Повторительно – обобщающий урок физики в 11 классе по теме :КИНЕМАТИКА Цели урока: повторить,систематизировать,обощить знания по теме « Кинематика материальной точки» Задачи урока. Образовательная: повторение и тестирование теоретического материалом, работа по формированию навыков (сравнение физических величин, построение графиков), усвоить зависимость между физическими величинами, закрепление знаний и умений. Развивающая: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач. Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул Тип урока: Обобщения и систематизации знаний по теме « Кинематика материальной точки».Основная дидактическая цель этого урока - систематизировать знания по теме « Кинематика материальной точки». Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентаций, уточнение основных понятий. Оборудование урока: Интерактивная доска или ПК, карта ученика,презентация «Кинематика»,программа тест- контроля,дополнительный материал. Литература: учебники Касьянов В.А. «Ф-10» и Гутник-Перышкин «Ф-9»,а также материалы образовательных сайтов. План проведения урока: 1)Работа с контролирующей тест-программой 2)Решение задач (графики,уравнения,вычислительные…) 3)Задачи,связанные с ВОВ(к 65 летию Победы) 4) Работа с обощающими таблицами 5) Расчетная задача с построение графика в электронной таблице (эксел) 6) Дополнительный материал 7) Итог урока
ВАРИАНТ 1 Решение задач ЗАДАЧА 1. Дано уравнение движения: X = 8t – 0,5t 2 Х=u 0 t - at 2 /2 A) Найти начальную скорость и ускорение движения. Написать выражение для скорости и построить график зависимости скорости от времени. Б)Найти значение скорости и перемещения через 5 сек после начала движения. В) Определить через сколько секунд координата тела станет равной нулю. ЗАДАЧА 2. Автобус начинает двигаться и через 10 сек его скорость стала равной 20 м/с. A) Найти с каким ускорением движется автобус? Какой путь автобус прошёл за это время? Какой путь автобус прошёл за 5 – ю секунду движения? ЗАДАЧА 3. A) По графику скорости найти нач. скорость и ускорение. Б) Написать уравнение движения. S= ?*t+ ?*t 2 /2
Рисунок 10 На рисунке 10 представлен график зависимости пути S велосипедиста от времени t. - Определите интервал времени, когда велосипедист не двигался ? - В каком интервале времени скорость была наибольшей ? На рисунке 4 представлены графики зависимости скоростей тел от времени движения. Что означает точка пересечения графиков ?
Характеристик а движения прямолинейное движение Равноускоренное прямолинейное движение Равнозамедленное прямолинейное движение Ускорение[м/с 2 ] a=0 a=( - 0 )/t a>0 > 0 a=( - 0 )/t a
С К А Л А В Т Ы К М А C Я Е А Е Т С Р К
Противотанковое ружьё Симонова ПТРС -41 ПТРС -41 Расчёт противотанкового ружья ПТРС на огневой позиции.1943 г. На фото : момент заряжания ружья обоймой с патронами Немецкий подбитый танк На каком расстоянии от советского воина находился немецкий танк, если пуля, выпущенная из противотанкового ружья со скоростью 1000 м / с, настигла его через 0.5 секунд ? 16 ноября 1941 г. в районе деревни Ширяево под Москвой принял неравный бой с немецкими танками 1075 стрелковый полк. Из противотанковых средств, не считая гранат и бутылок с зажигательной смесью, на вооружении пехотинцев имелось всего 11 противотанковых ружей. В первом же бою только огнем своих ПТР бронебойщики уничтожили 10 танков и несколько бронемашин врага. (По архивным данным МО СССР, 1075-й стрелковый полк 16 ноября 1941 года уничтожил 15 танков и около 800 человек личного состава противника. Потери полка, согласно донесению его командира, составили 400 человек убитыми, 600 человек пропавшими без вести, 100 человек ранеными).[2] Как позже оказалось, отдельные танки насчитывали пробоин, что характеризует хорошую поражающую способность ружья, но крайне слабое заброневое действие 14,5 мм снаряда. Характеристики прицельных приспособлений позволяли бойцам с минимальными стрелковыми навыками чувствовать себя на поле боя снайперами. Эффективный огонь по бронетранспортерам и легким танкам можно было вести с расстояния метров. В боях на Курской Дуге неожиданно обнаружилосьеще одно свойство ружья: бронебойщик Денисов сбил с его помощью два вражеских бомбардировщика.[источник не указан 293 дня] Этот случай лег в основу эпизода произведения М.Шолохова «Они сражались за Родину» и одноимённого художественного фильма.
