ЗАЖИГАЛКИН А.В., Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии СТАНДАРТИЗАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль стандартизации в формировании нормативной базы Единого экономического пространства ЭЛЬКИН ГРИГОРИЙ ИОСИФОВИЧ Руководитель Федерального агентства по.
Advertisements

Роль стандартизации в создании системы технического регулирования Таможенного Союза и единого экономического пространства Элькин Григорий Иосифович Руководитель.
Роль региональных организаций по стандартизации в формировании единого экономического пространства С.В. Ильин Зав. НИО-106 ВНИИНМАШ, к.т.н.
Доклад ПРИЗНАНИЕ РАБОТ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В. В. Назаренко, Первый заместитель.
Заместитель начальника управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России Воропаев Григорий Владимирович Разработка Технического регламента.
Заместитель директора Департамента надзорной деятельности МЧС России МАКАРЕВИЧ Анатолий Александрович Техническое регулирование в области пожарной безопасности.
Техническое регулирование. Перспективы развития в интересах российского бизнеса Заместитель директора ВНИИНМАШ по научной работе ФИЛИППОВ Павел Васильевич.
«Об изменениях в законодательстве в области обязательного подтверждения соответствия товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» Доклад.
Начальник Центра технического регулирования ФГБУ ВНИИПО МЧС России Стрекалёв Александр Николаевич 1.
« Основные направления государственной политики Республики Татарстан в области качества и проведения реформы технического регулирования » Мингалеев Ильдар.
1 Реализация требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в рамках ТС, ЕврАзеС и ЕЭП Гончарова Ксения Игоревна.
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва, 19 Марта 2014 Техническое регулирование в Российской Федерации Леонидов Константин.
Ольгинка 2013 Докладчик: Шендерович Леонид Александрович Начальник испытательного центра ОАО «ССКТБ-ТОМАСС»
Сертификация в рамках Таможенного союза. Специалист по нормативно-технической документации ФБУ «Калмыцкий ЦСМ» Сердюкова Ю.Н.
Организационное заседание Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия 14 февраля 2013г.
Формирование системы технического регулирования Евразийского экономического союза БОЙЦОВ Василий Борисович, Директор департамента технического регулирования.
Глазко Татьяна Владимировна БелГИСС. Принципы : … приоритетное использование международных и межгосударственных стандартов … Стандартизация, как ключевой.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Бойцов Василий Борисович.
Формирование доказательной базы технических регламентов и системы оценки соответствия в рамках Единого экономического пространства.
Система технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства 2014 БОЙЦОВ Василий.
Транксрипт:

ЗАЖИГАЛКИН А.В., Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии СТАНДАРТИЗАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ УФА, 2012

Наиболее актуальные факторы (вызовы) в техническом регулировании и стандартизации 1. Формирование Единого 1. Формирование Единого экономического пространства экономического пространства Россией, Беларусью и Казахстаном Россией, Беларусью и Казахстаном 2. Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) 3. Необходимость скорейшей модернизации и инновационного развития экономики (новая индустриализация) Успешное решение этих задач возможно только путем формирования экономики качества!

Договорно-правовая база Единого экономического пространства в области технического регулирования Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия на территории Таможенного союза Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия Установление и применение единых обязательных требований к продукции Установление единых правил проведения работ по оценке соответствия

Соглашение о единых принципах и правилах Технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от Технические регламенты решают только вопросы безопасности продукции!

ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКЦИИ, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС 61 объект технического регулирования низковольтное оборудование лифты машины и оборудование строительные изделия игрушки средства индивидуальной защиты медицинские изделия аппараты, работающие на газообразном топливе оборудование, работающее под избыточным давлением автомобильные дороги синтетические моющие средства алкогольная продукция зерно уголь и продукты его переработки сельскохозяйственная техника пищевые продукты химическая продукция парфюмерно- косметическая продукция на основе Директив ЕС Нового подхода на основе Директив ЕС Старого подхода иные Утвержден Решением КТС от 28 января 2011 г. 526 Не допускается установление в национальном законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень

Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов ТС Свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза Расшифровывается как Евразийское соответствие (Eurasian Conformity) Утв. Решением КТС от 15 июля 2011 г. 711 с изменениями утв. Решением КТС от 23 сентября 2011 г. 800

Модель технического регулирования соответствует «новому подходу» и «глобальному подходу» в Европейском союзе Технический регламент Стандарты на продукцию Стандарты на методы испытаний Модель технического регулирования в СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП

ЕврАзЭС Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация Республика Таджикистан Республика Узбекистан ЕврАзЭС Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация Республика Таджикистан Республика Узбекистан ЕЭП Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация ЕЭП Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация ШОС Республика Казахстан Китайская Народная Республика Кыргызская Республика Российская Федерация Республика Таджикистан Республика Узбекистан ШОС Республика Казахстан Китайская Народная Республика Кыргызская Республика Российская Федерация Республика Таджикистан Республика Узбекистан Союзное государство Республика Беларусь Российская Федерация Союзное государство Республика Беларусь Российская Федерация Республика Молдова Румыния Российская Федерация Сербия Турция Украина ЧЭС Азербайджанская Республика Республика Албания Республика Армения Республика Болгария Греция Грузия Межгосударственный стандарт – универсальный инструмент снятия барьеров на постсоветском пространстве

График разработки первоочередных технических регламентов ТС ВКЛЮЧАЕТ 47 ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, ИЗ НИХ ПРИНЯТО 24 Утв. Решением КТС от 8 декабря 2010 г. 492 Стандарты на требования Стандарты на методы испытаний Методики выполнения измерений Технические регламенты, содержащие существенные требования Технические регламенты, содержащие конкретные требования Применение единых для всех государств – членов ТС межгосударственных стандартов (ГОСТ) для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза в результате применения на добровольной основе для осуществления оценки (подтверждения) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза На переходный период (до принятия ГОСТ) применяются национальные (государственные) стандарты государств – членов Таможенного союза: ГОСТ Р, СТБ, СТ РК

Евразийская экономическая комиссия (с ) (вместо КТС) Россия Казахстан Беларусь - Совет ЕЭК -- Коллегия ЕЭК Принятие технических регламентов Координация действий в области технического регулирования Стандартизация Обеспечение единства измерений Аккредитация Подтверждение соответствия Государственный контроль (надзор) Установление ответственности в области технического регулирования Распределение полномочий в рамках технического регулирования Таможенного союза

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И СТАНДАРТОВ РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ 15% 35% 50%50% 50%50% ПОДГОТОВКА СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ Внедрение технических регламентов и стандартов - основа системы технического регулирования ЕЭП

Реализация требований технических регламентов ТС ПРИНЯТО 24 ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА Применение единых для всех государств – членов Таможенного союза межгосударственных стандартов ГОСТ УТВЕРЖДЕНЫ ПЕРЕЧНИ СТАНДАРТОВ под ТР ТС: содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза около 3000 стандартов около 4000 стандартов, в том числе МВИ из 7000 стандартов - около 50% ГОСТ

Беларусь Украина Азербайджан Туркменистан Таджикистан Кыргызстан Казахстан Россия Узбекистан Молдова Армения 490 (из них 449 – Россия) Динамика разработки межгосударственных стандартов ГОСТ В 2012 г. к настоящему моменту утверждено более 450 ГОСТ

Динамика разработки национальных стандартов РФ и международных стандартов ИСО/МЭК

Информация о разрабатываемых межгосударственных стандартах (данные АИС МГС) Всего тем по ПМС на гг 3504 Беларусь98 Казахстан135 Молдова4 Россия3141 Узбекистан4 Украина122 Россия в году – председатель МГС СНГ!

С тандартизация и устойчивое развитие

Информационная совместимость МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ Надежность Энерго­ сбережение Ресурсо- сбережение Техническая совместимость Охрана окружающей среды Энергетическая эффективность Системы менеджме нта, в том числе СМК Трансферт наилучших доступных технологий Поддержка инновационной деятельности Качество МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Вклад стандартизации в модернизацию

Сфера распространения стандартизации шире, чем сфера действия технических регламентов Фонд стандартов Качество Надежность Взаимозаменяемость Методы контроля Безопасность (не более 20%) Совместимость Качество услуг Эргономика Энергоэффективность

Направления стандартизации в сфере инновационных технологий в России Интеллектуальные системы управления новыми видами транспорта (ИТС) Интеллектуальные энергетические системы (Smart Grid) Освоение нефтегазовых месторождений Высокотехнологичное медицинское оборудование Современные информационные, управляющие и навигационные системы (ГЛОНАСС) Оптические, электрооптические и оптоэлектронные устройства (фотоника) Современные материалы (композиты, наноматериалы) Высокоскоростной железнодорожный транспорт Инновационные биотехнологии

Концепция развития национальной системы стандартизации Развитие законодательных основ стандартизации Разработка национальных и межгосударственных стандартов в приоритетных отраслях экономики Развитие стандартизации в рамках МГС СНГ Развитие стандартизации оборонной и специальной продукции с учетом ее особенностей Усиление роли бизнеса в работах по стандартизации Активизация участия Росси и в международных региональных организациях по стандартизации как национального органа по стандартизации Развитие экономических основ стандартизации Развитие работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации Развитие стандартизации инновационной продукции и аспектов стандартизации по вопросам качества Информационное обеспечение в области стандартизации Направления развития национальной системы стандартизации Необходим ФЗ «О стандартизации»!

Стандартизация – мощный инструмент регулирования производственной деятельности Стандартизация позволяет: исключить излишнюю дифференциацию продукции; обеспечивать сосредоточение инвестиций и ресурсов на важных производственных направлениях - повышает уровень взаимодействия участников производственного процесса Стандарты – инструмент повышения качества производства и продукции! Стандарты: представляют собой один из инструментов, призванный не допускать попадания на рынок некачественной или просто опасной продукции; позволяют производителям получать доступ к научно обоснованным знаниям без существенных материальных затрат; учитывают интересы большинства и направлены на обеспечение совместимости продукции и в этом смысле повышают уровень конкуренции; нацелены на гармонизацию и позволяют реализовывать крупные международные проекты; обеспечивают требования технических регламентов, позволяя предприятиям совершенствовать продукцию и обеспечить безопасность производства - являются мощным инструментом снижения расходов производства - являются эффективным инструментом государственного контроля и надзора

ISO 9000 требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий ISO требования к системе экологического менеджмента ISO требования к системе энергетического менеджмента OHSAS (Occupational Health and Safety Management Systems) требования к системе управления охраной здоровья и безопасностью персонала … TQM (Total Quality Management) всеобщий менеджмент качества TPS (Toyota Production System) производственная система компании Toyota Бережливое производство (LEAN) концепция менеджмента, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь КАЙДЗЕН японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства Деловое совершенство модель Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) … 22 Обзор зарубежных систем менеджмента качества и бережливого производства

Сопоставление курса акций сертифицированных и несертифицированных компаний 23 Стоимость портфеля ценных бумаг, тыс. долл. Сертифицированные Не сертифицированные * S&P 500 фондовый индекс, в корзину которого включено 500 избранных акционерных компаний США, имеющих наибольшую капитализацию. По данным Business Excellence, 2011, 7 Оценка эффективности применения ISO 9000 (по результатам исследования, проведенного BSI)

Q1 Поставки на Форд Самооценка Постоянное улучшение ISO/TS ISO MMOG QOS ISO Как стать глобальным поставщиком FORD Пирамида требований Q1

АнглияВ период спада британской экономики (1979 г.) выпущен стандарт BS 5750 «Система качества». Правительство страны финансировало внедрение этого стандарта в малом и среднем бизнесе (до 500 человек) СШАВ 1987 г. Р.Рейганом принят национальный закон о повышении качества, учредивший Национальную премию по качеству Малкома Болдриджа. Ежегодно Премию вручает Президент США ГерманияВ гг. реализована правительственная «Программа по повышению качества». С 1995 г. реализована пятилетняя программа «Производство 2000» с финансированием 37 млн. марок РоссияВ 1996 г. Постановлением Правительства России учреждена Премия Правительства Российской Федерации в области качества Примеры стимулирования и мер государственной поддержки за рубежом и в России 25

Основные причины недостаточного внимания промышленности к вопросам качества 1. Приоритет контроля качества над «встроенным качеством». 2. Длительный период приватизации и перераспределения активов. 3. Низкий уровень конкуренции на внутреннем рынке. 4. Недостаточное количество профессиональных менеджеров на всех уровнях управления. 5. Распределение управленческих полномочий «владелец-менеджер». 6. Недостаток российских экспертов в области управления качеством. 7. Отсутствие реального эффекта от сертификации ISO Отсутствие государственной политики в области качества. 26 Необходима четкая государственная стратегия (политика) в области качества!

1.Необходимо стимулирование инвестиций, направленных на внедрения современных методов менеджмента качества и бережливого производства 2.Необходимы региональные программы и проекты, направленные на применение систем менеджмента качества предприятиями регионов. 3.Необходимо провести в регионах РФ цикл семинаров, посвященных современным методам эффективного управления производством, российскому и зарубежному опыту их применения. 4.Необходимо организовать работу по подготовке системы руководств, технических спецификаций, методических материалов, включая национальные стандарты в области менеджмента качества и бережливого производства. 5.Обеспечить совершенствование нормативно-правовых основ стандартизации в целях применения стандартов для повышения качества и конкурентоспособности российской промышленности. Некоторые задачи по формированию и реализации государственной политики качества 27 Необходимо привязать инструменты качества к культурным, экономическим и географическим особенностям России!

Повышение производительности в 1,5 – 2 раза Сокращение времени производства в 1,5 – 2 раза Уменьшение себестоимости выпускаемой продукции от 20 до 50% Снижение уровня несоответствий с 1000 ррm до 10 ррm Увеличение возможностей по объему выпускаемой продукции Повышение конкурентоспособности на 10 – 20 пунктов рейтинга Ожидаемый эффект от реализации «правильной» политики в области качества 28 Политика в области качества – важный инфраструктурный макроэкономический инструмент, решающий задачи роста национальной экономики!