Тема 8. Характеристика ошибок, возникающих при сборе данных ЦЕЛЬ: ознакомить слушателей с типами ошибок, возникающих при сборе и обработке данных и путями.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение товара Направления изучения товара Оценка конкурентоспособности товара; Оценка конкурентоспособности товара; Оценка перспектив товара с точки.
Advertisements

1 Понятия выборочного исследования Генеральная совокупность – вся социальная группа, про которую необходимо собрать информацию. В большинстве случаев «генеральная.
СТАТИСТИКА Громова Т.В. ст. преподаватель Кафедра менеджмента ИСГТ НТБ.
Тема 11. Подготовка отчета о результатах маркетингового исследования ЦЕЛЬ: ознакомить слушателей с правилами разработки и презентации заказчику отчета.
Тема 4. Общая характеристика процесса маркетинговых исследований ЦЕЛЬ: ознакомить слушателей с процессом маркетинговых исследований ЗАДАЧИ: - изучить последовательность.
Лекция 7 Формализация и измерение исторических явлений. Продолжение. Ошибки и погрешности измерения исторических явлений.
Маркетинговые исследования План маркетингового исследования.
Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских.
Введение Список литературы Бахвалов Н.С., Лапин А.В., Чижонков Е.В. Численные методы в задачах и упражнениях. – М.: Высшая школа, Копченова Н.В.,
1. Сущность выборочного наблюдения, причины и условия его применения. 2. Теоретические основы выборочного наблюдения. Виды и способы отбора единиц в выборочную.
КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Выполнила: Мусаева Аида Хайдарова Тамина Группа РдиГБ-342.
В ЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. Под выборочным наблюдением понимается такое несплошное наблюдение, при котором статистическому обследованию (наблюдению ) подвергаются.
Основы построения телекоммуникационных систем и сетей Лекция 15 «Методы прогнозирования» профессор Соколов Н.А.
Методы сбора маркетинговой информации. Маркетинговая информация – это знания, сведения, данные о каком-либо объекте, событии, процессе или явлении, необходимые.
Основы маркетинга в сфере сервиса Г.Л.Овсянникова - доцент, к.э.н. кафедра СТЭА ВГУЭС.
Лекция 6 Методы сбора первичной информации. Классификация методов сбора первичной информации Опрос Наблюдение Измерение Эксперимент Счет.
Методы опроса в социологии Метод опроса Анкетирование и его виды Интервью и его виды.
Курс математической статистики Лекционный материал Преподаватель – В.Н. Бондаренко.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
Транксрипт:

Тема 8. Характеристика ошибок, возникающих при сборе данных ЦЕЛЬ: ознакомить слушателей с типами ошибок, возникающих при сборе и обработке данных и путями их локализации ЗАДАЧИ: - изучить классификацию ошибок, возникающих при сборе и обработке данных; - рассмотреть характеристику ошибок, возникающих при сборе и обработке данных и причины их возникновения; - исследовать методы локализации ошибок. Изучив тему, слушатели должны ЗНАТЬ: характеристику и причины возникновения ошибок, возникающих при сборе и обработке данных;характеристику и причины возникновения ошибок, возникающих при сборе и обработке данных; виды ошибок;виды ошибок; способы локализации ошибок.способы локализации ошибок. Изучив тему, слушатели должны УМЕТЬ: выявлять ошибки, возникающие при сборе и обработки данных;выявлять ошибки, возникающие при сборе и обработки данных; принимать меры к их минимизации;принимать меры к их минимизации; применять способы локализации ошибок.применять способы локализации ошибок.

