Выявление и устранение административных барьеров на пути инвестиций и развития предпринимательства в Республике Калмыкия Элиста Февраль 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные принципы и механизмы ускоренного привлечения частных инвестиций в реализацию Национального проекта МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской.
Advertisements

МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЧС РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА Телефон: (495)
1 Консультативная служба по иностранным инвестициям, совместная служба Международной финансовой корпорации и Всемирного банка Административные барьеры.
CEFC Опыт анализа и снижения административных барьеров в субъектах Российской Федерации. Чем может быть полезна административная реформа? Добролюбова Елена.
Общая оценка работы территориального подразделения на основе результатов анкетирования* Система независимого общественного контроля *Примечание: Анкетирование.
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН с учетом требований Федеральных законов от ФЗ.
1 1 Значительно облегчает получение услуг гражданами и организациями Обеспечивается серьезный экономический эффект Предоставление государственных и муниципальных.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
МЭСИ Ярославский филиал МЭСИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Погорелов В.В. аспирант Руководитель: Макарова М.В.
Влияние административной и регуляторной среды на развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Проведение мониторинга уровня административных барьеров для развития малого и среднего предпринимательства, возникающих при осуществлении контрольно-надзорной.
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Нормативно - правовое обеспечение лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля Похабова Светлана Валерьевна, главный специалист.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области Об опыте правоприменительной.
1 АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ КОМИТЕТ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ.
1 Реформирование организации налогообложения в России Жаклин Кулидж Всемирный банк Формирование благоприятной нормативно-правовой базы для развития малого.
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации А.В.
Транксрипт:

Выявление и устранение административных барьеров на пути инвестиций и развития предпринимательства в Республике Калмыкия Элиста Февраль 2011 г.

2 Всемирный банк ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Выявить наиболее серьезные административные барьеры на пути инвестиций и развития предпринимательства. Собрать информацию о фактических финансовых и временных затратах, которые несет бизнес при прохождении административных процедур. Оценить качество управления и услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями. Получить субъективные оценки предпринимателями бюрократической нагрузки на бизнес. Определить «точку отсчета» для мониторинга изменений в регулировании административных процедур. Провести межрегиональное сравнение. Способствовать развитию диалога между бизнесом и властью на основе результатов исследования для обсуждения рекомендаций и включения их в программу реформирования инвестиционного климата в регионе.

3 Всемирный банк ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА Законодательство по обследуемым процедурам: федеральное, региональное и муниципальное. Опрос представителей 250 частных предприятий - юрлиц и 150 индивидуальных предпринимателей Республики Калмыкия. Всего 400 респондентов. Выборка отражает структуру генеральной совокупности для предприятий – юрлиц и ИП по отраслям. Исследование проходило летом 2010 года. Данные собирались за 2009 и I полугодие 2010 года. Данные по регионам, с которыми производится сравнение, собраны за следующие периоды: по Республике Татарстан и Ростовской области за 2007 год, по Республике Адыгея за 2008 год, по Карачаево-Черкесской Республике и Республике Северная Осетия- Алания за 2006 год.

4 Всемирный банк ВОПРОСЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ПРОЦЕДУРЫ, СВЯЗАННЫЕ С НАЧАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Регистрация бизнеса и постановка на учет – юрлица или индивидуального предпринимателя Лицензирование транспортной, медицинской и фармацевтической деятельности, прочей деятельности ПРОЦЕДУРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕДЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Сертификация Проверки ПРОЦЕДУРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ БИЗНЕСА РЫНОК ПОСРЕДНИЧЕСКИХ БИЗНЕС-УСЛУГ

5 Всемирный банк ШАБЛОНЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРОЦЕДУРАМ В рамках проекта также составлены шаблоны по процедурам размещения в виде таблиц, описывающих все этапы, сроки, стоимость и исполнителей каждой административной процедуры, как это определено законодательством и применяется на практике. Шаблоны позволяют, например, предпринимателю, быстро узнать обо всех этапах и участниках процедуры, их правах и обязанностях, оценить стоимость и длительность этапов и всех процедуры. Шаблоны повышают прозрачность и предсказуемость административных процедур для предпринимателей. Могут быть полезным источником информации для регулирующих ведомств. Регулирующие ведомства зачастую знают только о своей части административной процедуры и не интересуются административной нагрузкой на бизнес, которую несет вся процедура в целом, а также не сотрудничают с другими ведомствами – участниками процедуры в интересах предпринимателей.

