Вовлечение гражданского общества в процессы правоприменения и управления в лесном секторе Тепляков В.К. Координатор Глобальной программы МСОП по лесам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
FLEG и гражданское общество Тепляков В.К. Координатор Глобальной программы МСОП по лесам умеренной и бореальной зоны (IUCN TBFP)
Advertisements

1 Приоритетные направления реализации Программы ФЛЕГ в Украине Михаил Попков (Всемирный банк) Алексей Григориев (Международный союз охраны природы) Роман.
Международный Союз охраны природы (МСОП-IUCN) и проблемы правоприменения и управления лесами (FLEG) Заседание Национального Консультативного Комитета программы.
Статистика помощи развитию, распространение информации и эффективность помощи Миша Белкиндас Группа Группы технического содействия в области статистики.
Афанасьев Г.Э. Экспертный клуб промышленности и энергетики Уничтожение медицинских отходов Москва, 2008.
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Модельные леса – универсальные полигоны для организации и проведения научных исследований и совершенствования системы управления лесами системы управления.
Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
1 РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОРХУС-ЦЕНТР КОДИР БОТУРОВ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАТОР ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ.
Проект «Здоровые города» как инструмент охраны здоровья на муниципальном уровне Кувшинников Олег Александрович, Губернатор Вологодской области, Председатель.
Открытость государственных органов: органов: понятие, элементы, НПА, понятие, элементы, НПА, мониторинг, стандарт мониторинг, стандарт Презентацию подготовила.
" Движение против бедности в России. Общественное участие на местном, федеральном и глобальном уровне " Мария Петренко, Центр развития общественных инициатив.
Семинар-конференция «Государственная политика в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» 24 сентября 2012, РАНХ и ГС, Москва.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
Программа ПРООН-ГЭФ экологического оздоровления бассейна Днепра.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Транксрипт:

Вовлечение гражданского общества в процессы правоприменения и управления в лесном секторе Тепляков В.К. Координатор Глобальной программы МСОП по лесам умеренной и бореальной зоны (IUCN TBFP) Tel.+7 (095) Москва, 14 марта 2005

Что такое FLEG? FLEG – это международный добровольный процесс, инициированный рядом стран, и направленный на улучшение исполнения лесного законодательства и управления. FLEG – это международный добровольный процесс, инициированный рядом стран, и направленный на улучшение исполнения лесного законодательства и управления. FLEG – это попытка снижения размерности угроз за счет устранения преград, хотя все это носит системный характер и вполне применимо к любому сектору экономики FLEG – это попытка снижения размерности угроз за счет устранения преград, хотя все это носит системный характер и вполне применимо к любому сектору экономики Неадекватное законодательство Неадекватное законодательство Неэффективное управление Неэффективное управление Не ориентированная социально экономика Не ориентированная социально экономика Слабые демократические институты и т.д. Слабые демократические институты и т.д. FLEG – это способ системного решения проблемы FLEG – это способ системного решения проблемы

Бедность как угроза FLEG тесно связан с бедностью населения FLEG тесно связан с бедностью населения Бедность – основа большинства мировых проблем (угроз), в том числе Бедность – основа большинства мировых проблем (угроз), в том числе Изменения климата Изменения климата Сокращения биологического разнообразия Сокращения биологического разнообразия Социальной напряженности Социальной напряженности Борьба с бедностью – устранение многих преград на пути цивилизованного, устойчивого развития Борьба с бедностью – устранение многих преград на пути цивилизованного, устойчивого развития

Неэффективное управление / исполнение законов как преграда Ухудшение состояния лесного фонда Ухудшение состояния лесного фонда Рост числа пожаров и площади ими пройденной Рост числа пожаров и площади ими пройденной Вспышки массового размножения вредителей и распространение болезней леса Вспышки массового размножения вредителей и распространение болезней леса Сокращение площади лесов и т.д. Сокращение площади лесов и т.д. Сокращение финансовых поступлений Сокращение финансовых поступлений Рост коррупции Рост коррупции Увеличение количества правонарушений, в т.ч. незаконных рубок, и т.д. Увеличение количества правонарушений, в т.ч. незаконных рубок, и т.д.

