КОНЦЕПЦИЯ развития строительного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2012-2014 годы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на годы Долгосрочная целевая.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О разработке региональных программ стимулирования развития жилищного.
Город Новочебоксарск Отчет о работе управления жилищных отношений за 2007 год.
1 Реализация Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года 600 в Ненецком автономном округе.
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
) Роль и место градостроительного планирования в общей системе планирования и развития муниципального образования.
Реализация государственных жилищных программ в Республике Карелия Министерство строительства Республики Карелия.
Основные принципы и механизмы ускоренного привлечения частных инвестиций в реализацию Национального проекта МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской.
О жилищном строительстве Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ- ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ИЖЕВСК2013 ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» Географический.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Оренбургская область приступила к реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение.
Гордина О.Н., Заместитель начальника департамента финансов Вологодской области Развитие ипотечного жилищного кредитования в регионах Северо – Западного.
1 Основные итоги и перспективы развития жилищной сферы в Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской Федерации МИНРЕГИОН.
Февраль 23, 2008 ГРАЖДАНСКИЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОРУМ Петербургский жилищный конгресс «Анализ текущего состояния и возможностей повышения доступности жилья для населения»
Развитие рынка ипотечного кредитования Сбербанком России в 2009 г. – 2010 г. Москва, 2010.
МЕХАНИЗМЫ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОЕКТАХ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ Санкт-Петербург 2008 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Транксрипт:

КОНЦЕПЦИЯ развития строительного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на годы

1. Анализ состояния строительного комплекса Кабардино-Балкарской Республики Общие характеристики Результаты жилищного строительства Обеспечение социальными и культурными объектами. 2. Цели и задачи развития отрасли. 3. Необходимые условия развития отрасли (организационные, нормативное обеспечение, инфраструктура). 4. Основные направления развития отрасли Развитие рынка земельных участков Развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов Развитие жилищного строительства Повышение качества жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры Кадровое обеспечение строительной отрасли. 5. Иные мероприятия в области строительства. 6. Принципы и методы реализации поставленных задач. 7. Механизм финансового обеспечения развития отрасли. 8. Целевые показатели развития. 9. Выводы. 2

1. Анализ состояния строительного комплекса Кабардино-Балкарской Республики 1.1. Общие характеристики. В строительном комплексе функционирует 530 организаций строительства и свыше 300 предприятий и частных предпринимателей промышленности строительных материалов. Крупнейшие предприятия промышленности строительных материалов: ООО «Прохладненский ЗЖБИ»; ООО «Кызбурунский кирпичный завод»; ООО Торгово-промышленная группа Кирпично-Черепичный завод»; ОАО «ЗЖБИ-2»; ОАО ЗЖБИ «Юг-Элеваторстрой»; ООО «Каббалкгипс»; ООО «Нальчикский завод строительных материалов»; ООО «ЗЖБИ-4»; ООО «Прохладненский кирпичный завод»; ООО «ЗЖБИ Майский»; ООО «Нальчикские дорожно-строительные материалы»; ООО «Терский кирпичный завод». Обеспеченность сырьевыми ресурсами - полностью за счет местных материалов, кроме цемента, арматуры и стекла Степень износа основных фондов строительных организаций и предприятий строительной индустрии - 75% Целевые показатели на 2012 год Объем ввода жилья – 265,0 тыс.кв.м. Жилищная обеспеченность – 17,9 кв.м. Коэффициент доступности жилья – 3,5 лет 3

1.2. Результаты жилищного строительства. Объем жилищного фонда на года составил 15,5 млн.кв.м. Ввод жилья на 1000 человек за 2009 год Примерно половина введенного в эксплуатацию в 2010 году в области жилья приходится на г.о. Нальчик. При этом в городе Нальчике преобладает многоэтажная застройка, тогда как в других городах области строится преимущественно индивидуальное жилье. По количеству построенного в 2010 году жилья на душу населения Кабардино-Балкарская Республика значительно уступает среднему показателю по России. В свою очередь низкий объем жилищного строительства обусловлен высокой стоимостью жилья (высокими затратами на строительство) и низкой покупательской способностью населения. Также на объемы и сроки строительства влияют излишняя усложненность разрешительных процедур, отсутствие необходимого количества сформированных земельных участков. 4

