Руководитель совместного проекта МВА ИТ компании Softline и РАГС Эксперт МАК ИКТ Н.С.Вольпян.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Advertisements

Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
ОПЫТ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕНДОРОВ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНИЙ ВУЗОВ В СФЕРЕ ИКТ Филиппович А.Ю. к.т.н., доцент, зав. Лаборатории проблем технического.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
Переход ОУ на свободное программное обеспечение. Тренинг "Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов" Тренинг рассчитан как.
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Управление информационной инфраструктурой современной организации.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Формирование трудовых ресурсов туристических фирм Республики Беларусь Выполнила студентка магистратуры Сперанская Надежда Владимировна Научный руководитель:
Аккредитационное агентство AACSB Критерии аккредитации.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Транксрипт:

Руководитель совместного проекта МВА ИТ компании Softline и РАГС Эксперт МАК ИКТ Н.С.Вольпян

Актуальность проектов в области формирования образовательных ИТ-программ на основе ФГОС ВПО третьего поколения и российских профессиональных стандартов ИКТ Примеры применения профессиональных стандартов в образовательных программах Пример EuroCIO Academy Пример использования квалификационной рамки компетенций CIO в США (закон Clinger-Cohen Core Competencies) Образовательные ИТ-программы – часть единой системы поддержки ИКТ-кадров. Место Европейской рамки квалификаций в сфере ИКТ в общей экосистеме поддержки компетенций современных ИТ-специалистов стран ЕС История и методика создания Европейской рамки квалификаций в сфере ИКТ Структура текущей версии Европейской рамки квалификаций в сфере ИКТ Значение актуализированной и поддерживаемой рамки квалификаций в сфере ИКТ для заинтересованных сторон Значение государственных политик поддержки и развития компетенций ИТ-специалистов в формировании конкурентоспособной экономики: Европейские проекты E-SKILLS FOR THE 21ST CENTURY: FOSTERING COMPETITIVENESS, GROWTH AND JOBS. Текущие проекты, связанные с практическим использованием Европейской рамки квалификаций в сфере ИКТ Проект портала поддержки ИТ-карьеры Проекты, связанные с признанием национальных рамок квалификаций и Европейской рамки квалификаций в сфере ИКТ Проект взаимосвязи Европейской рамки квалификаций в сфере ИКТ и систем сертификаций вендоров Принципы и примеры многостороннего частно-государственного партнерства в области ИТ- обучения Выводы и рекомендации

При конструировании вариативной части образовательной программы подготовки ИТ-специалистов должны максимально учитываться требования рынка труда Такие требования для ИТ-сферы были сформулированы в работе «Профессиональные стандарты в области информационных технологий, выполненной в 2007 году под руководством проректора ГУ ВШЭ проф. В.В.Никитина при содействии представителей некоторых организаций, участников АП КИТ. В рамках проекта разработаны профили для 9-ти наиболее востребованных профессий Предполагается, что содержательные элементы компетенций будут формироваться профильными дисциплинами

Ежегодные потери от ошибок в работе ПО, связанных с неверным их использованием, соcтавляют 100M Euro (EC) 30% руководителей проектов, связанных с ИКТ, утверждают, что критическим фактором успеха внедрения ИТ-проекта являются ИКТ-компетенции. Подсчитано, что если 8% бюджета проекта расходуется на обучение, цели проекта будут достигнуты с вероятностью 85% Более квалифицированный персонал уделяет больше времени поддержке и оптимизации системы и меньше установке и исправлению неисправностей 40% аварийных и ошибочных ситуаций связано с отсутствием обученного персонала IDC, Average IT Project Success: How Successful Do You Want To Be? January 2009, IDC #216169, Volume: 1 Gartner Security Conference presentation: Operation Zero Downtime, D. Scott, May 2002

Компания IBM не признает свою вину в связи с недоработками по крупному госконтракту на сумму $863 млн., который власти США планируют отменить в связи с невыполнением IBM своих обязанностей. Корпорация IBM сообщила департаменту информационных ресурсов американского штата Техас, что не намерена расторгать контракт, согласно которому требовалось объединить дата-центры 28 государственных учреждений в два ЦОДа. Представитель IBM Синтия МакЛин (Cynthia McLean) защищает деятельность компании и отрицает ответственность IBM в связи с проблемами, которые власти США изложили в прошлом месяце, утверждая, что корпорации не удалось выполнить свои обязательства. Г-жа МакЛин отметила, что департамент информационных ресурсов штата Техас «недоволен текущим состоянием проекта». При этом она также пишет, что «мы не согласны с тем, что IBM несет ответственность за эти проблемы». IBM утверждает, что государство не привлекло достаточно экспертов в области информационных технологий, и что многие учреждения, участвующие в проекте, отказываются объединять свои центры обработки данных. В прошлом месяце государственные чиновники предоставили IBM срок в 30 дней для устранения всех недоработок, которые приводят к задержкам, сбоям оборудования, потерям данных и разочарованию среди государственных учреждений. Данное уведомление является предварительным шагом к прекращению контракта. Корпорация IBM незамедлительно ответила, что она выполнила все свои обязательства по данному договору. Представитель IBM охарактеризовал департамент информационных ресурсов штата Техас как «неэффективный». Контракт с IBM должен был позволить сэкономить $178 млн. с 2007 по 2015 годы. Однако в прошлом году было сэкономлено только $10 млн. за два года действия договора. Из 8 тыс. проектов : 16 % успешных 30% - закрыты, в остальных проектах – задержки, пересмотры, превышения бюджетов, сроки…