6 Всемирный банк ШАБЛОНЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРОЦЕДУРАМ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПРОЕКТ Шаблон 1. Процедура получения земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий (сооружений) Шаблон 2. Процедура получения в аренду объекта недвижимости (здания, строения, помещения), находящегося в муниципальной или государственной собственности Шаблон 3. Процедура перевода помещения (здания) из жилого фонда в нежилой Шаблон 4. Процедура получения земельного участка для строительства (из муниципальной или государственной собственности) Шаблон 5. Процедура согласования предпроектной и проектной документации на строительство, получение разрешения на строительство объекта и сдачи в эксплуатацию

7 Всемирный банк ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ

8 Всемирный банк Отношение властей различного уровня к бизнесу, по мнению бизнеса

9 Всемирный банк Конфликты с органами власти ЧАСТОТА КОНФЛИКТОВ БИЗНЕСА И ВЛАСТЕЙ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ КОНФЛИКТАХ С МЕСТНЫМИ ВЛАСТЯМИ В Республике Калмыкия конфликты бизнеса и власти редки. В случае возникновения конфликты с местной властью чаще всего решаются неформальными способами

10 Всемирный банк ЧАСТОТА КОНФЛИКТОВ БИЗНЕСА И МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ КОНФЛИКТАХ С МЕСТНЫМИ ВЛАСТЯМИ Для сравнения

11 Всемирный банк Бюрократическая нагрузка на бизнес (затраченное время, %)

12 Всемирный банк Шкала оценки: 1 – нет проблемы 2 – минимальная 3 – средняя 4 – большая 5 – непреодолимая Число ответивших, ед. Оценка предпринимателями проблематичности различных аспектов ведения бизнеса Средняя оценка

13 Всемирный банк Шкала оценки: 1 – нет проблемы 2 – минимальная 3 – средняя 4 – большая 5 – непреодолимая Средняя оценка Оценка предпринимателями проблемности различных аспектов ведения бизнеса в разных регионах

14 Всемирный банк Доля респондентов, прибегавших к неофициальным платежам

15 Всемирный банк Доля респондентов, прибегавших к неофициальным платежам, региональное сравнение, %

16 Всемирный банк Взаимоотношения бизнеса и власти. Выводы Предприниматели Республики Калмыкия оценивают отношение властей к бизнесу как нейтральное: основная доля респондентов считает, что власти бизнесу не помогают, но и не мешают. Конфликты с властями как федерального, так и республиканского и местного уровня достаточно редки. Несколько чаще бизнес конфликтует с местной властью: именно на этом уровне решаются самые сложные для предпринимателей вопросы размещения и функционирования. 12% респондентов Республики Калмыкия считают, что местная власть негативно влияет на бизнес. Такое же число респондентов (12%) отмечают положительное влияние. Споры с местной властью бизнес в Республике Калмыкия предпочитает решать посредством полюбовного соглашения, через суд или путем обращения в вышестоящий орган. Решение вопросов, связанных с административным регулированием, отнимает у руководителей бизнеса немного времени. Только 17% директоров вынуждены тратить более 30% своего рабочего времени на решение бюрократических вопросов. Прохождение большинства административных процедур в Республике Калмыкия для бизнеса не является проблемным. Самыми большими проблемами для бизнеса Республики Калмыкия является доступ к финансированию и коррупция. О коррупции заявили 13% от выборки, для трети из них это «большая» и «непреодолимая» проблема, при этом неофициальные платежи используются редко.

17 Всемирный банк ПРОЦЕДУРЫ, СВЯЗАННЫЕ С НАЧАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Регистрация бизнеса и постановка на учет юрлица (ООО) или индивидуального предпринимателя Лицензирование транспортной, медицинской и фармацевтической деятельности, прочей деятельности

18 Всемирный банк Временные затраты, календарных дней Финансовые затраты, тысяч рублей Частота неофициальных платежей, % Регистрация бизнеса и постановка на учет. Затраты Республика Татарстан, Томская область Республика Калмыкия Республика Северная Осетия-Алания Лучшие и худшие показатели в регионах, которые были исследованы за последние 5 лет. Томская область Республика Калмыкия Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Адыгея Республика Северная Осетия-Алания

19 Всемирный банк ДОЛЯ РЕСПОНДЕНТОВ, ОЦЕНИВШИХ ЧАСТОТУ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ХОДЕ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ КАК «ЧАСТО» И «ВСЕГДА» Очереди Необходимость использования связей для решения вопроса Необходимость многочисленных согласований Бюрократический произвол отдельных чиновников Недостаточная компетентность чиновников Нетактичное поведение отдельных чиновников Непредоставление информации, необходимой для прохождения процедуры Разночтения в толковании законодательства Требование предоставления избыточного - по сравнению с законом - числа документов Неудобный график работы Прямые или косвенные намеки на необходимость доп. оплаты услуг Регистрация бизнеса и постановка на учет. Негативные явления

