ЛЕКЦИЯ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ИЗУЧЕНИИ КОНФЛИКТОВ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 ЧАСА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возникновение и развитие конфликтологии ВГУЭС Дисциплина Конфликтология Преподаватель: М.О. Левадняя, к. психол. наук.
Advertisements

ЛЕКЦИЯ 7. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 часа.
ЛЕКЦИЯ 12. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 часа.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Тема 2 Основные подходы к построению математических моделей систем Дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов» Специальность
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 5. Лекция 7 Основные формы психокоррекции.
Дисциплина : Конфликтология в сфере управления ТЕМА17 :СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Кафедра Философии и Психологии Преподаватель Волкова М.Н. Виды и способы разрешения.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
ЛЕКЦИЯ 10. КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЯМИ И ПОДЧИНЕННЫМИ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 часа.
Тема 9 «Организация процесса оценки. Составление отчета об оценке объекта недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности: Экономика и управление.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Е. В. Алексеева Гуманистическое направление психотерапии. Семейная.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 7. Лекция 9. Когнитивно – поведенческое.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Обмен информацией Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Тема 3 «Управление недвижимостью» Дисциплина «Экономика недвижимости» Специальности: Экономика и управление на предприятии, Институт права и управления,
1 Управляемость и наблюдаемость. Критерии управляемости и наблюдаемости линейных стационарных многомерных объектов Кафедра ИСКТ Кривошеев В.П.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ИЗУЧЕНИИ КОНФЛИКТОВ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 ЧАСА

Введение Цель – рассмотреть конфликты в психодинамических подходах - охарактеризовать ситуационные подходы в изучении конфликтов - изучить когнитивные подходы к конфликтам проанализировать современные тенденции в подходе к конфликтам

Содержание 1.Психодинамические подходы в изучении конфликтов 2.Ситуационные подходы в изучении конфликтов 3.Когнитивистские подходы в изучении конфликтов 4.Современные тенденции в подходе к конфликтам

Психодинамические подходы Зигмунд Фрейд Карен Хорни Эрик Эриксон

Зигмунд Фрейд Конфликт - изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и т.д., в которых выражается противоречивость природы человека Руководствуясь принципом удовольствия, человек, в силу внешний ограничений – нравственных и социальных норм – вынужден зачастую отказываться от удовлетворения (по крайней мере, немедленного) своих желаний. Это и приводит к возникновению психического конфликта К разным формам психических расстройств у человека ведут так называемые патогенные конфликты, возникающие тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяются внутренние ограничения. Таковыми являются конфликты между влечениями «Я» и сексуальными влечениями

Зигмунд Фрейд (продолжение) Вытеснение сексуальных желаний не дает возможности человеку осознать истинные причины возникающих у него внутренних конфликтов, с которыми он в результате не справляется. Конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, потенциально чреваты патологией поведения в более зрелом возрасте Целью терапевтического воздействия является выявление источников конфликтов, вытесненных из сознания, содействие человеку в осознании им причин его внутренних конфликтов и их решении на новом уровне сознательного отношения к своим влечениям неосознаваемого характера

Карен Хорни Невроз возникает лишь в том случае, если конфликт, лежащий в его основе, порождает тревожность и если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые несовместимы друг с другом (отличие от Фрейда) Нормальный конфликт предполагает выбор между различными возможностями, позициями, убеждениями и т.д., осуществляя который, человек и разрешает конфликт

Карен Хорни (продолжение) Невротический конфликт всегда бессознателен: внутренние противоречия поглощают человека, не оставляют ему выбора, делают его беспомощным. Человек невротического склада действует сразу в двух направлениях, которые являются несовместимыми: им движет агрессивное стремление к доминированию типа «никто, кроме меня», и в то же время он испытывает непомерное желание быть всеми любимым У невротика типы отношений «движение к людям», «движение от людей» и «движение против людей» оказываются несовместимыми, какой-то из типов становится доминирующим, подавляя другие

Эрик Эриксон Каждый личный и социальный кризис есть своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий Каждая 8 стадий развития сопровождается кризисом, являющимся поворотным моментом, возникающим вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований

Эрик Эриксон (продолжение Кризис содержит и позитивный, и негативный компонент, и вопрос заключается не в избегании конфликтов, а в адекватном, конструктивном разрешении кризисов, что вполне соответствует современному общегуманному отношению к конфликтам. Конфликты несут позитивный заряд и становятся важнейшим моментом развития

Ситуационные подходы Если речь идет о конфликтном поведении или взаимодействии, то источники его происхождения можно обнаружить прежде всего при помощи анализа факторов ситуации. Тем самым конфликт превращается в явление ситуационной природы Социально-психологические конфликты понимаются прежде всего как особая форма агрессивного ответа (прямо или косвенно проявляемого, сдерживаемого или подавляемого, направленного на причину агрессии или смещенного на другой объект) на фрустрирующую ситуацию патология поведения есть следствие научения неправильному, неадекватному или отклоняющемуся поведению, которое, получив какое-то подкрепление, становится частью поведенческого репертуара личности

Исследователи конфликтов как реакции на те или иные особенности внешней ситуации М. Дойч - конфликт чаще присутствует в конкурентных взаимоотношениях и является следствием объективного столкновения интересов сторон М. Шериф - агрессия и конфликт не являются самогенерируемыми интрапсихическими событиями. Это состояния отношения, возникающие в ситуациях, когда преследуемые ими цели поддерживаются или блокируются

Когнитивистские подходы - Курт Левин Поведение ( в т.ч. и конфликтное) определяет не ситуация, которая может быть описана «объективно» или по согласованному мнению нескольких наблюдателей, а ситуация, как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него Конфликт психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины

Конфликт как когнитивная схема - У. Клар с коллегами Конфликт интерпретируется как специфическая когнитивная схема, центральным убеждением которой является несовместимость целей различных сторон. Если эта несовместимость признается индивидом или группой, конфликтная схема активизируется, и ситуация будет рассматриваться как случай конфликта Конфликт – это не просто свойство ситуации, но, скорее, выводы, делаемые на ее основе. Более того, однажды сформированная схема начинает в значительной степени управлять кодированием, организацией и поиском информации. Если ситуация определяется как конфликтная, для ее характеристики будут выбираться признаки, поддерживающие эту схему

Субъективная оценка ситуации как условие конфликта – В. С. Мерлин В качестве обязательного условия возникновения конфликта рассматривает субъективную неразрешимость ситуации, которая не может быть ничем иным, как результатом соответствующей оценки, интерпретации ее человеком Восприятие и интерпретация внешней ситуации, или собственных чувств и переживаний как конфликта, общепризнанно рассматриваются как обязательное условие существования конфликта, а сама по себе внешняя ситуация, какие бы объективные противоречия она не содержала, не может автоматически вести к развитию конфликта

Вопросы для самопроверки 1.Охарактеризуйте психодинамические подходы в изучении конфликтов 2.Рассмотрите ситуационные подходы в изучении конфликтов 3.Охарактеризуйте когнитивистские подходы в изучении конфликтов

Заключение Современные психологические тенденции в подходе к конфликтам 1.Доминирование практической ориентации 2.Изменение отношения к конфликтам в сторону признания их нормальности

Рекомендуемая литература 1.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ, – 551 с. 2.Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, – 464с. 3.Селюк Е. Ю. Конфликтология: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, – 192 с.

Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления Презентация является собственностью автора. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении посредством ссылки, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другом произведении посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия автора.