«Специфика работы учителя- дефектолога по сопровождению детей дошкольного возраста с нарушением зрения» Сидоревич Светлана Михайловна Учитель - дефектолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направления и содержание работы медико-психолого-педагогической службы классов охраны зрения Зам. дир. по ОЭР, нейрофизиолог ГОУ СОШ 448 Макарова Ирина.
Advertisements

Охрана жизни и здоровья детей, укрепление физического и психического здоровья; Развитие познавательных процессов и морально-волевых качеств ребенка; Художественно-эстетическое.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Детский сад компенсирующего вида 940. НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ВНУТРИ ГЭП: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ.
ДОШКОЛЬНАЯ ТИФЛОПЕДАГОГИКА. ПОЛОЖЕНИЕ О ТИФЛОПЕДАГОГЕ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Основная общеобразовательная ПРОГРАММА дошкольного учреждения Заботливым родителям о программе! Т. И. Рыжик, старший воспитатель ГБДОУ детский сад 98 Фрунзенского.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад 41» Управление образования Администрации города Костромы Заведующий.
Программа психолого – педагогического и медико - социального сопровождения предшкольной подготовки детей 5 – 6 лет в школе.
Докладчик Курочкина Людмила Васильевна Директор ГОУ «Центр диагностики и консультирования»
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Условия зачисления в ДОУ Дети в возрасте от 2 до 7 лет, страдающие рефракционной и дисбинокулярной амблиопией (острота зрения.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Служба практической психологии Приморско-Ахтарского района Цель: содействие психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности.
Формы работы с семьей на консультационном пункте Руководитель КП Захарова Юлия Александровна.
Организация системы ПМП- сопровождения дошкольников с ОВЗ специалистами Центральной ПМПК 2012 год.
Школьная служба сопровождения Специальной ( коррекционной ) школы 657 VIII вида Приморского района Санкт - Петербурга учебный год.
Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
Транксрипт:

«Специфика работы учителя- дефектолога по сопровождению детей дошкольного возраста с нарушением зрения» Сидоревич Светлана Михайловна Учитель - дефектолог МОУ «МОУ 98 «Хрусталик»

«Весь процесс обучения, воспитания, коррекции, развития познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка и личности в целом направлен на то, чтобы облегчить адаптацию ребёнка, сделать её более благополучной». Д. Виткаускайте

Задачи службы: Оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения; Формирование навыков социально-адаптивного поведения и социализация детей со зрительной патологией; Выявление проблем адаптации ребёнка в ОУ; Лечение и коррекция зрительных функций; Формирование здоровья детей с нарушением зрения; Осуществление социально-правовой защиты детей.

Основные направления деятельности службы диагностическое направление; медицинская коррекция; психолого-педагогическая коррекция; социально-развивающее направление; профилактическое направление; консультативное направление.

Структура службы Директор Медицинский блок Педагогический блок Психологический блок Офтальмолог Старшая медицинская сестра Медицинская сестра-ортоптистка Заместитель директора по УВР Дефектолог Логопед Воспитатели Психолог

Комплексное сопровождение ребёнка предполагает согласованную работу всех специалистов: офтальмолог дефектолог логопед психолог инструктор по ЛФК массажиствоспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре Медицинская сестра невролог

Виды взаимодействия - Взаимодействие между особенностями психофизического развития и содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами детской деятельности; - Взаимодействие между видами коррекционной помощи ( медицинской, психологической и педагогической); - Взаимодействие между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции.

Лечение амблиопии и косоглазия направлено на восстановление правильного положения глаз и развитие бинокулярного зрения. Исправление косоглазия достигается в результате чёткой диагностики и последующего лечения, включающего разные этапы: - плеоптический; - ортоптический; - диплоптический (стереоскопический).

Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения - Неполнота, фрагментарность; - Нарушение цветоразличения; - Нарушение глазодвигательных функций; - Сужение поля зрения; - Нарушение бинокулярного зрения; - Нарушение форменного, стереоскопического зрения.

