Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что ум ребенка находится на кончике пальцев.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в человеческом мозге. Важно отметить, что на данном этапе развития около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. гомункулус (человечек) Пенфилда
Педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев» Рука является вышедшим наружу Головным мозгом И. Кант Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал « Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию». Изучением развития двигательной функции руки занимались ряд авторов: М. Ю. Кистяковская, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, Р. Я. Абрамович- Лехтман, И. М. Сеченов, А. В. Запорожец. Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи И. П. Павлов, В. Н. Аванесова, А. А. Люблинская, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Г. Л. Розенгард-Пупко, П. Я. Гальперин, Л. А. Венгер Ж. Пиаже, А. Валлон, Н. А. Бернштейн). В развитии речевой активности большое значение имеет манипулятивная деятельности, предметная и игровая активность (М. И. Лисина, Ф. И. Фрадкина).
Повышает тонус коры головного мозга. Развивает речевые центры коры головного мозга. Стимулирует развитие речи ребенка. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. Способствует улучшению артикуляционной моторики. Развивает чувство ритма и координацию движений. Подготавливает руку к письму. Поднимает настроение ребенка.
- внимание; - мышление; - координация; - воображение; - наблюдательность; - зрительная и двигательная память; - речь.
НОД Утренний прием детей Коррекционные занятия Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Игровая деятельность Прогулки (дневная и вечерняя) Одевание –раздевание Прием пищи Деятельность в уголках (книжном, природном, экспериментирования, конструирования…) Во время трудовой деятельности (дежурства, поручения, коллективный, ручной труд…)
Индивидуальная Малыми подгруппами Подгрупповая Фронтальная
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с предметами (карандаши, мячики, орехи, сыпучие материалы – манка, песок, горох, фасоль, пуговицы) и без предметов (поглаживание, пощипывание, постукивание, похлопывание, растирание, разминание)
2. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры: - сделай как я - со стихами, - скороговорками, - звуками (фонетическая ритмика) - по цвету, - по лексическим темам, - рассказывание стихов, - рассказов, - сказок.
* 3. Показ руками позы на фотографиях, позы - мантры, буквы * 4. Действия с предметами: * - губки (промакивать, резать, рисовать, тонировать, мыть-вытирать * - нитки (шить, вышивать, вязать, плести, завязывать, наматывать, распутывать, стричь, рисовать, выкладывать ) * - сыпучие материалы (выкладывать, перебирать, пальчиковые бассейны, поделки выполнять, вставлять в отверстия – кормить, пересыпать, перекладывать…
7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами. 8. Выкладывание фигур из четных палочек. 9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др. 10. Домашние дела: перемотка ниток; завязывание и развязывание узелков; уход за срезанными и живыми цветами; чистка металла; водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание)); собирание разрезных картинок, ягод; разбор круп и т.д.
Игры и упражнения: пазлы, строители, конструкторы, игры – головоломки, вкладыши, мозаики 6. продуктивная деятельность:
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.