Billions of Dollars The United States Government is the largest purchaser of IT goods and services in the world

National Workforce Skills Standards, IT Skill Standards (NWSS) Standard Occupational Classification (SOC) (Стандарт классификации профессий США ) Executive Core Qualifications (ECQ) – стандарт компетенций госслужащих США 2008 Clinger-Cohen Core Competencies Learning Objectives Структура компетенций CIO Pub USA: 1.Policy and Organization 2.Leadership/Managerial 3.Process/Change Management 4.Information Resources Strategy and Planning 5.IT Performance Assessment: Models and Methods 6.IT Project/Program Management 7.Capital Planning and Investment Control (CPIC) 8.Acquisition 9.E-Government 10.Information Security/Information Assurance (IA) 11.Enterprise Architecture 12.Technology Management and Assessment

Название университетаСсылка на программу Carnegie Mellon University Federal CIO Certificate Program George Mason University Master of Science in Technology Management George Washington University Master of Science in Information Systems Technology (MIS and EMIS concentration) LaSalle University Masters of Science in Information Technology Leadership with Chief Information Technology University Certification Syracuse University (in Washington, DC) MS in Information Management University of Maryland University College UMUC CIO Program

EQF (The European Qualifications Framework) e-СF (The European e-Competence Framework) The EuroCIO e-Competence Matrix Структура компетенций EuroCIO: 1. Strategy and Innovation 2. Enterprise Architecture 3. Demand Management 4. Global Sourcing Management 6. IT Support and Execution (IT Infrastructure Services 7. Quality, Risk and Compliance learning-policy/doc44_en.htm

На основе профессиональных стандартов уже разрабатываются новые государственные образовательные стандарты – УМО «Прикладная информатика» вуза. 1Программист 2 Системный архитектор 3 Специалист по информационным системам 4Системный аналитик 5 Системный администратор 6 Менеджер информационных технологий 7 Менеджер по маркетингу и продажам в сфере ИТ 8 Специалист по информационным ресурсам 9 Администратор баз данных Профстандарты описывают должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации в соответствии с квалификационными уровнями. Проект поддержали «АйТи», Verysell, IBM, IBS, Intel, «Лаборатория Касперского», Microsoft, «Прогноз», R- Style, «Техносерв А/С», «Яндекс», «1С» Профстандарты были одобрены на заседании Совета по ИТ 11 декабря 2007 года, утверждены на заседании Комиссии РСПП по профстандартам 17 июня 2008 года. Опубликованы на сайтах АП КИТ и Мининформсвязи и изданы книгой. Получены положительные отзывы на профстандарты от ряда вузов Важно, чтобы вузы реально использовали профстандарты при подготовке специалистов Источник: материалы АПКИТ

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ (НРК) РФ НРК разработана на основе принципов, свойственных аналогичным рамочным структурам ЕС и других стран: преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системе образования Российской Федерации учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК Национальная рамка квалификаций Российской Федерации Национальная рамка квалификаций Российской Федерации К.п.н. Батрова

index_en.html

Системы признания компетенций ИКТ-специалистов Индустриальная Вендорские: Microsoft, Cisco, HP, RedHat… Независимые PMI, ITIL, (ISC) 2 Generic ICT Skills Profiles Career-Space Национальные: Россия ПС ИТ Франция CIGREF ГерманияAITTS/AP O-IT Великобритания SFIA США NWCET Международная (ISO 24773) SW (ISO/IEC 17024)

Единый язык обмена информацией

18 Веб-сайт: Брошюра: European e-Competence Framework Брошюра: Руководство для пользователей: (User guidelines for the application of the European e-Competence Framework) The European e-Competence Framework and accompanying user guidelines have been published by CEN as CEN Workshop Agreement (CWA) and in December The CWA can be downloaded from the CEN website Единый язык обмена информацией

19 Результат 2-х летней работы экспертного сообщества EC : cлужбы HR, CIO, ИТ-вендры, представители профессионального ИТ-образования) Проект Европейской Комиссии и Комитетом министров Европы (В рамках стратегии «ИКТ-компетенции 21 века для повышения конкурентоспособности, роста, развития и увеличения числа рабочих мест (E-SKILLS FOR THE 21ST CENTURY: FOSTERING COMPETITIVENESS, GROWTH AND JOBS COMMUNICATION FROM THE COMMISSION TO THE COUNCIL, THE EUROPEAN PARLIAMENT, THE EUROPEAN ECONOMIC AND SOCIAL COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS)) Создана структура рамки ИКТ-компетенций для ИКТ-профессионалов и менеджеров стран ЕС: Дескриптор 1: 5 областей профессиональных компетенций, основанный на этапах жизненного цикла ИКТ - бизнес -процессов Дескриптор 2: Уточненный перечень (кластер) компетенций для каждой области ( всего в 2010г. 36) Дескриптор 3 :5 уровней ИКТ-компетенций, соответствующих квалификационным уровням (3-8) Дескриптор 4: примерные описания ИКТ-компетенций в терминах знаний и навыков для дескриптора 2 ( =105) Определены пользователи e-CF: ИКТ-специалисты и менеджеры, работающие в компаниях, которые используют ИТ-решения, предоставляют ИТ-услуги, государственные организации, образовательные учреждения, социальные институты стран ЕС E-СF не учитывает компетенции исследователей, работающих научных организациях Возможна ясная адаптация для различных отраслей (здравоохранение, телекоммуникационные компании…) Разработаны руководства по внедрению и описание e-CF CEN / ISSS workshop on ICT skills – 2008www.cen.eu