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: классификация ошибок сбора и обработки данных Ошибки сбора и обработки данных по Г.А. Черчиллю: I. Суммарная ошибка 1. Ошибка в выборке 2. Систематическая ошибка (случайная и неслучайная) 2.1.Ошибка наблюдения Ошибка сбора данных Ошибка обработки данных 2.2. Ошибка ненаблюдения Ошибка неохвата; Ошибка перебора; Ошибка неполучения данных отсутствие респондента; отсутствие респондента; отказ от интервью отказ от интервью

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: классификация ошибок сбора и обработки данных Ошибки сбора и обработки данных по н.к. Малхотре : Общая ошибка 1. Ошибка выборки 2. Систематическая ошибка 2.1.Ошибка наблюдения Ошибка исследователя ошибка замены информации; ошибка замены информации; ошибка измерения; ошибка измерения; ошибка определения генеральной совокупности; ошибка определения генеральной совокупности; ошибка модели выборки; ошибка модели выборки; ошибка обработки данных ошибка обработки данных Ошибка интервьюера ошибка выбора респондента; ошибка выбора респондента; ошибка опроса; ошибка опроса; ошибка записи; ошибка записи; ошибка обмана ошибка обмана Ошибка респондента ошибка неспособности; ошибка неспособности; ошибка нежелания ошибка нежелания 2.2. Ошибка ненаблюдения

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: классификация ошибок сбора и обработки данных Ошибки сбора и обработки данных по Д. Аакеру : Общая ошибка 1. Ошибка выборки 2. Ошибки не связанные с формированием выборки 2.1. Ошибки проекта исследования ошибка отбора; ошибка отбора; ошибка определения единиц совокупности; ошибка определения единиц совокупности; ошибка определения основы выборки; ошибка определения основы выборки; ошибка подмены информации; ошибка подмены информации; ошибка измерения; ошибка измерения; ошибка эксперимента ошибка эксперимента 2.2.Ошибка проведения исследования ошибка задавания вопроса; ошибка задавания вопроса; ошибка записи; ошибка записи; ошибка вмешательства ошибка вмешательства 2.3. Ошибки, связанные с ответом преднамеренные ошибки данных; непреднамеренные ошибки данных 2.4. Ошибки, связанные с неполучением данных не удалось установить контакт с некоторыми представителями выборки; не удалось установить контакт с некоторыми представителями выборки; неполные ответы неполные ответы

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: классификация ошибок сбора и обработки данных Ошибки сбора и обработки данных по Е.П. Голубкову: 1. Ошибка выборки 2. Вневыборочные ошибки 2.1.Ошибки, из-за того, что не все респонденты дали ответы 2.2. Ошибки сбора данных 2.3. Ошибки обращения с полученными данными 2.4. Ошибки анализа полученных данных 2.5. Ошибки интерпретации полученных данных Вневыборочные ошибки 1. Преднамеренные 1.1. Интервьюера (ошибки, специально допущенные при сборе данных) 1.2. Респондента (фальсификация ответа или нежелание отвечать) 2. Непреднамеренные 2. Непреднамеренные 2.1.Интервьюера (неправильное понимание отдельных аспектов сбора данных, усталость) 2.2.Респондента (заблуждение, непонимание вопроса, инструкций по заполнению анкеты, недостаток внимания, отсутствие мотивации, желание сократить время на ответ, усталость)

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: краткая характеристика видов ошибок 1. Общая (суммарная) ошибка – это отклонение истинного среднего значения величины интересующей исследователя переменной в генеральной совокупности от наблюдаемого среднего значения величины, полученного в результате проведенного маркетингового исследования. 2. Ошибка выборки – это отклонение истинного среднего значения величины для генеральной совокупности от истинного среднего значения величины для исходной выборки. 3. Систематические (невыборочные) ошибки могут возникнуть из-за целого комплекса проблем, например, ошибок, которые допустил исследователь или интервьюер, неточностей ответов респондентов, концептуальных или логических ошибок, отклонений в процессе редактирования, кодирования, классификации и анализа данных. 4. Случайные ошибки дают оценки отличные от истинного значения и приводят к отклонениям в большую или меньшую сторону. 5. Неслучайные ошибки приводят к односторонним отклонениям от истинного значения и таким образом смещают выборочное значение относительно параметра генеральной совокупности.

