«Рекомендуемые требования к построению системы интеллектуального учета» Доклад Директора проекта Департамента управления проектами ФГУ «Российское энергетическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Программа по развитию коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета на период до 2020 года» Москва, Март 2011.
Advertisements

Я Системы АИИС КУЭ в энергетике. 1.АИИС КУЭ для функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии (мощности) 2.Требования к АИИС КУЭ, регламенты.
Проекты Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации.
«Программа по развитию коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета на период до 2020 года» Москва, Апрель 2011.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Проектный офис Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики.
Технический проект системы Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач,
1 "Инновационный потенциал российского распределительного электросетевого комплекса" г. Москва, 29 ноября 2011 г. Распределенная генерация, как элемент.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
«Основы энергоменеджмента и повышения энергетической эффективности наукоемкого предприятия» (в объеме 104 часа) Министерство образования и науки Российской.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
Актуальные вопросы проектирования систем РЗА САЦУК Евгений Иванович Зам. начальника СВПРА ОАО «СО ЕЭС»
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
О практике государственного регулирования и применения на территории Астраханской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
«1С:Предприятие 8. Технический расчетный центр теплосети»
Тарифно-балансовые решения ФСТ России в отношении субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного Федерального округа Июль,
Транксрипт:

«Рекомендуемые требования к построению системы интеллектуального учета» Доклад Директора проекта Департамента управления проектами ФГУ «Российское энергетическое агентство» М.В. Брагиной Москва, Апрель 2011 III Совет по ИТ в ТЭК, Артурс SPA Hotel

2 Содержание 1. Характеристика текущего состояния коммерческого учета электроэнергии в Российской Федерации 2. Основные требования к развитию электроэнергетики России 3. Программа по развитию коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета на период до 2020 года 4. Реализации подпрограммы «Развитие интеллектуального учета на розничном рынке электроэнергии» 5. Этапы реализации Программы Разработка технических требований к системам интеллектуального учета 6. Методические рекомендации по техническим требованиям к системам и приборам учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учёта 7. Краткие сведения о документе 8. Организационный объем использования методических рекомендаций 9. Основные понятия методических рекомендаций 10. Уровни иерархии комплексов учета электроэнергии 11. Общие положения и требования к системе интеллектуального учета 12. Требования к системе интеллектуального учета 13. Требования к функциям, выполняемым системой 14. Требования к приборам интеллектуального учета электроэнергии

3 Российская Федерация входит в «двадцатку» стран с наибольшим уровнем потерь электроэнергии на всех стадиях выработки, сбыта и потребления. На данный момент Российская Федерация существенно отстает от ведущих стран в развитии интеллектуального учета. Порядка 98% домов в России оборудованы счетчиками, но счетчики в основном старые, электромеханические. Данные со счетчиков собираются и фиксируются вручную. Систем регулирования энергопотребления, интегрированных в систему учета, у нас менее 1%. Проекты внедрения систем интеллектуальных измерений в России практически не выходят за рамки биллинговых систем, а экономически успешных примеров использования интеллектуальных технологий в российской практике пока немного, что обусловлено рядом факторов, в том числе нормативно-законодательного характера. Характеристика текущего состояния коммерческого учета электроэнергии в Российской Федерации

4 Требования к программе развития электроэнергетики России Необходим единый комплексный подход модернизации электроэнергетики, основанный на инновационных теоретических подходах российских и зарубежных ученых, накопленном зарубежном опыте и планах энергетического роста развитых и новых индустриальных стран, базирующихся на новых организационных принципах и научно-технических разработках Необходим итоговый выход российской электроэнергетики на новое качество управления путем формирования целостной многоуровневой системы управления с увеличением объемов автоматизации и повышением критической надежности всей системы Сложившаяся российская электроэнергетическая инфраструктура с ее традиционной ориентацией на крупные генерирующие объекты требует новых подходов для присоединения к имеющимся сетям распределенных объектов малой и альтернативной энергетики и связанных с ними локальных энергосетей Требуется технико-организационное обеспечение качественно нового уровня интегрированности общероссийской электроэнергетической системы, в том числе с учетом перспективных задач поэтапного восстановления координационного управления функционированием энергетических систем стран СНГ на двухсторонних и многосторонних началах Основные требования к развитию электроэнергетики России Подход к развитию электроэнергетики России Ведущая роль отводится ядру электроэнергетической системы - электрической сети как структуре, обеспечивающей надежность и эффективность связи генерации и потребителя. Современные технические средства корректировки параметров электрических сетей вместе с новыми системами сбора, передачи и обработки информации, быстродействующими программами оценки состояния (текущего режима) и прогнозирования будущих узких мест энергосистемы, а также гибкой системой управления (сочетание централизованного и локального управления) всеми её элементами способны вывести электроэнергетику на качественно новый уровень. Реализация данного подхода требует организации четкого взаимодействия всех технологических устройств электроэнергетической системы (электроустановок потребителей, генераторов и сетей различного назначения) на основе единых принципов управления с общей информационно-технологической платформой и управляющей системой всей технологической инфраструктуры.