1. Определить целевую группу специалистов, компетенции которых описываются e-CF 2. Учесть крайне высокие темпы изменений в области ИКТ, обусловленные появлением новых эффективных технологий, приводящих к пересмотру методов организации труда и, в итоге, к недостаточной стабильности структур классификации ИКТ-компетенций 3. Выявить существующие наиболее зрелые модели ИКТ-компетенций и определить критерии сравнения и различия в целях разработки моделей 4. Определить назначение и целевые группы пользователей e-СF 5. Определить основную структуру e-CF (по результатам п.1-п.4) 6. Учесть соглашения и принципы EQF, определить принципиальные различия, принять общие определения и терминологию, согласовать семантику описания профиля компетенций 7. Разработать руководства для различных групп пользователей 8. Разработать портальное представление e-CF 9. Связать e-СF с другими проектами в области ИКТ 10. Обеспечить маркетинговое продвижение проекта

Согласно сводному отчету о результатах форума European e-Skills/Competence Forum (Ee-SF, 2004 г.), «навыки (Skills) в области ИКТ» подразделяются на три основные категории: навыки эксперта в области ИКТ; навыки пользователя ИКТ; навыки электронного бизнеса «способности, необходимые для исследования, проектирования, разработки, управления, производства, консультирования, маркетинга, продажи, интеграции, установки, администрирования, обслуживания, поддержки и сопровождения ИКТ-систем». European e-Skills Forum Характер работы экспертов в области ИКТ и необходимые для нее навыки и умения определяются способом организации работы с продуктами, услугами и системами ИКТ

Предполагаемый жизненный цикл разработки информационной (ИКТ-) системы обычно существенно влияет на организацию работы ИКТ-специалистов на предприятиях. Этот цикл, как правило, состоит из следующих типичных этапов: 1.Уточнение потребностей бизнеса и соответствующих возможностей ИКТ 2.Спецификация требований к системе 3.Разработка спецификаций системы 4.Проектирование системы (архитектуры) 5.Разработка системы по принятому проекту (с учетом возможных уточнений) 6.Установка, внедрение, интеграция, ввод в эксплуатацию разработанной системы. 7.Управление работой системы и ее обслуживание. 8.Анализ производительности системы и развития требований бизнеса. 9.Возврат к шагу 1.

В каждом случае усилия по освоению новой технологии вызывают в любой организации потребность в развитии или уточнении системы кадров, участвующих в этой работе, и в связи с этим в формулировании требований к (по крайней мере техническим) навыкам для тех или иных ролей или должностей. В типичных условиях дефицита людей с такими способностями соответственно возникают потребности в определенных видах обучения и подготовки персонала

модель Generic ICT Skills Profiles (Общие профили навыков в области ИКТ), предложенная европейским консорциумом Career-Space и включенная в CWA (здесь под профилями понимаются области специализации) французская система ICT Occupational Nomenclature (Номенклатура профессий в области ИКТ), разработанная ассоциацией крупнейших ИКТ-компаний Франции CIGREF (здесь набор профилей рассматривается как «семейство профессий») Немецкая система Advanced IT Training System (Расширенная система обучения ИТ, AITTS/APO- IT), разработанная государственной партнерской группой (здесь в качестве единиц используются «профили и группы») Skills Framework for the Information Age (Система навыков для информационной эпохи, SFIA), версия 3 фонда SFIA Foundation (Великобритания), где элементы верхнего уровня именуются категориями IT Skill Standards (Стандарты навыков в сфере ИТ) Национального центра трудовых ресурсов в области перспективных технологий США (NWCET), где профили, разра­ботанные при участии ведущих работодателей членов бывшего Национального совета США по стандартам навыков (NSSB), называются категориями специальностей. Эксперты рабочей группы пришли к выводу, что структура, содержание и соглашения, заложенные в основу существующих систем ИКТ-компетенций, зависят от целей основных групп, для которых эти системы предназначены. По результатам исследований рынка труда и существующих систем, рабочая группа пришла к соглашению о том, какие целевые группы будут использовать систему e-CF и для каких задач.

Цели Career-Space Generic (ICT) Skills Profiles (консорциум отрасли ИКТ) Области специализации CIGREF (Ассоциация крупнейших ИКТ-компаний Франции) ICT occupation Nomenclature (Франция) Семейства профессий Национальное партнерство AITTS/APO-IT Advanced IT Training System (Германия) Профили и группы SFIA Foundation Skill Framework for the Information Age (Великобритания) Категории NWCET IT Skill Standards (США) Категории специальностей Управление навыками, компетенцией, персоналом (для работодателей) Оценка навыков и компетенции ИКТ- специалистов (приобретенных в результате формального или неофициального обучения и признанных путем сертификации, подтверждающей получение соответствующей квалификации) Профессиональная ориентация ( ) Реклама, маркетинг работы (карьеры) в области ИКТ Предоставление информации о «целях» (потребностях работодателей) обучающим организациям ? Рекламирование повышения квалификации и ее признание Использование работодателями при найме Использование частными лицами при планировании и развитии карьеры Анализ размеров заработной платы (и договорных ставок) Сбор статистики рынка труда и классификация по профессиям

