Результаты ЕГЭ -2011 по биологии Костерина Л.П. доцент кафедры ЕМО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Тест по биологии на тему: «Клетка» Перейти к тесту Перейти к тесту.
Advertisements

Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
Система подготовки к ЕГЭ по биологии учителя МБОУ Тонкинской СОШ Тонкинского муниципального района Нижегородской области Пуртовой Г. А. (обобщение опыта)обобщение.
Анализ результатов ЕГЭ по биологии 2015 год Зоя Анатольевна Томанова, к.б.н., доц., ГАОУ ДПО ЛОИРО.
«Государственная (итоговая) аттестация выпускнитиков IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2013 год Баширова Эльза Владимировна.
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии и химии Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Куровская гимназия»
В помощь выпускникам, сдающим ЕГЭ по биологии. Составила: учитель биологии Судоль Е. В.
Педагогические измерительные материалы БИОЛОГИЯ. Педагогические измерительные материалы включают Кодификатор, который составлен на базе федерального компонента.
Уровень сложности заданий Число заданий Часть 1 Часть 2 Часть 3 Базовый 26-- Повышенный 1081 Высокий --5.
Характеристика экзаменационной работы ГИА 2010 года Паневина Г.Н., председатель региональной предметной комиссии Хабаровского края.
Школа 1589 (1 человек) Школа 1500 (2 человека) Школа 528 (3 человека) Школа 171 (10 – 15 человек) Школа 87 (4 человека)
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
Методическая поддержка ГИА-9 (в новой форме) Презентация по предмету: «Биология» Кобозева О.И., учитель высшей квалификационной категории, отличник народного.
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за год Ст.методист ГОУ ЯО ИРО Немцева Т.В.
Биология Новокуйбышевск. Блок А А35 Эволюция органического мира 40,43% А31 Селекция. Биотехнология. 48,94% А33 Процессы жизнедеятельности организма человека.
МОУ Сургутская СОШ Подготовка учащихся 9 классов к ЕГЭ 9 классов к ЕГЭ по биологии по биологииВыполнила: Учитель биологии высшей категории Белова Ирина.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
Презентация на тему: «Результаты ЕГЭ по химии и биологии в 2018 году» Подготовила: учитель химии МБОУ СОШ 3 Кукло Е.В.
Итоговая аттестация учебный год. Результаты итоговой аттестации за курс основной школы 114 учащихся успешно прошли итоговую аттестацию за курс.
Транксрипт:

Результаты ЕГЭ по биологии Костерина Л.П. доцент кафедры ЕМО

Цели биологического образования: формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах; овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразцющей роли живых организмов; овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности

Цели биологического образования: воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности; овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму. (Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.)

Отметка% учащихсяТестовый балл 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год зачет93,392,093,892, незачет6,78,08,06,27, Распоряжением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от установлено минимальное количество баллов по биологии, подтверждающее освоение выпускником основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, – 36 баллов. Распределение участников ЕГЭ-2011 (в %) в сравнении с 2008, 2009 и 2010 годами следующее:

Количество участников ЕГЭ в гг. (все виды общеобразовательных учреждений)

ПредметКол-во участников Средний баллЗачетНезачет Физика213651, ( 95.6%) 93 (4,4%) Биология141856, ( 95.5 %) 64 (4,5%) Химия45560,5 437 (96%) 18 (4%) Информатик а 33867,8 333 (98,5%) 5 (1,5%) География32865,3 326 (99,4%) 2 (0,6%) Итоговая аттестация в формате ЕГЭ выпускников Тюменской области по общеобразовательным предметам в 2011г. (с учетом учреждений НПО, СПО и вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений )

ПредметКол-во участников Средний балл ЗачетНезачет Математика717151,27613 (100%) 10 (0%) Физика207451, ( 96.3 %) 76 (3,7%) Биология137756, (95,6%) 60(4,4%) Химия43661,3 423 (97%) 13 (3%) Информатика33467,9 329 (98,5%) 5 (1,5%) География32465,5 322 (99,4%) 2 (0,6%) Итоговая аттестация в формате ЕГЭ выпускников Тюменской области по общеобразовательным предметам в 2011г. (средние общеобразовательные учреждения )

ПредметКол-во участников Средний баллЗачетНезачет Биология ,0 18 (85,7%) 3 (14,3%) Биология ,238 (88%)5 (12%) Итоговая аттестация в формате ЕГЭ выпускников Тюменской области по общеобразовательным предметам в 2011г. (учреждения НПО, СПО и вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения)

Средние баллы по предметам 2008 – 2011 гг. (средние общеобразовательные учреждения)

Процент неудовлетворительных результатов по предметам в 2008 – 2011 гг. (средние общеобразовательные учреждения )

Предмет Кол иче ств о ча стн ик ов Биология % 0.1 % 0.5 % 1.6 % 2.3 % 7.9 % 11. 3% 13.0 % Количество и процент выпускников, получивших тестовый балл в указанных интервалах (все виды образовательных учреждений) Предмет Количество участников Биология %13.8%11.5%11. 3% 8.3 % 3.5 % 1.2 % 1.1 % 0.7 % 0.1 %