5 Основные характеристики Программы Государственная программа развития коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета на период до 2020 года (далее – Программа) разработана в соответствии с Государственной Программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года. Программа направлена на повышение энергетической эффективности посредством развития систем коммерческого учета электроэнергии на основе интеллектуальных приборов учета. Создание предпосылок и стимулирование применения технологий интеллектуального учета со стороны государства Реализация Программы будет осуществляться поэтапно. I,IIэтап – 2011–2015 годы – подготовительные работы, тестирование и стандартизация технологий; II Iэтап – 2016–2020 годы – тиражирование технологий в субъектах РФ. Программа по развитию коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета на период до 2020 года Перечень и краткое описание подпрограмм Развитие интеллектуального учета на розничном рынке электроэнергии Развитие комплексного интеллектуального учета смежных видов энергоресурсов (электричество, вода, газ) Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по развитию интеллектуального учета энергоресурсов»

6 Развитие интеллектуального учета на розничном рынке электроэнергии В рамках реализации подпрограммы «Развитие интеллектуального учета на розничном рынке электроэнергии»: Формирование единых технических требований (стандартов) в области интеллектуального учета электроэнергии; Создание стимулов и механизмов установки у потребителей интеллектуальных приборов учета электроэнергии с возможностью дистанционного считывания показаний о потреблении ресурсов и возможностью удаленного управления нагрузкой; Создание стимулов и механизмов установки централизованных систем учета и центров обработки данных учета, позволяющих реализовать следующие основные функции Совершенствование модели розничного рынка электроэнергии, оптимизация договорной схемы и обеспечение прозрачности цепочки расчетов между субъектами рынка; Стимулирование предложения на рынке систем интеллектуального учета с целью повышения качества и снижения совокупной стоимости владения

7 Этап 1. Подготовительный (2011 – 2012 гг.) Разработка методических рекомендаций к системам и приборам интеллектуального учета электроэнергии Утвержденные требования к системам и приборам учета, принятые в качестве рекомендуемых при реализации «пилотных» проектов по построению систем интеллектуального управления электрической энергии (Методические рекомендации) Получение производителями оборудования, интеграторами в области учета перспективных требований к системам и приборам учета, которые могут быть использованы при разработке долгосрочных планов Формирование федеральной концепции и целевой модели интеллектуального учета электроэнергии Реализация «пилотных» проектов в соответствии с рекомендуемыми требованиями к системам и приборам интеллектуального учета электроэнергии Разработанные требования к системам и приборам учета электроэнергии протестированы в «пилотных» зонах Сформированы требования к системным интеграторам в области построения систем коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета Стимулирование предложения на рынке приборов и систем учета Формирование пакета необходимых изменений нормативно-законодательной базы Этап 2. Переходный (2013 – 2015 гг.) Скорректированные технологическая, организационная и экономическая модели интеллектуального учета электрической энергии Этап 3. Тиражирование (2016 – 2020 гг.) Этапы реализации Программы Разработка технических требований к системам интеллектуального учета

8 Цель и задачи определение и унификация основных функциональных и технических характеристик систем и средств автоматизации контроля и учета электроэнергии на розничном рынке электроэнергии, создаваемых на основе технологий интеллектуального учета. обозначить основные приоритеты для последующей работы по созданию детальных технических требований к приборам и системам учета электроэнергии на основе технологии интеллектуального учета. главной задачей данного документа является определение основных технических параметров и требований к системам интеллектуального управления электроэнергией и ее элементам на период переходного этапа в рамках реализации «Программы по развитию коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета на период до 2020 года» Область применения подлежат к применению на розничном рынке электроэнергии и распространяются на всех субъектов розничного рынка электроэнергии (РРЭ). Развитие Разработка новых и внесение изменений в действующие нормативные документы государственного и корпоративного характера Методические рекомендации по техническим требованиям к системам и приборам учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учёта

9 Краткие сведения о документе Методические рекомендации Энергетическая стратегия России на период до 2030 года Федеральный закон от ФЗ «Об электроэнергетике» Федеральный закон от «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года Указы Президента РФ и поручения Правительства РФ по модернизации, технологическому развитию и стимулированию инновационной активности и, в том числе, повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики Общероссийские и отраслевые разработки в области построения систем учета ресурсов Корректировка – 1 раз в 1 год