Работодатели: Управление ресурсами экспертов в области ИКТ и систематическое развитие карьеры Поддержка процесса набора персонала благодаря прозрачности сведений о компетенции и квалификациях Систематическое и согласо­ванное описание должностных обязанностей и требований к соискателям Оценка уровня заработной платы (текущие ставки на рынке) Материалы по карьерному росту для привлечения высокоэффективных профессионалов Частные лица: Прозрачность перспектив, связанных с должностью Информация рынка труда для планирования карьеры Сертификация с целью повышения ценности сотрудника на рынке труда Целевые модели и способы планирования системати­ческого продвижения по службе Образовательные учреждения: Прозрачность предполага­емых результатов обучения с точки зрения отрасли Предоставление соответст­вующих учебных программ Поддержка услуг обучения, признанных работодателями Директивные органы: Структура для сбора и интерпретации прозрачных данных рынка труда (спрос, предложение, прогнозируемые сценарии) Поддержка формирования мобильных и высококвалифицированных кадров (контроль качества, сопоставимость квалификаций) Фактическая основа для директивных мер стимули­рования трудоустройства

Начать работу над Европейской системой навыков в области ИКТ (изначально предназначенной для экспертов в области ИКТ), исходя из определения жизненного цикла объекта и подмножества профилей компетенций, которые могут быть согласованы между собой «владельцами» ведущих систем навыков и компетенции; Всемерно способствовать конвергенции существующих систем навыков и компетенции стран- членов ЕС (и других стран) и Европейской системы квалификаций в области ИКТ, рассматривая варианты включения наиболее значимых квалификаций ИКТ в схему EQF. Возможный способ структуризации в соответствии с эталонными уровнями квалификаций EQF

Дескриптор 1 5 областей профессиональных компетенций (жизненный цикл ИКТ-бизнес-процессов) Дескриптор 2 Уточненный перечень компетенций Дескриптор 3 уровни применения компетенций индивидуумом e-1 – e-5 Дескриптор 4 примерные описания знаний и навыков, применимых к конкретным подкатегориям компетенций

Основание для выбора – анализ моделей жизненных циклов менеджмента, программного обеспечения, технических решений, информационных систем, рабочих процессов в ИКТ (Stark 2004, Rogalla 2002,PLM, SPiCE, CMMI, ITIL) ИКТ-Бизнес-процесс – набор связанных меду собой активностей, которые требуют одного или нескольких вводных и которые генерируют ценный выход для заказчика (Hammer, Champy 1994, p. 52, see also Hammer 2007;Gaitanides 2007). Рабочий процесс – набор активностей, осуществляемых работником/командами работников, в основном характеризуемые хронологической последовательностью Binner 2004, Berben 2006, Buch, Frieling 2006 RunPlanBuild Enable Manage

1.e-CF сфокусирована на компетенциях, требуемые для: разработки, развития, поддержки и управления ИКТ проектами и процессами эксплуатации и использования ИТК принятия решений, разработки стратегий формирования новых сценариев использования ИКТ 2.e-CF НЕ является описанием профессий или трудовых функций, ассоциированных с названием должностей 3.Формулировки компетенций: соответствуют широко применяемым в настоящее время и в долгосрочной перспективе (не мода) в соответствие с моделями и политиками использования ИКТ организациями должны логически сочетаться с семантикой дескриптора 4 давать общее представление о том, что означает когнитивная, функциональная и личностная компетенция на каждом уровне предоставлять практические и описательные критерии, позволяющие определить результат работы

33 E-CF: Компетенции: проявление способностей применять знания, навыки и отношения для достижения требуемых результатов Competence: a demonstrated ability to apply knowledge, skills and attitudes for achieving observable results Отличие «компетенции» от «квалификаций» заключается в наличии контекстного указания на сферы деятельности в области ИКТ, в которых используются знания и навыки. Если EQF описывает эталонные результаты обучения для получения квалификации («предложение»), то e-СА описывает эталонные уровни компетенции в профессиональных профилях («спрос») В e-СF сформулированные потребности работодателя в навыках и умениях Навыки – это способность выполнять конкретные управленческие и технические задачи Знания – представляют совокупность «знаю что (языки программирования, средства разработки и дизайна…) Отношение – в этом контексте означает комплексное понятие – когнитивные способности и способности устанавливать связи (способности к анализу, синтезу, гибкость, прагматизм и т.д.). Если знания и навыки являются компонентами, то отношение является тем, что их соединяет в индивидууме )

КвалификацияКомпетенция НРК РФ 1) готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности; 2) официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта) способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности EQF a formal outcome of an assessment and validation process which is obtained when a competent body determines that an individual has achieved learning outcomes to given standards means the proven ability to use knowledge, skills and personal, social and/ or methodological abilities, in work or study situations and in professional and personal development. In the context of the European Qualifications Framework, competence is described in terms of responsibility and autonomy e-CF a demonstrated ability to apply knowledge, skills and attitudes for achieving observable results