Итоги ЕГЭ по биологии в Тюменской области в 2011 году (средние общеобразовательные учреждения) Районынезачетзачет2011 (ЕГЭ)2010 (ЕГЭ)2009 (ЕГЭ) кол- во % %кол-во участв овавш их сред ний балл кол-во участв овавш их средн ий балл кол-во участв овавш их средн ий балл 1.Тобольский (+)64, Бердюжский , Казанский , Сладковский , г.Тюмень (+) 59, г.Ишим , г.Тобольск ( Дин. отр.) (5) ,

Итоги ЕГЭ по биологии в Тюменской области в 2011 году (средние общеобразовательные учреждения) Районынезачетзачет2011 (ЕГЭ)2010 (ЕГЭ)2009 (ЕГЭ) кол- во % %кол- во участ вовав ших средни й балл кол-во участв овавш их средни й балл кол-во участво вавших средн ий балл 8.Армизонски й (+) 57, Аромашевский (Дин. отр.) (4) , Упоровски й , Викуловск ий (Дин. отр.) (8) (+) 55, Ишимский (Дин. отр.) (9) , Голышман овский (+) 54, Ялуторовск ий (Дин. отр.) (12) ,

Итоги ЕГЭ по биологии в Тюменской области в 2011 году (средние общеобразовательные учреждения) Районынезачетзачет2011 (ЕГЭ)2010 (ЕГЭ)2009 (ЕГЭ) кол- во % %кол-во участв овавш их средни й балл кол-во участво вавших средн ий балл кол-во участво вавших средн ий балл 15.Нижнетавд инский , Исетский , Омутински й (Дин. отр.) (10) , Тюменский (Дин. отр.) (5) (+) 52, Юргинский (Дин. отр.) (13) , Вагайский , Абатский (Дин. отр.) (14) (+) 51,

Итоги ЕГЭ по биологии в Тюменской области в 2011 году (средние общеобразовательные учреждения) Районынезачетзачет2011 (ЕГЭ)2010 (ЕГЭ)2009 (ЕГЭ) кол- во % %кол- во участ вовав ших средн ий балл кол- во участ вовав ших средни й балл кол- во участ вовав ших средн ий балл 22.Заводоуко вский (+) 51, Сорокинс кий , Уватский (Дин. отр.) (16) (+) 51, Ярковски й (Дин. отр.) (20) (+) 46, г. Ялуторовск( Дин. отр.) (25) ,

Динамика результатов ЕГЭ по биологии в Тюменской области ( гг.) (средние общеобразовательные учреждения) Районынезачетзачет2011 (ЕГЭ)2010 (ЕГЭ)2009 (ЕГЭ) кол- во % %кол- во участ вовав ших средн ий балл кол- во участ вовав ших средни й балл кол- во участ вовав ших средн ий балл , %137397% %150896%

Основа разработки КИМ ЕГЭ-2012 Основу разработки КИМ ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в стандарте 2004 г. для базового и профильного уровня, различных учебных программах по биологии, рекомендованных Минобрнауки России для использования в общеобразовательных учреждениях. КИМы проверяют усвоение школьниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе. В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются бщебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы: клеточная, хромосомная, эволюционная теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.

Структура КИМ ЕГЭ-2012 Экзаменационная работа состоит из трех частей. Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 – базового и 10 – повышенного уровня. Часть 2 (В) включает 8 заданий повышенного уровня: 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести; 4 – на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями; 1 – на определение последовательности явлений и процессов. Часть 3 (С) включает 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов 1. Ответы на задания части 3 (С) проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Оценка заданий части 3 проводится путём сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа. Баллы, которые фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы, подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы. В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по биологии при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального

Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: – 1) для каждого задания части 1 – 1-2 минуты; – 2) для каждого задания части 2 – до 5 минут; – 3) для каждого задания части 3 – минут

Условия проведения экзамена (требования к специалистам) На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по биологии. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по биологии. Проверку экзаменационных заданий части 3 (С) со свободным развернутым ответом осуществляют специалисты по биологии, прошедшие специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ 2010 года в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутым ответом, подготовленными ФИПИ.

Дополнительные материалы и оборудование Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по биологии не используются.

Рекомендации по подготовке к экзамену При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники по биологии, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012учебный год. К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в следующие перечни, размещенные на сайте ФИПИ ( Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ; Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».

Изменения в КИМ 2012 г. по сравнению с КИМ 2011 г. В целом сохранена структура экзаменационной работы 2011 г. Внесены следующие изменения. 1. В линии А36 вводится новый формат заданий повышенного уровня сложности с выбором верного (неверного) суждения. Эти задания контролируют знания общебиологических закономерностей и умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения. 2. Знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях на повышенном уровне контролируются в одной линии А35, поскольку линия А36 выделена под новый формат задания.

Изменения в КИМ 2012 г. по сравнению с КИМ 2011 г. 3. В части 2 (В) увеличено число заданий на сопоставление биологических объектов, явлений, процессов. Это вызвано необходимостью разграничить содержание проверки знаний и умений учащихся на клеточно-организменном и надорганизменных уровнях организации жизни, что позволит более полно оценить качество освоения материала за старшую школу. 4. В части 2 (В) уменьшено число заданий на определение последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Это обусловлено спецификой содержания биологического материала, не позволяющего разнообразить задания данного типа, поскольку многие биологические процессы протекают параллельно и не поддаются четкому разграничению.