20 Всемирный банк Уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности В ходе анализа была выделена группа предпринимателей, проходивших процедуру регистрации в годах и относящихся по виду деятельности к следующим: производство потребительских товаров, розничная торговля, оптовая торговля, услуги населению. Таким образом, в данную группу попадает максимальное число предпринимателей, которые проходили процедуру регистрации по уведомительному принципу. Для сравнения также была выделена группа предпринимателей, зарегистрировавшихся в 2008 году и занимающихся аналогичными видами деятельности. Между данными группами проведено сравнение оценок сложности процедуры регистрации (по шкале, где 1 – процедура не создает никаких проблем, 2 – создает минимальную проблему, 3 – среднюю проблему, 4 – большую проблему, 5 – непреодолимую проблему). Процедура регистрации воспринимается обеими группами предпринимателей на одном уровне проблематичности, а именно на уровне минимальной проблемы. Следует сделать вывод, что на практике применение данной статьи закона пока еще не ощущается предпринимателями. Вероятно, это связано с недостаточной информированностью предпринимателей и самих чиновников о произошедших изменениях в законодательстве. Федеральным законом от N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Статья 8) и Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» с 1 июля 2009 года введен уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (всего 36 работ и услуг). Оценка сложности процедуры регистрации Зарегистрировавшиеся в 2008Зарегистрировавшиеся в ,8 2,1

21 Всемирный банк Сильные стороныСлабые стороны 1.Регистрация бизнеса и постановка на учет оценены предпринимателями как необременительные процедуры. 2.Финансовые и временные затраты в ходе регистрации относительно невысоки. 1.Основные проблемы при прохождении регистрации : очереди необходимость использования связей Регистрация бизнеса и постановка на учет. Выводы

22 Всемирный банк Повысить эффективность работы «одного окна». Провести хронометраж работы регистрирующих органов на предмет загруженности делопроизводством, с учетом потоков посетителей. Составить удобный график работы для посетителей. Внедрить и поддерживать эффективную систему организации приема посетителей (например, использовать систему электронного управления очередью и предварительной записи на прием по телефону). Организовать консультационную помощь бизнесу на этапе подготовки документов. На базе службы занятости проводить обучение потенциальных предпринимателей. Регистрация бизнеса и постановка на учет. Рекомендации

23 Всемирный банк Временные затраты, календарных дней Финансовые затраты, тысяч рублей Частота неофициальных платежей, % Лицензирование транспортной деятельности. Затраты Ростовская область, Карачаево-Черкесская Республика Республика Калмыкия Республика Татарстан Лучшие и худшие показатели в регионах, которые были исследованы за последние 5 лет. Республика Северная Осетия-Алания Республика Калмыкия Республика Татарстан Республика Адыгея, Ростовская область, Карачаево-Черкесская Республика Республика Калмыкия Республика Татарстан

24 Всемирный банк Временные затраты, календарных дней Финансовые затраты, тысяч рублей Частота неофициальных платежей, % Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности. Затраты Томская область Республика Калмыкия Республика Северная Осетия-Алания Лучшие и худшие показатели в регионах, которые были исследованы за последние 5 лет. Карачаево-Черкесская Республика Республика Калмыкия Томская область Республика Северная Осетия-Алания Республика Калмыкия Республика Татарстан

25 Всемирный банк ДОЛЯ РЕСПОНДЕНТОВ, ОЦЕНИВШИХ ЧАСТОТУ ПОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУР ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КАК «ЧАСТО» И «ВСЕГДА» Необходимость многочисленных согласований Необходимость использования связей для решения вопроса Очереди Бюрократический произвол отдельных чиновников Разночтения в толковании законодательства Требование предоставления избыточного по сравнению с законом числа документов Неудобный график работы Избыточная частота проверок Нетактичное поведение отдельных чиновников Недостаточная компетентность чиновников Избыточные требования в ходе проверки Непредоставление информации, необходимой для прохождения процедуры Прямые или косвенные намеки на необходимость дополнительной оплаты услуг Заказные проверки Лицензирование. Негативные явления

26 Всемирный банк Сильные стороныСлабые стороны 1.Получение лицензий не является дорогостоящим. 1.Получение лицензий требует от предпринимателей Республики Калмыкия достаточно больших временных затрат. 2.Основные проблемы: многочисленные согласования, необходимость использования связей, очереди. Лицензирование. Выводы

27 Всемирный банк Проанализировать источники формирования затрат предпринимателей при лицензировании. Повысить информированность бизнеса: совместно с лицензирующими органами подготовить материалы с описанием процедуры и требованиями к документам; с законодательными актами; контактами ответственных за процедуру; проводить «информационные дни»; активно использовать Интернет-ресурсы для размещения детальной информации о процедуре в целом и по каждому виду лицензируемой деятельности; содействовать организации взаимной помощи среди предпринимателей, имеющих лицензии на конкретные виды деятельности. Рассмотреть возможность подготовки и сдачи документов в электронном виде. Тогда соискатели и лицензиаты из отдаленных районов смогут сократить свои издержки на поездки в лицензирующие органы. Это также позволит оптимизировать работу специалистов лицензирующих органов и сократить время приема оригиналов документов. Лицензирование. Рекомендации

28 Всемирный банк СРЕДИ ТЕХ, КТО ДОЛЖЕН ВСТУПАТЬ В СРО: Вступление в саморегулируемые организации (СРО) 14% респондентов, которые должны вступать в СРО, планируют прекратить данный вид деятельности в будущем.

