ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА Материалы для обсуждения Минэкономразвития России, 3.03.2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Advertisements

О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Развитие техносферы учреждения дополнительного образования детей, адекватной требованиям современной инновационной экономики, запросу рынка труда и социальному.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
5 апреля 2012 года, II Межрегиональный форум «INNOMED» , г. Пенза МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Стратегии развития.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Стратегия инновационного развития России: основные задачи и пути их реализации д.э.н. Ленчук Е.Б. (ИЭ РАН) 29 мая, 2013.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
1 Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на гг.
1 Проект ID «Академия фармацевтической и биотехнологической промышленности» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Меры государственной поддержки молодых ученых в Российской Федерации Ответственный секретарь Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной.
О мерах поддержки российских производителей медицинских изделий Июль 2014.
Ценка результативности научных организаций О ценка результативности научных организаций Минобрнауки России август 2008 года.
Формирование национальной инновационной системы в России: проблемы и перспективы Ленчук Е.Б. Институт экономики РАН Москва 4 марта 2008 г.
Самара, 17 ноября 2011 г. О развитии территориальных кластеров Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития.
Об инновационной стратегии РАН д.э.н. В.В. Иванов.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.
Транксрипт:

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА Материалы для обсуждения Минэкономразвития России,

Внутренние затраты на R&D и результативность 2 * Внутренние затраты на исследования и разработки в постоянных ценах 1989 г., (млн.рублей, до 1998 г. - в млрд.рублей) %ВВП, млн. руб. Минэкономразвития России

Внутренние затраты на R&D в % к ВВП 3 государственные Данные: 2007 год или последний, по которому есть данные. Источник: Индикаторы науки – 2009, статистический сборник, ГУ-ВШЭ, 2009

Динамика внутренних затрат на R&D ($ млрд. по ППС ) 4

Внутренние затрат на R&D по странам ($ млрд. по ППС ) Внутренние затраты на исследования и разработки (млн. дол. США по ППС). Данные за 2006 год или последний, по которому имеются данные 5

Структура внутренних затрат на R&D 6

Поддержка инноваций в частном секторе Удельный вес организаций, получавших финансирование на осуществление технологических инноваций из средств бюджета в общем числе организаций, 2007 % 7

« Инновационные » расходы бюджета Расходы, направляемые на инновации (технологические НИОКР, «инновационные» ФЦП, патентование, поддержка малого инновационного бизнеса, президентские технологические инициативы и т.д.) Финансирование науки Профессиональное образование Высокотехнологичная медицина Поддержка высокотехнологичных секторов (авиастроение, ОПК, космос, судостроение, радиоэлектроника, атомный комплекс МЛРД.РУБЛЕЙ 8

« Инновационные » расходы бюджета : структура Млрд.рублей 9

« Инновационные » ФЦП млрд. руб. 10

« Инновационные » ФЦП ( ) /2009 ФЦП имеющих инновационную направленность 90,19147,18171,43+16,5% « Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно - технологического комплекса России на годы » 14,5012,357,36-40% « Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на годы » 8,995,345,02-6% « Национальная технологическая база » на годы 3,594,543,11-31,5% « Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники » на годы 5,375,775,40-6% « Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года » 12,4119,4522,45+15,4% « Развитие гражданской морской техники » на 2009 – 2016 годы 3,526,82+93,8% « Глобальная навигационная система » ( Роскосмос ) 14,6631,5327,94-11,4% Федеральная космическая система России на 2006 – 2015 годы 30,6758,2367,03+15,1% « Научные и научно - педагогические кадры инновационной России » на годы 6,4512,30+91% " Ядерные энерготехнологии нового поколения на период годов и на перспективу до 2020 года " 3,17 нов " Развитие телерадиовещания в Российской федерации на " -10,83 нов НИОКР в рамках иных ФЦП, направляемые на развитие высоких технологий 1,972,262,03 89,83 11