Уровень EQF Краткое описание уровня квалификации 1 Квалификации уровня 1 подтверждают наличие общих знаний и навыков, а также способностей выполнять простые задачи под непосредственным наблюдением в рамках структурированной среды. Развитие навыков обучения требует структурированной поддержки. Эти квалификации не связаны с конкретными видами деятельности, и поэтому на них часто претендуют неквалифицированные лица. 2 Квалификации уровня 2 подтверждают наличие ограниченного объема знаний, навыков и умений, преимущественно конкретного и общеобразовательного характера. Навыки применяются под наблюдением в контролируемой среде. Обучающиеся несут ограниченную ответственность за свое обучение. Некоторые из этих квалификаций связаны с конкретными профессиями, но большинство подтверждают общую подготовленность к работе и учебе. 3 Квалификации уровня 3 подтверждают наличие обширных общих знаний, практических и основных теоретических знаний в конкретной области, а также способностей выполнять задачи под руководством. Обучающиеся несут ответственность за свое обучение и имеют ограниченный опыт практической работы в конкретной области трудовой или учебной деятельности. 4 Квалификации уровня 4 подтверждают наличие значительных практических и теоретических знаний и навыков в конкретной области. Они также подтверждают способность применять специализированные знания, навыки и умения, самостоятельно решать проблемы и контролировать работу других лиц. Обучающиеся демонстрируют способность к самостоятельному обучению и имеют практический опыт трудовой или учебной деятельности в обычных и исключительных ситуациях. 5 Квалификации уровня 5 подтверждают наличие обширных теоретических и практических знаний, в том числе в конкретной области обучения или профессиональной деятельности. Также подтверждается способность применять знания и навыки при разработке стратегических решений четко определенных проблем абстрактного и конкретного характера. Навыки обучения служат базой для автономного обучения; квалификации основаны на опыте оперативного взаимодействия в трудовой или учебной деятельности (в том числе управления людьми и проектами). 6 Квалификации уровня 6 подтверждают наличие глубоких теоретических и практических знаний, навыков и компетенции в некоторой области учебной или трудовой деятельности, в том числе наиболее пере­довых для данной области. Также подтверждается способность применять знания при выдвижении и обосновании аргументов, решении проблем и вынесении суждений с учетом социальных или этических вопросов. Квалификации этого уровня включают результаты, соответствующие профессиональному подходу к работе в сложных условиях. 7 Квалификации уровня 7 подтверждают способность к самостоятельному теоретическому и практическому обучению, в том числе к получению передовых знаний в некоторой специализированной области, служащих основой для оригинальных разработок или реализации идей, нередко в исследовательском контексте. Также подтверждается способность интегрировать знания и формулировать суждения с учетом социальных и этических вопросов и обязательств, использовать опыт управления изменениями в сложной среде. 8 Квалификации уровня 8 подтверждают систематическое освоение высокоспециализированной области знаний и способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей. Также подтверж­дается способность планировать, разрабатывать, внедрять и адаптировать важные исследовательские процессы. Квалификации также подтверждают опыт руководства разработкой новых творческих подходов, расширяющих или переосмысливающих существующие знания или профессиональную практику. Квалификации уровня 1 подтверждают наличие общих знаний и навыков, а также способностей выполнять простые задачи под непосредственным наблюдением в рамках структурированной среды. Развитие навыков обучения требует структурированной поддержки. Эти квалификации не связаны с конкретными видами деятельности, и поэтому на них часто претендуют неквалифицированные лица. Квалификации уровня 7 подтверждают способность к самостоятельному теоретическому и практическому обучению, в том числе к получению передовых знаний в некоторой специализированной области, служащих основой для оригинальных разработок или реализации идей, нередко в исследовательском контексте. Также подтверждается способность интегрировать знания и формулировать суждения с учетом социальных и этических вопросов и обязательств, использовать опыт управления изменениями в сложной среде.

Дескриптор 3 – уровни ИКТ-компетенций должны основываться на дескрипторах уровней EQF, переформулированных с точки зрения компетенции. Цель состоит в том, чтобы использовать в качестве ориентира уровни, соответствующие EQF, интерпретируя обобщенные спецификации EQF в контексте практической работы в области ИКТ.

38

При описании компетенции не рекомендуется брать за основу специальности (или их названия) и технологии (программные среды), поскольку большое значение имеет стабильность профилей. Специфика технологии может составлять часть описания профиля, но не должна определять схему строения системы Описания профилей являются описаниями компетенции (или «навыков» в широком смысле слова). Эти описания дают информацию о том, что необходимо для компетентного исполнения данной роли. Спецификации профилей содержат словесные описания деятельности, соответствующей профилю, а также формулировки ожидаемых показателей работы Сформулированным ожидаемым показателям работы должны быть назначены определенные уровни Выбор необходимых уровней должен производиться на основе общей таблицы дескрипторов уровней

кадровых служб компаний, агентств по подбору персонала (разработка профайлов функциональных обязанностей, процесс набора и оценки персонала) 2. ответственных за поддержку EQF, а также национальных квалификационных и компетентностных моделей 3. образовательных учреждений 4. индивидуумов – развитие карьеры, написание резюме 5. ответственных за принятие решений на уровне государств ЕС

43

44 Source:

CWA :2009 CWA :2009 Interoperability of European e- Career Services

CWA :2009 ICT Certification in Europe в этом проекте предложена методология гармонизации имеющихся на рынке различных сертификационных систем с e-CF. Методология позволит не только привести в соответствие имеющиеся на рынке сертификационные программы, но и в дальнейшем вендорам и другим заинтересованным сторонам создавать более качественные, понятные образовательные программы и системы контроля знаний. К работе над этим сложным проектом привлечены эксперты стран, в которых уже имеется опыт таких работ – Великобритании, Германии и Италии, экспертов CompTIA. Примечательно, что конкурирующие в различных сферах компании, организации, ассоциации и эксперты объединились в едином проекте, основанном на принципах профессионализма и «обучение в течение жизни. CWA :2009

jungle EU Workshop on Professionalism Convergence of Parallel Universes: Education, Certification and Professionalism John OSullivan 13.03/2009 Brussels