29 Всемирный банк С КАКИМИ СЛОЖНОСТЯМИ ПРИШЛОСЬ СТОЛКНУТЬСЯ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В СРО? Вступление в СРО. Негативные явления

30 Всемирный банк Сильные стороныСлабые стороны 1.Потенциально прогрессивная форма регулирования. 1.Вступление в СРО дорогостоящая процедура. 2.Основные проблемы: большой размер членского взноса, высокая стоимость страховых полисов Вступление в СРО. Выводы Повысить информированность бизнеса: подготовить материалы с описанием процедуры и требованиями к документам; законодательством; с контактами ответственных за процедуру; способствовать созданию консультационных пунктов; Шире популяризировать и разъяснять в СМИ подробности вступления в СРО. На сайте Правительства Республики разместить список уже имеющихся СРО с контактной информацией. Рекомендации

31 Всемирный банк ПРОЦЕДУРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕДЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сертификация Проверки

32 Всемирный банк Временные затраты, календарных дней Финансовые затраты, тысяч рублей Частота неофициальных платежей, % Сертификация. Затраты Республика Калмыкия Карачаево-Черкесская Республика Республика Татарстан Лучшие и худшие показатели в регионах, которые были исследованы за последние 5 лет. Республика Северная Осетия-Алания Республика Калмыкия Ростовская область Республика Калмыкия Карачаево-Черкесская Республика Республика Татарстан

33 Всемирный банк Сильные стороныСлабые стороны 1.Процедура сертификации не является проблемной для бизнеса. 2.Наиболее распространена сертификация потребительских товаров. 1.Финансовые затраты достаточно высоки. Сертификация. Выводы Региональным и/или муниципальным органам поддержки предпринимательства рассмотреть возможность аккумулирования информации по сертификации в едином ресурсе. Для информирования предпринимателей использовать электронные ресурсы, например, сайты по поддержке предпринимательства. Проводить тематические семинары для предпринимателей. Рекомендации

34 Всемирный банк Проверки. Охват и количество в годах Число компаний, проходивших проверки в годах, % от всех респондентов Среднее количество проверок за годы В годах были проверены 86% предприятий, попавших в выборку. В среднем каждое из них было проверено 1,3 раза.

35 Всемирный банк Проверки. Количество на одно предприятие, которое прошло соответствующий вид проверки Среднее количество плановых проверок в годах Среднее количество внеплановых проверок в годах

36 Всемирный банк Проверки. Затраты Временные затраты, чел./ дней Частота неофициальных платежей, %

37 Всемирный банк ДОЛЯ РЕСПОНДЕНТОВ, ОТМЕТИВШИХ НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ Проверки. Наиболее проблемные органы власти

38 Всемирный банк Проверки. Порядок проведения ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАКИХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПИСЬМА О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК, ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ПРОТОКОЛЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК, ЗАПИСЫВАЮТСЯ В ЖУРНАЛЕ ПРОВЕРОК? Предъявляют письма Предоставляют протоколы Записываются в журнале

39 Всемирный банк ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ ОБЯЗАНЫ ИМЕТЬ ПУБЛИЧНО ДОСТУПНЫЙ СПИСОК ПЛАНОВЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК? К СПИСКАМ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК КАКИХ ОРГАНОВ ВЫ ИМЕЕТЕ ДОСТУП? Проверки. Доступ к спискам плановых проверок

40 Всемирный банк Проверки. Внеплановые ДОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, НА КОТОРЫХ БЫЛИ ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ПОСЛЕ 1 МАЯ 2009 ГОДА* ДОЛЯ ТЕХ, КОМУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ ПРЕДЪЯВИЛИ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ * С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года (заменил 134-ФЗ от 8 августа 2001 года)