1.3. Обеспечение социальными и культурными объектами. Виды объектов Введено объектов (план) Школы5-2- Детские сады---- Медицинские учреждения Культурные сооружения 241- Спортивные сооружения 63-4 Обеспеченность социальными и культурными объектами крайне недостаточна, особенно это касается дошкольных образовательных учреждений и спортивных сооружений. В таких условиях количество введенных в эксплуатацию за последние несколько лет объектов не только не может увеличить показатели обеспеченности, но и с невысокой степенью вероятности позволит сохранить данные показатели на прежнем уровне. 5

2. Цели и задачи развития отрасли. Цели: В стратегии социально-экономического развития Кабардино- Балкарской Республики до 2025 года развитие строительного комплекса названо приоритетным направлением, призванным обеспечить успешную реализацию иных направлений социально-экономическое развития, в частности - социальной политики в плане обеспечения населения доступным жильем. Надлежащее состояние строительного комплекса является необходимым условием реализации Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и Федеральной целевой программы «Жилище» Целью развития строительного комплекса является обеспечение развития городских и сельских населенных пунктов, предусматривающее: - повышение уровня обеспеченности населения жилыми помещениями и объектами социальной инфраструктуры; - доступность стоимости жилья; - повышение качественных характеристик вводимых объектов, в т.ч. уровня экологичности и энергоэффективности. Приоритетный национальный проект «Доступное жилье» Федеральная целевая программа «Жилище» Стратегия социально- экономического развития КБР Консолидирующая цель: качественное и количествен- ное развитие строительной отрасли путем стимулирова- ния жилищного строительст- ва и обеспечения строитель- ства объектов социальной инфраструктуры, формиро- вания рынка доступного жилья эконом-класса, отве- чающего требованиям безо- пасности, экологичности и энергоэффективности, на- правленное в конечном счете на реализацию задач Приоритетного националь- ного проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Задачи: развитие жилищного строительства путем стимулирования массового строительства жилья эконом-класса; обеспечение строительства необходимого количества объектов социальной инфраструктуры; обеспечение необходимого уровня качества вводимых объектов; создание условий для выполнения поставленных целей. 6

3. Необходимые условия развития отрасли. Достижение поставленных целей возможно лишь при наличии (обеспечении) следующих условий ОрганизационныеНормативное обеспечение 1.Наличие работоспособных органов (муниципальных, государственных) по регулированию земельных отношений, строительства, градо- строительных отношений (земель- ные комитеты, главархитектуры, комитеты по строительству, органы государственной экспертизы, органы строительного надзора). 2. Отработанный механизм форми- рования и предоставления земельных участков (в т.ч. на аукционах), экспертизы проектной документации, выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. 3.Наличие информационных систем обеспечения градостроительной дея- тельности (информация о застро- енных и подлежащих застройке территориях). 4. Кадровая обеспеченность деятельности. 1.Наличие необходимых республиканскихх и муниципальных актов в сфере земельных отношений, градостроительства, смежных областях, в т.ч.: - о порядке предоставления земельных участков; - о порядке проведения публичных слушаний; - о порядке подготовки документации по планировке территории; - о порядке ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности; - и другие. 2. Наличие необходимой градостроительной документации (генеральные планы поселений и городских округов, схемы территориального планирования муниципальных районов, правила землепользования и застройки, проекты планировки), установленность территориальных зон и градостроительных регламентов, нормативов градостроительного проектирования (показателей обеспечения территорий объектами различного назначения). 3. Наличие утвержденных тарифов на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры, на технологические присоединение к электрическим сетям. Наличие необходимой инфраструктуры 1. Наличие в республике промыш- ленности строительных материалов, способной обеспечить увеличива- ющиеся объемы строительства; наличие возможности удовлетво- рить данную потребность за счет предприятий соседних республик. 2. Транспортная доступность строительных материалов. 3.Наличие необходимых финансо- вых институтов (кредитные организации, АИЖК...). 4. Наличие иных необходимых специализированных организаций с сфере земельных отношений, градостроительства и строительства (в т.ч. СРО в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства, организация по поиску и формированию земельных участков). Основные условия развития строительной отрасли касаются уровня развития земельных отношений, в т.ч. коммунальной инфраструктуры, градостроительного регулирования, строительной индустрии. 7