EU Workshop on Professionalism Convergence of Parallel Universes: Education, Certification and Professionalism John OSullivan 13.03/2009 Brussels

CWA :2009CWA :2009 ICT Certification in Europe CWA :2009CWA :2009 ICT Certification in Europe

Отчет выполнен по заказу ЕК компанией INSEAD в рамках общей стратегии проекта e-Skills for the 21st Century: Fostering Competitiveness, Growth and Jobs. Этот отчет представляет начальный этап намеченных работ связанных с интеграцией содержания образовательных программ и требований рынка труда в отношении ИКТ-специалистов: Мониторинг спроса и предложения на рынке труда, развитие прогнозов Разработка рекомендаций по подготовке образовательных программ Поддержка механизмов eLearning Продвижение предложений по финансированию и институциональной базе Целью данного отчета было выявить основные тенденции, описать наиболее типичные и наиболее успешные сценарии, выявить тенденции, а также выработать рекомендации для дальнейшего развития проекта. Несмотря на ограниченные возможности первого этапа, в отчете присутствуют любопытные выводы и много полезной фактической информации. Основной целью данного направления работ является помочь университетам понять основные механизмы и тенденции рынка труда ИКТ-специалистов для того, чтобы настраивать свои политики в области обучения, учитывая роль университетов в подготовке и переподготовке ИТ-кадров

Спрос на ИКТ-компетенции специалистов возрастает по двум основным причинам: Все большее количество организаций оказывают поддержку всевозрастающему проценту автоматизированных процессов, продуктов и услуг. Рост обусловлен тем, что стоимость ИКТ и услуг, связанных с ИКТ падает, так как ИКТ-вендоры выпускают на рынок все более адаптированные к бизнесу продукты ИКТ все больше интегрируются с разнообразными бизнес-процессами, становятся междисциплинарной связью между подразделениями, требуя обновления компетенций уже имеющихся работников и создания новых ролевых функций.

Роль университетов в подготовке кадров является ключевой. Поэтому необходимо выявить факторы, влияющие на успешность программ, рассмотреть наиболее удачные примеры уже имеющихся программ, а также наметить пути решения проблем. Основными критериями успешности университетских образовательных программ в области ИКТ являются: рост зарегистрированных на эти программы слушателей дальнейшее успешное трудоустройство выпускников. Детальный опрос 30 университетов выявил основные 6 факторов успеха (далее)

Успешные программы включают не только технические курсы, а также содержат междисциплинарные модули по изучению специфики бизнеса и ведению проектов Опыт разных стран показывает, что успешные ИКТ программы в университетах проводятся только на основе многостороннего сотрудничества и на основании выработанных механизмов и общего языка между сторонами. При этом подчеркивается критическим фактором успеха таких пролетов является наличие третьей организации, осуществляющие координацию между образовательными учреждениями и различными организациями и ассоциациями, связанными с индустрией и бизнесом Предлагают программы для уже имеющих опыт работников, предоставляя для них удобное расписание, учитывая их уровень (LLL) Исследование наиболее зрелых моделей, связанны с более общи подходом в формировании общей политики в области ИКТ-компетнций для различных аудиторий и слоев населения Необходимо в образование привлекать экспертов из индустрии и бизнеса При формировании образовательных программ следует применять модульный принцип – часть контента не должно зависеть от технологий

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в стимулировании экономического роста и сокращении бедности «Информационные и коммуникационные технологии для развития» Всемирный банк, 2006 г. Обзор ИКТ - быстро изменяющаяся глобальная промышленная продукция, определяющая: методы ведения производства, бизнеса, торговли; принципы управления производством и потреблением как внутри, так и вне предприятий, а также взаимодействие предприятий и потребителей. ИКТ запускает радикальные изменения в структурах организаций, в образовательных ресурсах, научных исследованиях, в разработках, производстве, маркетинге, распределении, как в традиционных, так и в цифровых формах услуг. ИКТ также влияет на качество жизни Портал Европейской Комиссии Enterprise and Industry «ICT for Competitiveness & Innovation ise/ict/index_en.htm#policy ise/ict/index_en.htm#policy

Коммюнике Европейской комиссии Европейскому совету и парламенту, Европейскому экономическому и социальному комитету, Комитету регионов: Успех Лиссабонской стратегии, конкурентоспособность европейских промышленных предприятий и общественное согласие определяются эффективным применением ИКТ, а также уровнем образования, квалификацией и компетентностью экономически активных граждан Европы В связи с этим требуются значительные усилия по поддержке промышленности и улучшению взаимодействия государственных и частных структур в деле создания необходимой базы дальнейшего развития ИКТ-компетенций, профессионального и высшего образования, а также повышения квалификации Важнейшее приоритетное значение для Европейского Союза имеет принятие долгосрочной программы развития ИКТ-компетенций, направленной на повышение квалификации, рост конкурентоспособности и предоставление новых возможностей трудоустройства, т. е. на противодействие конкурентному давлению со стороны мировых рынков E-Skills for the 21st century: foresting competiveness, growth and job ( ИКТ-компетенции 21 века: повышение конкурентоспособности, экономический рост, содействие политике трудоустройства и занятости населения)