41 Всемирный банк Сильные стороныСлабые стороны 1.Большинство проверок не затратны по времени (длятся не дольше 3-х человеко-дней). 2.Большая часть контролирующих органов соблюдает формальный порядок при проведении проверок: предъявляют письма о проведении проверки, записываются в журнале проверок, представляют протоколы по результатам проверки. 1.Предприниматели Республики Калмыкия подвергаются проверкам часто: 86% всех респондентов были проверены в годах. 2.Наибольшие затраты предприниматели несут при проведении налоговых проверок: 1 проверка занимает в среднем 9 человеко- дней. 3.Менее всего предприниматели удовлетворены контрольно-надзорной деятельностью ФАС, местных органов власти, налоговых органов, ДЭБ МВД. 4.Участковые милиционеры менее всего соблюдают формальные порядки при проведении проверок % предпринимателей не знают о существовании списков плановых проверок. Проверки. Выводы

42 Всемирный банк Разъяснять функции инспекторов, права и обязанности предпринимателей в ходе проверок через публикации в СМИ, на сайтах, инспекторами – в ходе проверок. Организовать бесплатные консультации для предпринимателей по вопросам, связанным с проверками. Сделать информацию о законодательстве любого уровня, регулирующем проверки, публично доступной, в том числе на сайтах контрольно-надзорных органов, в согласовании с этими органами. Регулярно обновлять информацию с учетом всех изменений. Четкие комментарии к законодательству и процедурам помогут предпринимателям понимать предъявляемые требования. Четко описать процесс обжалования при проверках и разместить эту информацию на сайте. Регулярно обучать специалистов, осуществляющих проверки, соблюдению положений законодательства. Проводить, по возможности, вместо выездных, документарные плановые проверки. Проверки. Рекомендации

43 Всемирный банк ПРОЦЕДУРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ БИЗНЕСА

44 Всемирный банк Получение земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий Получение в аренду объекта недвижимости (здания, строения, помещения), находящегося в муниципальной или государственной собственности Перевод помещения (здания) из жилого фонда в нежилой Процедуры размещения бизнеса проходили 54 юридических лица и 24 индивидуальных предпринимателя, что составляет 20% от всех респондентов Исследуемые процедуры

45 Всемирный банк Шкала оценки: 1 – нет проблемы 2 – минимальная 3 – средняя 4 – большая 5 – непреодолимая Оценка предпринимателями степени проблематичности различных процедур размещения бизнеса Большинство процедур относится к категории «минимальная проблема» Средняяоценка Число сталкивавшихся, ед. Получение зем. участка под зданием в собственность или аренду Получение разрешения на строительство Сдача объекта строительства в эксплуатацию Получение зем. участка для строительства Аренда недвижимости из мун. или гос. собственности Перевод помещений из жилого фонда в нежилой Перевод земель с/х назначения в пр. категории Республика Калмыкия Республика Адыгея Сложность процедуроценивали всепредприниматели, которыекогда-либо сталкивались сданными процедурами входе своей деятельности.

46 Всемирный банк Перевод помещения /здания из жилого фонда в нежилой Самая сложная процедура может проходить быстрее Временные затраты, календарных дней Финансовые затраты, тысяч рублей Частота неофициальных платежей, % Карачаево-Черкесская Республика Республика Калмыкия Томская область Республика Калмыкия Республика Адыгея Республика Татарстан Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Северная Осетия – Алания Лучшие и худшие показатели в регионах, которые были исследованы за последние 5 лет.

47 Всемирный банк Получение зем. участков в собственность или аренду Вторая по длительности процедура размещения имеет резервы для оптимизации и сокращения временных затрат предпринимателей Временные затраты, календарных дней Финансовые затраты, тысяч рублей Частота неофициальных платежей, % Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Татарстан Республика Калмыкия Республика Адыгея Республика Татарстан Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Татарстан Лучшие и худшие показатели в регионах, которые были исследованы за последние 5 лет.

48 Всемирный банк Получение в аренду объекта недвижимости Наиболее дорогостоящая из процедур размещения может проходить дешевле и быстрее. Временные затраты, календарных дней Финансовые затраты, тысяч рублей Частота неофициальных платежей, % Республика Адыгея Республика Калмыкия Ростовская область Томская область Республика Калмыкия Республика Татарстан Республика Адыгея Республика Калмыкия Томская область Лучшие и худшие показатели в регионах, которые были исследованы за последние 5 лет.