Незаконные рубки леса и климат Незаконная рубка леса - это Незаконная рубка леса - это неучтенная эмиссия углерода неучтенная эмиссия углерода нарушение привычного хода других лесопользований – недревесные ресурсы леса, охота и пр. нарушение привычного хода других лесопользований – недревесные ресурсы леса, охота и пр. отсутствие поступлений в бюджет и т.д. отсутствие поступлений в бюджет и т.д. Незаконная торговля лесом и лесоматериалами – это неучтенная Киотским протоколом эмиссия в другие страны. Россия теряет в обоих случаях. Незаконная торговля лесом и лесоматериалами – это неучтенная Киотским протоколом эмиссия в другие страны. Россия теряет в обоих случаях. Тем не менее на фоне объемов легальных лесозаготовок, объемы нелегальных рубок на климат существенного влияния не оказывают. Тем не менее на фоне объемов легальных лесозаготовок, объемы нелегальных рубок на климат существенного влияния не оказывают.

Стратегии по борьбе с незаконной деятельностью в лесном секторе Анализ характера, масштабов и причин незаконной деятельности Анализ характера, масштабов и причин незаконной деятельности Борьба с коррупцией в более широком контексте лесов и межотраслевой политики Борьба с коррупцией в более широком контексте лесов и межотраслевой политики Поддержка принятия надлежащих мер на самом высоком уровне Поддержка принятия надлежащих мер на самом высоком уровне Участие гражданского общества, лесной промышленности и местных общин Участие гражданского общества, лесной промышленности и местных общин Разработка стратегий, которые могут быть устойчивыми в долгосрочной перспективе Разработка стратегий, которые могут быть устойчивыми в долгосрочной перспективе Крайне необходимы меры по оценке воздействия стратегии на изменение ситуации (мониторинг), в том числе общественный Крайне необходимы меры по оценке воздействия стратегии на изменение ситуации (мониторинг), в том числе общественный

Стратегии, выходящие за рамки лесного сектора Комплексные реформы политики Комплексные реформы политики экономические, финансовые, отраслевые, конституционные экономические, финансовые, отраслевые, конституционные Укрепление институциональной инфраструктуры в целом Укрепление институциональной инфраструктуры в целом местные общины, средства массовой информации, парламент, судебные органы местные общины, средства массовой информации, парламент, судебные органы Участие гражданского общества Участие гражданского общества семинары для повышения осведомленности, мобилизации и воспитания духа сопричастности общественности, способы сотрудничества семинары для повышения осведомленности, мобилизации и воспитания духа сопричастности общественности, способы сотрудничества Сбор и анализ данных Сбор и анализ данных диагностические обследования для разработки стратегий и повышения осведомленности общественности диагностические обследования для разработки стратегий и повышения осведомленности общественности

FLEG и Россия, мая 2004, Женева, UNFF-4 – приглашение Министерской конференции в Россию (2005) 4 мая 2004, Женева, UNFF-4 – приглашение Министерской конференции в Россию (2005) 18 мая 2004, МПР РФ – установочное совещание с донорами 18 мая 2004, МПР РФ – установочное совещание с донорами 24 июня 2004, МПР РФ – Предварительный проект Концепции министерской конференции FLEG июня 2004, МПР РФ – Предварительный проект Концепции министерской конференции FLEG июля 2004, МПР – совещание по подготовке министерской конференции FLEG июля 2004, МПР – совещание по подготовке министерской конференции FLEG сентября 2004, Женева, – семинар FAO/UNECE по нелегальным рубкам, доклад от России, формулировка термина «незаконные рубки» сентября 2004, Женева, – семинар FAO/UNECE по нелегальным рубкам, доклад от России, формулировка термина «незаконные рубки» 6 октября 2004, Женева – side event по FLEG 6 октября 2004, Женева – side event по FLEG 29 октября 2004, МПР – приказ о создании экспертной группы и предварительный план действий по подготовке к министерской конференции 29 октября 2004, МПР – приказ о создании экспертной группы и предварительный план действий по подготовке к министерской конференции 21 декабря 2004, телеконференция ISC FLEG 21 декабря 2004, телеконференция ISC FLEG 23 декабря 2004, Москва – заседание Лесного общественного совета 23 декабря 2004, Москва – заседание Лесного общественного совета