6. Ошибки ненаблюдения возникают, если от некоторых респондентов, вошедших в выборку, невозможно получить ответ из-за отказа участвовать в интервью (неудачные попытки установить контакт с представителями выборки), отсутствия респондента дома или в другом месте сбора данных. Кроме того, представители выборки могут дать неполные ответы или отказаться отвечать вообще на некоторые вопросы. 7. Ошибка неохвата возникает вследствие того, что отдельные части или целые блоки генеральной совокупности не были включены в основу выборки. Характеристики ошибок неохвата они относятся к систематическим ошибкам и не входят в стандартные статистические зависимости; они относятся к систематическим ошибкам и не входят в стандартные статистические зависимости; чаще всего их нельзя устранить путем наращивания объема выборки; чаще всего их нельзя устранить путем наращивания объема выборки; их величина может быть существенной и привести к смещению выборочной оценки; их величина может быть существенной и привести к смещению выборочной оценки; их величину можно уменьшить с помощью специальных мер, но полностью устранить невозможно. их величину можно уменьшить с помощью специальных мер, но полностью устранить невозможно. 8. Ошибка перебора возникает вследствие возникновения повторов в основе выборки. Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: краткая характеристика видов ошибок

9. Ошибка неполучения данных возникает из-за отсутствия информации о некоторых элементах, которые должны были войти в выборку Способы снижения ошибки неполучения данных определение показателя доли ответивших. Этот показатель определяется как отношение количества интервью с респондентами к количеству приемлемых респондентов в выборке. определение показателя доли ответивших. Этот показатель определяется как отношение количества интервью с респондентами к количеству приемлемых респондентов в выборке. снизить эту ошибку позволяют модифицированные попытки контакта. Для оценки того, как интервьюеры используют этот способ для локализации ошибок, определяют долю контактов, то есть отношение количества установленных контактов с элементами выборки к общему количеству приемлемых элементов выборки. снизить эту ошибку позволяют модифицированные попытки контакта. Для оценки того, как интервьюеры используют этот способ для локализации ошибок, определяют долю контактов, то есть отношение количества установленных контактов с элементами выборки к общему количеству приемлемых элементов выборки.

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: краткая характеристика видов ошибок увеличивать долю первичных контактов за счет улучшения условий опроса, высокая квалификация интервьюеров способствуют увеличению доли ответивших; увеличивать долю первичных контактов за счет улучшения условий опроса, высокая квалификация интервьюеров способствуют увеличению доли ответивших; экстраполяция полученной информации. Использование этой стратегии предполагает проведение корректировки данных путем определения скорректированной величины количественного признака по формуле: экстраполяция полученной информации. Использование этой стратегии предполагает проведение корректировки данных путем определения скорректированной величины количественного признака по формуле: - скорректированная величина количественного признака; - доля лиц выборочной совокупности, давших ответ; - средний уровень количественного признака ответивших респондентов; - доля лиц выборочной совокупности, не давших ответ; - средний уровень количественного признака не ответивших респондентов

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: краткая характеристика видов ошибок Для проведения экстраполяции можно применять и другой способ: отслеживается количество ответивших на первый, второй, третий запрос. По этим данным определяется среднее значение количественного признака и производится сравнение подмножеств, позволяющее установить, приводит ли ошибка неполучения ответа к статистически значимым последствиям. Если таких последствий нет, то среднее значение количественного признака для ответивших и не ответивших считается одинаковым. В противном случае появляется необходимость в экстраполяции данных. Для проведения экстраполяции можно применять и другой способ: отслеживается количество ответивших на первый, второй, третий запрос. По этим данным определяется среднее значение количественного признака и производится сравнение подмножеств, позволяющее установить, приводит ли ошибка неполучения ответа к статистически значимым последствиям. Если таких последствий нет, то среднее значение количественного признака для ответивших и не ответивших считается одинаковым. В противном случае появляется необходимость в экстраполяции данных. опыт, накопленный в предыдущих исследованиях, может уменьшить ошибку неполучения данных. опыт, накопленный в предыдущих исследованиях, может уменьшить ошибку неполучения данных.