« Инновационные » ФЦП – Направление расходов 2010 бюджет 2011 МФ 2012 МФ ФЦП и госпрограммы, имеющие инновационную направленность 171,4138,9114,6 1 Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно - технологического комплекса России на годы 7,4 2 Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на годы 5,0 3 Национальная технологическая база на годы 3,1 4 Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на годы 5,4 5 Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года 22,519,9 6 Развитие гражданской морской техники на годы 6,83,5 7 Глобальная навигационная система 27,919,30,0 8 Федеральная космическая программа России на гг 67,054,8 9 Научные и научно - педагогические кадры инновационной России на годы 12,36,5 10 Ядерные энерготехнологии нового поколения на период годов и на перспективу до 2020 года 3,2 11 Развитие телерадиовещания в Российской федерации на годы 10,8 12

Приоритеты инновационных расходов 13 1.Приоритетные проекты Комиссии по модернизации и технологическому развитию, «Инноград», крупные инновационные проекты частных компаний Суперкомпьютерные технологии и программное обеспечение Космос и телекоммуникации Ядерные технологии Энергоэффективность Медицинская техника и фармацевтика 2.Поддержка «технологических комплексов» Авиастроение Судостроение Радиоэлектроника Общепромышленные технологии 3.Поддержка коммерциализации технологий 4.Поддержка высшего образования и инновационной активности вузов 5.Развитие науки 6.Инновационная направленность государственных закупок

Приоритетные проекты 1.Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение 2. Ядерные технологии 3. Космос и телекоммуникации 5. Энергоэффективность 4. Медицинская техника и фармацевтика 2,0 млрд руб. распоряжение Правительства РФ 2092-р 5,4 млрд руб. ФЦП «Развитие электронной компонентной базы» 26,9 млрд руб. Инвестиционный Фонд РФ, интегральные микросхемы 35,1 млрд руб. ВЭБ, полупроводниковые компоненты 0,11-0,13 мкм 3,2 млрд руб. ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения» 23,6 млрд руб. ВЭБ, производство турбин и генераторов по технологии ARABELLE для атомных электростанций 1,2 млрд руб. распоряжение Правительства РФ 2092-р 27,9 млрд руб. ФЦП «Глобальная навигационная система» 67,0 млрд руб. Федеральная космическая программа России 1,1 млрд руб. распоряжение Правительства РФ 2092-р 3,8 млрд руб. ГК «Роснанотех» 23,6 млрд руб. ВЭБ, производство лекарственных препаратов Разрабатываемая ФЦП по медицинской технике 1,0 млрд руб. распоряжение Правительства РФ 2092-р 23,2 млрд руб. ГК «Роснанотех» 115,8 млрд руб. ВЭБ, развитие энергетической инфраструктуры 14

« Инновационные » ФЦП – Направление расходов 2010 бюджет 2011 min 2011 МЭР 2012 min 2012 МЭР ФЦП и госпрограммы, имеющие инновационную направленность 171,4138,9 290,5 114,6 349,6 1 Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно - технологического комплекса России на годы 7,4 29,3 7,4 37,2 2 Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на годы 5,0 3 Национальная технологическая база на годы 3,1 8,3 4 Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на годы 5,4 23,8 5,4 30,8 5 Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года 22,519,9 75,3 19,9 87,3 6 Развитие гражданской морской техники на годы 6,83,5 12,5 3,5 18,7 7 Глобальная навигационная система 27,919,3 0,0 15,0 8 Федеральная космическая программа России на гг 67,054,8 76,1 54,8 104,6 9 Научные и научно - педагогические кадры инновационной России на годы 12,36,5 23,0 6,5 18,6 10 Ядерные энерготехнологии нового поколения на период годов и на перспективу до 2020 года 3,2 6,3 3,2 12,1 11 Развитие телерадиовещания в Российской федерации на годы 10,8 11,7 10,8 17,0 15

