Х И М И Я Составляющие УМК: программа программа учебники учебники методические пособия для учителя «Новая технология обучения химии» методические пособия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание школьного химического образования Кузнецова Л.М.
Advertisements

ГИА по химии Блок В и С Версии 2010 и В 1-4 В1 – В4 Задания В1 – В4 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно указана последовательность.
Cl - «Формирование познавательных умений на уроках химии» Шумейко Л.В. ГБОУ СОШ 31 Санкт-Петербург.
Химические уравнения. Цели урока: Закрепить навыки в расстановке коэффициентов в схемах химических реакций Закрепить навыки в расстановке коэффициентов.
Типы химических реакций. Цель урока: : повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять.
Готовимся к ЕГЭ 11 класс Тема «Окислительно- восстановительные реакции» Задания части А 24, В 2, С 1.
Классы неорганических соединений Подготовка к ЕГЭ.
Цель урока Закрепить знания по теме «неорганические классы веществ»; Продолжить развивать навыки написания химических уравнений реакций.
Ермакова Н.Н. учитель химии и биологии МБОУ СОШ 9 г. Красногорска.
Автор: учитель биологии и химии МБОУ СОШ 17 Манукян Эмилия Завиковна.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 18 г.Сочи «Реакции замещения». Химия 8 класс Василевская Оксана Васильевна,
Урок обобщения : «Химические реакции». ( Химическое путешествие, 8 класс.) Учитель химии Коблякова Н.В.
Цели урока 1.В игровой форме обобщить и закрепить знания о химических свойствах основных классов неорганических соединений и их взаимопревращениях. 2.Развивать.
С + О 2 = СО 2 СаО + СО 2 = СаСО 3 + Простое или cложное вещество Простое или сложное Более сложное.
Железо и его соединения Отработка зун. Задание 2,3. Изобразите электронную формулу нейтрального атома железа, частиц Fe 2+, Fe Fe 1s 2 2s 2 2p 6.
Тема «Классификация, номенклатура и характерные химические свойства неорганических веществ» Подготовка к ЕГЭ по химии.
Дорога к знаниям трудна, Вы ошибаетесь опять, Но меньше, меньше С каждым разом. Дорога к знаниям трудна, Вы ошибаетесь опять, Но меньше, меньше С каждым.
Цели: Ознакомиться с тестовыми заданиями ГИА по химии Ознакомиться с тестовыми заданиями ГИА по химии Проверить знания по химии Проверить знания по химии.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
LOGO Уважаемые девятиклассники! Выполните следующие задания на оценку. Выполненные задания отправьте по адресу
Транксрипт:

Х И М И Я

Составляющие УМК: программа программа учебники учебники методические пособия для учителя «Новая технология обучения химии» методические пособия для учителя «Новая технология обучения химии» тетради для лабораторных и контрольных работ тетради для лабораторных и контрольных работ

Составляющие УМК: программа учебники тетради для лабораторных и контрольных работ методические пособия для учителя «Новая технология обучения химии»

Ошибки абитуриентов и первокурсников Ошибки абитуриентов в советской школе (70-е годы) CaCO 3 + 2NaCl = CaCl 2 + Na 2 CO 3 CaC 2 + H 2 O = C 2 H 2 + CaO MnO 2 + 2HCl = Mn(OH) 2 + Cl 2 + H 2 O Cu + 2HCl = CuCl 2 + H 2 О результатах реформирования школы в последние 15 лет можно судить по ошибкам, допускаемым выпускниками школ