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: краткая характеристика видов ошибок 10. Ошибка частичного неполучения данных возникает из-за того, что респонденты соглашаются участвовать в опросе, но отвечают не на все вопросы. 11. Преднамеренные ошибки возникают в случае сознательного нарушения инструкций интервьюером, а так же из-за фальсификации данных респондентом или его отказом участвовать в опросе. 12. Непреднамеренные ошибки являются следствием неправильного понимания интервьюером или респондентом отдельных аспектов сбора данных, инструкций, недостатка внимания, усталости и прочих факторов. 13. Ошибки наблюдения возникает, когда респонденты дают неточные ответы, их ответы неправильно зафиксированы или проанализированы.

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: типы ошибок наблюдения Источник ошибки наблюдения Характеристика ошибки наблюдения Ошибки исследователя объясняются недочетами, допущенными на этапе разработки проекта Ошибка замены информации (ошибка подмены информации) определяется как отклонение информации, необходимой для решения проблемы, от информации, найденной исследователем. Для ее локализации необходимо четко определять проблему, цели и задачи исследования, грамотно формулировать гипотезы и определять виды информации, необходимой для прояснения проблемы, а так же источники их получения. Ошибка измерения (ошибка техники измерения) представляет собой отклонение информации, необходимой исследователю, от информации, полученной в результате используемого им процесса измерения. Эта ошибка может появиться на любой стадии процесса измерения, от стадии разработки инструмента исследования до стадии анализа данных и интерпретации результатов.

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: типы ошибок наблюдения Источник ошибки наблюдения Характеристика ошибки наблюдения Ошибки исследователя объясняются недочетами, допущенными на этапе разработки проекта Ошибка определения генеральной совокупности (ошибка основы выборки) – это отклонение размеров генеральной совокупности, имеющей отношение к проблеме, от генеральной совокупности, определенной исследователем. Эта ошибка возникает из-за неточного определения генеральной совокупности и основы выборки. Ошибку модели выборки (ошибка отбора) можно определить как отклонение совокупности опрашиваемых, определенной исследователем, от совокупности, предлагаемой используемым выборочным методом. Часто такая ошибка возникает в случае использования нерепрезентативных выборок.

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: типы ошибок наблюдения Источник ошибки наблюдения Характеристика ошибки наблюдения Ошибки исследователя объясняются недочетами, допущенными на этапе разработки проекта Ошибка определения единиц совокупности возникает, если выбираются не те представители совокупности, которые должны служить источником данных для конкретного исследовательского проекта. Ошибка эксперимента обусловлена некорректной разработкой эксперимента. Ошибка обработки данных (ошибка анализа данных) включает ошибки, возникающие в процессе обработки данных из анкеты и превращения их в результаты исследования. Она может появиться на этапе кодирования, редактирования, анализа и интерпретации данных.

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: типы ошибок наблюдения Источник ошибки наблюдения Характеристика ошибки наблюдения Ошибки интервьюера (ошибки проведения исследования) возникают в процессе взаимодействия интервьюера и респондента Ошибка выбора респондента возникает, когда интервьюеры выбирают не тех респондентов, которые определены структурой выборки и которые не соответствуют ей. Ошибка вопроса (ошибка задавания вопроса) возникают при опросе респондентов, когда необходимо получить больше информации. Интервьюер при этом не придерживается терминологии анкеты, быстро задает вопросы, дает разъяснения, подталкивающие к ответу и т. д. Ошибка обмана (вмешательства, фальсификации) – возникает в процессе частичной или полной подтасовки данных интервьюером, а так же вмешательства интервьюера в процедуру сбора данных. Ошибка записи возникает из-за неправильного восприятия ответа интервьюером, неверной интерпретации ответа и его записи (нейтральный ответ заменяется положительным).

