Тенденции инновационного развития: проблематика и перспективы А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Стратегия развития системы образования: цели, институты, электронная среда » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной.
Advertisements

« Стратегия развития системы образования: цели и институты » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Современное представление о результатах образования Часть 1 А.И.Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
Северо-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области Окружная конференция педагогических работников «Формирование ИКТ – компетентности.
« Стратегия развития системы образования: цели и институты » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»
«Проектирование стратегических институтов развития образовательной политики Российской Федерации» Адамский А.И., научный руководитель АНО Института проблем.
Концепция создания сети опорных школ по физико-математическому направлению Калининградская область, 2013 Л.А.Зорькина, ректор Калининградского областного.
Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования : неопределенность результатов 1.
Перспективы развития образования до 2030 года А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» 18 октября 2014.
Институциональная модернизация системы образования А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Важно, чтобы каждый учитель совершенствовал использование современных информационных технологий, так как в школе человек получает не только необходимые.
Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования Ч. 1. Неопределенность результатов 1.
«Программный продукт для интерактивного, в том числе, дистанционного управления процессами в общеобразовательных учреждениях» Тарасенко М.М., эксперт АНО.
Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Ключевые изменения в школе и управление школой с созданием управляющих.
Организация информационно- образовательного пространства колледжа с целью повышения эффективности методической работы Степаненко Вера Николаевна, руководитель.
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий Формирование.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Транксрипт:

Тенденции инновационного развития: проблематика и перспективы А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»

Мониторинг состояния информатизации образовательных учреждений (декабрь 2012) электронный мониторинг KPMO.ru Инструменты анализа ̶ База показателей ̶ Прозрачная методика расчета ̶ Информационные карты ̶ Табличные данные ̶ Экспорт данных Инструменты анализа ̶ База показателей ̶ Прозрачная методика расчета ̶ Информационные карты ̶ Табличные данные ̶ Экспорт данных

Мониторинг состояния информатизации образовательных учреждений (декабрь 2012) электронный мониторинг KPMO.ru В мониторинг включено образовательных учреждений. Показатели: оборудование, коммуникации Мультимедийный проектор: есть (как минимум один) в 91% ОУ Интерактивная доска: есть (как минимум одна) ̶ 74% Компьютерные классы (компьютеры) Всего классов ̶ Всего компьютеров ̶ В среднем по РФ на одно ОУ ̶ 1.4 компьютерный класс, на один компьютер ̶ 9,5 учащихся Скорость интернет 128 Кб/c имеют 69% ОУ 2 Мб/с имеют 26% ОУ более 2 Мб/с ̶ 5% ОУ

Мониторинг скорости подключения интернет (данные от ОУ, заявленные провайдером) (март 2013)

Мониторинг скорости подключения интернет (март 2013)

Цифровая компетентность подростков (результаты всероссийского исследования – Фонд развития интернет) Время ̶ Каждый 7-й подросток (12-17 лет) в будни проводит в интернете 5-8 часов и больше ̶ 89% детей пользуются интернетом ежедневно Устройства ̶ Собственный компьютер (ноутбук) - 63% ̶ Семейный компьютер - 39% ̶ Телефон, смартфон, планшет - 30% / 13% / 11% Компетентность ̶ Средний уровень цифровой компетентности (% от максимально возможного уровня) - 31% (но по собственной оценке - 80%). ̶ Источник компетентности: самостоятельно (75%), школа (13%), друзья (24%), родители (16%) Деятельность ̶ Поиск информации (фото, видео, новости) - 76% ̶ Поиск информации для учебы - 49% ̶ Общение, поиск друзей - 40% ̶ Онлайн и мобильные игры - 33%

Технологии и оборудование для образования Оборудование «вчерашнего дня» ̶ Стационарные компьютеры ̶ Стационарный, медленный интернет ̶ 1(2) мобильных классов на ОУ Быстрое устаревание, не мобильность интернета, недоступность программного обеспечения Новые технологии ̶ Интерактивные панели (столы, стены, гибкие дисплеи) ̶ Мобильный интернет (WiFi от 10 до 100Мб/с) ̶ BYOD - персональный устройства учащегося Проектирование, внедрение информационно-коммуникационной- архитектурной среды Перспективы ̶ Технологии для дистанционного обучения (эффекты присутствия) ̶ Приложения и среды для групповых исследований ̶ Дополненная реальность (виртуальные среды) ̶ Облачные технологии и технологии больших данных ̶ Инструменты для проектирования, 3D-печать

Источники вызовов образованию «Все общества сталкиваются с проблемой выживания перед лицом неопределенности, бесконечного ряда новых вызовов, дилемм и кризисов. Источники этих вызовов бывают различными: изменения относительных цен, макроэкономические кризисы, этнические конфликты, гражданские войны, технологические изменения и защита от конфликтов с другими странами». «Насилие и социальные порядки», (Дуглас Норт, Джон Уоллис, Барри Вайнгаст)Дуглас НортДжон Уоллис Барри Вайнгаст Технологические уклады и образование 2

Технологические уклады и педагогика Известно пять технологических укладов (волн). Первая волна ( гг.) - новые технологии в текстильной промышленности, использование энергии воды. Вторая волна ( гг.) – строительство железных дорог, паровое судоходство, возникновение механического производства на основе парового двигателя. Третья волна ( гг.) - использование в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Радиосвязь, телеграф, автомобили. Какой тип образования соответствовал, поддерживал и развивал эти уклады? Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 3