Распределение заданий по уровню сложности,2011 г.

На базовом уровне проверяются На базовом уровне проверяются наиболее существенные элементы содержания курса биологии основной и средней (полной) школы, сформированность у школьников научного мировоззрения и биологической компетентности: - владение биологической терминологией и символикой; - знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов, особенностей организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды; - понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений; - умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности. Основным критерием для отбора заданий повышенного уровня являются статистические характеристики выполнения каждого задания и мера их трудности (более 65%).

На повышенном уровне проверяется овладение учащимися более сложными и разнообразными видами учебной деятельности: - знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей; - умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы; умения устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации. Основным критерием для отбора заданий повышенного уровня являются статистические характеристики выполнения каждого задания и мера их трудности (30–60%).

Задания высокого уровня предусматривают развернутый свободный ответ и направлены на проверку: - умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ; - умений применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы; - умений решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике. Основным критерием для отбора заданий высокого уровня являются статистические характеристики выполнения заданий с развернутым свободным ответом и мера их трудности (10–30%).

Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по биологии 2011г.

Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по биологии, 2011г.

Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по биологии

Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по биологии,2011г.

Динамика успешности выполнения заданий части А,В,С в гг.

Анализ результатов ЕГЭ-2011 Примерный процент выполнения заданий БУ %, ПУ – 30-60% Средний показатель БУ– 68,74%, ПУ – 50,89%, суммарный – 63,78%

50% заданий БУ и ПУ в 2011г. имеют более высокие результаты чем в 2010г 50% заданий БУ и 40% заданий ПУ выполнены хуже, чем в 2010г

Заданий части А, которые выполнили менее % учащихся зада ния Проверяемые элементы содержания и виды деятельности Уровень сложнос ти задания * Тип зада ния* * % учащихся, выполнив ших задания 1-я волна 2003 г. А3Строение и функции клетки БВО38,2 А5Метаболизм БВО38,8 А17Многообразие животных БВО35,7 А23Теория эволюции БВО36,1 А33Метаболизм. Деление клетки ПВО28,4

Заданий части А, которые выполнили менее 40% учащихся за 2004 год 2004г. А13Бактерии, особенности строения, жизнедеятельности БВО39,87 А31Структура и функции клеточных органоидов ПВО38,55 А32МетаболизмПВО31,62 А35Законы наследственностиПВО39,17 А37Усложнение животных в процессе эволюции ПВО38,39 А38Человек, его строение и жизнедеятельность, иммунитет ПВО39, г. -

Выполнение заданий части А в 2005г. В 2005 году результаты выполнения части А значительно выше, чем в гг. Задания, которые выполнили менее 40 % учащихся отсутствуют. Хотя эти темы в заданиях КИМов присутствуют: по пластическому и энергетическому обмену (А36 -44,7%, А5 – 62,1%), функции клеточных органоидов ( А4 -60,6%), законы Менделя (А10 -56,6%), усложнение животных в процессе эволюции (А %).

задан ия Проверяемые элементы содержания и виды деятельности Уровень сложнос ти задания * Тип задан ия** % учащихся, выполнив ших задания 1-я волна 2006 г. А32Многообразие и классификация организмов. ПВО45,3 А33Человек. Анализаторы. ВНД ПВО41,1 А34Человек. Процессы жизнедеятельности, их нейрогуморальная регуляция. ПВО 44,0 А35Эволюция органического мира. Движущие силы. Пути и направления эволюции ПВО 47,0 Остальные задания выполнили от 51 до 80% учащихся. Примерный % выпол. заданий. А1-26: 60-90%, А27-36: 30-60%

задан ия Проверяемые элементы содержания и виды деятельности Уровень сложнос ти задания * Тип задан ия** % учащихся, выполнив ших задания 1-я волна 2007 г. А32 Многообразие и классификация организмов.. ПВО47,5 А33 Человек. Процессы жизнедеятельности. Внутренняя среда организма. Обмен веществ.. ПВО 48,5 А34 Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. ВНД. ПВО 40,5 Остальные задания выполнили от 56 до 80% учащихся.Х=66,94 Примерный % выпол. заданий. А1-26: 60-90%, А27-36: 30-60%

задан ия Проверяемые элементы содержания и виды деятельности Уровень сложности задания* (умения) Тип задан ия** % учащихся,в ыполнивш их задания 1-я волна 2008 г. А17Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ Б (3,5)ВО51,4 А28 Метаболизм П (3,5,6)ВО51,4 А29Деление клетки. Размножение организмов. П (3,5,6)ВО49,5 А30Организм как биологическая система. Генетические закономерности. П (5,7,8)ВО53,9 А31Селекция. Биотехнология. Искусственный отбор. П ( 7,9)ВО49,5 А33 Человек. Анализаторы. ВНД. П (5,6)ВО47,4 Остальные задания выполнили от 60 до 80% учащихся. Х = 65,84 Примерный % выпол. заданий. А1-26: 60-90%, А27-36: 30-60%