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: типы ошибок наблюдения Источник ошибки наблюдения Характеристика ошибки наблюдения Ошибки респондентов возникают, если респондент преднамеренно или неосознанно дает несоответствующие действительности ответы на вопросы анкеты. Это происходит, если респондент неправильно понимает вопрос, не желает отвечать или безразличен к исследованию. Ошибка неспособности (ошибка пропуска) является следствием неспособности респондента дать точные ответы из-за плохой осведомленности, усталости, скуки, забывчивости, формы или содержания вопроса и т.д. Ошибка нежелания (ошибка свидетельства) связана с нежеланием респондента дать точную информацию из-за стремления предоставить социально приемлемый ответ, избежать смущения или понравиться интервьюеру.

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: требования к сбору данных Часто различные ошибки возникают из-за некачественных первичных данных. Поэтому для минимизации ошибок необходимо соблюдать ряд требований, которые позволят получить первичные данные удовлетворительного качества: Часто различные ошибки возникают из-за некачественных первичных данных. Поэтому для минимизации ошибок необходимо соблюдать ряд требований, которые позволят получить первичные данные удовлетворительного качества: корректное определение генеральной совокупности; корректное определение генеральной совокупности; обеспечение репрезентативности выборки по отношению к генеральной совокупности; обеспечение репрезентативности выборки по отношению к генеральной совокупности; наличие возможностей для сотрудничества именно с теми респондентами, которые были отобраны для опроса; наличие возможностей для сотрудничества именно с теми респондентами, которые были отобраны для опроса; готовность респондента к сотрудничеству; готовность респондента к сотрудничеству; наличие необходимых навыков и знаний у интервьюеров для понимания и записи ответов респондента. наличие необходимых навыков и знаний у интервьюеров для понимания и записи ответов респондента.

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: методы снижения различных типов ошибок Тип ошибки Метод снижения ошибки Ошибка неохвата Улучшение качества основы выборки (выборочная проверка репрезентативности, обновление списков генеральной совокупности, набор номеров, отобранных случайно при телефонном опросе, составление списков на основе разных источников информации); Улучшение качества основы выборки (выборочная проверка репрезентативности, обновление списков генеральной совокупности, набор номеров, отобранных случайно при телефонном опросе, составление списков на основе разных источников информации); Формировать выборку так, чтобы уменьшить ее охват, например, отбросить все неприемлемые элементы; Формировать выборку так, чтобы уменьшить ее охват, например, отбросить все неприемлемые элементы; Произвести коррекцию результатов введением весовых коэффициентов на уровне подмножеств. Произвести коррекцию результатов введением весовых коэффициентов на уровне подмножеств.

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: методы снижения различных типов ошибок Тип ошибки Метод снижения ошибки Неполучение данных из-за отказа респондента от интервью Попытка убедить респондента в важности опроса и значимости мнения именно данного респондента; Попытка убедить респондента в важности опроса и значимости мнения именно данного респондента; Точное описание целей исследования с указанием на то, что ответы крайне важны для прояснения этих целей; Точное описание целей исследования с указанием на то, что ответы крайне важны для прояснения этих целей; Заблаговременное извещение об опросе и гарантия анонимности; Заблаговременное извещение об опросе и гарантия анонимности; Вознаграждение участникам опроса; Вознаграждение участникам опроса; Сокрытие истинного участника опроса (выполнение исследования с привлечением консалтинговой компании); Сокрытие истинного участника опроса (выполнение исследования с привлечением консалтинговой компании); Привлечь респондента личным обаянием, интересной информацией или вопросом, который не имеет отношения к исследованию; Привлечь респондента личным обаянием, интересной информацией или вопросом, который не имеет отношения к исследованию;