Из выступления В.П.Рощупкина «Министерством природных ресурсов Российской Федерации разработан ряд конкретных документов нового поколения. К их числу следует отнести: Концепцию развития лесного хозяйства, Экологическую доктрину России, Стратегию сохранения биологического разнообразия в РФ, федеральную целевую Программу "Экология и природные ресурсы России", включающую подпрограмму "Лес". Продолжается работа над новой редакцией Лесного кодекса. Министерство участвует в проведении различных международных и национальных проектов по устойчивому управлению лесами, лесной сертификации, сохранению биоразнообразия. «Министерством природных ресурсов Российской Федерации разработан ряд конкретных документов нового поколения. К их числу следует отнести: Концепцию развития лесного хозяйства, Экологическую доктрину России, Стратегию сохранения биологического разнообразия в РФ, федеральную целевую Программу "Экология и природные ресурсы России", включающую подпрограмму "Лес". Продолжается работа над новой редакцией Лесного кодекса. Министерство участвует в проведении различных международных и национальных проектов по устойчивому управлению лесами, лесной сертификации, сохранению биоразнообразия. В своей деятельности мы с пониманием относимся ко всем неправительственным организациям (НПО), общественным движениям и объединениям, кто старается внести вклад в совершенствование лесной политики и лесного законодательства России, помочь государству в решении насущных проблем повышения социальной, экологической и экономической эффективности использования лесных ресурсов.» В своей деятельности мы с пониманием относимся ко всем неправительственным организациям (НПО), общественным движениям и объединениям, кто старается внести вклад в совершенствование лесной политики и лесного законодательства России, помочь государству в решении насущных проблем повышения социальной, экологической и экономической эффективности использования лесных ресурсов.»

FLEG и Россия, января 2005, Москва, ВБ – первое заседание НПО (IUCN, WWF, SEU, BCC, Greenpeace) – определение отношения к FLEG 12 января 2005, Москва, ВБ – первое заседание НПО (IUCN, WWF, SEU, BCC, Greenpeace) – определение отношения к FLEG 14 февраля 2005, Москва, WWF – второе заседание НПО (те же + Экодаль) – предложения для МКК (ISC) – 14 февраля 2005, Москва, WWF – второе заседание НПО (те же + Экодаль) – предложения для МКК (ISC) – 15 февраля 2005, Москва – научный семинар INDUFOR 15 февраля 2005, Москва – научный семинар INDUFOR февраля 2005, Санкт-Петербург – гражданские слушания IUCN/UK FCO – Климат, FLEG, гражданское общество ( info.spb.ru) февраля 2005, Санкт-Петербург – гражданские слушания IUCN/UK FCO – Климат, FLEG, гражданское общество ( info.spb.ru) info.spb.ruwww.ecom- info.spb.ru февраля 2005, Москва – Первое заседание МКК (ISC) – представители НПО, бизнеса, науки, высшего образования февраля 2005, Москва – Первое заседание МКК (ISC) – представители НПО, бизнеса, науки, высшего образования 2-4 марта 2005, Хабаровск – региональный семинар IUCN/UK FCO 2-4 марта 2005, Хабаровск – региональный семинар IUCN/UK FCO 14 марта 2005, Москва, ФАЛХ – совещание: НПО и госструктуры 14 марта 2005, Москва, ФАЛХ – совещание: НПО и госструктуры 23 марта 2005, Москва, WWF – совещание: НПО и лесопромышленный бизнес 23 марта 2005, Москва, WWF – совещание: НПО и лесопромышленный бизнес апреля 2005, Санкт-Петербург – совещание: лесное хозяйство и лесная промышленность апреля 2005, Санкт-Петербург – совещание: лесное хозяйство и лесная промышленность 6-10 июня 2005, Москва – предварительная конференция ENA FLEG 6-10 июня 2005, Москва – предварительная конференция ENA FLEG Ноябрь 2005, Санкт-Петербург – Министерская конференция ENA FLEG Ноябрь 2005, Санкт-Петербург – Министерская конференция ENA FLEG 2006 – Россия хозяйка G – Россия хозяйка G8