49 Всемирный банк Процедуры размещения бизнеса. Оценка органов власти

50 Всемирный банк Республика КалмыкияРеспублика Адыгея ВСТРЕЧАЕМОСТЬ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ, среднее для всех органов власти, % Процедуры размещения бизнеса. Негативные явления Очереди Требование предоставления избыточного по ср. с законом числа документов Недостаточная компетентность чиновников Необходимость использования связей для решения вопроса Бюрократический произвол отдельных чиновников Неудобный график работы Необходимость многочисленных согласований Непредоставление информации, необходимой для прохождения процедуры Нетактичное поведение отдельных чиновников Прямые или косвенные намеки на необходимость доп. оплаты услуг Разночтения в толковании законодательства

51 Всемирный банк Число сталкивавшихся, ед. Наиболее проблемные Оценка органов власти. Наиболее типичные проблемы Наименее проблемные Очереди Бюрократический произвол отдельных чиновников Недостаточная компетентность чиновников

52 Всемирный банк Наиболее проблемные Оценка органов власти. Наиболее типичные проблемы Наименее проблемные Число сталкивавшихся, ед. Очереди Бюрократический произвол отдельных чиновников

53 Всемирный банк НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ В гг. Процедуры размещения бизнеса. Оценка органов власти Фед. служба гос. регистрации кадастра и картографии по РК (Росреестр) Министерство по земельным и имущественным отношениям по РК Отдел арх. и градостроительства Мэрии г. Элисты ФГУП «Ростехинвентаризация» ОАО «Калмэнергосбыт» Агентство по зем. участкам, управление и распоряжение кот. осуществляется РК ГИБДД МВД Комитет по упр. мун. имуществом Мэрии г. Элисты НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ С ДАННЫМ ВЕДОМСТВОМ, ОТДЕЛЬНО ПО ПРОЦЕДУРАМ Получение земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий - 17% Получение в аренду объекта недвижимости, находящегося в мун. или гос. собственности - 16% Перевод помещения из жилого фонда в нежилой - 7%

54 Всемирный банк НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ В гг. Процедуры размещения бизнеса. Оценка органов власти Фед. служба гос. регистрации кадастра и картографии по РК (Росреестр) Министерство по земельным и имущественным отношениям по РК Отдел арх. и градостроительства Мэрии г. Элисты ФГУП «Ростехинвентаризация» ОАО «Калмэнергосбыт» Агентство по зем. участкам, управление и распоряжение кот. осуществляется РК ГИБДД МВД Комитет по упр. мун. имуществом Мэрии г. Элисты Получение земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий - 11% Перевод помещения из жилого фонда в нежилой - 14% НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ С ДАННЫМ ВЕДОМСТВОМ, ОТДЕЛЬНО ПО ПРОЦЕДУРАМ

55 Всемирный банк НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ В гг. Процедуры размещения бизнеса. Оценка органов власти Фед. служба гос. регистрации кадастра и картографии по РК (Росреестр) Министерство по земельным и имущественным отношениям по РК Отдел арх. и градостроительства Мэрии г. Элисты ФГУП «Ростехинвентаризация» ОАО «Калмэнергосбыт» Агентство по зем. участкам, управление и распоряжение кот. осуществляется РК ГИБДД МВД Комитет по упр. мун. имуществом Мэрии г. Элисты Получение в аренду объекта недвижимости, находящегося в мун. или гос. собственности - 13% Перевод помещения из жилого фонда в нежилой - 7% Получение земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий - 17% НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ С ДАННЫМ ВЕДОМСТВОМ, ОТДЕЛЬНО ПО ПРОЦЕДУРАМ

56 Всемирный банк НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ В гг. Процедуры размещения бизнеса. Оценка органов власти Фед. служба гос. регистрации кадастра и картографии по РК (Росреестр) Министерство по земельным и имущественным отношениям по РК Отдел арх. и градостроительства Мэрии г. Элисты ФГУП «Ростехинвентаризация» ОАО «Калмэнергосбыт» Агентство по зем. участкам, управление и распоряжение кот. осуществляется РК ГИБДД МВД Комитет по упр. мун. имуществом Мэрии г. Элисты Получение в аренду объекта недвижимости, находящегося в мун. или гос. собственности - 13% Перевод помещения из жилого фонда в нежилой - 7% Получение земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий - 19% НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ С ДАННЫМ ВЕДОМСТВОМ, ОТДЕЛЬНО ПО ПРОЦЕДУРАМ

57 Всемирный банк НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ В гг. Процедуры размещения бизнеса. Оценка органов власти Фед. служба гос. регистрации кадастра и картографии по РК (Росреестр) Министерство по земельным и имущественным отношениям по РК Отдел арх. и градостроительства Мэрии г. Элисты ФГУП «Ростехинвентаризация» ОАО «Калмэнергосбыт» Агентство по зем. участкам, управление и распоряжение кот. осуществляется РК ГИБДД МВД Комитет по упр. мун. имуществом Мэрии г. Элисты Получение в аренду объекта недвижимости, находящегося в мун. или гос. собственности - 26% Перевод помещения из жилого фонда в нежилой - 7% Получение земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий - 11% НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ С ДАННЫМ ВЕДОМСТВОМ, ОТДЕЛЬНО ПО ПРОЦЕДУРАМ