10 Организационный объем использования методических рекомендаций Методические рекомендации ОАО «ФСК ЕЭС» и его филиалы МРСК и РСК Энергосбытовые компании Потребители: юридические и физические лица Предприятия электротехническ ого комплекса Научно- исследовательск ие и проектные организации Ремонтные, строительно- монтажные и наладочные организации

11 Совокупность аппаратных и программных средств, выполняющих функции измерения, сбора, хранения и обработки данных, а также передачи результатов измерений электроэнергии в пункт централизованного сбора, с возможностью двустороннего информационного обмена, а также управления приборами учета. Интеллектуальная системы учета электроэнергии (ИСУЭ) Измерительный прибор, оснащенный встроенными средствами отображения, хранения и передачи информации об измерениях, обладающий функциями двустороннего информационного обмена с пунктом централизованного сбора,, обеспечивающий возможность удалённого управления включением и отключением электроэнергии, а также возможностью своевременного обнаружения и ликвидации неисправностей, предотвращения отключения электросети и падения напряжения в реальном времени, снабженный независимым источником питания Интеллектуальный прибор учета элетроэнергии (ИПУЭ ) Основные понятия методических рекомендаций

12 Уровни иерархии комплексов учета электроэнергии Уровень энергообъектов. К данному уровню относятся все программно-технические средства комплексов учета электроэнергии, устанавливаемые на энергообъектах участников рынка, включая компоненты измерительных каналов, устройства сбора и передачи информации и, в ряде случаев, локальный центр сбора и обработки данных учета электроэнергии. На обслуживаемых энергообъектах на данном уровне также могут находиться организационные подразделения, обеспечивающие эксплуатацию комплексов учета электроэнергии энергообъекта. Районный уровень. Включает программно-технические комплексы учета электроэнергии, объединяющие данные коммерческого и технического учета от всех энергообъектов в пределах одного района (предприятия). Региональный уровень. Включает программно-технические комплексы, объединяющие данные коммерческого и технического учета от всех энергообъектов в пределах одного региона.

13 Система учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета электроэнергии на РРЭ должна создаваться на границе балансовой принадлежности между субъектами розничного рынка электрической энергии, как иерархическая, территориально (географически) распределенная система. Полное наименование системы – система учета электроэнергии на основе технологии интеллектуального учета. Сокращенное наименование – ИСУЭ (интеллектуальная системы учета электроэнергии). Общие положения Автоматическое снятие показаний Двусторонняя коммуникация Удаленное управление приборами Управления данными учета Интервальная тарификация Мультиотраслевые приборы учета простота и доступность удаленного получения данных для Потребителей, поставщиков и других участников рынка электроэнергии В программном комплексе верхнего уровня должна быть обеспечена интеграция функций расчетного и технического учета. Общие требования Общие положения и требования к системе интеллектуального учета

14 Требования к системе в целом Требования к структуре и компонентам системы Требование к надежности Требование к безопасности Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы Требования к защите информации от несанкционированного доступа Требования по сохранности информации при авариях Требования к защите от влияния внешних воздействий Требования к электромагнитной совместимости Требования к патентной (лицензионной) чистоте Требования к стандартизации и унификации Требования к системе интеллектуального учета

15 Требования к отдельным компонентам системы В состав системы ИСУЭ на РРЭ входят следующие компоненты: измерительные компоненты - ИИК точек учета электроэнергии; измерительный компонент – система обеспечения единого времени (СОЕВ); вычислительный компонент - ИВКЭ; связующий компонент – технические средства приёма – передачи данных (каналообразующая аппаратура) и каналы связи; комплексный компонент, выполняющий функции связующего и вычислительного компонентов - ИВК.Классы точности средств измерений Требования к функциям, выполняемым системой Классы точности средств измерений Ранжирование каналов связи по приоритетности использования Обязательные параметры хранения ИПУЭ

16 Требования к приборам интеллектуального учета электроэнергии Дистанционное предоставление точных данных в определенный временной период Предоставление информации потребителям, сбытовым компаниями и другим участникам рынка электроэнергии Возможность двустороннего взаимодействия с приборами учета Связь между прибором учета, энергокомпанией или другим участником рынка Возможность получения и загрузки данных для большей территории, удаленная конфигурация прибора учета, диагностика и обновление ПО Создание внутренней домашней сети Передача данных на информационный дисплей в режиме реального времени Поддержка «интервальной тарификации» Высокая частота регистрации данных для последующего использования при выставлении счетов Сглаживание пиков потребления посредством временно дифференцируемых тарифов Снижение возможности фальсификации данных о б объемах потребления Возможность дистанционного управления снабжением электроэнергии Управление потреблением для сокращения пиковых нагрузок Внедрения функционала отключения при авансовом или кредитном способе оплаты

Спасибо за внимание!