Синдром эмоционального сгорания г. Алматы, 2011г. Мальчиков Виктор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Синдром хронической усталости Технология самооздоровления. Разработка Гришуниной Елены grishunina.ru Запись на консультацию по телефону
Advertisements

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
Адаптация Самоактуализация Творческое преобразование.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Негативное отношение к детям как следствие профессионального выгорания педагогов Педагог-психологТ.В.Куксина.
П РОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЬЕ. Эмоциональное выгорание - состояние эмоционального, психического и физического истощения, вызванное чрезмерным.
Негативное отношение к детям как следствие профессионального выгорания педагогов Педагог-психологТ.В.Куксина.
День Учителя «Индивидуальные личностные возможности и ограничения в создании атмосферы безопасности, взаимопонимания и объединения» Программа Правительства.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
Управление стрессом. Что такое стресс? Стресс - охватывающая весь организм защитная реакция на сильные и сверхсильные эмоциональные раздражители.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов «Гореть или жить"
Синдром эмоционального выгорания Педагог дополнительного Образования МОУ ДОД ЦДЮТиЭ Степанова Марина Леонидовна.
Синдром эмоционального выгорания. определения это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней.
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Социальный фактор: непризнание истинных заслуг профессионала, несоответствие требований.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
«Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие» Презентацию подготовила: Педагог-психолог МДОАУ 95 г. Белогорск ТКАЧ ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА.
Т.А. Корчагина, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ «СОШ 4» Тема выступления: «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога»
Социально-психологические особенности педагогического коллектива Курганова Елена Клавдиевна педагог-психолог коррекционной школы VIII вида г.о.Железнодорожный.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Транксрипт:

Синдром эмоционального сгорания г. Алматы, 2011г. Мальчиков Виктор

Термин «Эмоциональное выгорание» («сгорание») введён американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году (от англ. burnout - прекращение горения) Выгорание – истощение, потеря мотиваций и ответственности

Термин «Эмоциональное сгорание» используется для характеристики психологического состояния здоровых людей находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в атмосфере эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи

«Сгорание» (выгорание) психологический термин, обозначающий комплекс симптомов, связанных с последствиями длительного рабочего стресса и определенным видом профессионального кризиса

«Сгорание плата за сочувствие» К. Маслач СЭС характерен для людей помогающих профессий, т.е профессий человек - человек.

Синдром профессионального сгорания это синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам. К. Маслач

СЭС механизм психологической защиты в форме полного или частичного отключения эмоций, также проявляется на соматическом уровне. Дела есть всегда, а вот жизнь имеет тенденцию заканчиваться.

Индивидуальная работа Я устаю на работе, потому что … Бывает, мне не хватает времени на отдых, потому что … Самым напряженным на работе для меня является … Мне тяжело, когда клиенты/пациенты … Мне не всегда нравится, когда мой начальник … 5 минут

В парах обсудите Какие причины приводят к синдрому сгорания конкретно у вас 5-8 мин

Почему люди сгорают? МШ

Работа в малых группах Симптомы СЭС 1) Физические – что будет происходить на телесном уровне 2) Психологические – что будет происходить внутри человека, с его личностью 3) Поведенческие – как это будет отражаться в действиях человека, на работе. 4) Интеллектуальные – как СЭС будет отражаться на развитии, обучении, повышении квалификации 5) Социальные – что будет происходить с отношениями с окружающими людьми, коллегами, социумом 10 минут

Симптомы СЭВ Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания ФИЗИЧЕСКИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ

Физические симптомы Усталость, физическое утомление, истощение Уменьшенный или увеличенный вес Недостаточный сон, бессонница Плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям) Затрудненное дыхание, отдышка Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание Гипертензия (повышенное давление) Сердечные болезни

Эмоциональные симптомы Недостаток эмоций, неэмоциональность Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни Безразличие и усталость Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность Раздражительность, агрессивность Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться Депрессия, чувство вины Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.) Преобладает чувство одиночества

Поведенческие симптомы Рабочее время больше 45 часов в неделю Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств Несчастные случаи ( например, травмы, падения, аварии и т.д.) Импульсивное эмоциональное поведение.