Ошибки абитуриентов ХХI века 1.Благополучные ошибки BaNO 3 + H 2 SO 3 = BaSO 3 + H 2 NO 3 FeNO 3 + KCl = FeCl + KO Cu + 2HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + 2H Cr(OH) 3 + 2NaOH = Na 2 [Cr(OH) 2 ] Zn(OH) 2 + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + ZnSO 4 2NaSO 4 + BaCl 2 = 2NaCl + Ba(SO 4 ) 2 2. Реакции кислотно-основные KOH + H 2 SO 4 = KH 2 + HOSO 4 KOH + H 2 SO 4 = KOHSO 4 BaO + N 2 O 5 = BaN 2 O 5 KOH + P 2 O 5 = P(OH) 5 + H 2 O CO 2 + Ba(OH) 2 = COBa + H 2 O ZnO + Cl 2 O 7 = Zn 7 Cl 2 + 4O 2 Cl 2 O 7 + Ca(OH) 2 = 2ClOH + 2CaO Cr 2 O 3 + HBr = Cr 2 HO 3 + Br Na 2 O + Cl 2 O = 2NaClO 5 ZnO + Cl 2 O 7 = ZnCl 2 O 8 Be(OH) 2 + HClO 3 = BeOHClO 4 CO 2 + H 2 O = CH 2 + O 3

3.Реакции обмена BaCl + H 2 SO 4 = Cl(SO 4 ) 2 + BaH 2 2MgCO 3 + 2HCl = 2MgClO 2 + H 2 O + C 2MgCO 3 + 2HCl = MgCClO 2 + 4H 2 O NHCl + NaH 2 O = NaCl + N(OH) 2 4. Амфотерность Cr(OH) 3 + 3NaOH = Cr(OH) 3 + Na 3 (OH) 3 Al 2 O 3 + 6KOH = 2Al(OH) 3 + 3K 2 O + O 2 Cr(OH) 3 + 8NaOH = Cr(Na 2 O) 3 + Na 2 O Cr(OH) 3 + 2NaOH = Cr(O Na 2 ) 3 + H 2 O Cr(OH) 3 + NaOH = Cr(OH) 4 + Na 2Al 2 O 3 + 4KOH = 4Al[K(OH) 4 ] + 3O 2 5. И даже так Al + Cu = Au + Cl Ошибки абитуриентов и первокурсников

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Из ошибок выпускников школ следует, что реформирование школы следует вести с другой целью. В центре внимания реформирования школы должен быть ученик

Модель личности ребёнка Физическая основа Интеллектуальная сфера Эмоциональная сфера Духовно-нравст- венная сфера

Система учебных предметов Интеллектуальная сфера 1. Физика 2. Химия 3. Биология 4. Астрономия 5. География Интеллектуальная сфера 1. Физика 2. Химия 3. Биология 4. Астрономия 5. География Духовно-нравственная сфера 1. Литература 2. История 3. История религии 4. Психология Духовно-нравственная сфера 1. Литература 2. История 3. История религии 4. Психология Эмоциональная сфера 1. Музыка 2. ИЗО 3. Хореография 4. Театр 5. Физкультура Эмоциональная сфера 1. Музыка 2. ИЗО 3. Хореография 4. Театр 5. Физкультура Язык общения и науки 1. Русский язык 2. Родной язык 3. Иностранный язык 4. Математика 5. Информатика 6. Культура общения Язык общения и науки 1. Русский язык 2. Родной язык 3. Иностранный язык 4. Математика 5. Информатика 6. Культура общения

Направление логики науки и логики познания Логика познания Логика науки Строение атома Химическая связь Химическая кинетика Химическая термодина- мика Состав веществ Свойства веществ Сущность реакций

Три источника и три составные части логической структуры содержания учебного предмета Логическая структура содержания учебного предмета Система научного знания Психологические закономерности усвоения знаний человеком Путь познания в общеисторическом процессе Логическая последовательность тем и блоков Умственное развитие школьника Система научного содержания учебного предмета

Усвоение знаний школьником происходит только в результате его собственной деятельности, организованной учителем!