Поддержка коммерциализации 16 1.Совершенствование реализации «междисциплинарных» ФЦП («Исследования и разработки», «Научно-педагогические кадры», «Национальная технологическая база») – финансирование, инструменты 2.формирование на базе Российского фонда технологического развития (РФТР) института, осуществляющего софинансирование инновационных проектов бизнеса 3.Повышение капитализации и совершенствование инструментов финансирования Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Поддержка науки и образования 17 1.Создание сети национальных исследовательских центров (пилотный проект – Курчатовский институт) 2.Отработка механизмов взаимодействия бизнеса и вузов в рамках выделенных на развитие исследовательской деятельности ведущих университетов 30 млрд. рублей

Основные направления госзаказа (млрд. рублей, за 11 месяцев 2009 года, крупные контракты – от 100 млн. рублей) 18

Стимулирование разработки инновационной продукции через ГЗ Разработка долгосрочных планов ( на 5-10 лет ) закупки инновационной продукции по основным направлениям госзаказа на основе соответствующих стратегий развития ( медицина, образование, энергетика, космос, чрезвычайные ситуации, правоохрана и т. д.) – установление доли таких закупок в общем объеме – до 10-15% Формулирование в рамках долгосрочных планов потребностей через описание эффекта, который необходимо получить от использования предмета госзакупки, а не через описание конкретных технических характеристик существующего на рынке товара ( пример : « комплексное техническое решение, обеспечивающее диагностику … заболеваний », вместо « аппарат ультразвуковой диагностики с …. ( перечисление конкретных характеристик )) Допущение для целей закупки инновационной продукции « продвинутых » способов госзакупок, более субъективных, но позволяющих учесть инновационность продукции, а не только ее цену Обучение сотрудников организаций - заказчиков способам и практикам размещения заказа на закупку инновационной продукции 19

Процедуры закупок, позволяющие учесть инновационность продукции Двухэтапность конкурса ( первый этап – конкуренция технических решений, уточнение ТЗ, второй этап – конкурс заявок ) Возможность подачи альтернативных заявок на конкурс ( продукты, не соответствующие характеристикам, указанным в ТЗ, но позволяющие достичь необходимых результатов иными способами ) Процедура конкурентных переговоров – определение во взаимодействии с поставщиками, подавшими заявки на конкурс, конкретных характеристик и цены закупаемой продукции без аукционных процедур ( но с оформлением протоколов всех этапов переговоров и прозрачностью процесса ) Конкурс на дизайн ( проектирование ) конкретного инновационного решения, которое затем выставляется в качестве предмета закупки ( может быть несколько победителей – аналог творческого конкурса ) Forward commitment – гарантия закупки в будущем товара, необходимого заказчику ( выявлена такая потребность ), но еще не созданного по технологическим или рыночным причинам ( аналог деятельности фонда «X- prize») Введение категории Конкурса на закупку инновационного товара, для которого допустить возможность формулирования характеристик товара в виде потребности, а не четких характеристик, и предоставить возможность отбора победителя на основе комплексной оценки, включающей, кроме цены, инновационность решения, экологичность, энергоэффективность, качество дизайна, эстетичность и т. д. – отдав это на усмотрение конкурсной комиссии. Отобрать из осуществляемых закупок несколько видов товаров, по которым возможны в ограниченном объеме такие закупки Поправки в 94- фз, дающие Правительству право устанавливать особые процедуры по типам закупок и по отдельным закупкам 20

Инновационные возможности госзакупок ( опыт Великобритании ) Потенциал воздействия на создание инноваций Высокий Низкий Стадии закупкиСпособ влияния на инновационность Стратегия действий по направлению Определение потребности ( нужды ) Формирование стратегии закупок Конкретизация потребности ( нужды ) Спецификации, размещение заказа Заключение контракта, начало его исполнения Управление контрактом, контроль исполнения, взаимодействие с поставщиком Приемка работ, закрытие контракта До размещения заказа: - разработать «План закупки инноваций» - убедиться, что организация, в интересах которой осуществляются закупки, будет способна к восприятию инноваций - консультироваться с поставщиками при подготовке Плана - сделать План публичным, довести до участников рынка - быть восприимчивым к нечетко специфицированным предложениям со стороны бизнеса (особенно малого) - принять решения о распределении прав на ИС - использовать спецификации через описание потребности/нужды, а не через характеристики конкретного продукта - оценить риски на стадии до размещения Во время размещения: - оценивать общие выгоды от предлагаемых инноваций, а не цену контракта - оценивать риски контракта - отобрать лучший из предложенных вариантов (если варианты допущены) - отразить инновационность продукта в заключаемом контракте После размещения: - разделение рисков/выгод между сторонами - управление мотивацией - постоянные улучшения через управление контрактом и контроль поставщика 21