Модернизация образования – технологический уклад: Ян Амос Коменский В 1627 Коменский приступил к созданию труда по В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) ( ), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания «Материнская школа» (1632). дидактике Польшу

Институциональная образовательная политика Культивирование прецедентов: воспроизведение лучших образцов деятельности, их пропаганда, подвижничество и возвеличивавшие звезд. Коменский: система образования – поддержка изменений Богатая история продвигов и свершений и ничтожный системный эффект: Дьюи, Френе, Штайнер, Блонский, Шацкий, Макаренко, Нил, Игорь Иванов, Олег Газман, Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова. Особняком стоит Мария Монтессори, которой удалось просить институциональную брешь. 7

Технологические уклады и педагогика Четвертая волна ( гг.) - развитие энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Массовое производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Компьютеры, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Пятая волна ( гг.) - микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия, новые виды энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Какой тип образования поддерживает эти изменения? Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 4

Пятый уклад Индивидуализация производства и потребления, преобладание экологических ограничений на энерго- и материалопотребление на основе автоматизации производства, размещение производства и населения в малых городах на основе новых транспортных и телекоммуникационных технологий и др Насколько характеристики технологический укладов коррелируют с направлениями модернизации образования? Массовизация и индивидуализация Общественные стандарты - образовательная среда Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 5

Пример технологического прогноза Быстрое прототипирование 3D-печать

Персонализированные продукты и модели

Направления применения 3D-печати

Кол-во персональных компьютеров на человека (США) 1975 год: 0,0002 компьютера на чел год: 1 компьютер на чел.

Персональный 3D-принтер, 2040 год

Жизненный цикл перспективных технологий прототип – лаборатория – популяризация – спад интереса – внедрение (массовое) или сход с дистанции –

Технологии сегодня ( ) пик популярности, интерес сми, общества Социальная аналитика (анализ данных, трендов, портрета потребителя) 3D-печать (уже относительно массовое применение в арт- индустрии, моделировании) BYOD (применение личного устройства в целях работы, учебы) Магазины приложений (программное обеспечение как услуга) Облачные (гибридные) технологии Дополненная реальность Только входят в публичное поле: Геймификация (игровые технологии в экономике, в образовании), Краудсорсинг, Технологии больших данных –

В зоне «ближайшего развития» ( ) в лабораториях, пилотные проекты, удешевление Кремниевые аноды (сверхемкие батареи, процессоры с низкой энергоемкостью) 3D-сканеры («томограф» - удешевление технологии) Запросы на естественном языке (голосовое управление устройствами) Самоуправляемые автомобили (google-автомобиль) –

Ожидаемые технологии (выход из прототипов, лабораторий) в Интернет вещей Онлайн-управление бытовыми устройствами, личными вещами, мониторинг физических параметров, поиск, и т.д.) Голографические 3D-дисплеи (прототипы дисплеев, искусственно генерирующих голографическую интерференционную картину Мобильные роботы (автономные беспилотные летательные аппараты или складские роботы) Трёхмерные биопринтеры («печать» клеток, кровеносных сосудов) Усовершенствование человека (бионические протезы) –

11 марта 1811 года в английском городе Ноттингемшир группа неизвестных ворвалась на трикотажную фабрику и принялась крушить станки для производства чулок. Повредив 63 станка, злоумышленники скрылись.

Сопротивление модернизации: восстание луддитов Уничтожение машин (индустриальный саботаж) было объявлено преступлением, наказуемым смертной казнью, и 17 человек были казнены в 1813 году. Множество людей было отправлено в Австралию.саботаж смертной казнью 1813 году «Самое упорство, с которым действуют эти несчастные, служит тому доказательством; ибо что, кроме самой крайней нужды, могло бы побудить такое большое количество людей, до тех пор честных и трудолюбивых, к совершению поступков, столь опасных для них самих, для их семей и для общества?» (Первая речь Байрона в палате лордов, произнесенная им 27 февраля 1812 г. в защиту луддитов - разрушителей станков) Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 13

Институциональная образовательная политика Развитие деятельности через развитие норм, правил, принципов Ожидаемое индивидом вознаграждение должно соответствовать "объективным результатам его усилий, а не их субъективным достоинствам". ( Ф. Хайек, «Индивидуализм и экономический порядок») «Идеология финансирования воспитательной системы должна быть сонаправлена идеологии самой воспитательной системы» И.Калина Самостоятельность школ. Индивидуальное образование. Сетевой взаимодействие Общественное управление. Качество образования - самореализация, социализация человека Электронная образовательная среда 9

Полное обеспечение функционирования ОУ через информационную систему Состояние основных фондов, муниципальное задание, система оплаты труда, кадры, образовательная программа, проведение занятий, фиксация всех достижений учащихся Протоколы занятий: «рабочее тело» занятия – готовит учитель - учащиеся имеют возможность отнестись к материалу занятия Среда агрегирует все данные в нужные базы Внешний мониторинг – агрегация всех необходимых данных в нужные базы Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 12

Институты и стимулы образования Что стимулирует учащегося? Что стимулирует родителей учащихся? Является ли эта система стимулов рациональной? Что стимулирует учителя? Являются ли стимулы учителя рациональными? Как управлять стимулами образования? Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 11