и о н ы н е н - и в о н ок о а л. а т н. к о в л е н с т р ое н и е состав х и м и ч е с к и е о р л о к е м н я н е л е у о л е к у м л я р н о е с в о с й т в а е к и а м е д ч с и е т р о нм и ф и и ч е с к и е з плотность агрег. сост. цвет твёрдость t плавл. t кипен. электрич. свойства кислот- ные основные ионоб- менные амфотер- ные окисли тельные восстано- вительные ΔGΔG ΔHΔH ΔSΔS Q c в й о c в а и н дивд у л н ы х в ещ c е т в т и а ь c ф е р а н е п о з н а н н о г о Структура понятия Развитие понятия вещество классификация

Познавательный интерес Самостоятельное созидание знаний Межрефлекторное совмещение информаций (установление динамических связей) Информация I Информация II

Информация может поступать в мозг школьника в виде различных форм: Опыт Опорное знание Вопрос Материальные модели Задача Знаковые модели Упражнение

Расчёт молекулярной массы вещества Молекула хлорида углерода Информация I Информация II Какая из молекул имеет бόльшую молекулярную массу? Вопрос учителя: Модели: CH 4 CCl 4 Вопрос учителя: Почему именно эта молекула? В молекуле хлорида углерода атомы бόльшего размера Вопрос учителя Но возможно, что большие атомы имеют меньшую массу, а атомы меньшего размера – бόльшую. Как доказать математи- чески, что молекула хлорида углерода имеет бόльшую массу? Нужно сложить массы всех атомов, тогда получим массу всей молекулы Вопрос учителя Где мы возьмём массы атомов? Химические элементы характеризуются атомными массами. Они приведены в таблице элементов Менделеева Задание учителя: Произведите расчёты. Расчёт: M(CH 4 ) = = = 16 M(CCl 4 ) = ,5 4 = 154

Формы учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению знаний по химии Материализованная 1. Деятельность с материальными моделями 2. С графическим, табличным материалом 3. Со знаковыми моделями 4. Решение задач Интеллектуальная 1.Интерриоризация (переход внешней деятельности во внутренний план) 2.Экстерриоризация (переход мысли- тельной деятель- ности во внутрен- ний план) Материальная Деятельность с объектом изучения: 1. веществом; 2. химическими реакциями

При правильной организации учебно-познавательной деятельности школьник получает знания не в готовом виде через объяснение учителя, а созидает знания самостоятельно, на каждом уроке делает маленькие открытия для себя. Это ведёт к возникновению у него интереса к процессу познания предмета. Учащийся получает удовольствие от самостоятельных открытий При этом в мозгу синтезируется дофамин, который ответственен за работу мозга. Полноценная работа мозга обеспечивает снятие стрессов, характерных для объяснительного метода преподавания и напряжения механической памяти. Включение логической памяти способствует оздоровлению всего организма школьника

Примеры заданий разного уровня §25. Кислоты-окислители Задание 2. Серебро реагирует с горячей концентрированной серной кислотой. Напишите уравнение этой реакции. Составьте схему электронного баланса и расставьте коэффициенты. За счёт какого элемента окисляются неактивные металлы серной кислотой? Задание 6. На кальций подействовали серной кислотой средней концентрации. В результате получили смесь газов H 2 S, SO 2 и серу. Напишите уравнения всех реакций, которые произошли при этом. Задание 9. В концентрированный раствор азотной кислоты массой 180 г опустили кусочек меди. После окончания реакции оказалось, что массовая доля образовавшейся в растворе соли составила 40%. Какова масса меди, вступившей в реакцию?

Методический аппарат учебников ориентирован на самостоятельное созидание знаний учащимися на уроках Логическое изложение содержания способствует развитию мышления учащихся В содержании учебника познавательная деятельность учащихся организуется с помощью внутритекстовых заданий, что обеспечивает более эффективное изучение материала Изложение учебного материала увязывается с окружающей современного человека действительностью Дидактический материал учебника рассчитан на разные уровни изучения предмета. Он призван закрепить, углубить и развить знания учащихся, полученных при чтении текста Самостоятельное созидание знаний реализуется через познавательную деятельность учащихся, организованную учителем Учебник иллюстрирован цветными рисунками и фотографиями, способствующими более глубокому пониманию содержания предмета

