Сущность понятия «профессиональная компетентность» Информация для обсуждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Васильчук Ирина Алексеевна. Воспитатель высшей категории. «Прогимназия 108». Г. Улан –Удэ.
Advertisements

К вопросу о компетентности современного учителя Забашта М. А., методист по английскому языку ГОУ лицей 533 март, 2010 г.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
Компетентный человек Хорошо осведомлён- ный, обладает познаниями и опытом Продемонтри- ровал что-то Справился с решением проблемы, задачи Эффективно действует.
Компетентностный подход в воспитании школьников Материалы педагога- психолога Медведевой Л.А Март 2012 г.
« КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Педагогический совет «Компетентный учитель – компетентный ученик г.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Составитель: Галеева И.Ш., методист ГМЦ.
Пришло осознание того, что детей надо учить по- новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют сегодня в достаточной степени.
Семинар на тему:. содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования путем овладения.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Составитель: Галеева И.Ш., методист ГМЦ.
Выполнила учитель Сидорова Людмила Георгиевна МОУ « Куровская СОШ 6»
Стандарты второго поколения в системе ДО. Принципы: Открытость и демократичность Вовлечение представителей профессионального сообщества Последовательное.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Компетентность как новое качество образования Компетентностная основа инновационности образовательных технологий.
Тема методического семинара: Новые стандарты как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога.
Транксрипт:

Сущность понятия «профессиональная компетентность» Информация для обсуждения

Компетенция и компетентность Компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым. Компетентность – это то, чего достиг из желаемого или вмененного конкретный человек.

Компетенция и компетентность Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность – обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку обоснованно судить об определенной области и эффективно действовать в ней. ( А.В. Хуторской )

Компетенция и компетентность Компетенция – это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе Компетентность – это совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций. ( В.В. Нестеров, А.С. Белкин)

Профессиональная компетентность Осведомленный, авторитетный в какой- либо области (С.И. Ожегов) Способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетенции задачи (Д.С. Савельев) Сумма знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом и необходимых для его успешной деятельности (А.П. Акимов)

Профессиональная компетентность «Профессионально компетентным можно назвать такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников» (А.К. Маркова)

Профессиональная компетентность Компетентность – это интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, определяющая его готовность и способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами

Компетентностный подход в образовании Содержание понятия компетентность не только шире, чем просто ЗУНы, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и опреционной (как делать?) составляющих в компетентность сегодня включают мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы.

Несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя Процессуальный подход (Н.В. Кузьмина) – важен процесс 1.Исследование качества подготовки к учебно- воспитательному процессу (гностический и конструктивный компоненты) 2.Исследование деятельности учителя в ходе учебно- воспитательного процесса (коммуникативный и организаторский компоненты) 3.Исследование контрольно - диагностической деятельности учителя (рефлексивный компонент) Методы исследования: оценка УВП (особая роль – анализу урока)

Несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя Личностный подход (Е.И. Рогов, Б.К. Ананьев, В.С. Шувалова, А.И. Щербаков и др.) – главное – личность учителя 1.Оценка знаний и умений учителя 2.Мотивационный компонент 3.Профессионально значимые личностные качества Методы исследования: наблюдение, диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя

Несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя Процессуально – личностный подход (А.К. Маркова) – процесс + личность 1.Исследование педагогических (процессуальных) умений учителя 2.Исследование результатов труда учителя (обученности и воспитанности учеников) Методы исследования: оценка УВП, оценка и самооценка профессионально значимых качеств личности учителя, диагностика результатов обучения

Несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя Результативный подход (И.Н. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский) – ориентация на учащихся 1.Степень усвоения учащимися содержания учебных программ 2.Приобретение учащимися опыта репродуктивной и творческой деятельности в области данного учебного предмета 3.Изменение эмоционально – ценностных отношений учащихся к содержанию учебного предмета и деятельности в соответствующей области Методы исследования: анализ учебных программ и внеклассной работ учителя, психодиагностика, анализ уровня обученности учащихся

Несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя Целесообразно соотносить профессиональную компетентность учителя с результативностью его труда, с педагогической деятельностью и процессом общения. Профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность его умений как субъекта педагогического воздействия особым способом структурировать научные и практические знания в целях лучшего решения педагогических задач

Слагаемые профессиональной компетентности Компетентность интегрирует в себя 3 аспекта: Когнитивный (знания); Операционный (способы деятельности и готовность к осуществлению этой деятельности); Аксиологический (наличие определенных ценностей).

Слагаемые профессиональной компетенции Когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция); Психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость); Коммуникативная (культура общения и педагогический такт); Риторическая (профессиональная культура речи); Профессионально-техническая; Профессионально-информационная (мониторинговая культура). (В.В. Нестеров, А.С. Белкин)

Слагаемые профессиональной компетенции предметный; технологический; психологический. ( Н.В. Бублик, Т.С. Панина)

Слагаемые профессиональной компетенции специально-педагогическая компетентность; методическая; социально-педагогическая; дифференциально-психологическая; аутопсихологическая компетентность. (Н.В. Кузьмина)

Слагаемые профессиональной компетенции - личностно-гуманная ориентация; - умение реально воспринимать пед. реальность и системно в ней действовать; - свободная ориентация в предметной области; - владение современными педагогическими технологиями. (В.Г. Воронцова, И.А. Колесникова)

Слагаемые профессиональной компетенции педагогическая деятельность; педагогическое общение; личность учителя; результаты в обучении и воспитании школьников. ( А.К. Маркова)

Дополнительные составляющие на современном этапе Во-первых, компетентность проявляется в умении соотнести свою деятельность с тем, что наработано на уровне мировой пед. культуры в целом, отечественной педагогики, в способности продуктивно взаимодействовать с опытом коллег, инновационным опытом, в умении обобщать и передавать свой опыт другим.

Дополнительные составляющие на современном этапе Во-вторых, в условиях постоянно меняющейся ситуации воспитания (обучения) необходимым нормативным качеством педагога становится креативность как способ бытия в профессии, желание и умение создавать новую пед. реальность на уровне ценностей (целей), содержания, форм и методов многообразных образовательных процессов и систем.

Дополнительные составляющие на современном этапе В-третьих, ПК педагог любого уровня способен к рефлексии, то есть к способу мышления, предполагающему отстраненный взгляд на пед. реальность, историко-педагогический опыт, на собственную личность.

Особенности компетентности: обладание компетентностью проявляется только в реальном действии, которое совершается в определенной ситуации, при этом большое значение играют мотивы, цели, намерения действующего индивида; приобретение и развитие компетентностей происходит в течение всей жизни в самых разных ситуациях и образовательных структурах; для компетентного человека характерен достаточно высокий уровень когнитивной сложности, основанный на целостном видении жизни, развитом критическом мышлении, рефлексии, что определяет независимость индивида, самостоятельность в принятии решения и т.д.

Ключевые компетенции выпускников В. Хутмахер приводит принятые Советом Европы пять групп ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»: «.. политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

Ключевые компетенции выпускников компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развития климата толерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважения других и способность жить с людьми других культур, языков и религий; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком

Ключевые компетенции выпускников компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношений информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».

Ключевые компетенции выпускников В документах по модернизации образования записано» «Основным результатом деятельности ОУ должна стать не система ЗУНов сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах»

Ключевые компетенции выпускников Способность работать самостоятельно без постоянного руководства; Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; Готовность замечать проблемы и искать пути их решения; Умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

Ключевые компетенции выпускников Способность уживаться с другими; Способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе; Умение принимать решение на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически. ( Дж. Равен)