Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ Давыдов О.М., учитель химии МБУ средней школы 41.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В 1863 г. в одной из научных статей А.М.Бутлеров писал: «Атомы водорода, соединенные с углеродом, ведут себя относительно реагентов … иначе, чем соединенные.
Advertisements

ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЦЕНТР ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАФЕДРА ХИМИИ Теория химического строения А. М. Бутлерова. Часть.
Гелиос x1047. Индуктивный и мезомерный эффекты. Цель урока. Продолжить развитие понятий о типах химических реакций. Способствовать формированию.
H 3 C-O-CH 3 CH 3 -CH 2 -CH 3 6 C УГЛЕРОД 12,011 Основные классы органических веществ H 2 C=CHCH 2 CH 3 HCCCH 2 CH 3 H 2 C=CHCH=CH 2 CH 3 CH 2 OH CH 3.
Альдегиды Строение молекулы Альдегидами называются органические соединения, содержащие карбонильную группу, в которой атом углерода связан с радикалом.
Виды частиц в органической химии. Типы реакций. Учитель химии МБОУ «Центр образования 2» Семина Галина Анатольевна.
КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ 1.Понятие электроотрицательности (ЭО). 2.Изменение ЭО в периодах и группах ПС 3.Ковалентная полярная связь.
ПОЛЯРНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭФФЕКТЫ В ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ Одно из положений теории химического строения указывает на то, что атомы или группы атомов взаимно.
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕАКЦИЙ И РЕАГЕНТОВ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ Химические реакции могут классифицироваться по разным принципам. Для многих органических реакций.
Типы химических реакций в органической химии. Учитель химии ГОУ сош 279 Кировского района г. Санкт-Петербурга Елена Викторовна Переверзева.
Девиз урока «Человек должен верить, что непонятное можно понять» И.Гёте И.Гёте.
Тема: Химическая связь и ее типы Урок химии в 11 классе Учитель: Коротышева Юлия Николаевна.
Органическая химия. Электронные эффекты заместителей.
Тема: Химическая связь и ее типы Разработала : Коротышева Юлия Николаевна.
Презентация учителя химии КСОШ 2 с.Карабудахкент Гаджиумаровой Г.Х год. Тема:
H 3 C-O-CH 3 CH 3 -CH 2 -CH 3 6 C УГЛЕРОД 12,011 Основные классы органических веществ H 2 C=CHCH 2 CH 3 HCCCH 2 CH 3 H 2 C=CHCH=CH 2 CH 3 CH 2 OH CH 3.
План 1. Ковалентная связь Механизм связи Типы связи Характеристики связи 2. Ионная связь 3. Металлическая связь 4. Водородная связь 5. Задания по теме.
Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ Часть II.
Азотсодержащие гетероциклические соединения Учитель химии МОУ Навлинская СОШ 1 Кожемяко Г.С. Профильный уровень Презентация для интерактивной доски.
Транксрипт:

Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ Давыдов О.М., учитель химии МБУ средней школы 41

Электроотрицательность -Как изменяется ЭО в периодах? -Как изменяется электроотрицательность в группах главных подгруппах? -Определите тип химической связи в соединениях: вода, хлорид калия, хлороводород, уксусная кислота, ацетат натрия, углекислый газ.

Индуктивный эффект (полярный эффект, индукционный эффект) Смещение электронной плотности химической связи по σ-связям.

Отрицательный индуктивный эффект (-I) Индуктивный эффект называют отрицательным (–I), если заместитель уменьшает электронную плотность на атоме углерода, с которым связан этот заместитель. При этом заместитель приобретает частичный отрицательный заряд, а атом углерода - частичный положительный заряд. –I-эффект проявляют заместители, которые содержат более электроотрицательные атомы, чем атом углерода: -F, -Cl, -Br, -OH, -NH 2, -NO 2, >C=O, -COOH и др.

Положительный индуктивный эффект (+I) Индуктивный эффект называется положительным (+I), если заместитель увеличивает электронную плотность на атоме углерода, индуцируя на нем частичный отрицательный заряд, сам при этом приобретая заряд положительный. +I-эффект проявляют заместители, содержащие атомы с низкой электроотрицательностью: -Mg-, -Li; алифатические углеводородные радикалы (-CH 3, -C 2 H 5 ) и т.п

Ослабление индукционного эффекта Из-за слабой поляризуемости сигма- связей I-эффект быстро затухает с удалением от заместителя и через 3-4 связи становится практически равным 0.