Дидактические функции внутритекстовых заданий 1.Осуществление собственной деятельности учащегося при чтении текста. 2. Более ясное понимание прочитанного в результате осуществлённой деятельности. 3. Осуществление связи между порциями текста. 4. Предсказание новой информации. В тексте учебника учебно-познавательная деятельность задается внутритекстовыми заданиями

Дидактические принципы конструирования содержания учебного предмета Научность: а) соответствие учебного содержания современному научному знанию; б) соответствие научному мышлению.Научность: а) соответствие учебного содержания современному научному знанию; б) соответствие научному мышлению. Принцип историзма: а) соответствие учебного содержания логике познания; б) соответствие логики учебного материала методу познания окружающего мира человеческим сознанием. Принцип историзма: а) соответствие учебного содержания логике познания; б) соответствие логики учебного материала методу познания окружающего мира человеческим сознанием. Самостоятельное созидание знаний учащимся на уроке: а) соответствие логики учебного предмета законам человеческого мышления. Самостоятельное созидание знаний учащимся на уроке: а) соответствие логики учебного предмета законам человеческого мышления.

Принципы отбора материала учебного содержания 1. Содержание химического знания учебника даёт общее представление о реальности данной области, чтобы будущий гражданин имел правильные ориентиры. Содержание учебного материала раскрывает сущность встречающихся в жизни каждого человека веществ и процессов.

3. В содержании предмета должны формироваться все необходимые понятия, чтобы в учебнике отсутствовали «пробелы», которые заставляют ученика зубрить без понимания. «Пробелы» нарушают логику и препятствуют развитию умственных способностей детей. Следовательно, содержание учебного материала должно содержать необходимое число понятий и иметь достаточную глубину раскрытия. 2. Содержание предмета в учебнике способствует развитию заложенных в личности ребёнка безграничных возможностей. Для этого учебный материал подан в строгой логике.

I. Первоначальные понятия химии II. Кислород. Водород. Вода III. Важнейшие классы неорганических веществ IV. Периодическая система химических элементов. Строение атома 8 КЛАСС I. Группы химических элементов периодической системы II. Химическая связь III. Основные закономерности химических реакций IV. Типы химических реакций V. Подгруппа углерода VI. Органические соединения 9 КЛАСС

I. Введение в органическую химию II. Углеводороды III. Основы промышленной переработки IV. Галогенопроизводные V. Кислородсодержащие VI. Азотсодержащие VII. Углеводы VII. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты VIII. Высокомолекулярные вещества 10 КЛАСС

1.Химические опыты

2. Модели

3. Химические явления в окружающей среде и повседневной жизни человека

Тетради для лабораторных и контрольных работ содержат лабораторные работы демонстрационные и лабораторные опыты контрольные работы с анализом учителя

Тетради для лабораторных и контрольных работ

контрольные работы

Дидактические функции диагностики усвоения знаний школьниками 2. Выяснение учителем усвоения знаний конкретным учеником 3. Выяснение учителем усвоения знаний всеми учащимися класса 4. Определение учителем правильности своей учебной работы и принятие мер к исправлению недочётов 1. Осознание своих успехов учеником

Методические пособия нацеливают учителя на организацию познавательной деятельности школьников, в результате которой каждый ученик может сделать для себя маленькое открытие на уроке, продвинуться на шаг вперед. В данных пособиях учитель найдет все необходимое для уроков: сценарии уроков организацию химического эксперимента использование материальных моделей дидактический материал организацию наглядного и раздаточного материала методический подход к решению задач

Телефон/факс (495) (495) / 5/ 6 mnemozina.ru Издательство , Москва, ул. 6-ая Парковая, 29 б, Тел.: 367–67–81, , факс: (495) Наш сайт: Торговый дом «Мнемозина». Магазин «Мнемозина». Москва, ул. 6-ая Парковая, 29 б Тел.: