принятие своих чувств – шаг к выходу из кризиса). Возможность соединить прошлое и будущее через обращение и рефлексию опыта переживаний кризисов в прошлом, осознание необходимости и роли каждой фазы кризиса и построение образа собственного будущего III фаза Достижение «адаптивного» статуса эго- идентичности вместо «автономного» Осознание и присвоение собственных ресурсов, работа с ограничениями. Принятие субличностей, обращение к целостности и интегрированности эго