Ежегодные потери от ошибок в работе ПО, связанных с неверным их использованием, соcтавляют 100M Euro Отсутствие долгосрочной политики в области развития ИКТ- компетенций: ежегодно индустрии и бизнесу не хватает ИКТ- специалистов; уже 45% трудящихся ЕС и 73,5 % белых воротничков используют компьютер в своей работе Отсутствие единого подхода к определению ИКТ-компетенций для всех стран ЕС и субъектов взаимодействия Угроза потери 20% рабочих мест (связанных с ИКТ) вследствие оффшорного бизнеса (Индия, Китай…) Развитие параллельных университетов: рост индустриального коммерческого образования наряду с поддерживаемой государством системой основного и профессионального образования Низкая цифровая грамотность основного населения: 40% жителей ЕС не имеют базовых компьютерных навыков

Укрепление различных форм многостороннего партнерства Увеличение инвестиций в проекты, связанные с развитием ИКТ- компетенций кадрового потенциала Повышение престижа профессий, требующих изучения общих математических, естественно-научных и технических дисциплин (такие профессии подразумевают ИКТ-компетенции) Повышение компетенций в области e-Commerce и общей компьютерной грамотности населения Развитие системы и поддержка системы обучение в течение жизни и обязательное включение в эту систему ИКТ-образвания и использование eLearning ИКТ-компетенции 21 века: повышение конкурентоспособности, экономический рост, содействие политике трудоустройства и занятости населения (E-Skills for the 21st century: foresting competiveness, growth and job) Коммюнике Европейской комиссии Европейскому совету и парламенту, Европейскому экономическому и социальному комитету, Комитету регионов

Трудящиеся Кадровые агентства и службы занятости Безработные (явные и неявные) Работодатели Государство Социальные партнеры Различные политико- устанавливающие комитеты, социальные институты Образовательные технологии и программы Технологии Образование Рынок труда, индустрия, бизнес Регулирование Поставщики технологий -вендоры Основные участники многостороннего партнерства: (European e-Skills 2008 Conference) :

Основные итоги исследования «Сопоставление партнерских взаимоотношений в проектах, связанных с развитием ИКТ-компетенций (Benchmarking Policies on Multi-Stakeholder Partnerships for e-Skills in Europe) European e-Skills 2008 Conference Werner B. Korte Главной особенностью многостороннего партнерства является то, что представители частного сектора экономики (предприятия, частные работодатели) берут на себя выполнение обязанностей, которые в традиционных системах образования практически полностью возлагаются на государственные учреждения В его основе лежит прагматичное осознание того, что частный сектор может дополнять, поддерживать и расширять услуги, предоставляемые государственным сектором, за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов, опыта и каналов

Сферы применения многостороннего партнерства: 1.Сбор и анализ информации о требованиях рыка труда к ИКТ- компетенциям 2.Создание и внедрение учебных программ 3.Поддержка механизмов оценки ИКТ-компетенций со стороны общества 4.Поддержка систем, помогающей установлению соответствия ИКТ- компетенций и ролевых функций ИКТ-специалистов 5.Поддержка профессионального роста и модели обучения в течение жизни

В 31-й стране EC было выявлено свыше 100 примеров многостороннего партнерства Создано 87 подробных описаний многостороннего партнерства, включая соответствующий политический контекст Целевые группы: Граждане Учащиеся образовательных учреждений ИТ-специалисты и пользователи Основные критерии оценки многостороннего партнерства: 1.количество и состав заинтересованных сторон 2.структура, институциональные основы, управление и бизнес- модель 3.длительность, жизненный цикл существования партнерства 4.финансовые вопросы и субсидирование 5.внешние коммуникации, связи с общественностью и маркетинг 6.основные показатели, достижения 7.масштабируемость, гибкость, 8.долгосрочная устойчивость 9.возможность применения к другим целевым аудиториям European e-Skills 2008 Conference Werner B. Korte (Benchmarking Policies on Multi-Stakeholder Partnerships for e-Skills in Europe) Выбрано 30 прогрессивных многосторонних партнерств, а затем определено 10 самых передовых Составлены описания Приведены выводы и рекомендации

Gather & Analyse Market Information Certify Skills Match Workers with Jobs Support Workers Career Pathing and Lifelong Learning Сбор и анализ информации о требованиях рыка труда к ИКТ- компетенциям Создание и внедрение учебных программ Поддержка механизмов оценки ИКТ-компетенций со стороны общества Поддержка систем, помогающей установлению соответствия ИКТ- компетенций и ролевых функций ИКТ-специалистов Поддержка профессионального роста и модели обучения в течение жизни Technofutur (BE) Brutec (BE) APO IT (DE) Cisco meets APO (DE) FIT (IE) CIGREF (FR) SFIA (UK) ePracownik (PL) Locket MBO ICT (NL) AITTS (DE) Основные итоги исследования «Сопоставление партнерских взаимоотношений в проектах, связанных с развитием ИКТ-компетенций (Benchmarking Policies on Multi-Stakeholder Partnerships for e-Skills in Europe) European e-Skills 2008 Conference Werner B. Korte Сферы применения многостороннего партнерства и некоторые проекты:

Основные итоги исследования «Сопоставление партнерских взаимоотношений в проектах, связанных с развитием ИКТ-компетенций (Benchmarking Policies on Multi-Stakeholder Partnerships for e-Skills in Europe) European e-Skills 2008 Conference Werner B. Korte