58 Всемирный банк НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ В гг. Процедуры размещения бизнеса. Оценка органов власти Фед. служба гос. регистрации кадастра и картографии по РК (Росреестр) Министерство по земельным и имущественным отношениям по РК Отдел арх. и градостроительства Мэрии г. Элисты ФГУП «Ростехинвентаризация» ОАО «Калмэнергосбыт» Агентство по зем. участкам, управление и распоряжение кот. осуществляется РК ГИБДД МВД Комитет по упр. мун. имуществом Мэрии г. Элисты Получение земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий - 9% НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ С ДАННЫМ ВЕДОМСТВОМ, ОТДЕЛЬНО ПО ПРОЦЕДУРАМ

59 Всемирный банк НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ В гг. Процедуры размещения бизнеса. Оценка органов власти Фед. служба гос. регистрации кадастра и картографии по РК (Росреестр) Министерство по земельным и имущественным отношениям по РК Отдел арх. и градостроительства Мэрии г. Элисты ФГУП «Ростехинвентаризация» ОАО «Калмэнергосбыт» Агентство по зем. участкам, управление и распоряжение кот. осуществляется РК ГИБДД МВД Комитет по упр. мун. имуществом Мэрии г. Элисты Получение земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий - 2% Получение в аренду объекта недвижимости, находящегося в мун. или гос. собственности - 3% НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ С ДАННЫМ ВЕДОМСТВОМ, ОТДЕЛЬНО ПО ПРОЦЕДУРАМ

60 Всемирный банк НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ В гг. Процедуры размещения бизнеса. Оценка органов власти Фед. служба гос. регистрации кадастра и картографии по РК (Росреестр) Министерство по земельным и имущественным отношениям по РК Отдел арх. и градостроительства Мэрии г. Элисты ФГУП «Ростехинвентаризация» ОАО «Калмэнергосбыт» Агентство по зем. участкам, управление и распоряжение кот. осуществляется РК ГИБДД МВД Комитет по упр. мун. имуществом Мэрии г. Элисты Получение земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий - 6% Получение в аренду объекта недвижимости, находящегося в мун. или гос. собственности - 9% Перевод помещения из жилого фонда в нежилой - 7% НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫМ ВЕДОМСТВОМ, % ВЗАИМОДЕЙСТВОВАВШИХ С ДАННЫМ ВЕДОМСТВОМ, ОТДЕЛЬНО ПО ПРОЦЕДУРАМ

61 Всемирный банк Виды имущественных прав на различные виды ресурсов 29% ОПРОШЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ АРЕНДУЮТ У ВЛАСТЕЙ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ИЛИ ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ СЛОЖНОСТИ, КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЮТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПРИ РЕШЕНИИ ВЫКУПИТЬ АРЕНДУЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ: Сбор пакета документов, необходимого для приватизации помещений, требует высоких временных затрат Сбор пакета документов, необходимого для приватизации помещений, требует высоких финансовых затрат Недостаток информации "что и как делать" Приобретение имущества через аукцион лишает нашу компанию возможности выкупать помещения Слишком высокая стоимость имущества Слишком короткие сроки для оплаты в рассрочку выкупаемых площадей Слишком малые площади разрешено приватизировать Городские/региональные администрации препятствуют выкупу площадей,внесённых в план приватизации Компания не испытывает никаких проблем при решении выкупить помещения 55% ИЗ НИХ (ИЛИ 8% ВСЕХ РЕСПОНДЕНТОВ) ХОТЕЛИ БЫ ВЫКУПИТЬ АРЕНДУЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ 55% ИЗ НИХ (ИЛИ 8% ВСЕХ РЕСПОНДЕНТОВ) ХОТЕЛИ БЫ ВЫКУПИТЬ АРЕНДУЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ Республика Калмыкия Республика Адыгея

62 Всемирный банк Процедуры размещения бизнеса. Выводы Сильные стороны 1.По субъективной оценке предпринимателей, процедуры размещения в Республике Калмыкия являются относительно беспроблемными. Скорее всего это связано с меньшей требовательностью предпринимателей Республики Калмыкия по отношению к органам власти, поскольку оценка финансовых и временных затрат в сравнении с другими регионами говорит о наличии неиспользованных возможностей по упрощению данных процедур. 2.Временные затраты на процедуры размещения также характеризуют регион как относительно беспроблемный среди других регионов РФ, обследованных за последние 4 года – есть регионы, в которых аналогичные процедуры требуют заметно больше времени. Это может быть связано как с отличиями в специфике объектов, относительно которых проходят процедуры предприниматели в различных регионах, так и с меньшим количеством предпринимателей обращающихся за соответствующими административными услугами в Республике Калмыкия по сравнению с другими регионами. 3.Республика Калмыкия характеризуется достаточно низким показателем практики применения неофициальных платежей в ходе процедур размещения среди других регионов ЮФО и прочих регионов РФ, обследованных за последние 4 года. Это может быть связано с особенностями местного предпринимательского сообщества: обширными и тесными родственными и социальными связями, позволяющими обходиться без неофициальных платежей, возможно, с повышенной осторожностью предпринимателей во время проводившихся интервью и нежеланием «выносить сор из избы», боязнью возможных последствий.