3. Необходимые условия развития отрасли - анализ фактической готовности. Обеспеченность строительными материалами Обеспеченность градостроительной документацией Тарифное регулирование Не везде принята вся необходимая градостроительная документация. Нигде не утверждены тарифы на подключение. Крайне недостаточно количество выставляемых на аукцион земельных участков Условия для развития отрасли не созданы, необходимо ускорить процесс принятия документов, развивать и отрабатывать механизмы предоставления земли. За исключением отдельных позиций, потенциал промышленности строительных материалов используется не более чем на 50%. Созданы условия для увеличения объемов строительства 8 Нальчик Прохладный Майский Баксан Тырныауз Нарткала Терек Чегем Генеральный планда в стадии подготовки Правила землепользования и застройки да в стадии подготовки Тарифы на подключениенет Количество оформленных земельных участков, выставленных на аукцион в 2011 году На 2011 год Мощность Выпуск Использование мощностей Кирпич (млн. шт.)82,746,155% Конструкции железобетонные (тыс.м.3) 191,832,717% Нерудные строительные материалы (тыс.м.3) ,842%

4. Основные направления развития отрасли. Согласно поставленным задачам, с учетом необходимости обеспечения условий выполнения данных задач, необходимо выделить следующие направления развития: развитие рынка земельных участков и его градостроительного обеспечения; развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов; увеличение объемов жилищного строительства, приоритетное развитие малоэтажного строительства и строительства жилья эконом-класса; строительство необходимого количества объектов социальной инфраструктуры; обеспечение необходимого уровня качества вводимых объектов. Необходимые условия развития 9

4.1. Развитие рынка земельных участков. Наличие сформированных земельных участков является необходимым условием осуществления строительства, а увеличение количества земельных участков, включенных в гражданский оборот, должно приводить к снижению их стоимости, способствовать уменьшению себестоимости строительства Мероприятия 1. Снижение административных барьеров при предоставлении земельных участков и согласовании проектной документации: а) упрощение процедуры предоставления земельных участков (особенно под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство), порядка выдачи разрешительной документации, экспертизы проектов - реализация принципа «одно окно»; б) сокращение сроков указанных процедур - срок оформления земельных участков должен сократиться до 3 месяцев. 2. Повышение уровня обеспеченности территорий градостроительной документацией: документы территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, нормативы градостроительного проектирования. 3. Увеличение объемов сформированных для целей строительства земельных участков -создание банка земельных участков: а) источники получения земельных участков для последующего их предоставления под строительство; б) поиск и формирование земельных участков производится с учетом разных целей, способов освоения (застройки): - под многоэтажное или индивидуальное строительство; - в рамках механизмов комплексного освоения территории или развития застроенных территорий; в) финансовое обеспечение деятельности по формированию земельных участков). 4. Реализация земельных участков исключительно на аукционах, увеличение количества аукционов и предоставляемых участков. Результаты: 1. Прозрачность и публичность процедур предоставления земельных участков, сокращение их сроков, позволит ускорить процесс запуска строительных проектов, будет способствовать привлечению инвестиций в строительство. 2. Необходимая определенность и неизменность для инвесторов условий застройки, возможность планового и целенаправленного развития территорий населенных пунктов. 3. Плановость деятельности по обеспечению строительства земельными участками. Увеличение количества выставленных под застройку участков неизбежно приведет к снижению их стоимости, что в свою очередь отразится на себестоимости построенных объектов. 4. Прозрачность процедуры для инвесторов, обеспечение равного доступа к земельным участкам. 10

4.1. Развитие рынка земельных участков. Мероприятия 5. Повышение уровня обеспеченности предоставляемых участков коммунальной инфраструктурой - целевая установка на обеспеченность всех предоставляемых участков коммунальной инфраструктурой: а) за счет установления тарифов на подключение и технологическое присоединение (инвестиционные программы организаций коммунального комплекса и сетевых организаций); б) бюджетное финансирование, в т.ч. в рамках реализации федеральных и республиканских целевых программ (например, под индивидуальное жилищное строительство); в) использование средств, полученных от продажи государственного и муниципального имущества и реализации земельных участков; 6. Широкая реализация механизмов комплексного развития территорий (комплексное освоение в целях жилищного строительства, развитие застроенных территорий; Точечная застройка с использованием существующей коммунальной, социальной инфраструктуры ухудшает качество жизни населения и не позволяет достичь существенного увеличения объемов строительства). Результаты 5. Сокращение сроков реализации строительных проектов (в части получения ТУ). Возможность планирования развития коммунального комплекса и исключения случаев ограничения застройки в связи с отсутствием дополнительных мощнос- тей по передаче коммунальных ресурсов. Возможность аккумулирования средств на реализацию крупных проектов. Возможное снижение себестоимости строительства. 6. Возможность более эффективно решать задачи комплексного развития территорий, благоустройства, развития инженерных сетей и дорог. Дополнительный механизм обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой. 11