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: методы снижения различных типов ошибок Тип ошибки Метод снижения ошибки Неполучение данных из-за отказа респондента от интервью Использование адресных сопроводительных писем при почтовом опросе; Использование адресных сопроводительных писем при почтовом опросе; Вложение в почтовое отправление конверта с обратным адресом и оплаченными почтовыми расходами при письменном опросе; Вложение в почтовое отправление конверта с обратным адресом и оплаченными почтовыми расходами при письменном опросе; При почтовом опросе анкета должна быть максимально простой и профессиональной; При почтовом опросе анкета должна быть максимально простой и профессиональной; Повторные попытки контакта в другое время с использованием других подходов; Повторные попытки контакта в другое время с использованием других подходов; Исключение излишних вопросов и сокращение времени интервью; Исключение излишних вопросов и сокращение времени интервью; При необходимости проведение коррекции ошибки неполучения данных; При необходимости проведение коррекции ошибки неполучения данных; Уменьшение объема опроса за счет использования матричных схем. Уменьшение объема опроса за счет использования матричных схем.

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: методы снижения различных типов ошибок Тип ошибки Метод снижения ошибки Неполучение данных из-за отсутствия респондента Заблаговременное предупреждение респондентов о времени проведения опроса; Заблаговременное предупреждение респондентов о времени проведения опроса; Повторная попытка контакта (желательно в другое время) до трех – шести раз; Повторная попытка контакта (желательно в другое время) до трех – шести раз; Модифицированная попытка контакта (то есть контакт с использованием другого подхода, например, поквартирный обход может быть заменен телефонным звонком). Модифицированная попытка контакта (то есть контакт с использованием другого подхода, например, поквартирный обход может быть заменен телефонным звонком). Ошибка сбора данных Необходимо стремиться к максимальному сближению личных характеристик респондента и интервьюера; Необходимо стремиться к максимальному сближению личных характеристик респондента и интервьюера; Грамотно составленная инструкция для интервьюеров и респондентов позволяет сокращать эти ошибки; Грамотно составленная инструкция для интервьюеров и респондентов позволяет сокращать эти ошибки; Инструктажи, тренинги и ролевые игры с интервьюерами способствуют локализации ошибок; Инструктажи, тренинги и ролевые игры с интервьюерами способствуют локализации ошибок; Проверка понимания интервьюерами целей и методов опроса; Проверка понимания интервьюерами целей и методов опроса; Расчет коэффициентов корреляции между ответами интервьюеров и респондентов; Расчет коэффициентов корреляции между ответами интервьюеров и респондентов;

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: методы снижения различных типов ошибок Тип ошибки Метод снижения ошибки Ошибка сбора данных Проверка выборки опросных листов каждого интервьюера; Проверка выборки опросных листов каждого интервьюера; Использование интервьюерами методик содействия вспоминанию (стимулирование процесса вспоминания с помощью подсказок – картинок, журналов, списков); Использование интервьюерами методик содействия вспоминанию (стимулирование процесса вспоминания с помощью подсказок – картинок, журналов, списков); Для преодоления проблем, связанных со свойствами памяти человека (искажение времени, усреднение, упущение факторов) можно использовать косвенные методы для получения информации, например, проекционные методы; Для преодоления проблем, связанных со свойствами памяти человека (искажение времени, усреднение, упущение факторов) можно использовать косвенные методы для получения информации, например, проекционные методы; Минимальное вторжение в личную жизнь респондента; Минимальное вторжение в личную жизнь респондента;

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: методы снижения различных типов ошибок Тип ошибки Метод снижения ошибки Ошибка сбора данных Предоставление респонденту достаточного количества времени для формулировки ответа; Предоставление респонденту достаточного количества времени для формулировки ответа; Выбор подходящего времени для проведения интервью, например, для того чтобы избежать ошибки из-за усталости и спешки респондентов; Выбор подходящего времени для проведения интервью, например, для того чтобы избежать ошибки из-за усталости и спешки респондентов; Убедиться, что респондент знает о проблеме, чтобы избежать ошибки из-за отсутствия информации; Убедиться, что респондент знает о проблеме, чтобы избежать ошибки из-за отсутствия информации; Использовать специальные техники при обсуждении личных и деликатных вопросов. Использовать специальные техники при обсуждении личных и деликатных вопросов.

