Перспективы развития топливно-энергетического комплекса Статс-секретарь – заместитель Министра энергетики Российской Федерации Ю.П. Сентюрин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Директор Департамента угольной и торфяной промышленности К.Ю. Алексеев.
Advertisements

Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
ПРОЕКТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ на период до 2035 года 21 апреля 2014 г. Москва.
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Основные отрасли топливно- энергетического комплекса Казахстана Презентация по экономике Казахстана.
{ Дальний Восток Проблемы и пути их решения Работу выполнила ученица 9 класса Лычкова Катя.
1 ФГУП «ЗапСибНИИГГ» Влияние сырьевой и ресурсной базы недр (нефть) на величину национального богатства Российской Федерации.
Перспективы развития энергетики Украины до 2030 года
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
Лекция 3. Сопутствующие углю георесурсы, их промышленное и хозяйственное использование. Преподаватель кафедры месторождений полезных ископаемых Рыбин Илья.
Июнь 2009 Роль государства в развитии нефтегазового комплекса заместитель Министра энергетики Российской Федерации С.И. Кудряшов.
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Опыт стратегического планирования в энергетике России в гг. Бушуев В.В. д.т.н., проф., Генеральный директор ЗАО «ГУ Институт энергетической стратегии»
Стратегия развития Дальнего Востока России: итоги реализации и формирование особых условий Заместитель полномочного представителя Президента Российской.
Роль государствa в развитии топливно-энергетического комплекса России Подготовил Презентацию: Исмаилов Фарид ЭЭ-406.
Нормативно-правовая база, регулирующая использование в Беларуси местных топливно-энергетических ресурсов.
Транксрипт:

Перспективы развития топливно-энергетического комплекса Статс-секретарь – заместитель Министра энергетики Российской Федерации Ю.П. Сентюрин

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА На 1 января 2012 года общая установленная мощность энергосистемы Российской Федерации составила ,8 МВт, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 4817,3 МВт за счет строительства новых энергообъектов и модернизации действующих мощностей. На долю тепловых электростанций приходилось около 68,4%, гидравли­ческих- 20,4%, атомных - около 11% энергетического потенциала. 1 Техническое состояние основного оборудования Значительная часть генерирующего оборудования электростанций выработала установленный ресурс и должна быть заменена в ближайшие 20 лет. Высокая степень изношенности генерирующего оборудования электростанций ведет к снижению надежности и эффективности его работы. Текущий уровень износа электросетевого оборудования в среднем составляет 30 лет и более; 50% сетевого комплекса выработало нормативный срок эксплуатации. Высокая степень изношенности электросетевого оборудования также не способствует надежности энергоснабжения потребителей и энергоэффективности (потери электроэнергии в ЕНЭС России составляют 5%, в мире – 3,7%; в распределительных сетях России – 8,68%).

2 Наибольший объем вводов ГЭС намечается в ОЭС Сибири, где планируется завершение строительства Богучанской ГЭС (6 х 333 МВт в 2012 году и 3 х 333 МВт в 2013.ходу, с достижением проектной установленной мощности 3000 МВт в 2013 году). Приоритетным направлением технической политики в электроэнергетике России является применение парогазовых технологий при техническом перевооружении существующих и строительстве новых электростанций, а также создание оборудования, работающего на угле, с суперсверхкритическими параметрами острого пара. Развитие возобновляемых источников энергии предусматривается в основном за счет строительства ветровых электростанций: с высокой вероятностью реализации – Дальневосточной ВЭС на о-ве Русском (23 МВт) в ОЭС Востока и прочих вводов – ветропарка «Нижняя Волга» (500 МВт) в ОЭС Юга. Также планируется строительство приливной Северной ПЭС (12 МВт) в ОЭС Северо-Запада и малых ГЭС в ОЭС Юга (суммарной мощностью 50,4 МВт до 2017 года) и в ОЭС Сибири (24 МВт). При реализации запланированной программы развития генерирующих мощностей в полном объеме установленная мощность электростанций ЕЭС России возрастет к 2017 году на 37 млн. кВт (16,7%) и составит 258,6 млн. кВт.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ 3 По поручению Правительства Российской Федерации Минэнерго России совместно с ОАО «Энергетический институт имени Г.М. Кржижановского», а также в соавторстве с другими научно-исследовательскими институтами в области энергетики и экономики разрабатывает комплексную программу модернизации электроэнергетики до 2020 года. Программа предусматривает кардинальное обновление электроэнергетики на базе отечественного и мирового опыта, преодоление нарастающего технологического отставания, морального и физического старения основных фондов, повышение надежности энергоснабжения и энергетической безопасности страны и на этой основе – снижение темпов роста тарифов на электрическую и тепловую энергию. На предприятия энергетического машиностроения возложена задача обеспечения объектов энергетики надежным, высокотехнологичным, энергоэффективным оборудованием. Основные направления программы «Модернизация тепловых электростанций на период до 2020 года»; «Модернизация гидроэнергетического комплекса на период до 2020 года»; «Модернизация атомных электростанций на период до 2020 года»; «Развитие возобновляемых источников энергии на период до 2020 года»; «Модернизация электросетевого комплекса на период до 2020 года»; «Разработка и освоение инновационных технологий и оборудования для модернизации электроэнергетики». В программу модернизации заложен принцип унификации и типизации, в том числе унификации мощностного ряда оборудования, технологических решений и комплектации, типизация проектных решений.