4.2. Развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов. Особенностью промышленности строительных материалов республики является его практически полная обеспеченность минеральносырьевыми ресурсами. Запасы строительного сырья и мощности горнодобывающих и перерабатывающих предприятий позволяют реализовывать часть производимой продукции в других регионах. За исключением отдельных позиций, существует запас обеспеченности строительными материалами. Мероприятия 1.Модернизация и техническое перевооружение предприятий строительной индустрии в целях: опережающего увеличения производственных мощностей; повышения производительности оборудования; расширения ассортимента продукции, в т.ч. освоения новых современных видов строительных материалов; повышения качества продукции; снижения себестоимости продукции; улучшения экологических характеристик продукции; обеспечения требований энергоэффективности продукции и технологий ее производства, снижение ресурсоемкости производственных технологий. Результаты 1. Снижение уровня изношенности основных фондов. Обеспечение спроса строительных организаций современной, качествен- ной, экологичной и недорогой продукцией, удовлетворяющей в т.ч. требованиям энергоэффективности. (использование которой позволяет достигать необходимых показателей энергоэффективности объектов капитального строительства) 2. Приоритетное использование местных материалов. 3. Замещение импортных строительных материалов и производственного оборудования отечественными аналогами. Качественное и количественное развитие промышленности строительных материалов с использованием программных методов 2. Развитие промышленности республики, экономия на транспортных расходах. 3. Снижение себестоимости строительных материалов. 12

4.3. Развитие жилищного строительства. Развитие жилищного строительства на сегодня является главным направлением развития строительного комплекса. Приоритетами жилищного строительства являются: - строительство малоэтажного жилья и индивидуального жилья (уменьшение сроков строительства и себестоимости жилья); - преимущественное строительство жилья эконом-класса; - широкое применение современных технологий (быстро и дешево при соблюдении необходимых эксплуатационных характеристик); - комплексный подход в освоении территорий как с т.з. объемов застройки, так и в плоскости обеспеченности застройки объектами коммунальной, социальной, бытовой инфраструктуры. Мероприятия Стимулирование спроса: 1. Развитие рынка ипотечного кредитования: а) повышение доступности ипотечных кредитов - развитие «социальной» ипотеки с помощью АИЖК, бюджеты: - не более 12% годовых, - компенсация процентов по кредиту (например, для отдельных категорий граждан); б) развитие классической (рыночной) ипотеки (исключительно банковский продукт); в) развитие ипотеки земельных участков под индивидуальное строительство; г) обеспечение краткосрочной ликвидности ипотечных активов; д) страхование финансовых рисков заемщиков. 2. Развитие рынка ипотечных ценных бумаг, развитие механизмов рефинансирования кредитов. 3. Обеспечение возможности использования средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. 4. Адресные меры государственной поддержки отдельных категорий граждан по приобретению жилья: субсидии, социальные выплаты через государственные жилищные сертификаты. Стимулирование предложения: 1. Реализация мероприятий : - упрощение процедуры предоставления земельных участков; - увеличение количества предоставляемых участков; - обеспечение участков коммунальной инфраструктурой; - введение тарифов на подключение и технологическое присоединение; - развитие механизмов комплексного освоения территорий и инвестирования. 2. Реализация мероприятий по доступности строительных материалов, повышению их качества и снижению стоимости. 3. Реализация системы льгот при строительстве жилья эконом-класса - при условии выполнения параметров конечного продукта: а) возмещение процентов по кредитам (в т.ч. на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой), государственные и муниципальные гарантии; б) предоставление под застройку земельных участков с готовой инфраструктурой; 13 Сбаллансированная поддержка обоих направлений

4.3. Развитие жилищного строительства. Стимулирование спроса: 5. Непосредственное создание спроса в рамках реализации республиканской и муниципальных инвестиционных программ строительства жилья, направленных на развитие: - жилищных фондов социального использования (социальный найм); - специализированных жилищных фондов (общежития, служебное жилье, маневренный фонд). 6. Снижение стоимости жилья, в т.ч. за счет развития малоэтажного строительства, обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой с использованием бюджетных средств. 7. Стимулирование создания ЖСК как инструмента консолидации средств. Сбаллансированная поддержка обоих направлений Стимулирование предложения: 4. Развитие механизмов кредитования застройщиков с использованием мер государственной поддержки: целевое финансирование АИЖК, органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, кредитных организаций для кредитования застройщиков. 5. Использование механизмов комплексного освоения территорий, развития застроенных территорий позволяет: - использовать комплексный подход к застройке, приводящий к экономии затрат на проектирование, инженерную инфраструктуру - использовать типовые проекты - банк недорогих проектов; - эффективно и комплексно внедрять новые технологии; - в полной мере реализовать малоэтажное строительство (на новых территориях). 14