Учёт офтальмологических и гигиенических рекомендаций в работе с детьми с нарушением зрения Зрительный диагноз; Возраст и время нарушения зрительных функций; Коррекция; Рекомендованное лечение ; Карты рассаживания детей; Режим зрительной и тактильной работы; Режим физических нагрузок; Сроки лечения.

Важная роль в комплексном сопровождении детей в МОУ отводится учителю-дефектологу Сидоревич Светлана Михайловна учитель-дефектолог высшая квалификационной категории

Направления работы учителя – дефектолога Диагностическое обследование Коррекционно – педагогическая работа Коррекционно – развивающая работа Поддерживающая лечение коррекционная работа Участие в методической работе МОУ Работа с родителями

Диагностическое обследование ребёнка с нарушением зрения: Учитель-дефектолог обследует зрительное восприятие, состояние слухового анализатора, осязание, моторику, познавательную сферу, состояние психических процессов.

«Индивидуальная карта развития ребёнка с нарушением зрения» В карте фиксируются все результаты обследования и общая характеристика состояния здоровья и физического развития детей с амблиопией и косоглазием.

Коррекционно-развивающая работа Развитие зрительного восприятия; Профилактика и преодоление вторичных отклонений; Коррекция и развитие познавательной деятельности; Коррекция и развитие несенсорных функций.

Виды занятий учителя-дефектолога Формирование предметных представлений и способов обследования; Формирование сенсорных эталонов; Формирование пространственных представлений и навыков ориентировки; Развитие предметности восприятия; Формирование предметно-продуктивной деятельности; Развитие восприятия глубины пространства; Развитие восприятия сюжетной картины.

Поддерживающая лечение коррекционная работа: Соблюдение зрительного режима; Специальная подготовка к проверке остроты зрения, характера зрения и лечению на аппаратах; Организация специальных коррекционных упражнений, необходимых на определённом этапе лечения.

Организация специальных коррекционных упражнений Упражнения на развитие зрительного внимания; Упражнения на снятие зрительного утомления; Упражнения на развитие конвергенции и аккомодации; Упражнения на развитие глазодвигательных функций; Упражнения на развитие зрительно – моторной координации; Упражнения на развитие различительной способности; Упражнения на расширение поля зрения; Упражнения на совершенство- вание центрального и периферического зрения.

Содержание работы с педагогами Приоритетные задачи: 1) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения 2) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с нарушением зрения.

Формы работы с педагогами: * Индивидуальные консультации; * Групповые консультации; * Лекции-дискуссии; * Деловые игры; * Вечера вопросов и ответов. Наиболее актуальны следующие темы: - «Лечение косоглазия и амблиопии, этапы и задачи лечения»; - «Игры и игровые упражнения на разных этапах лечения»; - «Особенности зрительного восприятия детей с нар-м зрения»; - «Особенности игровой деятельности детей с нарушением зрения»; - «Гимнастика для глаз. Упражнения для снятия зрительного утомления».

Формы работы с родителями: 1.Индивидуальные консультации; 2.Групповые консультации; 3.Общегрупповые собрания; 4.Информация в «уголках родителей»; 5.Анкетирование родителей; 6.Выставки коррекционных игр; 7.Открытые занятия.

Анализ результатов комплексного сопровождения детей старшей группы на период с сентября по май г. Количество детей - 16 человек. - Острота зрения улучшилась у 10 детей (62%) ; -Характер зрения улучшился у 3 человек (18%); - Уровень общего развития повысился у 6 человек (37.5%). - ниже нормы - близко к норме - норма 32% 56% 12% 38% 62%

Основные направления педагогической работы по охране зрения младших школьников в условиях образовательного учреждения общего назначения Чёткое знание зрительных диагнозов и зрительных возможностей детей. Чёткое выполнение рекомендаций офтальмологов; Контроль за соблюдением светового режима в классе; Контроль за правильной посадкой учащихся и использование приёмов по её достижению; Контроль за соблюдением рационального режима дня и питания; Профилактика простудных и инфекционных заболеваний; Профилактика общего и зрительного утомления учащихся.

Успехов вам!