Тел брошено под углом α к горизонтуТело брошено горизонтально Парабола – траектория. 0x = 0 cosα 0y = 0 sinα x= 0x t= 0 t cosα - равномерное движение. Y=t* 0y - g*t 2 /2= 0 t sinα -gt 2 /2 – равнозамедленное движение. 0x = 0 - x 0y =0; y =gt x= 0x t= 0 t - равномерное движение. Y=H=gt 2 /2 – равнозамедленное движение. L=x y = 0 sinα- gt; x = 0x t пол =2 0 sinα/g – время полета. t подъема = 0 sinα/g L=2 0 2 sinαcosα/g L= 0 2 sin2α/g L – дальность полета. tgγ= y / x t– время полета. L– дальность полета. - скорость в любой момент времени. Баллистическое движение Баллистика – раздел механики, изучающий движение в поле тяжести Земли.
Вопросы. Почему стрельба велась под этим углом? (Ответ. При таком угле запуска снаряда большая часть траектории проходит в стра…..ре, где атмосфера крайне раз………я. Там плотность воздуха ………….и его сопротивление ничтожно. Именно это и обеспечивает сохранение ск……….и и необходимую д……..ть полёта.) В Великую Отечественную войну использовались гаубицы 122 мм, они предназначались для навесной стрельбы по целям, закрытых холмами и высотами. На какую дальность такая гаубица могла метать снаряд массой 10 кг при угле вовышения 60 градусов и обеспечении начальной скорости 655 м / с ? Какова максимальная высота полета снаряда ? (sin (2*60)=0.866, sin ²(60)=0.75) Просчитать теоретически ( вызвать программу « калькулятор ») и сравнить с графическими данными на модели ( вызватьпрограмму в эксел -« Свободное падение »)
«Катюша» БМ на шасси ЗИС-6 Какое ускорение снаряд получал при этом ?
Физический диктант (вместо многоточий вставить по смыслу нужные величины или термины) В документальном рассказе гвардии лейтенанта И. М. Журбы говорится о таком факте времён минувшей Отечественной войны. При отражении одной из атак фашистов наши подбили вражеский бронетранспортёр, в котором бойцы нашли около шестидесяти резиновых жгутов. При взгляде на эти вроде бы бесполезные жгуты у И. М. Журбы появилась идея: создать с помощью жгутов и сучьев деревьев малокалиберную артиллерию, используя в качестве снарядов гранаты – лимонки. Вопросы. Как можно было реализовать эту идею, как объяснить её? (Ответ. Из массивных сучьев сделать большие прочные рогатки, к ним привязать концы резиновых жгутов. Рогатки вбить в землю. В каждый жгут вложить по гранате-лимонке. Один солдат должен натянуть жгут, другой разжать кольцо гранаты, выдернуть чеку и пустить снаряд. Выброс гранаты обеспечивала сила ….…, возникающая в жгуте при его деформации в процессе растяжения,что обеспечивало гораздо большую ск………., а значит и дальность полета,чем при броске вручную) Дополнительная информация. Солдаты командира И. М. Журбы открыли огонь из 52 орудий самодельной малокалиберной артиллерии по противнику, находившемуся более чем в ста метрах. Всё смешалось в стане врага, возникла паника; наши бойцы пошли в атаку и отбросили противника.
В 907г. киевский князь Олег и его дружина пошли походом на Византию. Узнав об этом, византийцы закрыли гавань Константинополя цепью,преградив путь судам пришельцев. Тогда князь повелел своим кораблям причалить, где возможно, к берегу и поставить корабли на колёса. Приказ был выполнен. И суда помчались к городу по суше. Вопрос. Что могло привести в движение корабли? (Ответ. Корабли могла гнать вперёд ……попутного ветра,сообщая судам …..сть) Вопрос.Какой энергией обладали суда вследствии своего движения ? Дополнительная информация. Как свидетельствуют летописи, двигающиеся по суше корабли привели византийцев в ужас. Город сдался без боя. В знак победы Олег приказал прибить свой щит к городским воротам. Помните, у Пушкина: … твой щит на вратах Цареграда…? Эти слова напоминают о том событии.
Заслуженный артист РСФСР П. Н. Маяцкий выступил с новым аттракционом Шар смелости, созданным по собственному сценарию. Номер основывался на демонстрации стремительной езды мотоциклистов и велосипедистов по горизонтали и вертикали, восьмерками и мертвыми петлями внутри огромного сетчатого шара диаметром около 6 м, подвешенного под куполом цирка. Очевидцы рассказывают, что это был номер экстракласса. Рассчитать минимальную скорость движения мотоцикла, чтобы мотоциклист не свалился в низ в самой верхней точке « мертвой петли ».