Из выступления В.П.Рощупкина По оценкам ФАО, нарушение национальных законов в лесном секторе разных стран происходит в связи с незаконным захватом и использованием лесов, незаконными рубкой и вывозкой, перевозками и торговлей лесом, с подтасовкой и манипуляцией цен на срубленную древесину, незаконной переработкой древесины любого происхождения. По оценкам ФАО, нарушение национальных законов в лесном секторе разных стран происходит в связи с незаконным захватом и использованием лесов, незаконными рубкой и вывозкой, перевозками и торговлей лесом, с подтасовкой и манипуляцией цен на срубленную древесину, незаконной переработкой древесины любого происхождения. В подавляющем большинстве случаев все виды незаконного пользования лесными ресурсами, включая их переработку, являются следствием недостаточности средств на осуществление государственного контроля лесопользования и учета лесного фонда на различных уровнях лесоуправления. В подавляющем большинстве случаев все виды незаконного пользования лесными ресурсами, включая их переработку, являются следствием недостаточности средств на осуществление государственного контроля лесопользования и учета лесного фонда на различных уровнях лесоуправления.

Уроки предыдущих процессов FLEG Больший шанс продвижения процесса будет в том случае, если правительства, гражданское общество и частный сектор смогут работать согласованно Больший шанс продвижения процесса будет в том случае, если правительства, гражданское общество и частный сектор смогут работать согласованно Участие в предварительных консультативных процессах улучшает уровень и качество вовлечения правительств, гражданского общества и частного сектора в министерскую конференцию Участие в предварительных консультативных процессах улучшает уровень и качество вовлечения правительств, гражданского общества и частного сектора в министерскую конференцию У правительства есть потребность сосредоточиться не только на обязательствах тех или иных отраслевых структур, которые имеют дело непосредственно с управлением лесами, но также и другими секторами, которые воздействуют на леса У правительства есть потребность сосредоточиться не только на обязательствах тех или иных отраслевых структур, которые имеют дело непосредственно с управлением лесами, но также и другими секторами, которые воздействуют на леса Необходимо работать с парламентариями для обеспечения необходимой политической поддержки реформ и их последующего осуществления Необходимо работать с парламентариями для обеспечения необходимой политической поддержки реформ и их последующего осуществления Предварительные совещания и семинары важны как часть устойчивого наращивания потенциала и возможностей, а также информационного обмена. Предварительные совещания и семинары важны как часть устойчивого наращивания потенциала и возможностей, а также информационного обмена.

Уроки … Уроки, изученные в одной стране должны быть действенно применены в других странах на региональном и глобальном уровнях, чтобы ускорить темп реформы управления Уроки, изученные в одной стране должны быть действенно применены в других странах на региональном и глобальном уровнях, чтобы ускорить темп реформы управления Важно строить культуру сотрудничества и доверия в процессе, который имеет дело с трудными и несущими политическую окраску проблемами, затрагивающими интересы многих сторон. Важно строить культуру сотрудничества и доверия в процессе, который имеет дело с трудными и несущими политическую окраску проблемами, затрагивающими интересы многих сторон. Создавая возможности для более широкого обмена идеями и опытом в режиме общения лицом к лицу, через какое-то время доверие к процессу усиливается, перспективы переговоров будут более значимыми, а выполнение рекомендаций министерских конференции улучшится. Создавая возможности для более широкого обмена идеями и опытом в режиме общения лицом к лицу, через какое-то время доверие к процессу усиливается, перспективы переговоров будут более значимыми, а выполнение рекомендаций министерских конференции улучшится. Нужен направленный импульс в существующие сети и процессы, чтобы обратиться ко всем заинтересованным сторонам до, во время и после министерской конференции FLEG Нужен направленный импульс в существующие сети и процессы, чтобы обратиться ко всем заинтересованным сторонам до, во время и после министерской конференции FLEG

Общие задачи Обеспечение заинтересованности, понимания и поддержки Евразийского FLEG процесса со стороны ключевых заинтересованных сторон; Обеспечение заинтересованности, понимания и поддержки Евразийского FLEG процесса со стороны ключевых заинтересованных сторон; Развитие доверия между различными секторами общества (правительство, частный сектор, неправительственный); Развитие доверия между различными секторами общества (правительство, частный сектор, неправительственный); Содействие эффективному и хорошо информированному участию и поддержке Евразийской министерской конференции FLEG со стороны правительств, гражданского общества и частного сектора; Содействие эффективному и хорошо информированному участию и поддержке Евразийской министерской конференции FLEG со стороны правительств, гражданского общества и частного сектора; Создание условий и обеспечение поддержки в выполнении решений министерской конференции. Создание условий и обеспечение поддержки в выполнении решений министерской конференции.