4.4. Повышение качества жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры. Качественная составляющая вводимых объектов капитального строительства является важным направлением развития строитель ного комплекса. Особенно это касается повышения качества и энергоэффективности жилого фонда. Повышающиеся требования к качеству возводимых объектов, используемых материалов, способствуют улучшению условий жизнедеятельности, экологической обстановки, обеспечению безопасности. Система требований: требования к качеству материалов с учетом их стоимости, произведенных работ; безопасность эксплуатации; экологичность; требования энергосбережения и энергетической эффективности, согласно Федерального закона 261-ФЗ; градостроительные требования (инсоляция, запрет/ограничение точечной застройки); природоохранные и санитарные требования; требования к обеспеченности социальными и культурными объектами. Средства соблюдения требований: 1. Стимулирование применения экономичных технологий и материалов, энергосберегающих решений, путем: административного воздействия (запреты и ограничения); включения соответствующих требований в конкурсную документацию; применения различных льгот (льготная арендная ставка, льготные проценты по кредиту и т.п.). 2. Обязательное наличие перечня мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в составе проектной документации. 3. Внедрение в практику строительства прогрессивных конструктивных схем, отвечающих требованиям по экологической безопасности, энергоресурсосбережению. 4. Применение международных стандартов управления качеством. 5. Повышение уровня профессиональной подготовки кадров. Требования должны выполняться на всех этапах строительного процесса Эффективный контроль: Необходим эффективный меха- низм контроля за соблюдением данных требований: данный механизм целе- сообразно «отладить» в рамках деятельности сущест-вующих контрольных и надзорных органов, усилив координацию и взаимо-действие; введение республиканских стандартов качества и регламентов контрольных процедур путем принятия соответствующих норматив-ных актов; самоконтроль в рамках СРО. 15

4.5. Кадровое обеспечение строительной отрасли. Концепцией предусмотрено создание механизма формирования республиканского государственного заказа на подготовку специалистов и рабочих путем прогнозирования и текущего определения структуры и объемов спроса на рынке труда. Для этого необходимо: проанализировать потребности строительного комплекса в специалистах и рабочих; обеспечить прохождение учащимися начального профессионального образования производственной практики на рабочих местах с оплатой труда; организовать заключение договоров между предприятиями и учебными заведениями на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. Результатом кадровой работы должно стать построение единой организационной системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров в разрезе строительных профессий с использованием имеющейся и созданием новой региональной образовательной инфраструктуры на базе организаций строительной отрасли в качестве специализированных региональных центров, а также представительств государственной Академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно- коммунального комплекса республики. 16

5. Иные мероприятия в области строительства. 1. Информационное взаимодействие участников строительного рынка, в т.ч. в целях: предотвращения самовольного строительства; ограничения точечной застройки; повышения качества строительства; соблюдения требований благоустройства. 2. Обязательное проведение публичных слушаний по всем вопросам в области градостроительных отношений. 3. Обеспечение информационной открытости деятельности (в т.ч. опубликование планов и отчетов) через СМИ, широкое использование электронных СМИ. Надзорные органы: Гос. экспертиза, стройнадзор, жилинспекция, другие Граждане и их объединения (ТСЖ, ЖСК, иные), УК Застройщики, заказчики, подрядчики, проектировщики, СРО 17