Задание 1. Укажите, соответствует ли данное уравнение химической реакции реально существующему процессу? НС-СН-CL+HOНС-СН-OH+HCL Анализ возможности протекания реакции: Хлор проявляет –I эффект На атоме хлора формируется частичный отрицательный заряд На атомах углерода этильной группы формируются частичные положительные заряды Положительный заряд на атоме углерода (1) больше, чем на атоме углерода (2) Вода полярная молекула с отрицательным зарядом на атоме кислорода. Полярные молекулы воды атакуют атом углерода (1) отрицательным концом диполя. Вывод: соответствует

Задание 2. Укажите, соответствует ли данное уравнение химической реакции реально существующему процессу? НС-СН(СL)-CH+HOНС-СН-CH+HOCL Анализ возможности протекания реакции: Хлор проявляет –I эффект На атоме хлора формируется частичный отрицательный заряд На атомах углерода изопропильной группы формируются частичные положительные заряды Положительный заряд на атоме углерода (2) больше, чем на атомах углерода (1,3) Вода полярная молекула с отрицательным зарядом на атоме кислорода. Полярные молекулы воды атакуют атом углерода (1) отрицательным концом диполя. Вывод: не соответствует

Задание 3. Укажите, соответствует ли данное уравнение химической реакции реально существующему процессу? СНNa+HO СН OН+NaH Анализ возможности протекания реакции: Натрий проявляет +I эффект На атоме натрия формируется частичный положительный заряд Отрицательный заряд на атоме углерода (2) по модулю меньше, чем на атоме углерода (1) Вода полярная молекула с отрицательным зарядом на атоме кислорода. Полярные молекулы воды атакуют атом углерода (1)положительным концом диполя. Вывод: не соответствует

Задание 4. При взаимодействии пропена с хлороводородом образуется 2 –хлорпропан, а не 1- хлорпропан. Почему? Анализ: Метил проявляет +I эффект Электроотрицательность атома углерода в состоянии sp³ гибридизации меньше, чем ЭО атома в состоянии sp² гибридизации Электроны -связи более подвижны Карбкатион СH-CH-CH более устойчивый, чем СH-CH-CH,т.к. +I двух метильных групп сильнее индуктивного эффекта одной этильной группы. Вывод: Электрофил присоединяется к более гидрированному атому углерода, нуклеофил к менее гидрированному (правило Марковникова).

Задание 5. Напишите уравнения следующих реакций: взаимодействия пентена-2 с галогеноводородом, взаимодействие пропена с водой. Анализ: Этил проявляет больший +I эффект, чем метил Электроны -связи подвижны Карбкатион СH-СН-CH-СН-CH более устойчивый, чем СH-СН-СН-CH-СH,т.к. +I двух этильных групп сильнее индуктивного эффекта метильной и пропильной групп. Вторая реакция идет по правилу Марковникова.

Задание 6. Почему при взаимодействии 3- фторпропена с галогеноводородом нарушается правило Марковникова? Анализ: Фтор обладает сильным -I эффектом, в связи с чем группа -СНF обладает сильными электроакцепторными свойствами. Электроны -связи смещаются в сторону группы -СНF

На основании вышерассмотренных реакций объясните механизм электрофильного присоединения.

Мезомерный эффект (эффект сопряжения) Происходит смещение электронной плотности в сопряженных системах с участием пи связи или неподеленных электронных пар

Рассмотрите сопряженные системы Сопряженная система Несопряженная система CH 2 =CH-CH=CH 2 CH 2 =CH-СН 2 -CH=CH 2

Проблемные вопросы: П очему в молекуле бутадиена-1,3 длины связей должны быть равны 0,133- 0,154-0,133 нм, а на самом деле 0,135- 0,148-0,135 нм соответственно? В молекуле бензола длина двойной связи должна быть равна 0,134нм, одинарной-0,154нм. На самом деле все связи в молекуле бензола равны 0,140нм.Почему?

Сопряженная система

Положительный мезомерный эффект +М-эффектом обладают заместители, повышающие электронную плотность в сопряженной системе. К ним относятся группы, которые содержат атомы с неподеленной парой электронов, способные к передаче этой пары электронов в общую систему сопряжения. +М-эффект характерен для групп -OH и -NH 2.

Отрицательный мезомерный эффект -М-эффект проявляют заместители с электроотрицательными атомами и смещающие электронную плотность на себя. -М-эффект характерен для групп -CH=O, -COOH, -NO 2. Хотя эти группы имеют неподеленные электронные пары, пространственное расположение орбиталей с этими электронами не позволяет им вступать в систему сопряжения. Таким образом, в данном случае заместитель может лишь оттягивать электроны из общей системы сопряжения за счет своей более высокой электроотрицательности.

-М эффект

Сравнение –М и +М эффекта фенол бензальд егид

Задания

Расположите кислоты в порядке увеличения кислотных свойств: муравьиная, уксусная или хлоруксусная?

Кд уксусной кислоты- 4,88·10¯ Кд муравьиной кислоты- 1,8·10¯ Кд хлоруксусной кислоты- 1,3810³

Для ряда дикарбоновых кислот указаны константы кислотности при ионизации по первой ступени (К110): НООС-СООН 5900 НООС-СН-СООН 149 НООС-(СН)-СООН 6,4 НООС-(СН)-СООН 4,5 НООС-(СН)-СООН 3,8 Объясните закономерность

Почему акриловая кислота сильнее пропионовой?

Для ряда одноосновных кислот указаны константы кислотности (К10): СН=СН-СООН 5,56 СН=СН-СН-СООН 4,62 СН=СН-СН-СН -СООН 2,11 Объясните закономерность

Даны следующие органические вещества: бензол, толуол, бромбензол, нитробензол. Расположите вещества в порядке увеличения реакционной способности в реакции нитрования.

И фенолы и предельные одноатомные спирты имеют гидроксогруппу. Однако фенол взаимодействует с щелочью, а спирт нет. Почему?