4 НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС Природный и попутный нефтяной газ является в настоящее время основным источником обеспечения внутренних потребностей страны в первичных энергоресурсах. Одним из основных достижений деятельности как Минэнерго России, так и непосредственно нефтяных компаний является то, что нефтяная отрасль по итогам деятельности в 2011 году (так же, как и в последние несколько лет) демонстрирует поступательный рост добычи нефтяного сырья, достигнув уровня 511,2 млн. т. В сравнении с 2010 годом рост добычи нефти составил 6,1 млн. т (+1,2%). Другим важным достижением является рост объемов переработки нефти. Согласно данным отраслевой отчётности, переработка нефтяного сырья на территории Российской Федерации в 2011 году увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 7,6 млн. т (+3,1 %), достигнув уровня 256,4 млн. т.

ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА 5 ФАКТПРОГНОЗ + 6,1 млн т (+1,2%)

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ В 2011 году окончательно сформирована система программных документов: Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Россий­ской Федерации от р); Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года (утверждена приказом Минэнерго России от ); Генеральная схема развития газовой отрасли до 2030 года (утверждена приказом Минэнерго России от ); Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности до 2020 года; Долгосрочная программа развития угольной промышленности до 2030 года; Программа комплексного освоения месторождений углеводородного сырья ЯНАО и севера Красноярского края (утверждена приказом Минэнерго России от ); Комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на п-ве Ямал (утвержден распоря­жением Правительства Российской Федерации от 11.10, р). 6

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА СНИЖЕНИЕ ПОШЛИНЫ Система ВЫРАВНИ- ВАНИЕ ПОШЛИНЫ НЕФТЬ НЕФТЕПРОДУКТЫ Действующий процент

8 С целью перспективного динамичного развития нефтегазового комплекса Российской Федерации, по мнению Минэнерго России, необходимо обеспечить реализацию следующих задач, заложенных в том числе в программных документах ТЭК: 1. Выработка единого системного подхода по определению мер налогового и таможенно-тарифного регулирования для новых месторождений, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, позволяющего учитывать как интересы государства, так и интересы недропользователей. 2. Мониторинг исполнения и ежегодная корректировка показателей Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года с целью выполнения поставленных основных задач, среди которых: - стабилизация ежегодной добычи нефти в период до 2020 года на уровне 505 млн т; - определение оптимального налогового режима в добыче нефти, обеспечивающего максимальные налоговые поступления и максимальную стоимость отрасли для страны при приемлемой сложности администрирования режима; - сохранение объемов нефтепереработки на текущем уровне млн т при увеличении глубины переработки до 85% в 2020 году для обеспечения максимального вклада нефтепереработки в экономику страны; - завершение текущих диверсификационных проектов и реализация проектов по подключению новых центров добычи, обеспечивающих гибкую и устойчивую к смене рынков инфраструктуру, хеджирующих страновые транзитные риски. 3. Мониторинг исполнения и ежегодная корректировка показателей Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030 года с целью выполнения поставленных основных задач, среди которых: - географическая и продуктовая диверсификация поставок российского газа путем создания новых транспортных коридоров, направленных на рынки Азиатского-Тихоокеанского региона, и развития СПГ- проектов; - доведение затрат на производство и доставку газа на традиционные и потенциальные рынки до уровня конкурентной цены, в первую очередь за счет улучшения показателей транспортировки и логистики поставок; - приоритетное обеспечение газом потребителей внутреннего рынка; - максимально эффективное использование всех ценных компонентов добываемого углеводородного сырья

