Новые подходы к целеполаганию и планированию обучения биологии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Акулов А.А. г.Пермь, Пермский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание и особенности преподавания биологии в рамках ФГОС.
Advertisements

«Требования к урокам по ФГОС» концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно.
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
Коркина О.Ю., учитель биологии КГБ СКОУ СКОШ 7 вида 4.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно.
ФГОС общего образования Стандарт – это норма, которой что-то или кто-то должен соответствовать. При сравнении результата со стандартом формулируется вывод.
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Урок окружающего мира в 1 классе «Какими бывают растения. Дерево,
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Биология Биология 5 – 11 классы 5 – 11 классы. Ориентация курса биологии на планируемые результаты обучения ПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕ Знаниевые.
любящий свой народ, свой край и свою Родину ; уважающий и принимающий ценности семьи и общества ; любознательный, активно и заинтересованно познающий.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Проектирование планируемых результатов ( на примере работы с текстом ) © Куединский РМЦ, 2012.
Транксрипт:

Новые подходы к целеполаганию и планированию обучения биологии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Акулов А.А. г.Пермь, Пермский краевой центр развития образования

Системообразующим элементом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) являются результаты образования в виде всестороннего развития личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий для познания и освоения окружающего мира. Предметные результаты обучения должны быть представлены опытом специфической предметной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Метапредметные результаты составляют освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями и составляющими основу умения учиться. Личностные результаты заключаются в готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностных установках.

Требования ФГОС к результатам обучения предмету «Биология» (примерная программа для основной школы) Предметные результаты систематизированы по сферам деятельности (познавательной или интеллектуальной, ценностно- ориентационной, трудовой, физической, эстетической). Метапредметные результаты представлены в виде требований к овладению обучающимися элементами исследовательской и проектной деятельности, умению работать с разными источниками биологической информации, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью. Личностные результаты заключаются в сформированности познавательных интересов и мотивов, знании основных принципов и правил отношения к живой природе, реализация установок здорового образа жизни.

Новые требования к результатам предметного обучения по трем уровням (предметные, метапредметные, личностные) должны обеспечиваться новыми подходами к формулировке целей и задач каждого урока. Например, цели урока по теме «Основные свойства живой природы» учебника Н.Д.Андреевой (Биология классы), могут заключаться в выделении существенных признаков понятия «жизнь» и уровней организации живого (предметный уровень), совершенствовании умений обучающихся выделять проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям (метапредметный уровень), развитии познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы (личностный уровень).

Соответственно поставленным целям подбираются и формулируются задачи урока. Предметные: определить отличительные признаки живых организмов путем заполнения сравнительной таблицы, привести доказательства специфических особенностей субстрата жизни, объяснить место и роль биологии в системе естественных наук, привести примеры последствий деятельности человека на разные уровни организации живого. Метапредметные задачи: объяснить проблемность определения понятия «жизнь», найти в тексте учебника доказательства того, что организм человека является открытой системой, представить уровни организации живого графически (диаграмма, схема, рисунок). Личностные: объяснить взаимосвязь здорового образа жизни с уровневой организацией живого, привести примеры использования объектов живой природы в эстетических целях.

В данном примере не приводится полная возможная формулировка предметных задач по интеллектуальной, ценностно- ориентационной, трудовой, физической и эстетической сферам деятельности в связи с очевидным дефицитом учебного времени в объеме урока. Приведенный пример иллюстрирует основную проблему освоения стандарта, обусловленную отсутствием методических рекомендаций по планированию урока в соответствии с новыми требованиями к результатам предметного образования.

В содержание ФГОС включено новое понятие – учебная ситуация (особая единица учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия по его преобразованию). Это могут быть действия по описанию, классификации, формулировке с последующим обсуждением результатов и их сравнением с контрольным (правильным) вариантом. Такая деятельность в максимальной степени обеспечивает запоминание учебного материала. Перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы предъявления ярких примеров, противоречивых фактов или теорий, сравнения житейских (бытовых) и научных представлений, фактов.

Учебной ситуацией может стать задание составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу, выполнить практическую работу, объяснить содержание прочитанного текста товарищу или всему классу. Особенно эффективны в этом отношении компетентностно-ориентированные задания. Развитие ключевых компетентностей предполагает выполнение учащимися на уроках заданий, развивающих умения решать проблемы, использовать собственный опыт, заниматься самообразованием, добывать нужную информацию, работать с различными базами данных, формулировать и отстаивать собственное мнение, понимать позицию других людей, сотрудничать, оценивать поступки, вредные привычки.

Структура компетентностно-ориентированного задания включает: стимул (краткое описание проблемной ситуации); задачную формулировку (проблемный вопрос); источник информации (текст, рисунок, график, таблица); бланк для выполнения задания (при заранее структурированном ответе); инструмент проверки (перечень вероятных вариантов ответов, ключ- эталон результата выполнения задания закрытого типа).

Модельный ответ для открытых вопросов обычно состоит из следующих элементов: пример формулировки правильного ответа; другие формулировки правильного ответа; примеры ответов, которые частично верны; оценочные баллы (указание количества баллов за верный или частично верный ответ).

Критерии оценки для стимула: 1.Практическая ситуация: Не смоделирована практическая ситуация - 0 баллов. Моделируется практическая ситуация на уроке - 1 балл. Моделируется внеурочная практическая ситуация - 2 балла. 2.Объём стимула: Более трёх предложений или три сложных предложения: 0 баллов. Три простых предложения: 1 балл. 1-2 простых предложения: 2 балла. 3.Уровень новизны, интереса стимула: Стимул мотивирует ребёнка на выполнение задания: 1 балл 4.Личностное обращение: Формулировка задания не использует личностного обращения к ребёнку: 0 баллов. Задание переформулировано на личностное обращение к ребёнку: 1 балл.

Морской древоточец Район обитания - умеренные субтропические и тропические зоны Мирового океана. В холодных морях и пресных водах эти моллюски не встречаются. Еще 200 и боле лет назад у кораблей военного флота днища обшивались медными листами. Медь предохраняла от морских древоточцев и от обрастания. Позже появились краски, содержащие отпугивающие и ядовитые вещества. Смертельной средой для морских древоточцев являются трудновымываемые растворы медных солей. Бланк для выполнения задания. Для того, чтобы защитить днище яхты, необходимо : 1…..; 2…….; 3……..

Модельный ответ: 1.Использовать яхту в холодных водах и пресных водоемах. 2.Обшить днище яхты медными листами. 3.Обработать яхту красками, содержащими отпугивающие и ядовитые вещества или протравить древесину солями меди. Указаны все три способа защиты -3 балла; два - 2 балла; один - 1 балл. Максимальное количество баллов 3 (оценка «отлично»).

Задание по разделу «Растения, 6 кл.» Хризантема – растение короткого дня. Поэтому цветение у нее обычно индуцируется длинными темными периодами (от 8,5 ч. – 13,5 ч.) Интенсивность цветения оценивали особым индексом (от 1 до 8). По данным, представленным в таблице, постройте график зависимости интенсивности цветения хризантемы от длины светового дня.

Индекс цветения Длина темного периода Индекс цветения Длина темного периода 0,07, 55,513,8 2,68,54,414 4,09,54,014,5 5,0122,515 6,013,50,015,5

Модельный ответ

ye_materialy/spravochnye_materialy_ po_biologii/kompetentnostno edusite.ru/p211aa1.html marc/task,view/id,327706/Itemid,55/