63 Всемирный банк Процедуры размещения бизнеса. Выводы Слабые стороны 1.Наибольшие трудности у предпринимателей вызывает процедура перевода помещения (здания) из жилого фонда в нежилой: самая высокая оценка степени проблемности ( 2,8, что близко к уровню «средней проблемы») и самые высокие временные затраты (116 календарных дней в среднем) и наибольший показатель неофициальных затрат при прохождении процедуры (14%). 2.Наибольшие сложности предприниматели Республики Калмыкия испытывают при взаимодействии с Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РК и Министерство по земельным и имущественным отношениям. 3.Самые распространенные проблемы, связанные с взаимодействием с различными органами власти: очереди; бюрократический произвол отдельных чиновников.

64 Всемирный банк Рассмотреть возможности сокращения временных издержек на различных этапах. Рассмотреть возможности сокращения количества посещений различных административных учреждений. Рассмотреть возможность внедрения схем «одного окна» при взаимодействии республиканских и муниципальных ведомств, отвечающих за управление земельными ресурсами и архитектуру. Необходимо повысить информационную доступность, межведомственную согласованность и прозрачность порядка прохождения процедур. Поддерживать усилия ведомств как республиканского, так и муниципального уровня по разработке и улучшению качества административных регламентов по процедурам, связанным с землей и недвижимостью. Поддерживать усилия ведомств по размещению информации по процедурам на своих сайтах в доступной для предпринимателей форме. В этом плане особенно важны полнота информации, адаптированность под регион, а также регулярность и своевременность ее обновления. Процедуры размещения бизнеса. Рекомендации

65 Всемирный банк РЫНОК ПОСРЕДНИЧЕСКИХ БИЗНЕС-УСЛУГ

66 Всемирный банк Регистрация бизнеса и постановка на учет Лицензирование Сертификация СамостоятельноС привлечением посредников Республика КалмыкияРеспублика Адыгея Регистрация бизнеса и постановка на учет Лицензирование Сертификация ДОЛЯ «НАВЯЗАННЫХ» ФИРМ Практика обращения к фирмам-посредникам при прохождении процедур регистрации бизнеса, лицензирования, сертификации Максимальный показатель Республика Калмыкия Республика Адыгея

67 Всемирный банк Практика обращения к фирмам-посредникам при прохождении процедур размещения бизнеса Получение зем. участка для строительства Перевод земель сельхозназначения в прочие категории Предпроектные согласования Сдача объекта в эксплуатацию Приобретение земли под зданием Аренда земли под зданием Аренда недвижимости из мун. или гос. собств-ти Приобретение зданий,помещений из мун. или гос. собств-ти Перевод помещения из жилого фонда в нежилой Государственная регистрация сделок с недвижимостью В среднем для всех процедур СамостоятельноС привлечением посредников Республика КалмыкияРеспублика Адыгея Фирмы-посредники не нужны, всё могут сами Услуги фирм-посредников дорогие Не знают о существовании фирм-посредников Фирм-посредников мало Затруднились с ответом ПРИЧИНЫ НЕОБРАЩЕНИЯ К ФИРМАМ-ПОСРЕДНИКАМ Оценить распространенность практики «навязывания» посредников при процедурах размещения бизнеса не представляется возможным из- за относительной редкости процедур размещения, а также слабой распространенности практики обращения к посредникам в РК. Республика Калмыкия Республика Адыгея

68 Всемирный банк Сильные стороныСлабые стороны 1.Предприниматели Республики Калмыкия крайне редко прибегают к услугам посредников при прохождении процедур размещения бизнеса, регистрации бизнеса, лицензирования и сертификации. 2.Большинство предпринимателей, проходящих административные процедуры самостоятельно (87%), считают, что посредники им не нужны и они все могут сделать сами. 1.Рынок посреднических бизнес-услуг в Республике Калмыкия развит слабо. 2.Все зафиксированные случаи прохождения процедуры сертификации при помощи посредников были осуществлены с использованием навязанных компаний. Практика обращения к фирмам-посредникам. Выводы Эффективно функционирующий рынок посреднических бизнес-услуг помогает экономить время и средства предпринимателей, дает им возможность оставаться сфокусированными на своем бизнесе, не отвлекаться на административные процедуры

69 Всемирный банк СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Всемирный банк