European e-Skills 2008 Conference СтранаНазвание проекта Вендоронезависимые формы многостороннего партнерства: BelgiumTechnofuturTIC competence centre FinlandChangePro FranceThe 2005 referentials of ICT skills (La nomenclature des métiers du système dinformation dans les grandes sociétés 2005) by CIGREF (Club informatique des grandes entreprises françaises) GermanyAITTS (Advanced IT Training System) and APO IT GermanyKIBNET (Competence Centre IT Training) IrelandFIT Fast Track to IT NetherlandsLOKET MBO-ICT United KingdomSFIA (Skills Framework for the Information Age) Foundation United Kingdome-Skills UK

European e-Skills 2008 Conference СтранаНазвание проекта ФОРМЫ ПАРТНЕРСТВА, ОСНОВОЙ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ВЗАМОДЕСТВИЕ С ВЕНДОРАМИ Cisco Systems GermanyCisco Networking Academy Program (CNAP) in Thuringia GermanyCisco meets APO BulgariaCIST Centre for Information Society Technologies PolandE-Pracownik (E-Employee) Microsoft Germany"IT Fitness" (part of the European Alliance on Skills for Employability) PortugalTechnology, Innovation and Initiative Programme (TII – Tecnologia, Inovação e Iniziativa) Europe-wideEUGA (EU Grants Advisor) Oracle Diff. countriesOracle Workforce Development Programme United KingdomOracle Academy

European e-Skills 2008 Conference Агентство по квалификации и учебным программам 30 (QCA) в Великобритании признало сертификаты некоторых поставщиков Национальное агентство профессионально-технического образования (ECABO) в Нидерландах признало сертификаты некоторых поставщиков В Венгрии действует национальное свидетельство о профессионально- технической квалификации (NVQ), выдаваемое исключительно после первых четырех семестров программы Cisco Networking Academy Program (CNAP) ….

Начало работы альянса – январь 2006г: The European Alliance on Skills for Employability Цель – охватить 20 млн человек в ЕС 77 Целевые аудитории: молодежь: безработные и низко квалифицированные профессии люди с ограниченными возможностями пожилые люди женщины и маргинальные группы Сферы применения: Поддержка проекта e-CF и портала развития карьеры в области ИКТ (Skills Europe portal) Поддержка проектов улучшения показателей занятости, открытия новых рабочих мест (TITAN in in Hungary, May 08) Продвижение проектов, повышающих престиж ИКТ-профессий для будущих поколений (Welcomes, offers input and collaboration in the 2009 EU Awareness Raising Campaign) Проведение программ компьютерной грамотности ( Members contribution to the EU Digital Literacy WG, position paper and advocacy work) Поддерживать диалог с государственными органами о количестве ИКТ- специалистов и качестве их подготовки (eSkills Industry Leadership Board)

European e-Skills 2008 Conference Advisory Committee

А. Стратегии и основные принципы (3 из 10): Осуществить исследование существующих моделей и выявить наиболее успешные Развивать собственную национальную стратегию развития ИКТ- компетенций, включая конкретные положения о содействии многостороннему партнерству (с четкими задачами и целями) Поощрять и поддерживать успешные формы многостороннего сотрудничества, осуществлять инвестиции в развитие ИКТ- компетенций «Сопоставление партнерских взаимоотношений в проектах, связанных с развитием ИКТ-компетенций (Benchmarking Policies on Multi-Stakeholder Partnerships for e-Skills in Europe )

В. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ (3 ИЗ 10) Применять успешный опыт использования различных источников финансирования разработать инструкции и шаблоны для содействия долгосрочным, успешным многосторонним партнерствам создать благоприятные рамочные условия для формирования и функционирования национальных механизмов «Сопоставление партнерских взаимоотношений в проектах, связанных с развитием ИКТ-компетенций (Benchmarking Policies on Multi-Stakeholder Partnerships for e-Skills in Europe )

С. ИНФОРМИРОВАНИЕ, СОДЕЙСТВИЕ И МОНИТОРИНГ (4 ИЗ 10) создать механизмы для наблюдения и обмена информацией в области развития и сертификации ИКТ-компетенций Продвигать Европейскую систему квалификаций. Каждой европейской стране следует создать собственную систему квалификационных рамок Информировать молодых европейцев и остальное население о преимуществах развития ИКТ-компетенций, повышения компьютерной грамотности и непрерывного обучения Содействовать созданию европейского портала ИКТ-компетенций и трудоустройства «Сопоставление партнерских взаимоотношений в проектах, связанных с развитием ИКТ-компетенций (Benchmarking Policies on Multi-Stakeholder Partnerships for e-Skills in Europe )

Выявление наиболее перспективных направлений ИТ, по которым требуется подготовка и переподготовка ИТ-специалистов в РФ. Своевременная подготовка учебных программ и лабораторной базы для этих направлений. Выработка механизмов постоянной поддержки согласованных академических программ начальной профессиональной подготовки на уровне бакалавриата и магистратуры с программами авторизованного обучения Всесторонняя поддержка преподавателей вузов со стороны представителей профессиональных сообществ и коммерческого ИТ-обучения, связанная с выявлением перспективных программ, настройке лабораторного оборудования, обучения преподавателей адаптация учебных материалов и т.д. Необходимо также публиковать лучшие практики взаимодействия бизнеса и образования, в том числе и постоянное освещение мирового опыта по данному вопросу. При необходимости применение этого опыта путем заключения соглашений о сотрудничестве с целью предотвращения изобретения велосипеда и траты драгоценного времени на то, что уже апробировано Рассмотреть вопрос об адаптации e-СF к условиям РФ