задан ия Проверяемые элементы содержания и виды деятельности Уровень сложности задания* % учащихся, выполнивших задания 1-я волна 2009 г. А8 Закономерности наследственности. Генетика человека. Б55,9 А30 Генетические закономерности. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма. П42,6 А31 Селекция. Биотехнология. П42,3 А32 Многообразие организмов. П48,6 А33 Процессы жизнедеятельности организма человека. П46,8 А35 Эволюция органического мира. П46,0 Остальные задания выполнили от 51 до 83% учащихся. Х = 67,4 Примерный % выпол-я заданий. А1-А26: 60-90%; А27-А36: 30-60%

задан ия Проверяемые элементы содержания и виды деятельности Уровень сложности задания* % учащихся, выполнивших задания 1-я волна 2010 г. А8 Закономерности наследственности. Генетика человека. Б61,1 А21- А24 Эволюция органического мира. Б53,3-64,00 А27 Структурно-функциональная и химическая организация клетки П46,8 А31 Селекция. Биотехнология. П50,4 А32 Многообразие организмов. П48,6 А33 Процессы жизнедеятельности организма человека. П46,3 А35 Эволюция органического мира. П42,9 Остальные задания выполнили от 51 до 83% учащихся. Х = 64,8 Примерный % выпол-я заданий. А1-А26: 60-90%; А27-А36: 30-60%

зада ния Проверяемые элементы содержания и виды деятельности 2011 г. Уровень сложнос ти задания * % учащихся, выполнивших задания 1-я волна А11 Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений. Б59,94 А16 Человек. Органы, системы органов: опорно-двигательная,покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека Б55,99 А20 Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование. Б56,56 Остальные задания БУ выполнили от 62 до 79% учащихся. Х = 68,74 Примерный % выполнения заданий: А1-А %;

зада ния Проверяемые элементы содержания и виды деятельности 2011 г. Уровень сложнос ти задания * % учащихся, выполнивших задания 1-я волна А27 Структурно-функциональная и химическая организация клетки П36,60 А28 Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Реакции матричного синтеза П44,15 А30 Генетические закономерности. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма. П45,84 А31 Селекция. Биотехнология. П47,95 А33 Процессы жизнедеятельности организма человека. П49,93 Остальные задания ПУ выполнили от 51 до 63% учащихся. Х =50,89 Примерный % выполнения заданий.А27-А36: 30-60%

задания Проверяемые элементы содержания, 2011 г. Перечень проверяемых требований,2011 г. А11 -Б Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений. строение и признаки биологических объектов: 1.2.3, сущность биологических процессов и явлений:1.3.1,1.3.3, распознавать и описывать биологические объекты по их изображению:2.5.3 А16-Б Человек. Органы, системы органов: опорно- двигательная, покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека 1.2.3; 1.3.1; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения: 1.5. А20-Б Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование ; 1.3.5; 2.5.3

задани я Проверяемые элементы содержания, 2011 г. Перечень проверяемых требований,2011г. А27-П Структурно- функциональная и химическая организация клетки устанавливать взаимосвязи:2.2.1; 2.7.1; А28-П Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Реакции матричного синтеза 2.2.1; сущность биологических процессов и явлений:1.3.1 А30-П Генетические закономерности. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма. объяснять: 2.1.3; 2.1.4; решать Задачи :2.3; выявлять:2.6.4; знать и понимать сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни, происхождения человека):1.1.5

задания Проверяемые элементы содержания, 2011 г. Перечень проверяемых требований, 2011г. А31 -П Селекция. Биотехнология. знать и понимать основные положения учений1.1.2; современную биологическую терминологию и символику:1.3.4; сущность биологических процессов и явлений:1.3.4; использовать знания в практической деятельности:3.1.4 А33-П Процессы жизнедеятельности организма человека. Знать и понимать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения:1.5; уметь обяснять62.1.7, 2.1.8; сравнивать (и делать выводы на основе сравнения):2.7.2

Тесты части А, базовый уровень, имеющие низкий процент выполнения ЕГЭ-11 (56-60%) А11. Какой буквой на рисунке обозначена часть цветка, которая обычно ярко окрашена и привлекает насекомых? А Б В 1) А 2) Б 3) В 4) Г Г

Тесты части А, базовый уровень, имеющие низкий процент выполнения ЕГЭ-11 (56-60%) А11.Передвижению воды по стволу дерева на большую высоту способствует корневое давление и 1) образование органических веществ в растении 2) поглощение корнями минеральных веществ 3) испарение воды листьями 4) отток органических веществ в другие органы

Тесты части А, базовый уровень, имеющие низкий процент выполнения ЕГЭ-11 (56-60%) А16.К малому кругу кровообращения в теле человека относят кровеносные сосуды 1) лёгких 2) головы 3) верхних конечностей 4) печени А16.Подкожная жировая клетчатка в теле человека не выполняет функцию 1) участия в теплорегуляции 2) запасания питательных веществ 3) выработки кожного сала и пота 4) защиты внутренних органов от ушибов

Тесты части А, базовый уровень, имеющие низкий процент выполнения ЕГЭ-11 (56-60%) А Расселение особей исходного вида вьюрка на разных островах Галапагосского архипелага способствовало 1) обострению борьбы с неблагоприятными условиями среды 2) обострению конкуренции между особями вида 3) усилению внутривидовой борьбы 4) образованию новых родственных видов А Применить к описанию вида животного генетический критерий – это значит охарактеризовать 1) величину рождаемого потомства 2) особенности строения органов размножения 3) возраст достижения половой зрелости 4) его хромосомный набор