17 УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 9 Угольная отрасль России сегодня на 100% представлена частными компаниями, которые эффективно работают, обеспечивая высокую прибыль и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Производственная мощность угледобывающих предприятий отрасли за годы выросла почти на 40%. В 2011 году достигнут наивысший показатель добычи угля в постсоветской России – 336,1 млн т, что на 4% больше уровня 2010 года. Суммарная поставка российского угля потребителям в 2011 году составила 305,1 млн т (+2,9% к 2010 году). Сальдированный финансовый результат в целом по отрасли превысил в 2011 году 120 млрд рублей. На внутреннем рынке за годы поставки снижались в среднем на 0,8% в год, и его емкость (с импортом) в 2011 году составила 215 млн т. Импорт угля в Россию, особенно коксующихся углей, имеет повышательный тренд. В 2011 году импортировано 2,6 млн т коксующихся углей, против 175 тыс. т в 2000 году. Динамично развивающимся сегментом рынка угля является экспорт – его объем достиг в 2011 году 120 млн т. Расширяется география экспортных поставок за счет Китая, а в 2011 году – и Индии.

17 НАРАЩИВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА 10 Наиболее перспективными с точки зрения наращивания производственного потенциала становятся районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе Республика Тыва (Улуг-Хемский угольный бассейн, включающий Элегестское, Межэгейское, Каа-Хемское, Чаданское и другие месторождения), Республика Саха (Якутия) (Эльгинское, Чульмаканское и др.) и Забайкальский край (Апсатское месторождение). Одновременно в Кузбассе продолжают осваиваться перспективные месторождения Ерунаковского угленосного района, а также ведется или предполагается новое строительство на Караканском, Менчерепском, Жерновском, Уропско-Караканском, Новоказанском, Солоновском месторождениях. В Республике Коми намечено новое строительство на Усинском месторождении. Начался процесс создания производств с высокой добавленной стоимостью продукции. Первый в этом ряду – проект «Караканский энергоугольный кластер», намеченный к реализации в 2015 году. Уже в 2011 году на разрезе «Караканский-Западный» за первый год после ввода в эксплуатацию добыто около 3 млн т угля.

17 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 11 В январе 2012 года Правительство Российской Федерации утвердило разработанную Минэнерго России дол­госрочную Программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Документ состоит из восьми подпрограмм и учитывает мероприятия действующих федеральных целевых программ, отраслевых стратегий и уже принятые решения правительства в отношении угольной отрасли. Объем бюджетных средств на реализацию программы составляет менее 9% от общего объема ее финансирования (251,8 млрд из 3,7 трлн рублей), таким образом, планируется выйти на новый уровень государственно-частного партнерства. Долгосрочная программа развития угольной отрасли на период до 2030 года направлена на развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование: развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля и освоение новых угольных месторождений; завершение реструктуризации угольной промышленности; развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля; технологическое развитие отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров; обеспечение промышленной и экологической безопасности, охраны труда в угольной отрасли; развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний; совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности. В основе программы – оценка перспектив спроса на российский уголь, исходя из прогнозируемой конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков. Как ожидается, внутри России спрос на уголь вырастет с 184 млн т в 2010 году до 220 млн т в 2030 году, на вне­шнем рынке – с 115 до 170 млн т.

17 ЭКСПОРТ УГЛЯ 12 В целом потоки угольной продукции будут переориентированы с западного на восточное направление. Прогнозируемые объемы экспорта до 170 млн т к 2030 году подтверждаются проектами развития портовых мощностей, предусмотренными в ФЦП «Развитие транспортной системы России» и транспортной стратегии. Пропускная способность российских портов будет наращиваться по всем направлениям. Преимущественное развитие получат порты Дальнего Востока, угольные терминалы которых будут способны к 2030 году пропускать до 70 млн т экспортного угля в страны АТР. Серьезной проблемой остается финансирование масштабного развития железнодорожной инфраструктуры. По информации Минтранса России, на развитие транспортной инфраструктуры общего пользования, в том числе на усиление подходов к портам, требуется затратить около 1,8 трлн рублей. К сожалению, сегодня узкие места и лимитирующие участки в пропускной способности Транссиба и БАМа серьезно ограничивают не только экспортный потенциал отрасли, но и сдерживают производство качественной угольной продукции, прежде всего в Кузбассе. Минтранс России и Минэнерго России совместно наметили основные меры по расшивке узких мест. В их числе: развитие Байкало-Амурской магистрали; строительство железной дороги к Элегестскому угольному месторождению; увеличение пропускной способности железных дорог на полигоне Кузбасс - Урал - порты Балтийского, Баренцева, Японского морей и Азово-Черноморского бассейна; увеличение пропускной способности на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля; развитие направления Междуреченск - Абакан - Тайшет; развитие промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе.

Статс-секретарь – заместитель Министра энергетики Российской Федерации Ю.П. Сентюрин Перспективы развития топливно-энергетического комплекса