Оценка инновационности товара ( Корея ) Товары, произведенные М и С, венчурными предприятиями с применением новых технологий и с сертификацией лучшего качества (NEP*, NET**, экологическая марка, энергоэффективность, патенты, ноу-хау и др.) «Статус» присваивается на 3 года с возможностью продления еще на один год Инноваци - онный товар Не допускаются до рассмотрения на «статус» инновационного товара: с момента регистрации патента прошло более 5 лет с момента регистрации промышленного образца прошло более 3 лет отрицательный результат экспертизы инновационного товара более 2 раз ложные или недействительные документы при подаче заявки «отсутствие спроса в обществе» *NEP -New Excellent Product- сертификат, выдаваемый на 3 года Корейским Агентством Технологий и Стандартов товарам, которые были произведены с использованием технологий, созданных в Корее, или с использованием инновационных технологий, улучшающих существующие технологии. NEP-сертифицированные товары получают поддержку государства в маркетинге и продвижении. **NET – New Excellent Technology – сертификат, выдаваемый Корейским Агентством Технологий и Стандартов ежегодно 25 новым технологиям, которые «имеют значительный мультипликативный эффект в экономике и вносят вклад в повышение национальной конкурентоспособности» 22

Проверка на « инновационность » ( Корея ) Сертификация технологий Сертификация качества Репутация Экологический знак, энергоэффективность и т. д. Оценка патентов, промышленных образцов, ноу - хау Оценка производства, кредитоспособности, репутации на рынке 40 Максимальный балл по критерию «проходной балл» 70 Группа проверки: 5-10 человек по каждой технологической сфере; возможность запроса дополнительных материалов по товару; проверка на соответствие законодательству (техрегулирование и т.д.) изучение места производства Контроль после присвоения статуса: Ассоциация производителей инновационных товаров 23

Особенности закупки инновационных товаров ( Корея ) Возможность закупки инновационных товаров без конкурсных процедур ( если цена не превышает среднюю цену по данной категории товаров на определенную величину ) Продвижение ( реклама ) государством инновационных товаров через электронную торговую площадку Возможность установления ценовых преференций при участии в конкурсе 24

« Инновационные » расходы бюджета : предлагаемая динамика 25 Направление расходов2008 факт 2009 оценка 2010 бюджет 2011 min2011 max2012 min2012 max Расходы, всего7 570,99 845,29 886,99 389, ,19 681, ,7 1.Инновационные расходы746,31 166,11 082,8955,71 152,6965,01 246, ФЦП и госпрограммы, имеющие инновационную направленность 90,3147,1171,4138,9290,5114,6349,6 1.2.Научные исследования263,0311,3340,8260,4299,5310,0348,9 Фундаментальные исследования 69,776,677,078,1 78,0 Национальные университеты 30,0 Прикладные исследования (кроме учтенных в "инновационных" ФЦП) 183,8223,9224,0176,8 227,3 Деятельность научных фондов (гранты) 9,510,89,95,514,74,713, Высокотехнологичная медицинская помощь 24,742,650,362,6 64,8 1.4.Высшее образование280,0314,9329,9328,0 315,2 1.5.Президентские проекты Расходы, способствующие инновациям – развитие высокотехнологичных отраслей (кроме "инновационных" ФЦП) 88,2350,2190,4165,7171,9160,4168,3

« Инновационные » расходы бюджета : структура max min 26