Тесты части А повышенного уровня, имеющие наиболее низкий процент выполнения ЕГЭ-11 (36,6- 49,93%) А27-11.Что произойдёт в клетке, если разрушатся мембраны у лизосом? 1) будет переварено всё содержимое клетки 2) их будет восстанавливать ЭПС 3) функции лизосом будет выполнять аппарат Гольджи 4) они будут синтезировать ферменты А Чем обусловлена функция молекул АТФ как универсального источника энергии? 1) наличием азотистого основания 2) участием в химических реакциях 3) наличием макроэргических связей 4) ферментативными свойствами

Тесты части А повышенного уровня, имеющие наиболее низкий процент выполнения ЕГЭ-11 (36,6- 49,93%) А Клетки грибов во время интенсивного роста получают энергию в процессе 1) синтеза липидов 2) синтеза углеводов 3) распада минеральных солей 4) окисления органических веществ А Трансляция – это процесс, при котором 1) на матрице иРНК в рибосоме синтезируются белки 2) разрываются водородные связи между молекулами ДНК 3) удваивается количество нитей ДНК 4) на матрице ДНК синтезируется иРНК

Тесты части А повышенного уровня, имеющие наиболее низкий процент выполнения ЕГЭ-11 (36,6- 49,93%) А30-11.Мать является носительницей гена цветовой слепоты, отец различает цвета нормально (ген цветовой слепоты рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой,Y-хромосома не несёт гена нарушения зрения). Какова вероятность рождения в этой семье дочери с цветовой слепотой? 1) 0% 2) 25% 3) 50% 4) 75% А Генотипическая изменчивость, в отличие от фенотипической, 1) возникает в процессе кроссинговера 2) соответствует изменению действия фактора среды 3) носит групповой характер 4) определяется пределами нормы реакции генотипа особи

Тесты части А повышенного уровня, имеющие наиболее низкий процент выполнения ЕГЭ-11 (36,6- 49,93%) А Полиплоидные растения получают в селекции путем 1) скрещивания гомозиготных растений 2) искусственного мутагенеза 3) гетерозиса 4) вегетативного размножения А Повышение продуктивности плесневых грибов, вырабатывающих антибиотики, достигнуто методом 1) массового отбора 2) внутривидовой гибридизации 3) искусственного мутагенеза 4) отдалённой гибридизации

Тесты части А повышенного уровня, имеющие наиболее низкий процент выполнения ЕГЭ-11 (36,6- 49,93%) А У человека из правого желудочка к лёгким кровь течёт по 1) капиллярам 2) артериям 3) мелким венам 4) аорте А33-11.Расщепление белков в организме человека завершается 1) образованием и накоплением антител в крови 2) выведением углекислого газа, воды и мочевины 3) накоплением в клетках кислорода 4) превращением тепловой энергии в энергию химических связей

Примерный процент выполнения :30-60% Средний показатель -55,00%

Результаты выполнения 75% заданий части «В» в 2011году либо равны результатам 2010г. либо превышают их.

Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности в части В 2011 г. Проверяемые требования 2011г. В1 - Обобщение и применение знаний о клеточно- организменном уровне организации жизни Распознавать и описывать, выявлять, сравнивать , , , , В2 + Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке Распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять , , , , 2.8. В3 + Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира. Объяснять, устанавливать взаимосвязи, выявлять, сравнивать, делать выводы, анализировать , , , , , , , , В4 + Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств. Сравнивать, делать выводы, определять, классифицировать , , 2.8. В5 + Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека. Объяснять, знать и понимать особенности организма человека , , , 1.5. В6 + Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни. Объяснять, устанавливать взаимосвязи, распознавать, анализировать , , , , , , 2.5.2, , В7 + Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений. сравнивать, делать выводы , В8 - Установление последовательности экологических иэволюционных процессов и объектов Объяснять, составлять схемы, сравнивать, делать выводы , , 2.4., ,

Задание, которые выполнили менее 56% экзаменующихся. ЕГЭ-11 В1-11.Сходство растений и животных состоит в том, что 1) им присущ обмен веществ 2) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком 3) их оболочка состоит из клетчатки 4) они имеют клеточное строение 5) они растут в течение всей жизни 6) они способны к дыханию В1-11.Опыты Т. Х. Моргана по изучению наследования признаков показали, что 1) каждый ген определяет развитие нескольких признаков 2) гены расположены в хромосоме в определённой линейной последовательности 3) гены митохондрий и пластид кодируют признаки 4) число групп сцепления равно числу пар хромосом 5) неаллельные гены одной пары гомологичных хромосом чаще наследуются совместно 6) проявление признака зависит от интенсивности действия фактора

Задание, которые выполнили менее 50% экзаменующихся. ЕГЭ-2011 В5-11.Установите соответствие между характеристикой витамина и его видом. ХАРАКТЕРИСТИКАВИТАМИН А) необходим для нормального развития костей Б) образуется в кишечнике и печени из каротина В) синтезируется в организме под влиянием ультрафиолетовых лучей Г) предупреждает развитие «куриной слепоты» – неспособности видеть в сумерках Д) участвует в обмене кальция и фосфора 1) А 2) D АБВГД