Интеллектуальное состояние Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе) Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании) Формальное выполнение работы

Социальные симптомы Нет времени или энергии для социальной активности Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби Социальные контакты ограничиваются работой Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе Ощущение изоляции, непонимания других и другими Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег

В настоящее время выработано единое представление о СЭС СЭС включает три основных компонента: 1. эмоциональное истощение 2. деперсонализация 3. сниженная продуктивность работы

1. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов

2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного или негативного отношения именно к клиентам. Контакты с ними становятся формальными, безличными.

3. Сниженная продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности

Тестирование по Водопьяновой Если до работы вы ещё заглядываетесь на женщин, а после работы - уже нет, то работа вас полностью удовлетворяет.

Оценка уровней выгорания Эмоциональное истощение 0-15 – низкий уровень – средний уровень 25 и более – высокий уровень Деперсонализация – низкий уровень – средний уровень 11 и более – высокий уровень Редукция личных достижений 37 и более – низкий уровень 37 – 31 – средний уровень 30 и менее – высокий уровень

Причины СЭС Рассматривают основные факторы, играющие существенную роль в возникновении СЭС личностные ситуативные/организационные

Личностный фактор: Возраст Завышенные ожидания / самокритичность Вовлеченность, самоотверженность Готовность к тяжелой работе Потребность доказать свою состоятельность Авторитарность

Личностный фактор 2: Сильная ориентация на достижение цели Неумение говорить нет Трудности с разделением ответственности Предрасположенность к самопожертвованию Низкая самооценка Интровертированность

Организационный фактор Условия работы – временные параметры деятельности и объём работы. Специфика работы – степень глубины контакта, эмоциональная напряженность. Неопределенность роли и функциональных обязанностей, неравномерное распределение ответственности

Организационный фактор - 2: Взаимоотношения в коллективе (отсутствие командной работы) Монотонность работы; Отсутствие должной подготовки для осуществления работы Работа имеющая трудноизмеримый результат Работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им;

Факторы ведущие к СЭВ Особенности работы в помогающих профессиях сами по себе способствуют возникновению синдрома эмоционального выгорания.

Факторы ведущие к СЭВ Содержание деятельности: работа с уязвимыми группами отличается противоречивым характером, поскольку связана, с одной стороны, с побуждением к положительному изменению клиента, а с другой, с контролем над его поведением и постоянными контактами с наркоманической субкультурой, которая сама по себе является закрытой и строго структурированной.

Факторы ведущие к СЭВ Особенности клиентов: мотивационная работа с уязвимыми группами должна строится в рамках личностного подхода, который предполагает безоценочное, принимающее отношение к их особенностям, к их прошлому, настоящему и будущему, а также заинтересованность в их развитии и самореализации. С другой стороны, практически у каждого из специалистов существует психологический барьер, связанный с безоценочным отношением к клиентам, который либо игнорируется, либо скрывается и не находит своего адекватного выражения в профессиональной деятельности. (верят в излечение, верят в не излечение)

Факторы ведущие к СЭВ Временные параметры деятельности и объема работы: повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Этому также есть подтверждения в исследованиях, согласно которым между продолжительностью рабочего дня и выгоранием существует достоверная взаимосвязь.

Факторы ведущие к СЭВ Характер отношений с коллегами: ролевые, определенные уставом, отношения не позволяют удовлетворить потребность субъекта в самораскрытии, не предполагают эмоционально открытое, доверительное общение, что противоречит самой природе человека. Кроме того, имеет значение и степень профессиональной самостоятельности и независимости, необходимость принимать важные, социально значимые решения. Описанные в литературе исследования (В.Бойко, В.Е.Орел) подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, «АККУМУЛЯТОР» приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.

AIDS Foundation East-West (AFEW) Контактная информация Мальчиков Виктор, тренер проектов в Республике Казахстан «СПИД Фонд Восток-Запад» (AFEW) , Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Джамбула 55/57