6. Принципы и методы реализации поставленных задач. Принципы: Методы: 1. Законность и прозрачность механизмов, процедур, требований. 2. Развитие конкуренции на рынках строительных материалов, земельных участков, строительства. 3. Приоритетное развитие малоэтаж- ного жилищного строительства и строительства жилья эконом-класса. 4. Баланс качества и стоимости возводимого жилья; баланс стоимости жилья и «социальной нагрузки» на застройщика (требования к обеспе- ченности объектами социальной инфраструктуры). 5. Баланс стимулирования спроса и предложения (средства, направляемые на развитие спроса, не должны «взвинчивать» цены). 6. Стимулирующий характер мер государственной поддержки, а не фи- нансовое обеспечение застройщиков. 1. Использование программно-целевого метода: максимальное участие в реализуемых федеральных и республиканских целевых программах в сфере строительства; приобретение жилья для отдельных категорий граждан с участием федерального финансирования; принятие инвестиционных программ по строительству жилья (жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд). 2. Применение проектного метода, в частности, использование специализированных организаций для реализации конкретных задач (АИЖК ОАО «Кабардино-Балкарская республиканская ипотечная корпорация»). 3. Использование существующих продуктов АИЖК. 4. Применение существующих механизмов развития территорий комплексное освоение территорий, развитие застроенных территорий). 5. Повышение эффективности строительства через рациональное использование производственных и финансовых ресурсов. 6. Стимулирование строительства при одновременном повышении требований к качеству возводимых объектов и установлением разумной «социальной нагрузки» на застройщика. 7. Обеспечение строительства социальных и культурных объектов за счет застройщиков, бюджетных средств, а также через реализацию отдельных инвестиционных проектов. 18

6. Принципы и методы реализации поставленных задач. Перечень федеральных целевых программ в рамках которых будут реализованы мероприятия концепции. Программы ФЦП «Жилище» на годы Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Полномочия по реализации мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов, ветеранов и семей, имеющих детей-инвалидов ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Кабардино-Балкарской Республики с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в годах ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ на годы» ФЦП «Юг России ( годы)» ФПЦ «Чистая вода» 19

6. Принципы и методы реализации поставленных задач. Перечень республиканских программ. Программы 1"Жилише" на г. 2«Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике» на годы» 3 «Повышение устойцивости жилых домов в Кабардино-Балкарской Республике» на годы» 4 «Развитие жилищного строительства в Кабардино-Балкарской Республике в годах» 5 Реализация мероприятий ФЦП «Юг России ( годы) в КБР» 6 «Чистая вода» на годы (проект) 7 «Реформирование и модернизация объектов жилищно-коммунального комплекса КБР на годы» 8 «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в КБР в годах 9 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Кабардино-Балкарской Республике в годах» 20

7. Механизм финансового обеспечения развития отрасли. В финансировании развития строительного комплекса участвуют средства бюджетов всех уровней (в рамках реализации ФЦП и РЦП), средства частных инвесторов, собственные и заемные средства граждан. Бюджет Финансирование строительства: инвестиционная программа; социальные объекты; обеспечение отдельных категорий граждан Стимулирование строительства: Стимулирование спроса (ипотека, компенсация %, материнский капитал) Стимулирование предложения (кредитование, компенсация %, гарантии, обеспечение участков коммунальной инфраструктурой) Банки Граждане Частные инвесторы СТРОИТЕЛЬСТВО 21 АИЖК, ФОНД

8. Целевые показатели развития. Реализация предлагаемых мероприятий должна привести к следующим показателям в 2015 году. Годовой объем ввода жилья – 480 тыс. кв.м. Уровень обеспеченности жилой площадью - не менее 18,9 кв.м. на человека. Результаты: Сокращение сроков оформления земельных участков до 3 месяцев. Увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья с помощью собственных и заемных средств, до 8,1 % Повышение доступности приобретения жилья (период, когда средняя стоимость квартиры 54 кв.м. будет равна среднему годовому доходу семьи из 3-х человек) - 3 года. Снижение кредитной ставки по ипотеке до 12%. Загрузить мощности строительного комплекса на 90%. Заполнение рынка местными стройматериалами на 80%. Утверждение тарифов на подключение во всех муниципальных районах, городских округах - 100%. Утверждение Правил землепользования и застройки, схем территориального планирования - 100%. 22

9. Выводы. Реализация концепции приведет к: Увеличению объемов жилищного строительства в основном за счет строительства малоэтажного жилья и жилья эконом-класса. Развитию рынка жилья за счет увеличения спроса. Снижению себестоимости строительства жилья за счет увеличения количества земельных участков на рынке, снижения затрат на обеспечение участков коммунальной инфраструктурой, введения тарифов на подключение. Введению новых объектов социальной сферы опережающими темпами. Повышению уровня качества, безопасности, экологичности и энергоэффективности вводимых жилых и социальных объектов. Развитию местного рынка строительных материалов, увеличению объемов выпускаемой продукции местными предприятиями стройиндустрии. В итоге данные преобразования позволят повысить уровень обеспеченности населения республики жилыми помещениями и социальными объектами нормативного качества, улучшить условия проживания жителей Кабардино- Балкарской Республики. Кроме того, практически нет такой области деятельности, которая не получила бы дополнительный импульс развития в результате увеличения объемов строительства. 23