Задание, которые выполнили менее 50% экзаменующихся. ЕГЭ-2011 В5-11.Установите соответствие между видом рецептора и анализатором, частью которого он является. ВИД РЕЦЕПТОРААНАЛИЗАТОР А) температурный Б) хеморецепторы В) тактильный Г) палочки Д) волосковые клетки Е) колбочки 1) зрительный 2) кожный 3) слуховой 4) вкусовой АБВГД

Задание, которые выполнили менее 50% экзаменующихся. ЕГЭ-2011 В6-11. Установите соответствие между признаком и органоидом клетки, для которого он характерен.которого он является. ПРИЗНАК ОРГАНОИД А) состоит из двух субъединиц Б) имеет мембрану В) обеспечивает синтез белков Г) расщепляет липиды Д) размещается преимущественно на мембране ЭПС Е) превращает полимеры в мономеры 1) лизосома 2) рибосома АБВГДЕ

Задание, которые выполнили менее 50% экзаменующихся. ЕГЭ-2011 В6-11. Установите соответствие между примером биологического процесса и функцией живого вещества, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФУНКЦИЯ А) накопление азота, фосфора в белках и нуклеиновых кислотах Б) участие кислорода в процессе дыхания В) отложение кальция в скелетах животных Г) образование углекислого газа в процессе обмена глюкозы Д) превращение атмосферного азота в минеральные соли клубеньковыми бактериями 1) концентрационная 2) окислительно- восстановительная АБВГД

Задание, которые выполнили менее 50% экзаменующихся. ЕГЭ-2011 В7-11. Установите последовательность передачи нервных импульсов от рецепторов к рабочим органам. 1) рецептор 2) вставочный нейрон 3) чувствительный нейрон 4) двигательный нейрон 5) рабочий орган В7-11. Установите последовательность процессов, происходящих при сперматогенезе. 1) мейотическое деление клеток 2) формирование органоидов специального назначения 3) митотическое деление клеток стенки семенника 4) увеличение объёма клетки, накопление веществ, репликация ДНК

Задание, которые выполнили менее 50% экзаменующихся. ЕГЭ-2011 В8-11. Установите последовательность формирования популяции тёмноокрашенной берёзовой пяденицы в загрязнённых промышленных районах. 1) появление в потомстве разноокрашенных особей бабочек 2) увеличение численности бабочек с более тёмной окраской 3) сохранение естественным отбором бабочек с тёмной окраской и уничтожение со светлой 4) возникновение популяции тёмноокрашенных бабочек В8-11. Установите последовательность появления беспозвоночных животных в процессе эволюции. 1) Кольчатые черви 2) Плоские черви 3) Кишечнополостные 4) Ракообразные 5) Насекомые

Примерный процент выполнения заданий части «С» ПУ – 30-60%, ВУ – % Средний показатель : 31,5%

В 2011г. одна половина заданий части «С» имеют более высокие результаты чем в 2010г, а другая более низкие.

Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности в части В 2010 г. Проверяемые требования 2011 г. С1 - Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико- ориентированное задание) Использовать приобретенные ЗУ в практической деятельности и повседневной жизни, объяснять сущность биологических процессов и явлений , , , , , , , С2 + Умение работать с текстом и рисунком.Устанавливать взаимосвязь, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, делать выводы, определять. 2.2., 2.5., 2.6, 2.7., 2.8. С3 + Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. Знать и понимать особ. Организма человека, устанавливать взаимосвязь, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, делать выводы, определять, анализировать. 1.5., 2.1., 2.2., 2.6., 2.7, 2.8., 2.9. С4 + Обобщение и применение знаний об экологии и эволюции органического мира. Устанавливать взаимосвязь, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, делать выводы, определять, анализировать2.1., 2.2., 2.6., 2.7, 2.8., 2.9. С5 - Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. Решать задачи… 2.3. С6 - Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. Решать задачи… 2.3.

Задания части С ЕГЭ С1-11.Как с помощью биохимического анализа можно отличить вирусы, содержащие РНК, от ДНК-содержащих? Приведите 2 отличия. С1-11. В лабораториях для борьбы с вредными насекомыми специально разводят насекомых – наездников, которых затем выпускают на поля. Как называют этот способ борьбы и в чём его сущность? В чём состоит роль наездников?

Задания части С ЕГЭ-2011 С2.Рассмотрите корневую систему изображённого растения. Что представляют собой образования на корнях? Какой тип взаимоотношений организмов иллюстрирует рисунок? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.

Задания части С ЕГЭ-2011 С2-11.Найдите три ошибки в приведённом тексте, исправьте их. 1. Дыхательная система человека состоит из воздухоносных (дыхательных) путей и лёгких. 2. Стенки дыхательных путей не спадаются, поэтому воздух свободно циркулирует. 3. Воздухоносные пути начинаются с полости носа и заканчиваются трахеей. 4. В лёгких находится большое количество лёгочных пузырьков (альвеол). 5. Через их растяжимые мышечные стенки осуществляется газообмен. 6. Дыхательный центр расположен в промежуточном мозге. 7. Углекислый газ, воздействуя на дыхательный центр, участвует в гуморальной регуляции дыхания

Задания части С ЕГЭ-2011 С3-11.Какие процессы происходят при дыхании человека от момента поступления кислорода в лёгкие до использования его в клетке? С3-11.В чём состоит значение фотосинтеза в природе? Укажите не менее трёх значений. С4-11.Небольшой жук – божья коровка ярко окрашен в красный или жёлтый цвет с тёмными пятнами и хорошо заметен на любом фоне, однако насекомоядные птицы его избегают. Назовите тип защитной окраски, объясните её значение, а также относительный характер приспособленности. С4-11.Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоении наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите не менее трёх признаков.

