Авторы: Щербакова С.Г., Михалева С.В. «Организация проектной деятельности в образовательном учреждении» МОУ СОШ 134 «Дарование» Красноармейского района г. Волгограда
Метод проектов как средство решения актуальных проблем: обучающиеся не умеют превращать информацию в знание, осуществлять поиск информации; отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний; ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися – репродуктивный, воспроизводящий.
Ключевые компетенции: общенаучная; информационная; познавательная; коммуникативная; социальная; компетенция личностного самосовершенствования.
«Разработка модели и технологий образовательного процесса, ориентированного на развитие индивидуальности ребенка и его личностную самореализацию». Проблема школы:
Преимущества метода проектов: легко вписывается в учебный процесс; обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность; развивает коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; реализует идею профессиональной ориентации; позволяет приобретать обучающимся уникальный опыт социального взаимодействия.
Цель: разработать механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс Задачи : создать условия для организации проектной деятельности обучающихся и педагогов школы; способствовать развитию проектных умений обучающихся, повышению их самостоятельности, осознанию значимости совместной деятельности в процессе проектирования.
Социальный заказЦель Участники Условия Внеурочная деятельность Урок Этапы работы 1.Начинание 2.Планирование 3.Исследование 4.Защита 5.Рефлексия 6.Презентация Результат Структурно-логическая схема организации проектной деятельности обучающихся Пояснение к структурно- логической схеме
Презентация учебных проектов
Участники проектной деятельности учащиеся, учителя, администрация, руководители опытно-экспериментальных предметных лабораторий, классные руководители, библиотекарь, психологи. Функции участников проектной деятельности
Участники проектной деятельности
информационные кадровые материально-технические учебно-методические организационно-управленческие Условия обеспечения проектной деятельности
Начинание 1 Планирование 2 Исследование 3 Защита проектов 4 Рефлексия 5 Презентация 6 Этапы выполнения проекта Пояснение к схеме
1. Начинание учительученик 2. Планирование учительученик 3. Исследование учительученик 5. Рефлексия6. Презентация учительученикучительученик 4. Зашита учительученик Схема взаимодействия учителя и учащихся на этапах проектирования
Место проектов в образовательном процессе школы На уроках Проектный урок Урок с элементами проектной деятельности Во внеурочной деятельности Факультатив Кружок Элективный курс Курс по выбору Школьная газета Клуб Свободная самостоятельная деятельность Научное общество учащихся Академия школьных наук Проекты
Общешкольная проектная деятельность Этапы: Подготовительный Основной Заключительный Пояснение к этапам
Доклад Слайд-шоу Игра Концерт Литературный альманах Виды презентаций проектов: Видеофильм Реклама Заочная экскурсия Мультимедийная презентация
Стендовый доклад
Литературный альманах Слайд-шоу
Номинации проектов: Открытие Удивление Уникальность Забавный Академический Размышление Полет фантазии Эрудиция Гармония Исследование Проблема Эврика Обозрение Универсальный Панорама Творчество Сюрприз Мини Глобальный Свободный выбор
Номинации присваиваются каждому проекту
Документальное обеспечение проектной деятельности: положение о фестивале учебных проектов; положение об организации «Недели проектов»; коллекция тем проектов; методические рекомендации «В помощь начинающим работу над проектом»; сборник «Лучшие проекты школы»; каталог литературы по проблеме.
Проектные умения: умение – проблематизация; умение – целеполагание; умение – планирование; поисковые (исследовательские) умения; коммуникативные умения; презентационные умения; рефлексивные умения.
Школьники о проектной деятельности 1 – возможность раскрыть свои способности, подняться в глазах своих одноклассников на более высокий уровень; 2 – узнать что-то новое, интересное; 3 – пообщаться со сверстниками; 4 – другое. «Я участвую в проектной деятельности потому, что…»
Школьники о проектной деятельности 1 – распределить обязанности между участниками проекта; 2 – подготовить проект к защите и презентации; 3 – защитить и презентовать свой проект; 4 – отобрать необходимую информацию; 5 – спланировать работу над проектом; 6 – проанализировать собственные действия; 7 – другое. «При выполнении проекта самым трудным оказалось…»
Школьники о проектной деятельности 1 – презентовать результаты своей работы; 2 – формулировать и достигать цели; 3 – выбирать проблему для исследования; 4 – работать в команде; 5 – самостоятельно выполнять проект; 6 – другое. «Чему научились в ходе проектной деятельности?»
Результаты (обучающихся): дипломанты II, III, IV областных фестивалей учебных проектов; проект «Доброе сердце» – победитель районной олимпиады по технологии (10 классы).
Результаты (обучающихся): проект «Имена героев стали именами улиц» – победитель районного краеведческого конкурса «Мы в историю заглядываем снова, чтоб день сегодняшний измерить днем войны» (8 классы); проект «Парк дворца культуры и отдыха «Химик» – победитель городской олимпиады по информационным технологиям (6, 9 классы).
Результаты (обучающихся): проект «Чудеса нужно делать своими руками» - финалист областного этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России» (6-11 классы); проект «Как создать гармоничный образ» – дипломант Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио» (8 класс); проект «13-й квартал, он такой один» - финалист VI Всероссийской акции «Я – гражданин России» (команда).
Результаты (педагогов): 2002 г. Проект «Организация работы скаутских лагерей» – призер областного этапа Всероссийского фестиваля лучших лагерей России (Кукушкина Г.Г. – учитель начальных классов) г. Проект «Школа развития личностной свободы» – победитель городского конкурса проектов «Педагогические инновации в общеобразовательном учреждении» (творческая группа) г. Проект «Школа развития личностной свободы» – лауреат Всероссийского конкурса»Модернизация образования» (творческая группа) г. Методическая разработка «Метод проектов: организация деятельности по химии» – победитель районного конкурса методических разработок (Щербакова С.Г. – учитель химии).
Результаты (педагогов): 2005 г. Методическая разработка «Преступление и наказание в произведениях Ф.М. Достоевского и Т. Драйзера» – победитель проекта «Мозаика сравнительного граждановедения» (Рыбина И.Н. – учитель русского языка и литературы) г. Методическая разработка «Организация проектной деятельности в школе» - победитель районного конкурса методических разработок (Щербакова С.Г. – зам. директора по НМР). Методическая разработка «Программа «Цветные проекты» - победитель районного конкурса методических разработок (Дьяченко В.Ю. – зам. директора по ДОУ, коллектив ДОУ). Школа – победитель конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Адресная направленность опыта Педагогическим работникам, планирующим и организующим проектную деятельность – учителям-предметникам, руководителям школьных МО, руководителям районных методических кабинетов, зам. директорам по научно- методической, учебной и воспитательной работе. МОУ СОШ 134 «Дарование» г. Волгоград ул. Вучетича, 17 тел факс