Ошибки при сборе и обработке данных и пути их преодоления: методы снижения различных типов ошибок Тип ошибки Метод снижения ошибки Ошибки обработки данных Первая редакция данных, направленная на выявление грубых ошибок пропуска проводится в поле; Первая редакция данных, направленная на выявление грубых ошибок пропуска проводится в поле; Повторное редактирование позволяет определить стратегию в отношении неполных, заведомо ложных и безразличных ответов; Повторное редактирование позволяет определить стратегию в отношении неполных, заведомо ложных и безразличных ответов; Тщательное соблюдение процедуры кодирования; Тщательное соблюдение процедуры кодирования; Если в кодировании принимают участие несколько специалистов, то разграничения должны определяться вопросами, а не формами сбора данных; Если в кодировании принимают участие несколько специалистов, то разграничения должны определяться вопросами, а не формами сбора данных; Проверка кодов на правильность критерия кодирования на других выборках; Проверка кодов на правильность критерия кодирования на других выборках; Следует придерживаться одной системы обозначений при кодировании (цифры или буквы); Следует придерживаться одной системы обозначений при кодировании (цифры или буквы); Составление книги кодов, в которой содержатся коды для всех переменных и категории, включаемые в код; Составление книги кодов, в которой содержатся коды для всех переменных и категории, включаемые в код; Использование приемлемых способов анализа данных. Использование приемлемых способов анализа данных.

Вопросы для обсуждения по теме «Характеристика ошибок, возникающих при сборе данных» 1. Сопоставьте точки зрения различных исследователей на вопрос классификации ошибок сбора и обработки данных. В чем отличия и сходства этих мнений? 2. Охарактеризуйте выборочные ошибки и методы их локализации. 3. Охарактеризуйте систематические ошибки. Приведите примеры систематических ошибок из маркетинговых исследований российских или приморских компаний. 4. Охарактеризуйте ошибки наблюдения. Приведите примеры этих ошибок из практики работы российских или приморских предприятий. 5. Охарактеризуйте ошибки ненаблюдения. Приведите примеры этих ошибок из практики работы российских или приморских предприятий. 6. Какие методы снижения различных типов ошибок Вам известны? Охарактеризуйте их. 7. Приведите примеры того, как российские или приморские предприятия стремятся сократить различные виды систематических ошибок при проведении маркетинговых исследований.

Рекомендуемая литература по теме «Характеристика ошибок, возникающих при сборе данных» ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Аакер, Д. Маркетинговые исследования / Д. Аакер, В. Кумар, Дж. Дэй. – СПб.: Питер, – 848 с. 2. Гелберт А. Черчилль. Маркетинговые исследования. СПб.: изд-во Питер, с. 3. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика / Е.П. Голубков. - М.: Изд-во «ДИС», с. 4. Дэвид, Д. Принципы и практика маркетинговых исследований. – М.: Издательский дом «Вильямс», – 459 с. 5. Дэвис, Джоэл Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика: Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», Ковалик Л.И., Божук С.Г. Маркетинговые исследования. 1-е изд., СПб.: изд-во «Питер», Малхотра, Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство / Н.К. Малхотра. - М.: Издательский дом «Вильямс», с. 8. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования / Б.Токарев. - М.: Издательство «Экономистъ», с.

Рекомендуемая литература по теме «Характеристика ошибок, возникающих при сборе данных» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В.Анурин, И. Муромкина, Е.Евтушенко. – СПб.: Питер, с. 2. Беляевский, И. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз / И. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, с. 3. Березин, И. Практика исследования рынков / И. Березин. - М.: Бератор-Пресс, – 376 с. 4. Дейан, А. Изучение рынка / Пер с фр. Под ред. С.Г. Божук. – СПб: издательский дом «Нева», с. 5. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования / А.В. Коротков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 304 с. 6. Токарев, Б.Е. Методы сбора и обработки информации: практическое пособие / Б.Токарев. - М.: Издательство «Экономистъ», с. 7. Хили, Дж. Статистика. Социологические и маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, – 879 с.