Задания части С ЕГЭ-2011 С5-11.Последовательность нуклеотидов фрагмента одной цепи ДНК: -ТТАЦГТЦЦАГТГАГТАЦ-. В результате мутации в комплементарном фрагменте второй цепи ДНК одновременно выпадают второй и пятый нуклеотиды. Запишите новую последовательность нуклеотидов во второй цепи ДНК. Определите по ней последовательность нуклеотидов в иРНК и последовательность аминокислот в полипептиде. Поясните полученные результаты. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. С5-11. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом мейоза, в конце телофазы мейоза I и конце телофазы мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Генетический код (иРНК) ПервоеВторое основаниеТретье основание УЦАГ ФенСерТирЦисУ У ФенСерТирЦисЦ ЛейСерА ЛейСерТриГ ЛейПроГисAprУ ЦЛейПроГисAprЦ ЛейПроГлнAprА ЛейПроГлнAprГ ИлеТреАснСерУ АИлеТреАснСерЦ ИлеТреЛизAprА МетТреЛизAprГ ВалАлаАспГлиУ ВалАлаАспГлиЦ ГВалАлаГлуГлиА ВалАлаГлуГлиГ

Задания части С ЕГЭ-2011 С6-11. Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца третья группа крови (гетерозигота) и отрицательный резус, у матери – первая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, их группы крови и резус-фактор. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Задания части С ЕГЭ-2011 С6-11.У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) –над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какоежизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с чёрным рогатым (гетерозигота) самцом? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Выводы 1. Средний балл ЕГЭ по биологии в 2011 году по сравнению с 2010 годом не изменился и составляет 56,2 при снижении количества экзаменующихся в1,03 раза. 2. Успешность выполнения заданий части А, в 2011 году по сравнению с 2010г. имеет тенденцию к снижению, а части В и С к повышению. 3. В части А менее 60 % учащихся справились с заданиям базового уровня –А11,16,20 ( по теме: Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений. Человек. Органы, системы органов:опорно-двигательная,покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование.) и менее 50% учащихся справились с заданиям повышенного уровня сложности А27, А28, А30, А31, А33 по темам: Структурно- функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Реакции матричного синтеза. Генетические закономерности. Влияниемутагенов на генетический аппарат клетки и организма. Селекция. Биотехнология. Процессы жизнедеятельности организмачеловека. 4.В части В у учащихся вызывают затруднения задания с применением умений :с равнивать, делать выводы, определять, классифицировать Объяснять, знать и понимать особенности организма человека Объяснять, устанавливать взаимосвязи, распознавать, анализировать сравнивать, делать выводы 5.В части С: устанавливать взаимосвязь, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, делать выводы, определять, анализировать Решать генетические задачи.

Система по подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии. 1. Уроки разрабатывать в соответствии с требованиями и нормативными документами по подготовке учащихся к ЕГЭ. П. Предусмотреть при планировании учебного процесса: 1) тематический контроль измерителями, составленными на основе КИМов, используемых, при сдаче биологии в формате ЕГЭ; 2) отслеживание учебных достижений учащихся не на основе обязательного минимума содержания биологического образования, а на основе требований к уровню подготовки выпускников; 3) блочно-модульный принцип планирования и лекционно-семинарскую систему обучения. Ш. Предусмотреть при изучении темы: 1) усвоение учащимися теорий, законов, закономерностей; 2) усвоение и составление учениками списка фундаментальных и частных биологических понятий и их определений (составление словаря), с последующим повторением; 3) вычленение умения, которыми учащиеся должны овладеть при изучении темы на основе требований к уровню подготовки выпускников и формирование их на уроках; 4) решение задач; 5) более детальное изучение наиболее сложных теоретических вопросов, и оттачивание, методических подходов, их изучения, в темах, по которым низкий процент выполнения по результатам ЕГЭ в гг.; 6) создание банка заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности; 7) составление списка обязательной и дополнительной литературы.

1V.Планирование подготовки учащихся к ЕГЭ. 1. Познакомиться со структурой экзаменационных работ прошлых лет. 2. Проанализировать материал, который в них входит, и наметить последовательность его изучения. При этом необходимо подобрать учебный материал, который позволит учащимся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека. Дело в том, что в экзаменационной работе учебный материал этих разделов, как правило, рассматривается с общебиологической точки зрения. В общем, виде план изучения материала соответствует следующему содержанию: 1). Предмет и методы биологии. 2).Уровни организации живых систем. 3). Свойства биологических систем. 4). Клеточная теория. Клетка как биологическая система. 5). Вирусы – неклеточные формы. 6). Организм как биологическая система. Разнообразие организмов. Растения, животные, грибы, бактерии.