Задачи проекта IUCN/UK FCO Помочь отдельным региональным и местным НПО сформулировать основные причины неэффективности государственного управления лесами и дать предложения по его улучшению Помочь отдельным региональным и местным НПО сформулировать основные причины неэффективности государственного управления лесами и дать предложения по его улучшению Обеспечить возможность полноценного участия гражданского общества в подготовке и министерской конференции ENA FLEG 2005 года и последующей работе Обеспечить возможность полноценного участия гражданского общества в подготовке и министерской конференции ENA FLEG 2005 года и последующей работе Пользуясь накопленным опытом, помочь заинтересованным сторонам своевременно определить возможные способы расширения участия гражданского общества в процессе ENA FLEG на территории России Пользуясь накопленным опытом, помочь заинтересованным сторонам своевременно определить возможные способы расширения участия гражданского общества в процессе ENA FLEG на территории России

Текущий момент ПЛЮСЫ Всемирный банк, EFI, Indufor – исследования, поддержка процесса FLEG Всемирный банк, EFI, Indufor – исследования, поддержка процесса FLEG IUCN (МСОП), TRN, FERN и другие НПО – изучение и привлечение структур гражданского общества IUCN (МСОП), TRN, FERN и другие НПО – изучение и привлечение структур гражданского общества ВВФ (WWF), ВБ – изучение и работа с бизнес структурами по FLEG ВВФ (WWF), ВБ – изучение и работа с бизнес структурами по FLEG МСоЭС, Гринпис, ЦОДП – информационная поддержка, образовательные программы и т.д. МСоЭС, Гринпис, ЦОДП – информационная поддержка, образовательные программы и т.д.МИНУСЫ Постоянное размывание структур лесного хозяйства Постоянное размывание структур лесного хозяйства Криминализация лесного и около лесного бизнеса Криминализация лесного и около лесного бизнеса Ползучее закрытие информации Ползучее закрытие информации Неурегулированные вопросы собственности на леса и т.д. Неурегулированные вопросы собственности на леса и т.д.

Выводы Необходимые меры по улучшению правоприменения в лесном секторе: Эффективный контроль со стороны надзорных служб Эффективный контроль со стороны надзорных служб Сотрудничество между властью, частным сектором и гражданским обществом Сотрудничество между властью, частным сектором и гражданским обществом Разработка эффективных систем проверки и сертификации Разработка эффективных систем проверки и сертификации Обеспечение надлежащей профессиональной подготовки, надлежащего оборудования, надлежащей оплаты труда сотрудников органов правоприменения в лесном секторе Обеспечение надлежащей профессиональной подготовки, надлежащего оборудования, надлежащей оплаты труда сотрудников органов правоприменения в лесном секторе

… а также Организация постоянного консультационного процесса Организация постоянного консультационного процесса Изучение «+» и «-» странового опыта и открытый обмен опытом (lessons learned) Изучение «+» и «-» странового опыта и открытый обмен опытом (lessons learned) Признание важности улучшения осведомленности общества о процессе FLEG Признание важности улучшения осведомленности общества о процессе FLEG И четкого осознания вопросов: Какую силу будут иметь все эти действия в глазах ЛПР? Какую силу будут иметь все эти действия в глазах ЛПР? Нужны ли вообще такие действия для ЛПР? Нужны ли вообще такие действия для ЛПР? Что в такой ситуации может сделать гражданское общество… Что в такой ситуации может сделать гражданское общество…

Процесс FLEG важен Для выработки позиций: Для выработки позиций: Органов власти всех уровней Органов власти всех уровней Министерств и ведомств Министерств и ведомств Гражданского общества Гражданского общества Неправительственных организаций Неправительственных организаций Лесного бизнеса Лесного бизнеса Согласования позиций Согласования позиций Совместных действий Совместных действий Анализ, при необходимости - дополнительные исследования Анализ, при необходимости - дополнительные исследования Синтез, в виде Декларации Синтез, в виде Декларации Исполнение - План действий Исполнение - План действий