7). Организм человека. 8). Размножение и индивидуальное развитие организмов. 9). Закономерности наследственности и изменчивости организмов. 10). Селекция. 11). Основные систематические категории. 12). Надорганизменные системы. 13). Эволюция органического мира. 14). Антропогенез. 15). Биология растений (повторение). 16). Биология животных (повторение). 17).. Биология человека (повторение). 18). Выполнение тренировочных экзаменационных работ.

3. Вычленить темы, по которым низкий процент выполнения по результатам ЕГЭ в гг. и при повторении обратить на них особое внимание (см. Материалы для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тюмень 2007, 2008,2009 гг.). 4. Значительную часть времени следует уделить самостоятельной подготовке учащихся. А.1) Повторение материала. 2) Работа с КИМами. 3) Работа над ошибками. Самостоятельный поиск правильных ответов. 4) Консультация по трудным вопросам. В.1) Работа с КИМами и литературой. 2) Консультация по трудным вопросам. 5. Составить индивидуальный план повторения материала. 6. При подготовке к ЕГЭ использовать мультимедийные средства. 7. Проводить репетиционный экзамен. 8. Желательно проработать вариантов экзаменационных работ прошлых лет.

План работы тьютора с учителями биологии 1.Анализ результатов ЕГЭ Тестирование учителей. 3. Работа с нормативными документами. (Стандарт-2004, БУП, примерная программа, кодификатор, спецификация). 4.Выявление трудных тем и работа по ним. Например, 1.Человек. Анализаторы. ВНД. Процессы жизнедеятельности, их нейрогуморальная регуляция. 2.Эволюция органического мира. Движущие силы. Пути и направления эволюции. А) Работа с понятиями, установление взаимосвязей, причинно-следственных связей между понятиями. Б) Решение задач. В) Перевод текста в схемы, таблицы. Г) Составление опорного конспекта. Д)Составление тестов повышенного и высокого уровня по данной теме. Е) Перевод знаний и умений на обобщенный уровень. Решение задач, тестов, вопросов со свободном ответом на применение знаний в практической деятельности человека, в измененной и новой ситуации.

5. Составление алгоритма изучения процессов (фотосинтеза, биологического окисления, биосинтеза белка и др.). А) Вычленение понятий и работа с ними. Б) Разложение процесса на его составляющие (действия, этапы). В) Установление взаимосвязей между этими составляющими. Г) Расположение их во взаимозависимой последовательности. Д) Определение исходных, промежуточных и конечных компонентов процесса. Е) Подведение итогов по данному процессу. Ж) Решение задач, тестов, вопросов со свободном ответом на применение знаний о данном процессе в практической деятельности человека, в измененной и новой ситуации.

6. Решение задач по экологии, эволюции, цитологии, генетике и составление алгоритма их решения. 7. Рассмотрение методики выполнений заданий части А, В и С с учетом умений, контролируемых в них. 8. Анализ и отбор ЭИ для подготовки к ЕГЭ. 9. Проведение психологического тестирования познавательной сферы учащихся и анализ его результатов. 10. Проведение репетиционного тестирования и анализ его результатов.

Учебники, рекомендуемые для изучения курса биологии. Базовый уровеньПрофильный уровень 1.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология кл. М,: Просвещение, Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10 – 11 кл.. М.: «Дрофа», Андреева Н.Д. Биология классы. М.: Мнемозина, Сивоглазов В.И. и др. Общая биология. Учебники для классов. М.: «Дрофа», Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. и др. Общая биология кл. М.:Вентана-Граф Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности М.:Школа –Пресс, Под редакцией В.К. Шумного и профессора Г.М.Дымшица. Общая биология. В двух частях класс. М.: «Просвещение» 2006.

Требования к оснащению кабинета биологии 1. Для повышения качества образования по биологии необходимо иметь в кабинете периодическую научно- методическую литературу: 1)журналы: «Биология в школе», «Естествознание в школе», «Биология для школьников»; 2)газету: Издательский дом «Первое сентября»- «Биология». 2. В кабинете биологии необходимо иметь все нормативные документы, регламентирующие преподавание биологии (стандарт основного и среднего (полного) общего образования по биологии, кодификатор, спецификацию, примерные программы), авторские рабочие программы по разделам биологии, общую методику преподавания биологии, УМК, справочники, определители растений и животных, атласы.

3. Кабинет биологии должен быть оснащён учебным оборудованием, в которое входит натуральные объекты (гербарии, коллекции, микропрепараты, влажные препараты, живые объекты (комнатные растения по экологическим группам, беспозвоночные животные, аквариумные рыбы ит.д.), изобразительные пособия (печатные таблицы, модели), оптические приборы и принадлежности для проведения лабораторных работ. Минимальные требования к оснащению учебного процесса опубликованы в журнале: «Биология в школе», 8, Кабинет биологии необходимо укомплектовать электронными учебниками, атласами, энциклопедиями, практикумами и мультимедийными проекторами для их использования, экранно-звуковыми пособиями, а также всеми необходимыми ТСО («Биология в школе», 8, 2005).

5. В сельской школе должен быть учебно - опытный участок, организованный в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями (Скобелева О.В. Методические рекомендации по организации учебно-опытного участка. – Тобольск, Колесникова Н.А., Первушина А.Ф. Опыт работы учителей биологии на учебно-опытном участке. - Тобольск, 2003). В городских школах работа с природными объектами должна осуществляться в парках, скверах, школьных двориках, цветниках и т.д.